Государство регулирует деятельность местного самоуправления в соответствии со следующими принципами:
1. Перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон №131.
2. Финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
3. Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации не могут содержать положений, определяющих объем расходов за счет средств местных бюджетов.
Согласно Конституции Российской Федерации в государстве признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Ввиду особой значимости становления местного самоуправления как одного из основных направлений государственного строительства в Российской Федерации законодательно закреплены полномочия государственной власти в области местного самоуправления.
Государственные полномочия по регулированию местного самоуправления - совокупность прав и обязанностей органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализация и последствия осуществления которых непосредственно связаны с решением государственных, местных и иных вопросов обеспечения жизнедеятельности населения.
Государственные полномочия по регулированию местного самоуправления подразделяются на:
- полномочия органов государственной власти Российской Федерации;
-полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:
- принятие и изменение федеральных законов об общих принципах организации местного самоуправления, контроль за их соблюдением;
- обеспечение соответствия законодательства субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и федеральному законодательству;
— обеспечение гарантий осуществления предусмотренных Конституцией РФ и федеральными законами обязанностей государства в области местного самоуправления;
-регулирование федеральными законами порядка передачи объектов федеральной собственности в муниципальную собственность;
— наделение органов местного самоуправления федеральным законом отдельными полномочиями Российской Федерации, передача им материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления указанных полномочий, контроль за их реализацией;
-установление государственных социальных стандартов с гарантированным минимумом;
-регулирование отношений между федеральным и местными бюджетами;
- принятие федеральных программ развития местного самоуправления; -компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов,возникших в результате осуществления решений, принятых федеральными органами государственной власти;
- регулирование и защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
-обеспечение федеральных гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
- установление федеральных гарантий избирательных прав граждан при выборах органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
- установление порядка судебной защиты и судебная защита прав местного самоуправления;
- установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов;
- осуществление прокурорского надзора за соблюдением законности в деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления;
- регулирование особенностей организации местного самоуправления на приграничных территориях, в закрытых административно-территориальных образованиях;
- регулирование основ муниципальной службы.
На федеральные органы государственной власти возложена обязанность обеспечения права граждан России на самоуправление. Федеральные органы изучают и проверяют, как реализуются федеральные законы о местном самоуправлении, обсуждают сообщения и информацию о взаимодействии государственных органов и органов местного самоуправления, принимают и вносят изменения в законодательные акты.
Государство создает систему правовых гарантий защиты прав местного самоуправления.
Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления определены ст. 5 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». К этим полномочиям относятся:
1) принятие и изменение законов субъектов РФ о местном самоуправлении, контроль за их соблюдением;
2) обеспечение соответствия законов субъектов РФ о местном самоуправлении Конституции РФ и законам РФ;
3) регулирование порядка передачи и передача объектов собственности субъектов РФ в муниципальную собственность;
4) регулирование отношений между бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами;
5) обеспечение сбалансированности минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
6) наделение органов местного самоуправления законом отдельными полномочиями субъектов РФ, передача материальных и финансовых средств, необходимых для осуществления переданных полномочий, контроль за их реализацией;
7) принятие региональных программ развития местного самоуправления;
8) защита прав граждан на осуществление местного самоуправления;
9) обеспечение гарантий финансовой самостоятельности местного самоуправления;
10) обеспечение государственных минимальных социальных стандартов;
11) установление и изменение порядка образования, объединения, пре* • образования или упразднения муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований;
12) компенсация местному самоуправлению дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной вла» сти субъектов РФ;
13) регулирование законами в соответствии с настоящим федеральным законом особенностей организации местного самоуправления с учетом исторических и иных местных традиций;
14) законодательство о муниципальной службе;
15) принятие и изменение законов субъектов РФ об административных правонарушениях по вопросам, связанным с осуществлением местного самоуправления;
16) установление порядка регистрации уставов муниципальных образований.
18. Гарантии местного самоуправления - это совокупность условий и средств, обеспечивающих реализацию и защиту прав населения муниципального образования на осуществление местного самоуправления.
Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических и политических условиях, которые оказывают влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые стимулируют развитие местного самоуправления, обеспечивают устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления, создают реальные возможности для наиболее полной реализации полномочий органов местного самоуправления.
Специально-юридические гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения осуществления местного самоуправления, защиты его прав и создания благоприятных условий для наиболее полной реализации функций.
Различают два вида гарантий: общие и специально-юридические.
Общие гарантии делятся на:
а) экономические:
- признание и равная защита государством муниципальной собственности наряду с иными формами собственности (ст. 8 Конституции РФ);
- возможность нахождения в муниципальной собственности земли и других природных ресурсов (ст. 9 Конституции РФ);
- самостоятельное решение населением вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью (ст. ст. 130, 132 Конституции РФ);
- передача необходимых материальных и финансовых средств при наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями (ст. 132 Конституции РФ);
- самостоятельность местных бюджетов (ст. 132 Конституции РФ);
- право установления местных налогов и сборов (ст. 132 Конституции РФ);
- право на дотации и субвенции (ст. ст. 36, 37 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
- право на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133 Конституции РФ);
б) политические:
- принцип разделения властей по вертикали, как составная часть политико-правового режима государства, частью которого можно считать наличие муниципальной власти (ст. ст. 10, 12 Конституции РФ);
- принцип разграничения полномочий между федерацией, органами государственной власти регионов и органами местного самоуправления, наличие законодательно определенных вопросов местного значения, а, следовательно, определение исключительной компетенции местного самоуправления в решении вопросов местного значения (ст. ст. 4-6 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
- природа местного самоуправления, заключающаяся в признании за местным самоуправлением одинакового с государственной властью источника - народа РФ, следовательно, признание публичного характера муниципальной власти;
в) организационные;
- исключение органов местного самоуправления из системы органов государственной власти (ст. 12 Конституции РФ);
- принцип самостоятельного определения населением структуры органов местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ);
- принцип учета мнения населения при изменении границ территорий, на которых осуществляется местное самоуправление (ст. 131 Конституции РФ);
г) духовные:
- система духовных ценностей и ориентаций человека в обществе и общества в целом;
- правосознание и правовая культура населения;
- учет национальных, исторических, культурных особенностей, традиций и обычаев конкретных территорий (ст. 2 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления").
Специально-юридические гарантии делятся на:
а) формально-юридические, представляющие собой закрепление местного самоуправления, его прав и гарантий в нормативно - правовых актах, в т.ч. в Конституции РФ, федеральных законах и законах субъектов РФ;
б) судебные, представляющие собой:
- возможность судебной защиты прав муниципальных образований;
-судебный порядок отмены решений, принятых населением или органами местного самоуправления (ст. 133 Конституции РФ, ст.46 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
в) ограничительные, представляющие собой:
- запрет на ограничение прав муниципальных образований, предоставленных Конституцией РФ и Федеральными Законами (ст. 133 Конституции РФ, ст. 43 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
- устанавливающие пределы государственного контроля за деятельностью местного самоуправления (п. 14 ст. 4, ст. ст. 49, 51 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления");
г) принудительные, представляющие собой закрепление обязательности правовых актов, принятых населением и органами местного самоуправления в пределах их компетенции, для предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан, находящихся на территории соответствующего муниципального образования (ст. 44 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления").