Евхаристия в существе своем есть не только таинство, в котором даруется чадам церкви Христовой спасительная пища, но и жертва Богу Отцу, — хвалебная и благодарственная за явленные Им во Христе Иисусе благодеяния и вместе «умилостивительная, приносимая за всех благочестиво живущих и умерших», — за их спасение и оставление грехов.
I. Учение об Евхаристии, как жертве, тесно связано с учением о преложении хлеба и вина в то самое тело Богочеловека, которое претерпело на кресте страдания и смерть за грехи людей, и в ту самую кровь Его, которая была Им пролита за нас на Голгофе. Если Спаситель принес Себя на Голгофе в жертву за грехи всего рода человеческого, а на жертвенниках христианских предлагается то же самое Тело и та же самая Кровь, которые были на кресте жертвою за грехи мира, то ясно, что и Евхаристия представляет собою в собственном смысле жертву, приносимую Им же Самим, вечным Первосвященником. Только отвергающие пресуществление в Евхаристии хлеба и вина в тело и Кровь Богочеловека (протестанты) не признают жертвенного значения за Евхаристией.
Между тем, Евхаристия уже при самом её установлении была не только трапезою, но и жертвою. Об этом свидетельствуют слова, сказанные Спасителем апостолам, когда Господь предлагал им благословенный хлеб и чашу: "приимите, ядите сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое… пийти от нея вси сия есть Кровь Моя Новаго Завета, иже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов". Выражения о Теле "за вы даемо, ломимое" и о Крови - "яже за многие проливаема во оставление грехов" показывают, что здесь имеется в виду не простая трапеза, которая никак не может быть совершена "во оставление грехов", а приношение жертвенное. И это тем более, что установлена была Евхаристия непосредственно по совершении Иисусом Христом пасхи ветхозаветной, а пасха ветхозаветная была не только радостной трапезой, но и жертвой, так как пасхальный агнец приносился Богу в жертву благодарения за избавления домов Израилевых от поражения ангелом губителем.
|
Апостолы также смотрели на Евхаристию, как на жертву, что особенно ясно выражено св. ап. Павлом в 1-м Послании к Коринфянам. Апостол трапезу и алтарь (греч. θυσιαστήριον — жертвенник) христиан противополагает трапезе и жертвеннику язычников, и этим дает видеть, что Евхаристия есть истинное жертвоприношение, и участвующие в ней должны удаляться от жертвоприношений языческих, ибо языческие жертвы приносятся бесом, а не Богови. А в Послании к Евреям тот же Апостол противопоставляет христианский алтарь и жертвоприношение алтарю и жертвоприношению иудейскому. Но как на жертвеннике ветхозаветном приносились жертвы Богу, так и на христианском алтаре приносится Богу истинная жертва, вкушать от которой, однако не могут служащие сени, т.е. скинии.
II. По существу своему евхаристическая жертва тождественна с жертвой крестной. На жертвеннике крестном Иисус Христос Сам был и Первосвященником, приносящим жертву, и исключительной жертвой Богу Отцу за весь род человеческий. То же на жертвеннике бескровного жертвоприношения: и здесь приносит жертву Сам Иисус Христос, как вечный Первосвященник, и приносится то же истинное тело Иисуса Христа, которое страдало и умерло на кресте, та же пречистая кровь Его, которая пролита за нас, — тот же Агнец непорочный. Как тогда, так и теперь, один и тот же и приносяй и приносимый, и жертва и архиерей.
|
Тождественность по существу жертвы евхаристической с жертвой крестной предполагает и одинаковость свойств той и другой жертвы.
Евхаристическая жертва есть жертва хвалебно-благодарственная. Такая Евхаристия была при самом ее установлении, ибо Иисус Христос на Тайной Вечери "взяв хлеб и благодарив, преломил" (Лука. 22. 19)… и "взяв чашу, хвалу воздав", или возблагодарив, подал ученикам (Матф. 26. 27). И по окончании вечери Иисус Христос с учениками воспевше, изыдоша на гору Елеонскую (Мф 26, 30). Совершение Иисусом Христом евхаристической жертвы соединялось с благодарением Богу Отцу и прославлением Его, конечно, за Его любовь, явленную Им в деле искупления и спасения человечества.
