Таинство Евхаристии
Понятие о таинстве Евхаристии и божественное установление сего таинства Евхаристии есть такое таинство, в котором верующий приобретает под видом хлеба и вина истинного тела и истинной крови Христа Спасителя. От всех прочих таинств Евхаристия отличается преизбытком таинственности и непостижимости, а также чрезвычайным величием преподаваемого в этом таинстве Дара. В то время, как в прочих таинствах (крещении, миропомазании) остается неизменным вещество таинства, в Евхаристии существенным образом изменяются самое вещество таинства - хлеб и вино, - прелагаемые Духом Святым в истинное тело и истинную кровь Господа Иисуса Христа.
Кроме того, если в прочих таинствах верующий получает те или иные частные дары спасительной благодати, то в таинстве Евхаристии, вкушая истинное тело и истинную кровь Христа Спасителя, верующий соединяется с Самим Источником спасительной благодати.
Наконец, Евхаристия есть не только чудеснейшее средство теснейшего соединения с Богом, но вместе с тем, и умилостивительная жертва Богу, приносимая Церковью за всех и за вся верующих - живых и умерших.
Установление этого высочайшего и чудеснейшего таинства Господь предварил обетованием о Нем. Это обетование Он дал в Своей беседе о хлебе животном по случаю насыщения пятью хлебами 5 тысяч человек. В этой беседе, сохраненной нам евангелистом Иоанном (гл. 6-я). Он говорил: "Аз есмь хлеб животный, Иже сшедый с небесе: аще кто снест от хлеба сего, жив будет во веки; и хлеб, его же Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира " (6. 51). В этих словах Иисус Христос представляет Свою плоть, Своё человечество, с одной стороны, как искупительную жертву за мир, с другой стороны - как пищу, дающую верующим живот вечный.
|
Иудеи поняли слова Иисуса Христа буквально, что привело их в недоумение: они стали спорить между собой, говоря, «како может Сей нам дати плоть Свою ясти» (ст. 52) т.е. разумеется ту самую плоть, которую они видели пред собою. И Иисус Христос не только не показал им ничем, что они неправильно поняли Его слова и что слова Его надобно понимать не в собственном смысле, а напротив, еще с большей силой и ясностью продолжал Свою речь в том же смысле, т.е. еще яснее раскрыл учение о вкушении Его плоти. Вот эти знаменательные слова Богочеловека: "Аминь, аминь глаголю вам, аще не снесте плоти Сына человеческаго, ни пиете крови Его, живота не имате в себе; ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день. Плоть бо Моя истинно есть брашно, и кровь Моя истинно есть пиво, ядый Мою плоть и пияй Мою кровь во Мне пребывает и Аз в нем" (Ст. 52- 54).
Также буквально поняли слова Христа и ученики Его, и многие из них пришли в смущение и говорили: "жестого есть слово сие - и кто может его послушати" (ст. 60), и многие из учеников Господа после этой беседы, как замечает евангелист Иоанн, даже "отошли от Него и уже не ходили с Ним" (ст. 66). Иисус Христос, зная, что многие из учеников Его смущаются Его словам и соблазняются, не стал разубеждать их в том, что они якобы неправильно поняли Его слова, а чтобы убедить их в возможности такого чудесного вкушения, указал на другое чудо - чудо Своего будущего вознесения на небо: "сие ли вы блазнит? - спрашивает Он, - Аще убо узрите Сына Человеческаго, восходяще, идеже бе прежде? (ст. 62). Т.е. это ли соблазняет вас? А что же будет, если вы увидите Сына Человеческаго восходящего туда, где Он был прежде?
|
Привести в исполнение это обетование и установить самое таинство Евхаристии Господу угодно было посреди самых важных обстоятельств. Приближалась Иудейская Пасха - величайший из ветхозаветных праздников, прообразовавший собою искупительного Агнца, заколенного в предопределении Божием, от сложения мира. Приближался вместе с тем и час, когда Ему, Агнцу Божию, вземлющему грехи мира, надлежало действительно быть заклану на жертвеннике крестном. В это время, днем ранее того, как обратились праздновать Пасху Иудеи, Господь посылает двух учеников Своих в Иерусалим приготовить место и все нужное для празднования Пасхи. А в самую ночь, в ниже предан бываше, со всеми 12-ю учениками приходит в Иерусалимскую горницу, приготовленную сообразно с Его волею. Здесь, возлегши с учениками Своими, Он прежде всего совершает ветхозаветную Пасху, затем умывает ноги ученикам, научая их смирению и взаимной любви, снова предписывает им о Своих приближающихся страданиях, указывает самого предателя и, наконец, устанавливает таинство Евхаристии. "Ядущим же им, - повествует евангелист Матфей, - прием Иисус хлеб (греч. «той артен» - т.е. квасный, а не опресночный – азимон), и благословив, преломи и даяше ученикам, и рече: приимите, ядите, сие есть тело Мое (греч. "туто Му ести то ема Му"). И прием чашу, и хвалу воздав, даде им, глаголя: пийте от нея вcu! сия бо есть кровь Моя Нового Завета, яже за многия изливаема, во оставление грехов" (26. 26- 28). Подобным образом передает об установлении Евхаристии и евангелист Марк (см. гл. 14, 22- 24 ст.).
|
Согласно с евангелистами и почти буквально сходно с евангелистом Лукою повествует об установлении таинства Евхаристии и св. ап. Павел в 1 Послании к Коринфянам (11, 23- 25 ст.), где читаем "Аз бо приях от Господа, аще и предах вам, - говорит апостол, - яко Господь Иисус в нощь, в ниже предан бываше, прием хлеб, и благодарив, преломи, и рече: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое (у ев. Луки, - "еже за вы даемое"); сие творите в Мое воспоминание. Такоже и чашу по вечери, глаголя: сие чаша, Новый Завет есть в Моей крови (ев. Луки - Моею кровию яже за вы проливается); сие творите, елижды аще пиете, в Мое воспоминание" (1 Кор. 11. 23- 25 ст. Лк. 22, 19- 20).
Видимая сторона таинства Евхаристии
К видимой стороне таинства евхаристии относится: а) вещество, употребляемое для таинства - хлеб и вино, б) священнодействие, во время которого совершается таинство, и в) совершительные слова и действия таинства, т.е. те слова и действия, при которых совершается самое преложение хлеба и вина в тело и кровь Христову.
I. Как при установлении Спасителем на Тайной вечере Евхаристии веществом для нее были хлеб и вино, так и теперь для совершения таинства Евхаристии необходимым веществом для нее служат хлеб и вино.
Хлеб, употребляемый для таинства Евхаристии, должен быть пшеничный, ибо такой хлеб употреблялся Иудеями во дни Иисуса Христа, и такой именно употребляла Церковь всегда для этого таинства, лучший по веществу, из которого приготовляется, и чистый по способу приготовления - этого требует величие и святость таинства. Наконец, евхаристический хлеб должен быть квасный (приготовленный на дрожжах, вскисший), а не опресночный. Долгое время в Церкви не возникало ни споров, ни недоумений о том, каков именно должен быть евхаристический хлеб: повсеместно в Церкви на востоке и западе употребляли для Евхаристии хлеб квасный, исключение составляли лишь евионеи (II в.) и армяне (VII в.), употреблявшие для таинства опресночный хлеб, каковую практику в последствии (в X - XI в.) ввела и западная Церковь.
Необходимо заметить, что для такой практики совершенно нет достаточных оснований, и историческая правда решительно противоречит этой практике, представляя все основания для употребления именно квасного хлеба, что ясно из следующего:
а) Иисус Христос установил таинство Евхаристии "прежде праздника иудейской Пасхи" как об этом ясно говорит ев. Иоанн (13, 1). В ночь по совершении Иисусом Христом Пасхи со Своими учениками Он был взят воинами, на утро следующего дня судим, предан на смерть, распят и даже снят с Креста, когда Иудеи только еще готовились к празднованию Пасхи. Об этом можно заключать из того, что иудеи, приведшие Иисуса Христа после суда над Ним синедриона к Пилату "не вниидоша в притор, да не осквернятся, но да ядят пасху" (Ин. 18, 28). Следовательно, до этого времени иудеи еще не вкушали пасхального агнца, а стало быть, не употребляли и опресноков, так как закон предписывал употребление опресноков, только с вечера Пасхи (т.е. 14-го Нисана). Следовательно, Христос установил таинство Евхаристии до празднования иудеями праздника пасхи, т.е. до употребления опресноков, что дает основание заключать, что при установлении таинства Евхаристии Он употребил хлеб, какой обыкновенно употреблялся у иудеев в дни не пасхальные, т.е. хлеб квасный, а не опресночный. Правда, прежде установления таинства Евхаристии Христос совершил ветхозаветную Пасху по обычаям и закону иудейскому, что предполагает к употреблению агнца и опресноков. Но если и признать, что при совершении ветхозаветной Пасхи Им употреблены были опресноки, то отсюда еще не следует, с необходимостью что и таинство Нового Завета, т.е. Евхаристию Христос установил на опресноках, имевших в Ветхом Завете собою обрядовое значение. Напротив, можно думать, что, совершивши ветхозаветную Пасху на опресноках, таинство Нового Завета Господь установил на новом веществе - на хлебе квасном. Некоторое подтверждение этого можно видеть в том, что евангелисты и ап. Павел, хлеб, употребленный Иисусом Христом при установлении Евхаристии, называют словом "артос" (греч. άρτος) (от глагола "еро" (греч. αίρω) – поднимаю), a это наименование употребляется в Писании предпочтительно для обозначения хлеба поднявшегося, вскисшего, т. е. квасного.
б) На квасном хлебе совершена была Евхаристия и во дни Апостолов. Это видно из того, что евхаристический хлеб везде в книге Деяний называется артосом, а не опресноком (см. Деян. 2. 42- 46 и 20, 7 - также 1 Кор. 10, 11- 16, 20 и след.), а также из того, что в Евхаристии участвовали тогда и все новообратившиеся ко Христу иудеи, а иудеи, которым закон приписывал употреблять опресноки только семь дней в году и больше никогда, не согласились бы принимать таинство на опресноках "во вси дни" (Деян 2, 42–46), пока апостолами не было решено, как смотреть христианам на обрядовый закон Моисеев. Кроме того, в книге Деяний повествуется, что ап. Павел с учениками после дней опресночных отплыл из Филиппин и дней в пять прибыл в Троаду, где и пробыл семь дней, в первый же день недели все собрались для преломления хлеба, т.е. совершения Евхаристии (см. 20, 6- 7). Отсюда ясно, что Евхаристия совершена была в Троаде спустя несколько дней после окончания дней опресночных, т.е. тогда, когда уже совсем не было в употреблении опресноков, следовательно совершена была не на пресном хлебе, а на обычном, квасном, бывшем в повседневном употреблении хлебе. Наконец, Апостолы, определивши на Иерусалимском соборе, что именно из закона Моисеева должно остаться обязательным для христиан и что потерять силу, не заповедали христианам употребления опресноков.
в) На квасном хлебе совершена была Евхаристия в Церкви Христовой и в послеапостольские времена. Это видно из того, что хлеб для совершения Евхаристии обыкновенно был заимствуем из приношений (греч. προσφορά) народа, который, конечно, приносил обыкновенный, квасный, общеупотребляемый хлеб, так как этот хлеб предназначался вместе с тем и для вечерей любви (агап) и для вспомоществования бедным.
Вторым веществом для таинства Евхаристии должно быть виноградное вино. На виноградном вине совершил таинство Евхаристии Сам Спаситель. Преподав ученикам Своим чашу со словами: "пийти от нея вси: сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета". Он непосредственно присовокупил: "глаголю же вам, яко не имам пити отныне от всего плода лознаго до дне того, егда пию с вами нового Царствии Отца Моего" (Мф. 26, 27-29).
