Невидимая сторона таинства Евхаристии, пресуществление хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы




Невидимая сторона таинства Евхаристии состоит в том, что в то время, когда священнослужитель, совершающий по заповеди Спасителя таинство Евхаристии, призывает Св. Духа на преложенные дары, благословляет их с молитвою к Богу Отцу "и сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чаши сей честную кровь Христа Твоего, преложив духом Твоим Святым", хлеб и вино действительно прелагаются в Тело и Кровь Христовы. В Послании Восточных Патриархов мысль эта выражается в следующих словах: «Веруем, что по освящении хлеба и вина, хлеб прелагается, пресуществляется, претворяется, преобразуется в самое истинное тело Господа, которое родилось в Вифлееме от Приснодевы Марии, крестилось во Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных, а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную кровь Господа, которая во время страдания Его на кресте излилась за жизнь мира. Поэтому, хотя по освящении св. Даров они для наших внешних чувств остаются теми же, и мы видим по-прежнему хлеб и вино, но на самом деле, невидимо для чувственных очей, хлеб истинно, действительно и существенно бывает, становится самым истинным телом Господа, а вино самою кровию Господнею» (Посл. Вост. Патр.). Утверждая истину пресуществления хлеба и вина в тело и кровь Господню, восточные Патриархи предупреждают, что словом "пресуществление" не объясняется способ или образ, которым хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Господню, ибо сего нельзя постичь никому Кроме Самого Бога, и все усилия желающих постичь это могут быть следствием только безумия и нечестия: "но показывается только то, что хлеб и вино, по освящении, прелагаются в Тело и Кровь Господню не образно, не символически, не преизбытком благодати, не сообщением или наитием единой Божественности Единородного, и не случайная какая-либо принадлежность хлеба и вина предлагается в случайную принадлежность Тела и Крови Христовой каким-либо изменением или смешением, но истинно, действительно, и существенно хлеб бывает самым истинным телом Господним, а вино самою Кровию Господнею".

Указывая на невозможность постичь тайну претворения хлеба и вина в Тело и Кровь Господню, Церковь, однако, никогда не сомневалась в самом факте пресуществления св. Даров, и с решительностью утверждает, что в таинстве Евхаристии действительно присутствуют истинное Тело и истинная Кровь Христовы, что хлеб и вино не суть только знаки или символы, напоминающие верующим об искуплении (как учил Цвингли), что Иисус Христос присутствует в Евхаристии не динамически, т.е. только Своею силою и действием (как учил Цвингли), а реальной действительностью, так что по освящении Св. Даров верующим преподаются уже не хлеб и вино, а истинное Тело и истинная Кровь Господа. Учением православной Церкви, таким образом, совершенно отрицается лютеранское представление о том, что Христос в таинстве Евхаристии будто только проницает хлеб и вино, остающиеся в целости, и только пребывает с ними, в них и под ними Своим Телом и Кровию. Эти представления, не признающее преложения евхаристических даров в тело и Кровь Христовы, совершенно чужды учению Вселенской Церкви о существе таинства Евхаристии.

Св. Церковь с древних времен учила о том, что в Евхаристии, мы вкушаем то самое Тело и Кровь, с которыми страдал и умер Христос. Так, св. Игнатий, обличая докетов, говорит о тождестве евхаристической плоти с плотию, которую Христос имел на земле, которою пострадал и которую воскресил Отец. Св. Иустин мученик пишет: "мы принимаем евхаристию не как простой хлеб и не как простое питие, но мы научены, что чрез слово молитвы пища эта есть кровь и плоть воплотившегося Иисуса". Св. Ириней Лионский учит:" растворенная чаша и приготовленный хлеб принимает Слово Божие и Евхаристия делается Телом Христовым". Претворение евхаристических даров в истинное тело и Кровь Христову, по мысли Св. Отца, происходит от того, что хлеб и вино воспринимают в себя ипостасное Слово Божие.

Далее необходимо указать, что древнейшие литургии, сходные между собою по своему составу, все одинаково содержат, как и ныне употребляемые чины литургий св. Василия Великого и Иоанна Златоуста, молитвы о призывании Св. Духа для освящения Даров и исповедание, что действием или наитием Св. Духа хлеб и вино предлагаются в тело и кровь Христовы. Из эпохи вселенских соборов необходимо указать на исповедание отцов I-го Вселенского Собора, которые учили: "на Божественной трапезе мы не должны просто видеть предложенный хлеб и чашу, но, возвышаясь умом, должны верою разуметь, что на священной трапезе лежит Агнец Божий, вземляй грехи мира, приносимый в жертву священниками, и истинно приемля честное Тело и Кровь Его, должны веровать, что это знамение нашего воскресения. Отцы III-го Вселенского Собора одобрили послание св. Кирилла Александрийского, в котором говорится: «мы совершаем в Церквах бескровную жертву и освящаемся, причащаясь святой плоти и честной Крови Христа, Спасителя всех нас». Отцы VII-го Вселенского Собора свидетельствовали: «никогда никто из труб Духа, т.е. св. апостолов и преславных отцов наших, не назвал бескровной жертвы образом плоти Христовой, но самым Телом и самой Кровью» Господней.

Из приведенных свидетельств ясно, что древняя Вселенская Церковь на евхаристические виды смотрела не как на символы только Тела и Крови Христовых, но как на действительные Тело и Кровь Господа, утверждая, таким образом, преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы.

На чем же основывается это учение Церкви о существе таинства Евхаристии, о действительном пресуществлении евхаристических Даров? Ясные и непоколебимые основания это учение имеет в Св. Писании. Сюда относятся прежде всего слова обетования Христа Спасителя о таинстве Евхаристии. «Аз есть хлеб животный, иже сшедший с небесе. Аще кто снесть от хлеба сего, жив будет вовеки, и хлеб, егоже Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира» (Ио. 6. 51). Мысли этого чтения таковы: Христос есть хлеб жизни, вкушающий сего хлеб будет жить вечно, хлеб, которого дает Христос, есть плоть Его, которую Он отдает за жизнь мира, т.е. Его тело - таков буквальный, непосредственный смысл слов Христовых. Так именно, т.е. в буквальном смысле поняли Слова Христа и Его слушатели – иудеи, которых слова эти так поразили, что они начали спорить между собою: "пряхуся же между собою жидове, глаголюще, како может сей нам дати плоть Свою ясти" (Ио. 6. 52). И Иисус Христос не только не отверг такое, т.е. буквальное понимание Своих слов, не только не показал, что они неправильно поняли Его слова, как Он это делал в других случаях, например, в беседе с Никодимом о вторичном рождении (Ио. 3, 3 – 5), или в беседе с иудеями о истинной свободе (Ио. 9, 32. и след.), или в беседе о сне - смерти Лазаря (Ио.11, 11, 14), или в беседе о закваске фарисейской и саддукейской (Мф.16. 6- 12 и др.), а еще с большей ясностью, силой и отчетливостью продолжал Свою речь, предложив учение о вкушении плоти и крови Его в таких словах: "аминь, аминь, глаголю вам, аще не снесте плоти Сына Человеческого, ни пиете Крови Его, живота не имате в Себе. Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь, имать живот вечный и Аз воскрешу его в последний день. Плоть бо Моя истинно есть брашие и Кровь Моя истинная есть пиво" (Ио. 6. 53- 55). Дальнейшее изложение беседы Господа показывает, что и ученики Господа также буквально поняли слова Его, и многим из них мысль о вкушении плоти и крови своего учителя показалась настолько необычной и неприемлемой, что они с ропотом говорили: "жестоко есть слово сие, кто может его послушати" (Ио. 6. 60). И с тех пор многие из Его учеников отошли от Него и уже не ходили с Ним. Однако и на этот раз Христос не стал разубеждать учеников, отшедших от Него в том, что они неправильно поняли слова Его, а только к оставшимся с Ним 12-ми обратился с вопросом: "не хотите ли и вы отойти?" На что ап. Петр ответил: "К кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни" (ст. 67- 68).

Понимание слов обетования в какой-либо несобственном и переносном смысле и невозможно. Выражение "есть плоть" в переносном смысле означает: «причинять другому зло, наносить жестокую обиду, злословить, клеветать» (см. Иов. 19, 22; Ио. 26. 2; Мак. 3, 3).

Следовательно, если слова обетования Спасителя о Евхаристии понимать в переносном смысле, то они будут иметь следующий смысл. Ядый мою плоть, т.е. причиняющий Мне величайшее зло, обиду - имать живот вечный, и наоборот, аще не снесте плоти Сына Человеческаго, т.е. если не будете наносить Ему жестоких обид, злословить и клеветать на Него - живота не будете иметь в себе. Очевидна несообразность подобного сочетания мыслей, неизбежная при метафорическом понимании выражений.

