Понятие о таинстве Евхаристии




Таинство Евхаристии

 

В Евангелии есть один эпизод внешне не особо выделяющийся из остального повествования, но по сути своей глубоко трагический. Это произошло вскоре после того, как Христос чудесно насытил пятью хлебами пять тысяч человек. Когда изумленные чудом люди хотели провозгласить Христа Царем, они услышали следующее: «Вы ищете меня не потому, что видели чудеса, но потому что ели хлеб и насытились. Истинно, истинно говорю вам, старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную» (Ин.6. 27). Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли. Хлеб же сходящий с небес есть таков, что ядущий его не умрет. «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек. Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинна есть Пища, и Кровь Моя есть истинно Питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем (Ин. 6. 48-56)».

Услышанное повергло кого в ужас, кого в сомнение. Многие из учеников Его, слыша говорили: какие странные слова, кто может это слушать?

От Христа отошли почти все, кроме маленькой группы учеников, но и к ним Господь обратился с вопросом: «Не хотите ли и вы отойти?» Лучшего способа провалить любую миссию представить невозможно, однако Христос сознательно идет на это. Значит им было сказано что-то настолько важное, без чего смысл Его пришествия на землю исчезает. 2 хлеба: хлеб земной и хлеб жизни. Люди выбрали первый и отвергли второй. Но были и те, кто и остался, кто смог не столько понять, сколько почувствовать, что чудесно насытивший хлебом, может совершить более значимое, чем утоление физического голода. Слова о Себе как Хлебе Жизни, ушедшие людские толпы, испытующий взгляд Христов – эта крайняя напряженность ситуации, разрешается верой апостолов.

«Ты Христос Сын Бога Живаго». И если уверовали в это, то к кому же уходить? «Господи, к кому нам идти, не к кому». Если уверовали в Божество Христово, то все прочее, даже непонятное вкушение Его Тела и Крови, уже принять не трудно.

Человечество всегда подстерегал соблазн увидеть в христианстве высокое нравственное учение, тонкую философию, таинственные знания, даже способ организации общества, все что угодно, но только не Тело и Кровь Христову. Однако Сам Господь установил именно такой способ общения с учениками. Не просто через проповедь, молитвы и обряды, но через Таинство Причастия Тела и Крови Христа. «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь, пребывает во Мне». Тело и Кровь Христовы – это мост, переброшенный между Богом и человеком, причем Бог Сам становится этим мостом. «Аз есть Путь и истина, и живот, никто не приходит к Отцу, только через Меня», - говорит Христос.

Принимая в себя Хлеб и Вино Евхаристии как пищу, мы приобщаемся Божественных Тела и Крови, тем самым соединяем свое тело с Телом Христа, и свою кровь с Кровью Христа. Христа прославленного, победившего смерть и грех. То, что мы вкушаем, становится нами. Если материальные лекарства благодаря своему воздействию исправляют неполадки в организме, то Божественная пища приближает всего человека: и дух, и душу, и тело к исполнению Божественного замысла.

Евхаристия – Причастие не просто плоти Христа, но Причастие Воскресшей Плоти. Причастие тому Телу, которое уже преодолело смерть.

Для первой христианской общины реальность присутствие Христа в Дарах Евхаристии была настолько ощутимой, что апостол Павел недолжное неблагоговейное отношение к Причастию называет причиной смерти некоторых христиан.

«Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает. Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром» (1-е Кор. 11. 28-32). То есть, перед Причастием мы должны сами себя осудить. Если мы сами себя не осудим, то осудит нас Господь, и наказание нам немощь, болезнь, смерть.

Но для того, чья душа бежит греха и жаждет иного бытия, Таинство Евхаристии становится поистине неисчерпаемым источником жизни вечной.

