Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость освоения дисциплины составляет 4 зачетных единицы, 144 академических часа.
Вид учебной работы | Трудоемкость в акад.час | |
По очной форме | По заочной форме | |
Аудиторные занятия (всего) | ||
В том числе: | ||
Лекции | ||
Практические занятия | ||
Самостоятельная работа (всего) | ||
В том числе: | ||
Научный доклад | - | - |
Реферат | ||
Творческие задания | - | - |
Подготовка к практическим занятиям | ||
Вид промежуточной аттестации (экзамен) | ||
Общая трудоемкость час з.е. | ||
Содержание дисциплины
Разделы (блоки) дисциплины и виды занятий
очная/заочная форма обучения
2 курс 3 семестр/3 курс
№ п/п | Номера и название разделов и тем | Всего (часов) | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | |
В том числе | |||||
Лекции | Практические занятия | ||||
Тема 1. Введение. Риторика как норма гуманитарной культуры | 18/23 | 4/1 | 8/2 | 6/20 | |
Тема 2 Ораторское искусство в европейской культуре | 18/23 | 4/1 | 8/2 | 6/20 | |
Тема 3. Основные этапы и принципы подготовки публичного выступления | 20/23 | 4/1 | 10/2 | 6/20 | |
Тема 4. Мастерство элокуции | 16/23 | 2/1 | 8/2 | 6/20 | |
Тема 5. Логика в публичном выступлении. | 18/21 | 4/- | 8/1 | 6/20 | |
Тема 6. Риторика и журналистика | 18/22 | 4/- | 8/1 | 6/21 | |
Экзамен | 36/9 | ||||
Итого | 22/4 | 50/10 | 36/121 |
ЛабораторныЕ ЗАНЯТИЯ
Лабораторные занятия не предусмотрены учебным планом.
Практические занятия
№ п/п | наименование блока (раздела) дисциплины | Наименование практических работ | Трудо-емкость в часах |
1. | Тема 1. Введение. Риторика как норма гуманитарной культуры | Анализ публицистических материалов. | 8/2 |
2. | Тема 2 Ораторское искусство в европейской культуре | Анализ публицистических материалов. | 8/2 |
3. | Тема 3. Основные этапы и принципы подготовки публичного выступления | Анализ публицистических материалов. | 10/2 |
4. | Тема 4. Мастерство элокуции | Анализ публицистических материалов. | 8/2 |
5. | Тема 5. Логика в публичном выступлении. | Анализ публицистических материалов. | 8/1 |
6. | Тема 6. Риторика и журналистика | Публичное выступление | 8/1 |
Самостоятельная работа студента
№ п/п | наименование блока (раздела) дисциплины | Виды СРС | Трудо-емкость в часах (очная/ заочная) |
1. | Тема 1. Введение. Риторика как норма гуманитарной культуры | Составление конспекта. | 6/20 |
2. | Тема 2 Ораторское искусство в европейской культуре | Составление конспекта. | 6/20 |
3. | Тема 3. Основные этапы и принципы подготовки публичного выступления | Составление конспекта. | 6/20 |
4. | Тема 4. Мастерство элокуции | Составление конспекта. | 6/20 |
5. | Тема 5. Логика в публичном выступлении. | Составление конспекта. | 6/20 |
6. | Тема 6. Риторика и журналистика | Составление конспекта. | 6/21 |
Содержание разделов и тем
Тема 1. Введение. Риторика как норма гуманитарной культуры
Значение ораторского искусства в жизни общества. Русский язык: история и значение. Языковая норма в русском языке. Типы словарей и их назначение.
Тема 2 Ораторское искусство в европейской культуре
Древнегреческая риторика: софисты, Горгий, Сократ, Платон, Демосфен. «Риторика» Аристотеля как первая теория красноречия. Древнеримская риторика: риторический идеал Цицерона. Особенности риторики Средневековья и Возрождения. Гомилетика. Лекция.
Риторика в российской культуре: традиции древнерусского красноречия. М.В. Ломоносов - основоположник ораторского искусства в России. Учебники по риторике Н. Кошанского, А. Галича, М. Сперанского и др. Российская риторика Х1Х-ХХ вв.: академическое красноречие – Т.Н. Грановский, Д.И. Менделеев и др.; судебное красноречие – А.Ф.Кони, Ф.Н. Плевако и др,; политическое красноречие – В.И.Ленин, П.Н. Милюков, П.А. Столыпин и др. Речь современных российских политиков.
Задачи неориторики. Речевой фактор в языкознании ХХ-ХХ1 веков: теория коммуникаций; психология речи; мозг- мышление – речь – творчество (Д.Сперри, А.Вейн, П.Симонов, Н.Бехтерева и др.); психолингвистика (А.А.Леонтьев); массовая коммуникация; реклама и риторика; теория «языковой личности» (Ю.Н. Караулов). Теория и практика «языкового существования человека и народа» (Япония). Культура речи сквозь призму риторики.
Тема 3. Основные этапы и принципы подготовки публичного выступления
ИДЭМА: Инвенция – выбор темы и цели выступления; сбор материала; «круг речи»; иллюстративный материал; топы. Диспозиция – композиция речи; типы и жанры речевых произведений; повествование, описание, рассуждение. Элокуция – стилистика и культура речи. В.В. Виноградов о стилистике языка и речи. Типичные языковые ошибки. Меморио – требования к памяти оратора. Акцио – требования к тексту и произнесению речи: логос, этос, пафос.
Тема 4. Мастерство элокуции
Риторика как единое пространство смежных наук. Выбор единиц языка: синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, архаизмы, неологизмы, канцеляризмы, заимствования, диалектизмы, термины, фразеологизмы. Синонимические средства языка: синтаксические конструкции, грамматические формы, части речи и их формы. Типичные ошибки в использовании синонимических средств языка.
Словесные средства выразительности речи. Риторические или стилистические фигуры – риторические вопросы, обращения, восклицания, периоды, параллелизмы, анафора и эпифора, антитеза, оксюморон, градация, инверсия. Тропы и другие средства выражения мысли: перифраз, табу и эвфемизмы, аллюзия, сравнение, метафора, «реализованная метафора», олицетворение, ирония, гипербола, литота, эллипсис, умолчание, эпитет, каламбур, стилизация, парадокс, афоризм, повтор, цитата.