Повествование синоптиков об установлении таинства Евхаристии также требует буквального понимания слов Спасителя. Все синоптики согласно свидетельствуют, что Господь Иисус на Тайной Вечери, взяв хлеб, благословил, преломил и раздавая его ученикам, сказал: «примиите, ядите, сие есть Тело Мое, аще за вы ломимое», и взяв чашу с вином и воздав хвалу Богу, подал ее ученикам, говоря, «пийти от нея вси, сия бо есть Кровь Моя Новаго Завета, еже за многие изливаема во оставление грехов»(Мф. 26. 26; Мр. 1. 4. 22; Лк. 19. 22).

Отступать здесь от буквального понимания слов Спасителя, в которых Он с такой ясностью свидетельствует, что под видами хлеба и вина в таинстве Евхаристии предаются Его истинное Тело и Его истинная Кровь, нет ни малейшего основания. Напротив, понимать их в буквальном смысле заставляет:

а) важность самого момента. Господь произнес эти слова в последние часы пред Своими страданиями и смертию, когда Он, по сознанию самих учеников, уже ни о чем не беседовал в притчах, а глаголах прямо, не бинуйся, что совершенно исключает какую-либо неясность и неточность речи, могущую ввести в заблуждение и учеников и в дальнейшем всю Церковь;

б) наименование преподаваемой чаши с вином "Кровью Новаго Завета" невольно возводило мысль и к моменту утверждения Ветхого Завета, когда Моисей, взяв кровь и окропив ею народ, говорил: "Сия есть кровь Завета, егоже завеща Господь" (Исх. 24. 8). Но Моисей несомненно проливал тогда действительную кровь тельчую, которая прообразовала искупительную кровь Агнца, закланнаго за грехи мира на жертвеннике крестом. Следовательно и Иисус Христос преподал ученикам в чаше завета истинную, действительную кровь Свою;

в) заслуживает внимания и самый образ выражения, точнее конструкции речи, которая имеется здесь в греческом тексте: существительные "артос" (άρτος) – хлеб и "линос" (ποίνος) - вино по гречески мужескаго рода, а "туто" (τοίτο) - "сие" - среднего рода. Отсюда очевидно, что слово "туто" - "сие"- относиться не к хлебу и вину, тогда оно стояло бы в мужском роде, а к словам "сома" (σώμα) - тело и "ена" (αίμα) - кровь, которые по-гречески также среднего рода. Τοίτο указывает на то, что держал Иисус Христос в руках Своих и преподавал ученикам. Иисус Христос, как бы так говорил, сие, что Я вам даю Тело Мое, или иначе: приимите, ядите вот это (хлеб), есть Мое Тело. Отсюда и связка «есть» в приведенных словах должна быть понимаема не в смысле "означает" или «знаменует», а в своем прямом значении, то есть, что Спаситель под видом хлеба и вина преподал ученикам истинное Тело Свое и истинную Кровь Свою. Такое, т. е. строго буквальное понимание слов установления таинства, требуется и следующим. О том, что имеет видимость хлеба, Спаситель сказал Своим ученикам, что оно за вы даемо, a o том, что имеет видимость вина, сказал: яже за многия изливаема во оставление грехов. Этим указывается на существенное тождество вкушаемого под видом хлеба и вина с распятым на кресте телом и с пролитою кровью Богочеловека.

Согласно с Евангелистами повествует об установлении Евхаристии св. ап. Павел. Он почти дословно приводит слова установления Евхаристии и понимает эти слова буквально. Это видно из того, что предостерегая коринфских христиан от недостойного приобщения Евхаристии, Апостол говорит: "Да искушает же человек себе, и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет. Ядый бо и пияй недостойно, суд себе яст и пиет не рассуждая Тела Господня" (1 Кор. 11. 28- 29). По мысли Апостола недостойно причащающийся Евхаристии навлекает на себя осуждение, потому что он не отличает Евхаристию от обыкновенной пищи, поэтому Апостол настойчиво внушает христианам " да испытывает жа себя человек и таким образом пусть есть от хлеба сего и пиет от чаши сей…, а кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней " (1 Кор. 11, 27, 28). Для Апостола, таким образом, несомненно, что Евхаристические хлеб и вино суть действительное Тело и Кровь Господа, или иначе, что под видом хлеба и вина причащающиеся вкушают истинное Тело и истинную Кровь Господа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: