Под системой информирования населения понимается комплекс средств создания, распространения, хранения, поиска и использования информационных продуктов и услуг во всех сферах общественной деятельности, которыми располагают основные держатели информации.
Критерии информационной открытости органов местного самоуправления. Обычно под открытостью органов власти и иных структур понимается относительное отсутствие препятствий в получении информации и возможности информировать других, то есть возможность искать, запрашивать, получать, а также передавать и распространять информацию. Речь идет о возможности человека получать информацию не только касательно себя самого, но также и по социальным, политическим, государственным и региональным вопросам. Открытость предполагает относительно неограниченный доступ ко всем видам документированной информации и отсутствие запрета на обнародование информации.
Если говорить о более точных критериях информационной открытости местного самоуправления, то можно сформулировать следующие требования:
Общественность имеет право доступа к общественно значимой информации, имеющейся в распоряжении органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления принимают меры для обеспечения права на получение информации.
Органы местного самоуправления гарантируют полноту и сохранность имеющейся в их распоряжении общественно значимой информации независимо от формы ее хранения.
Органы местного самоуправления обеспечивают широкое разнообразие источников доступа к общественно значимой информации.
Органы местного самоуправления не должны рассматривать распространение общественно значимой информации в качестве источника доходов.
|
Органы местного самоуправления соблюдают конфиденциальность лиц, пользующихся или запрашивающих информацию, а также право невмешательства в частную жизнь в отношении лиц, информация о которых имеется в их распоряжении.
Органы местного самоуправления не допускают ограничений в доступе журналистов к различным источникам новостей и мнений – официальным и неофициальным
Анализ состояния и перспектив развития информационных ресурсов позволяет сформулировать следующие основные задачи информирования населения о деятельности ОМСУ:
• разработка и совершенствование нормативно-правового обеспечения механизмов доступа населения к информации;
• разработка и реализация программ, направленных на формирование и развитие различных категорий информационных ресурсов, в том числе содержащих местную информацию;
• финансирование социально значимых тематических информационных систем (здравоохранение, образование, трудоустройство, социальное обеспечение, беженцы, отдельные разделы законодательства);
• стимулирование коммерческих систем, предоставляющих льготы по доступу к информации пользователям из малообеспеченных групп населения, учащимся и студентам, детям;
• содействие деятельности средств массовой информации по обеспечению граждан общественно значимой и востребуемой населением информацией.
Процедура получения информации должна быть максимально четкой и простой. Запросы на предоставление информации должны рассматриваться в четко установленные сроки. Срок рассмотрения запроса должен быть четко определен временем, необходимым для подбора необходимой информации (источников информации) или подготовки аргументированного отказа в предоставлении информации, но не более 10–15 календарных дней.
|
Должны быть предусмотрены простые механизмы апелляции на непредоставление информации. В органе местного самоуправления должны быть установлены лица, ответственные за рассмотрение подобных апелляций, и сроки, в которые должен быть дан ответ на апелляцию.
Необходимо также учесть определенные требования к предоставлению информации для специальных групп граждан, таких как не умеющие писать и/или читать, не владеющие государственными языками, имеющие частичную недееспособность (слепоту).
Санкции за непредоставление информации должны быть строгими и решительными. Для того чтобы обеспечить реальный доступ граждан к информации, необходимо зафиксировать, что любое препятствование доступу к информации или намеренное изменение или уничтожение информации является уголовно (административно) наказуемым деянием. В обязательном порядке должны быть предусмотрены санкции за намеренное искажение содержания источников информации.