Такой же характер имела Евхаристия и в первенствующей Церкви, о чем свидетельствует ап. Павел в своем повествовании об установлении Евхаристии (1 Кор. 11. 23- 24) и в наименовании евхаристической чаши "чашею благословения, юже благословляем" (1 Кор. 10, 16). Такою она останется и доныне. По чину Литургии св. Василия Великаго и св. Иоанна Златоуста, священнодействующий бескровную жертву прежде освящение даров на жертвеннике, воспоминает в тайной молитве своей великие дела Божии - создание человека из небытия, многоразличное попечение о нем после падения и домостроительство спасения его через Иисуса Христа и Всесвятаго Духа. Равным образом и все христиане, присутствующие в храме, во время возношения бескровной жертвы, молитвенно взывают Богу: "Тебе поем, Тебе благословим, Тебе благодарим, Господи…". Хвалебно-благодарственный характер евхаристической жертвы, однако, не состоит лишь только в хвалебно-благодарственных молитвах и песнопениях литургии. И сама бескровная жертва, имеющая пред Богом высокое заместительное значение, есть высочайшее благодарение Богу, почему и таинство называется евхаристией, что значит благодарение.
|
Вместе с тем Евхаристическая жертва есть жертва умилостивительная за живых и умерших. Если эта жертва совершенно тождественна с жертвою крестною, если на жертвенниках христианских предлагаются то же самое тело и та же самая кровь, которые были на кресте жертвою за грехи мира, то ясно, что и евхаристическая жертва имеет то же самое значение. Сила жертвы та же самая, ибо приносится то же самое тело и кровь. Значит, она очищает нас от всякого греха. Поэтому во всех Литургиях, в молитве после освящения Даров силою Св. Духа, выражается, что евхаристическая жертва приносится за спасение всех живых и умерших. В частности она приносится за Церковь воинствующую, за власти церковные и гражданские, за "град в нем же живем, за всякий град и страну и верою живущих в них, за плавающих, путешествующих, недугующих, страждующих, плененных и спасение их" — за «плодоносящих во святых церквах» и вообще за верующий народ, за церковь торжествующую и вообще за «усопших ο надежди воскресения ο жизни вечныя». Нужно, однако, заметить, что за Церковь торжествующую - за усопших святых, спасенных крестной жертвой Христа Спасителя и уже прославленных Богом - священнослужитель молится не с тою целью, чтобы умилостивить Бога за них, а с тою, чтобы их молитвами и предстательством усилить свои молитвы о живых и умерших, чтобы Бог «по молитвам и предстательству их приял наше приношение» (Кирилл Иерусал.), или «посетил нас» (литургия Злат.).
Если Евхаристия есть умилостивительная жертва, имеющая силу преклонять к нам милость Божию, то естественно, что через нее мы можем испрашивать у Бога и разных благ. Поэтому в Литургийных молитвам священнослужитель и просит Бога о ниспослании нам "тихаго и безмолвнаго жития во всяком благочестии и чистоте", об избавлении "града или веси нашего и всякаго града и страны от глада, губительства, труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменных и междоусобные брани" о ниспослании нам богатых щедрот и милости, разных благ духовных и телесных (см. молитвы в чине Литургии св. Василия Великого).
III. При одинаковости по существу и свойствам между голгофской жертвой и жертвой евхаристической, однако же есть и различия между ними. Эти различия состоят в следующем.
Жертва голгофская есть жертва основная, дающая бытие жертве евхаристической. На кресте Иисус Христос единократным приношением приобрел вечное искупление для всего рода человеческого. Бескровным же жертвоприношением усвояются плоды крестного жертвоприношения тем членам Церкви Христовой, Земной и Небесной, за которых приносится эта таинственная жертва и которые способны принимать дары Его благодати. Поэтому-то жертва голгофская принесена однажды, a евхаристическое жертвоприношение со времени установления его и доныне совершается в церкви Христовой по всем странам мира, на бесчисленных жертвенниках, и будет совершаться до второго пришествия Христова.
На Голгофе Иисус Христос принес в жертву естественную плоть и кровь Своего человечества, а в евхаристии Он приносит в жертву Свое истинное тело и истинную кровь, действием Св. Духа преложенные из хлеба и вина и под этими видами присущие. Поэтому евхаристическая жертва, как жертва без страданий, без пролития крови, называется жертвой бескровною и бесстрастною, хотя и приносится в воспоминание страданий и смерти Христовых.
Кровавая жертва принесена Иисус Христом видимо и непосредственно, в дни уничижения, страданиями Его человечества, пролитием крови и смертью тела. Евхаристическая жертва также приносится Иисусом Христом, но воскресшим из мертвых и седящим одесную Бога Отца и не непосредственно, а через посредство пастырей церкви действием Всесвятаго Духа.