И так как в Палестине употреблялось обыкновенное красное виноградное вино (Быт. 49, 11 - Втор. 32, 14) и на таком, конечно, вине совершил таинство Евхаристии и Христос Спаситель, то и Церковь издревле употребляет для Евхаристии красное виноградное вино, тем более, что оно самым видом своим изображает для чувственных очей Кровь Христову. Вино виноградное должно быть цельное, чистое, не смешанное с какой-либо другой жидкостью - этого требует святость и величие таинства. Но при совершении таинства это цельное вино растворяется водою, потому что и Христос, по свидетельству Предания, согласно восточному обычаю употребил на Тайной Вечери вино, растворенное водою: кроме того, соединение вина с водою имеет еще и особое значение, напоминая, что во время крестных страданий Господа из прободенного ребра Его "изыде, кровь и вода" (Ин. 19, 34). Придавая такое значение этому действию (соединению вина с водою) Церковь еще в древности осудила как тех еретиков, которые вовсе не употребляли в евхаристии вина, а только одну воду (анкратиты и манихеи), так и тех, которые употребляли для таинства одно вино, без соединения его с водою (армяне).
II. Священнодействие, во время которого совершается таинство Евхаристии и без которого оно не может быть совершено - есть Литургия. В Литургии, как известно, различают 3 части: проскомидия или приношение, когда приготовляется вещество для таинства, названная так от обычая древних христиан приносить хлеб и вино для Евхаристии; Литургия оглашенных, во время которой приготовляются к таинству христиане и на которой позволялось присутствовать оглашенным, т.е. готовящимся к вступлению в число членов Церкви, и Литургия верных, во время которой и происходит самое совершение таинства.
III.В Литургии верных в частности нужно различать следующие моменты:
а) чтение священнослужителей молитвы, в которой, по вознесении хвалы и благодарения Богу за все Его неисчислимые благодеяния, явленные в творении, промышлении и особенно в ниспослании к нам Сына - Спасителя мира, возглавляются слова, сказанные Спасителем при установлении таинства: «Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… пийти от нея вси, сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета…». В таких словах выражается воля Спасителя о преложении хлеба и вина в Его тело и кровь и «по Его всемогущему повелению, - говорит св. Иоанн Дамаскин, - так бывает и будет, т.е. совершаться преложение хлеба и вина, до того времени, когда приидет, ибо так сказано: дондеже придет». Вместе с этим слова эти составляют и спасительную заповедь, на основании которой (воспоминающе убо спасительную сию заповедь) священнослужители дерзают и без которой никогда не осмелились бы приступить к священнодействию столь великого и страшного таинства.
б) чтение молитвы, в которой священнослужитель, на основании заповеди Спасителя, обращается от лица всех верующих к Богу Отцу о ниспослании Св. Духа на возносимые им Св. Дары ("ниспосли Духа Твоего Святаго на ны и на прележащие Дары сии")
в) троекратное благословение Св. Даров священнослужителем со словами: "и сотвори убо хлеб сей и честное Тело Христа Твоего" (благословляет хлеб), "а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего" (благословляет чашу), "преложив Духом Твоим Святым" (благословляет обоя). "Аминь, аминь, аминь".
Таким образом освящение Св. Даров начинается евхаристической молитвой, продолжается призыванием Св. Духа и оканчивается благословением Даров, когда совершено благословение, священнодействующий земным поклоном изъявляется благоговение уже к Телу и крови Христовым. Так, православно- кафолическая Церковь, верует и свято мудрствует совершатися в Божественной Литургии пресуществление Тела и Крови Христовы наитием и действием Св. Духа чрез призывание архиерейское или иерейское в словесах Богу Отцу молительных "сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым". Так всегда веровала Церковь Христова. Об этом свидетельсвует ее древние Литургии, как Литургия Иакова, брата Господня, Литургия, изложенная в Постановлениях Апостольских, Литургия св. Василия Великого. Во всех этих Литургиях имеются благодарственная молитва, слова установления таинства, призывание Св. Духа на предложенные дары для их освящения и преложения.