Как хлеб земной есть ежедневный источник жизни для народа, так и Его Тело есть такой же ежедневный источник жизни для духа, души и тела человека. Из слов Господа о Причащении: «Истинно, истинно говорю вам, если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6. 53) становится ясно, что Божественное Причащение для христиан настолько необходимо, насколько необходимо и святое Крещение. Поскольку то же самое двойное повеление, которое Он сказал о Крещении, Он сказал и о Божественном Причащении. О святом Крещении Господь сказал Никодиму: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3. 5). И о Божественном Причащении подобным же образом: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого…». Как без Крещения никому невозможно жить духовной жизнью и спастись, так невозможно никому жить и без Причащения. Эти два Таинства имеют то различие, что Крещение происходит один раз, а Причащение совершается постоянно и ежедневно. Отсюда делается вывод, что в Божественном Причащении есть две необходимые вещи: во-первых, оно должно совершаться, во-вторых, совершаться постоянно.

В своей молитве, данной ученикам, Господь повелевает просить: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь» или «на сей день» (Мф. 6, 11). По Евангелию апостола Луки: «Хлеб наш насущный подавай нам на каждый день» (Лк. 11,3).

Это прошение объясняют нам святые отцы:

Тертуллиан (II-III века): «Слова «хлеб наш насущный даждь нам днесь» будем разуметь в духовном смысле. Ибо Христос есть Хлеб наш. В Хлебе есть и приемлется Тело Его… Испрашивая хлеба насущного, мы молимся о непрестанном пребывании во Христе через приобщение Тела Его» (Еп. Феофан. Изъяснение молитвы Господней).

Киприан (III век). «Хлебом нашим называем мы Христа, потому что Он есть Хлеб тех, которые вкушают Тело Его. Хлеб сей давать нам каждодневно просим мы, во храме пребывающие и Евхаристию каждодневно в снедь спасения приемлющие в том смысле, чтобы не произошло какое тяжкое прегрешение, и нам не было воспрещено приобщаться Хлеба Небесного… Так что только те живут, которые вкушают Тела Его и безукоризненно причащаются Евхаристии. То бояться надо было и молиться, чтобы кто-либо, будучи удержан и удален от Тела Христова, не стал далеким от спасения. Чтобы нам, пребывающим во Христе и живущим, не отступать никогда от освящения Телом Его, мы просим каждодневно давать нам Хлеб, то есть Христа».

Понятие о таинстве Евхаристии

Евхаристия есть Таинство, в котором хлеб и вино Духом Святым прелагаются в истинное Тело и в истинную Кровь Господа Иисуса Христа, и верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и в жизнь вечную.

Чинопоследование таинства Евхаристии – Божественная Литургия, является единым и нераздельным священнодействием. Особое значение в чине Литургии имеет евхаристический канон, а в нем центральное место занимает эпиклеза – призывание Духа Святого на Церковь, то есть на евхаристическое собрание и на предложенные Дары.

Хлеб и вино в Евхаристии прелагаются в Тело и Кровь Иисуса Христа действием Святого Духа, личностным ипостасным схождением Третьего Лица на Святые Дары.

Святитель Герман Константинопольский пишет: «Святой Дух, незримо присутствующий по воле и благоволению Отца, являет Божественное действие и рукой иерея свидетельствует, подтверждает и совершает преложение Святых Даров в Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа».

«Через благословение хлеба и вина сущность хлеба целиком претворяется в сущность Плоти Христовой, а сущность вина – в сущность Его Крови».

При этом чувственные свойства хлеба и вина остаются неизменными лишь по видимости, сохраняясь только как внешние случайные признаки.

Святые Отцы Церкви считали, что сущность хлеба и вина в Таинстве Евхаристии сохраняется, хлеб и вино не изменяют своих природных качеств, подобно тому как во Христе полнота Божества нисколько не умаляет полноты и истинности человечества. Приблизить эту тайну к нашему восприятию Святые Отцы пытались посредством образов. Многие из них использовали образ раскаленной сабли: железо, нагреваясь, становится единым с огнем так, что можно жечь железом и резать огнем. Однако ни огонь, ни железо не теряют при этом своих существенных свойств.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: