Глава муниципального образования: статус, избрание, полномочия, гарантии прав, прекращение полномочий.




Это высшее должностное лицо самоуправляющей­ся единицы, наделенное уставом муниципального об­разования собственной компетенцией по решению вопросов местного значения. Кроме статуса высшего должностного лица ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» наделяет глав му­ниципальных образований положением единолич­ных органов местного самоуправления.

Глава муниципального образования в соответствии со ст. 36 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» является обязательным должностным лицом местного самоуправления. Единственным способом приобретения им своих полномочий остается избрание.

Известны два альтернативных способа выборов главы муниципального образования: населением на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании; представительным органом из своего состава.

Выбор одного из них за­висит от населения, которое в соответствии со ст. 130 Конституции РФ определяет структуру орга­нов местного самоуправления. Глава муниципального образования может входить в состав представительного органа с правом решающего голоса и являться его председателем.

Избранный населением глава вправе руководить местной администрацией. Оба варианта предполагают выполнение разного рода обязанно­стей. Один глава тяготеет к представительной вла­сти, другой в максимальной степени приближен к исполнительной власти местного самоуправления с ее полномочиями по управлению и распоряжению муниципальным хозяйством. В муниципальном районе глава является предсе­дателем представительного органа, сформированного из депутатов и руководителей поселений, входящих в состав этого муниципального района.

Претендент должен обладать пассивным избирательным правом: нали­чие российского гражданства и достижение на день голосования возраста 21 года. Региональное законо­дательство не может превысить возрастной предел, допустимо лишь его снижение в субъектах Федера­ции. Срок полномочий определяется уставом муници­пального образования. Он не может быть менее 2 и более 5 лет.

Срок полномочий глав, избира­емых представительными органами из своего соста­ва, равен сроку полномочий этих органов. Полномо­чия начинаются со дня вступления в должность (обычно не позднее двух недель с момента избрания) и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного главы. Период вступления в должность служит для передачи документов, разнообраз­ных атрибутов власти, представляя собой своеобраз­ный переходный этап, необходимый для приобрете­ния властных функций.

Полномочия глав муниципальных образований делятся на несколько крупным направлением: представительские, нормотворческие, контрольные, полномочия по руководству с их разделением на подвиды(организационные, координационные).
Полномочия глав могут быть перераспреде­лены в зависимости от роли главы муниципального образования в системе местной власти (например, для главы, являющегося одновременно руководите­лем администрации, в значительной степени прису­щи властно-управленческие, нормотворческие полно­мочия по руководству всеми отраслями местного хо­зяйства, структурными звеньями администрации; руководитель муниципального образования — пред­седатель думы — в большей мере сосредоточен на ор­ганизационно-контрольных полномочиях).

Глава — руководитель местной администрации, который по вопросам местного значения и отдель­ных государственных полномочий издает постанов­ления, а по вопросам организации работы админист­рации — распоряжения. Общими будут контрольные полномочия за деятельностью подчиненных, соблю­дением ими законодательства РФ и ее субъектов. Са­ми руководители муниципальных образований под­контрольны и подотчетны населению и представи­тельному органу.

Полномочия глав прекращаются досрочно в слу­чае: смерти; отставки по собственному желанию; отрешения от должности; признания судом недееспособным или ограничено дееспособным; признание судом безвестно отсутствующим или умершим; вступления в законную силу обвинительного приговора суда; вы­езда за пределы страны на постоянное местожительст­во; прекращения российского гражданства; отзыва избирателей; установления в судебном порядке стой­кой неспособности по состоянию здоровья осуществ­лять полномочия главы муниципального образова­ния.

В отношении муниципальных лидеров действуют некоторые ограничения. Они не могут быть депутата­ми Государственной Думы, членами Совета Федера­ции, депутатами законодательных органов государст­венной власти российских регионов. Им запрещено быть одновременно выборными государственными должностными лицами, государственными и муни­ципальными служащими. Законом не одобряется предпринимательская или любая другая оплачивае­мая деятельность глав, за исключением педагогиче­ской, научной и иной творческой деятельности.

На глав муниципальных образований распростра­няется неприкосновенность при привлечении к уго­ловной ответственности, задержании, аресте, обы­ске, допросе, при проведении оперативно-розыскных мероприятий. Соответствующие вопросы предполага­ется регламентировать отдельными законодательны­ми актами Российской Федерации.

 

26 вопрос. Местная администрация: принципы и методы построения. Местная администрация (мэрия, администрация) - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования - наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий.

Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении.

Избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Структура местной администрации состоит из следующих отраслевых органов и их структурных подразделений в зависимости от особенностей населенного пункта: комитет, департамент, отдел, сектор, управление.

Принципы построения администрации:

- Разделения функций

- Единая система исполнительных органов

- Субординация

- Единство действий

- Централизациии

Методы построения администрации:

Экспертный метод – опыт специалистов.

Метод аналогий состоит в применении организационных форм и механизмов

управления, которые оправдали себя в организациях с подобными характеристиками

Нормативный метод базируется на использовании при построении

организационной структуры целого ряда нормативов

Метод структуризации целей предусматривает разработку системы целей

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: