Социально – экономический потенциал муниципальных образований.




Сущность социально-экономического потенциала заключается в обеспечении развития производительных сил, производственных отношений и надстройки. Он не является постоянной величиной и зависит от тех глубинных количественных и качественных изменений, которые происходят в обществе. Это объясняется тем, что социально-экономический потенциал муниципального образования является интегральной частью народно-хозяйственного комплекса. В системе этого комплекса можно распознать диалектику соотношения части и целого, определить закономерности развития социально-экономического потенциала вообще и конкретные его проявления на местном уровне в частности. Только с использованием системного подхода можно всесторонне рассмотреть социально-экономический потенциал муниципального образования.

В целом понятие "социально-экономический потенциал региона" имеет подвижные физические границы, что позволяет выбирать различные варианты структуры, изменения в которой происходят под влиянием научно-технического прогресса. При характеристике социально-экономического потенциала региона в целом нужно учитывать: комплексность экологического, экономического и социального развития; общность природопользования и задач по охране окружающей среды; территориальную общность производства; относительную устойчивость населения и единство системы населенных пунктов; единство системы социальной инфраструктуры.

В связи с этим представляется возможным выделить элементы социально-экономического потенциала муниципального образования региона, в системе которого особенно рельефно выступают природа и человек.

Близки к природным ресурсам экологические условия, которые в настоящее время выделены в отдельную группу компонентов. Ведь разведанные и используемые природные ресурсы во многом определяют экономические возможности региона в зависимости от экологической обстановки. Ухудшение экологических условий часто происходит под воздействием человека, который не только несет ответственность за последствия антропогенной деятельности, но и сам нередко подвергается влиянию этих последствий. Улучшение экологической обстановки - это сохранение окружающей природы и природы самого человека, барьер на пути увеличения общественных потерь и затрат.

Наряду с природными ресурсами, экологическими условиями важную роль в развитии муниципального образования играют население, режим его воспроизводства, плотность, удельный вес трудоспособного населения, система расселения, уровень урбанизации, миграция, возрастно-половой состав и другие параметры, определяющие потенциал трудовых ресурсов, демографическую нагрузку и т.д. С точки зрения социально-экономического потенциала большое значение имеют трудовые традиции местного населения, его производственный опыт и производственная культура, экологический опыт. Все это необходимо учитывать для определения реального состояния тех возможностей, которыми располагает муниципальное образование.

Социально-экономический потенциал в первую очередь определяется производственным, а последний - научно-техническим потенциалом, поскольку определяющую роль в социально-экономическом развитии играет материальное производство. Ни природные условия, ни количество и качество населения не могут составить конкуренции производству, во многом зависящему от естественных и других ресурсов, что нельзя считать решающим. Практика отдельных промышленно развитых стран свидетельствует, что при ограниченности природных ресурсов можно иметь высокоразвитый социально-экономический потенциал, если он основывается на прогрессивном и эффективном производстве. Социально-экономические возможности муниципального образования определяют уровень, структура, динамизм материального производства.

34. Муниципальная собственность.
Органы муниципального управления должны иметь право на достаточную для осуществления своих функций и полномочий экономическую и финансовую базу.

Согласно ст. 28 закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ” экономическую основу местного самоуправления составляет муниципальная собственность. Под муниципальной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселением, а также другим муниципальным образованием.

В ст. 29 закона о самоуправлении определяется перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность:

а) средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды;

б) имущество органов местного самоуправления;

в) муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности;

г) муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации;

д) муниципальный жилой фонд, нежилые помещения;

е) муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта.

Финансовую основу местного самоуправления (муниципального управления) составляет бюджет муниципального образования.

Согласно ст.36 закона о местном самоуправлении в доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: