Курсовая работа
СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
КАК СРЕДСТВО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ
Работу выполнил: студент 541 группы Фамилия Имя Отчество _________________________ (подпись) | |
«Допущена к защите» Научный руководитель: _____________ (подпись) «__» ________ 2013 г. Дата защиты: «___» _________ 2013 г. Оценка:_________________________ Научный руководитель: ___________ (подпись) | Научный руководитель: канд. пед. наук, доцент кафедры дошкольной педагогики и психологии Фамилия Имя Отчество |
ПЕРМЬ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…...………………………………………………………….……… | …3 |
Глава 1.Теоретические аспекты исследования сюжетно-дидактической игры как средства познавательного развития детей раннего возраста……. | …7 |
1.1. Структура, особенности и развивающий потенциал сюжетно-дидактических игр…………………………………………………… | …7 |
1.2. | ..13 |
1.3. | ..17 |
Выводы по первой главе.…………………………………………………… | ..22 |
Глава 2. Прикладные аспекты исследования сюжетно-дидактической игры как средства познавательного развития детей третьего года жизни | ..23 |
2.1. Задачи и организация исследования…………………………………. | ..23 |
2.2. | ..24 |
2.3. | ..29 |
Выводы по второй главе……………………………………………………. | ..34 |
Заключение…………………………………………………………………. | ..35 |
Список литературы………………………………………………………… | ..37 |
Приложения…………………………………………………………………. | ..40 |
Приложение 1. Методика диагностики познавательного развития детей раннего возраста….………………………………………………. | ..41 |
Приложение 2. Методика диагностики развития игровой деятельности детей 2–3 лет…............................................................ | ..43 |
|
Образец оформления оглавления при отсутствии прикладной главы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…...………………………………………………………….……… | …3 |
1. Структура, особенности и развивающий потенциал сюжетно-дидактических игр…………………………………………………………… | …7 |
2. | ..13 |
3. | ..17 |
4. | ..20 |
Выводы.………………………………………………………………………. | ..24 |
Заключение…………………………………………………………………… | ..25 |
Список литературы………………………………………………………….. | ..26 |
ВВЕДЕНИЕ
В современный период реформирования дошкольного образования особое значение приобретает исследование проблем детской игры, которая признается отечественными психологами (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и мн. др.) ведущим видом деятельности детей в данный возрастной период, а педагогами (Р.И. Жуковская, Д.В. Менджерицкая, С.Л. Новоселова и мн.др.) – приоритетным средством воспитания и обучения детей. В современных концептуальных и нормативных документах («Концепция дошкольного воспитания», 1989; «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования», приказ МОиН РФ от 23.11.2009 г.) игра выделяется в качестве основной формы работы с детьми дошкольного возраста.
Среди разнообразия игр, используемых в дошкольном образовании, особо выделяются сюжетно-дидактические игры. Наличие сюжетной линии и ролей сближает их с сюжетно-ролевыми играми; наличие наряду с игровыми задачами задач дидактических – с играми дидактическими…
|
Анализ нормативно-правовых документов, психолого-педагогической литературы, практики воспитания детей раннего возраста позволил выявить следующие противоречия:
– между высоким развивающим потенциалом сюжетно-дидактических игр и его недостаточной востребованностью в образовательном процессе, осуществляемом в группах раннего возраста;
– между изученностью сущностных и структурных особенностей сюжетно-дидактических игр и слабой теоретико-методической разработанностью возможностей их использования в качестве средства познавательного развития детей третьего года жизни.
Выявленные противоречия позволили обозначить проблему исследования, состоящую в изучении педагогических возможностей сюжетно-дидактической игры в образовательном процессе ДОУ и, в частности, процессе содействия познавательному развитию детей третьего года жизни.
В рамках данной проблемы была определена тема нашего исследования: «Сюжетно-дидактическая игра как средство познавательного развития детей третьего года жизни».
Цель исследования – теоретическое обоснование и методическая разработка возможностей использования сюжетно-дидактической игры в качестве средства познавательного развития детей третьего года жизни.
Объект исследования –…
Предмет исследования –…
Достижение поставленной цели обеспечивалось решением следующих задач исследования:
1. Обосновать актуальность исследуемой проблемы; определить сущностные и структурные характеристики сюжетно-дидактической игры…
|
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫИССЛЕДОВАНИЯ СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫКАК СРЕДСТВА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА
Структура, особенности и развивающий потенциал
сюжетно-дидактических игр
В отечественной психологии игра признается ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Проблеме детской игры посвящены многие исследования. Согласно теории ролевой игры, разрабатываемой основоположниками и последователями культурно-исторической психологической школы (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ф.И. Фрадкина, Д.Б. Эльконин и др.), игра является социальной деятельностью и по своему происхождению, и по направленности, и по содержанию.
…
Важным компонентом игры являются правила. По мнению Д.Б. Эльконина, игра в дошкольном возрасте развивается от игр подражательно-процессуальных через драматические игры со скрытыми правилами к играм с открытыми правилами без сюжета [31]. В связи с этим особое значение в дошкольном возрасте приобретают игры, называемые сюжетно-дидактическими.
Сюжетно-дидактические игры были объектом специального исследования А.А. Смоленцевой [22]. Как отмечает автор, отличительной особенностью данного вида игр является развернутый сюжет, включающий разнообразные роли. В то же время данным играм присущи черты дидактических игр.
…
На наличие в дидактической игре двух начал – учебного (познавательного) и игрового (занимательного) – указывают и другие исследователи. Так, А.К. Бондаренко отмечает, что в отличие от традиционного учебного занятия в дидактической игре «воспитатель одновременно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся» [3, c. 5]. В.Н. Аванесова подчеркивает, что дидактическая игра предполагает «игровой характер взаимоотношений между педагогом и детьми», при исчезновении которого «дидактическая игра перестает быть сама собой» [1, с. 186-187].
…
Проведенный анализ психолого-педагогических источников позволяет заключить, что сюжетно-дидактическая игра может рассматриваться как специфический вид детской деятельности, как форма организации педагогического процесса, как средство и как метод воспитания и обучения. Изучение сущностных особенностей сюжетно-дидактической игры позволяет отличать ее как форму от занятий, как метод от дидактических упражнений, как вид деятельности от сюжетно-ролевой игры. Сюжетно-дидактическая игра имеет определенную структуру, характеризующую ее как деятельность специфическую, полноценную и достаточно содержательную, увлекательную, интересную и полезную для развития ребенка. Сюжетно-дидактическая игра в силу своих сущностных характеристик, особенностей структурных элементов, имеет высокий развивающий потенциал и может быть эффективно использована в образовательном процессе детского сада.