Непостижимость Евхаристической тайны




Изменение существа хлеба и вина в Евхаристии в существо Тела и Крови Христовой есть непостижимая для нас тайна, составляющая предмет благоговейной веры христианина. Из богословских терминов, выражающих эту тайну, надлежит отметить древний термин "преложение" и позднейший "пресуществление". Первый термин мы находим в чине Литургии и в совершительных словах таинства. "И сотвори убо хлеб сей честное Тело Христа Твоего, а еже в чащи сей честную Кровь Христа Твоего, преложив Духом Твоим Святым". Второй термин "пресуществление" вошел в употребление на западе в 11- 12 вв., а на востоке еще позднее в 15 в. Ни один из этих терминов равно как и другие выражения, встречающиеся еще у отцов Церкви, например преобразование, претворение не объясняют, как именно хлеб и вино прелагаются в Тело и Кровь Христовы, ибо сего нельзя постичь никому кроме Самого Бога. Святые отцы Церкви, желая приблизить эту тайну к нашему уразумению, сравнивали Евхаристическое преложение хлеба и вина с претворением воды в вино в Кане Галилейской (св. Кирилл Иерусалимский), а также с превращением в нас самих хлеба и вина или воды, принимаемых нами в пищу, неведомо для нас в наше тело и кровь (св. Григорий Кисский и св. Иоанн Дамаскин).

С той целью возможного уяснения этой тайны и в предупреждение неправильных представлений о ней, Послание Восточных Патриархов выражает следующие частные истины относительно образа присутствия Христа в таинстве Евхаристии:

а) Хотя хлеб и вино в таинстве Евхаристии претворяется собственно в Тело и Кровь Господа, но Он присутствует в этом таинстве не только Своим Телом и Кровью, но и всем существом Своим - с душою и Божеством…. Которое Ипостасно и нераздельно соединено с Его человечеством. Поэтому-то и учил Христос: " Ядый Мою плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем " (Ио. 6. 56);

б) Хотя Тело и Кровь Господа разделяются и раздробляются при причащении верующих, но это бывает только с видами хлеба и вина. А на самом деле в каждой части - до малейшей частицы преложенного хлеба и вина находится не какая-либо отдельная часть Тела и Крови Господней, но Тело Христово всегда целое и во всех частях единое, и в каждой части присутствует весь Христос Богочеловек. Эту истину Вселенская Церковь выражает в чинопоследованиях Литургии, когда говорит: «раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и неразделяемый, всегда ядомый и николиже иждиваемый, но причащающиеся (разумеется достойно) освящаяй»;

в) Хотя Евхаристия совершается одновременно во многих местах вселенной, но не много Тел Христовых, а один и тот же Христос присутствует истинно и действительно, одно Тело Его и одна Кровь Его во всех отдельных церквах верных. И это не потому, что тело Господа, находящееся на небесах, нисходит на жертвенник, но потому, что хлеб преложения, приготовленный порознь во всех церквах, и по освящении претворяемый и пресуществляемый, делается одно и то же с телом, сущим на небесах. Ибо всегда у Господа одно тело, a не многие во многих местах.

г) Хлеб и вино, пресуществившись в Тело и Кровь Христову, уже не прелагается в свое прежнее естество, и остаются навсегда Телом и Кровью Господней, независимо от того, будут ли они употребляемы верующими. На этом основании в Церкви с древних времен существует обычай совершать в известные дни Литургии на преждеосвященных Дарах, а также хранить освященные Дары в священных сосудах для напутствования больных и умирающих этими дарами, как истинным телом и кровию Христовою.

д) Так как в Евхаристии хлеб и вино по освящении суть самое Божественное Тело и самая Божественная Кровь Господа Иисуса, по Телу и Крови Господней в таинстве Евхаристии надлежит воздавать ту же честь и боголепное поклонение, каким мы обязаны Самому Господу Иисусу.

Противники учения ο пресуществлении иногда говорят, что это учение опровергается свидетельством наших чувств, ибо и по освящении евхаристических даров мы видим и вкушаем хлеб и вино. Если же, однако, действительно бывает чудо пресуществления, то почему Бог скрывает от нас вид тела и крови в тайне причащения? В «Правосл. исповедании» дается такое разъяснение этого вопроса: «в евхаристии хлеб пременяется в истинное тело Христово, а вино в истинную кровь; остаются только одни виды их, представляющиеся взору. И это по божественному распоряжению. Во-первых, чтобы мы не видели очами тела Христова, но веровали, что это оно, на основании слов, которые сказал Христос: сие есть тело Мое… и сия есть кровь Моя, т. е., чтобы мы веровали более словам и силе Его, нежели собственным нашим чувствам, что доставляет нам блаженство веры. Ибо блажени не видевшии и веровавшии. Во-вторых, так как человеческая природа отвращается от вкушения человеческой плоти и крови, тем более в их естественном виде и состоянии, то Бог, по снисхождению Своему, собственную плоть и кровь Свою дает верующим в пищу и питие под прикрытием хлеба и вина».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: