Тема 5. Логика в публичном выступлении.




Основные формально-логические законы. Эватлов софизм. Логические доводы. Индукция, дедукция, аналогия. Умозаключения. Силлогизмы. Тезисы высказывания. Приемы аргументации. Логические ошибки. Текст как система. Приемы ведения спора.

 

Тема 6. Риторика и журналистика

 

Система современных СМИ. Проблема жанра в современной журналистике. Информационные жанры. Новизна, актуальность, оперативность. Лид – тезис главной темы. Аналитические жанры. Художественно- публицистические жанры. Юмор и сатира. Проблема авторского вымысла. Стремление к стандартизованности и экспрессивности – основные черты языка газеты. Фигуры речи: типы вопросов, повторы, аппликации, структурно- графические выделения, средства поддержания контакта с читателями. Тропы: метафора, каламбур, персонификация, метонимия, аллюзия. Другие средства выразительности в газете: окказионализмы, полистилизм.

Примерная тематика курсовых проектов (работ)

Курсовая работа по дисциплине не предусмотрена учебным планом.

 

Перечень занятий, проводимых в активной и интерактивной формах

 

№ п/п наименование блока (раздела) дисциплины Виды СРС Трудо-емкость в часах (очная/ заочная)
1. Тема 1. Введение. Риторика как норма гуманитарной культуры работа в группах  
2. Тема 2 Ораторское искусство в европейской культуре работа в группах  
3. Тема 3. Основные этапы и принципы подготовки публичного выступления работа в группах  
4. Тема 4. Мастерство элокуции работа в группах  
5. Тема 5. Логика в публичном выступлении. работа в группах  
6. Тема 6. Риторика и журналистика работа в группах  

 

 

Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

5.1 Темы конспектов:

1. Схема публичного выступления.

2. Разновидности собеседников, темя для бесед.

3. Гендерные аспекты публичного выступления.

5.6 Темы для рефератов:

1. Осмысление проблем, связанных с созданием рекламных текстов, в современной литературе по копирайтингу.

2. Мировой и отечественный опыт работы в области копирайтинга, перспективные тенденции развития этой части рекламного дела.

3. Трансформация коммерческих навыков в форму слова в процессе создания рекламного текста.

4. Содержание и форма рекламного текста. Требование художественности.

5. «Великая идея» - основа хорошей рекламной компании.

6. «Когда реклама адресована миллионам, она никого не трогает». Соотношение понятий «потребитель» и «целевая аудитория».

7. «Наша цель – отказаться от ума, придающего блеск не товару, а нам самим. Наша задача продавать не себя, а товар клиента». (Уильям Бернбах). В чем заключается профессионализм копирайтера?

8. Подписи к рисункам как особый вид печатной рекламы.

9. Логотип – гарантия мгновенной узнаваемости фирмы. Примеры использования логотипов Оренбургскими фирмами.

10. Раскрыть своеобразие текстов для «щитовой» рекламы на местном материале.

11. Особенности составления текстов для адресной рассылки.

 

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации

Виды контроля и аттестации, формы оценочных средств

№ пп Вид контроля и аттестации № и наименование блока (раздела) дисциплины Оценочные средства
форма Количество вопросов в задании Количество независимых вариантов
1. Текущий Темы 1-2 Устный опрос    
2. Текущий Темы 2-3 Устный опрос    
3. промежуточный Темы 1-6 Устный опрос    

Примеры оценочных средств текущего контроля и промежуточной аттестации по дисциплине

6.2.1 для текущего контроля:

Темы конспектов.

Представлены в разделе 5.1.

 

Текущий контроль освоения дисциплины осуществляется в виде отчета.

Отчет предполагает учет работы бакалавра в течение семестра, собеседование по вопросам и презентацию портфолио. Портфолио должно содержать информационные единицы (краткую аннотацию или же тезисный план научных публикаций по теме портфолио, презентации, иллюстративные материалы, а также план, библиографию и заключительную аннотацию). Все материалы являются отчетом о проделанной работе в рамках семестра (выполненные комплексные задания, разработанные проекты, рефераты) представляются в отдельной папке или же на CD-диске. В обоих случаях презентация должна содержать: информационные единицы со ссылкой на источник информации; план портфолио; аннотацию собранного материала.

Для промежуточной аттестации

 

Вопросы для устного опроса на зачете.

1. Риторика как норма гуманитарной культуры. Древнегреческая риторика: софисты, Горгий.

2. Вклад Сократа и Платона в развитие риторики Древней Греции.

3. Аристотель. Содержание и значение трактата «Риторика»

4. Древнеримская риторика: роль и значение Марка Тулия Цицерона

в развитии ораторского искусства.

5. Закат древнеримского красноречия. Марк Фабий Квинтилиан. Значение античной риторики в современной гуманитарной культуре.

6. Основные направления ораторского искусства Средневековья и Возрождения. Гомилетика. Риторика как составляющая европейского образования.

7. Традиции древнерусского красноречия. «Слово о полку Игореве»

8. Характерные черты российского красноречия от Ивана Грозного до Петра Великого.

9. Российское красноречие XVIII века. «Краткое руководство к риторике…» М.В. Ломоносова. Учебники по риторике XVIII-XIX вв.

10. Риторика в России конца Х1Х - начала ХХ вв. Судебное красноречие: А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако, П.С. Пороховщиков и др.

11. Риторика в России конца Х1Х - начала ХХ вв. Академическое красноречие: Грановский, Д.И. Менделеев, В.О. Ключевский и др.

12. Риторика в России ХХ века. Социально-политическое красноречие. Парламентская и митинговая речи.(А.Н. Милюков, П.А. Столыпин, В.И. Ленин, А.Ф. Керенский, Н.И. Бухарин, Л.Д. Троцкий и др.)

13. Российская риторическая культура начала ХХ1 века. Роль учреждений образования. СМИ в развитии риторической культуры.

14.Основные задачи неориторики. Рост значения речевого фактора в современной лингвистике и в развитии общества.

15.Риторика и неориторика: понятия и основные задачи.

16.Понятие о методах научного исследования речи: контент-анализ, теория массовых коммуникаций.

17.Понятие о методах научного исследования речи: психолингвистика (А.А. Леонтьев); мышление-речь -творчество (Дж. Сперри, А.Вейн).

18.Понятие о методах научного исследования речи: теория «языковой личности»; теория и практика «языкового существования» (Япония).

19.Культура речи сквозь призму риторики. Риторическая модель речевого акта.

20.Этапы подготовки публичного выступления. Инвенция.

21.Этапы подготовки публичного выступления. Диспозиция.

22.Диспозиция. Типы речи-текста: повествование, описание, рассуждение.

23.Этапы подготовки публичного выступления. Элокуция. Стилистика речи и стилистика языка.

24.Элокуция. Синонимы и связанные с ними конструкции (синонимы-омонимы-антонимы-паролимы, неологизмы, фразеологизмы, синтаксические варианты).

25.Элокуция. Особенности использования в публичном выступлении различных частей речи.

26.Риторические фигуры: риторическое обращение, риторический вопрос, риторическое восклицание, период, параллелизм, эпифора, анафора.

27.Риторические фигуры: антитеза, оксюморон, градация, инверсия, эллипсис, умолчание.

28.Тропы: перифраз, табу и эвфемизмы, аллюзия, сравнение.

29. Тропы: метафора, аллегория, олицетворение

30. Тропы: юмор –ирония – сарказм: гипербола, литота, эпитет, каламбур, парадокс, афоризм, цитата, стилизация.

31.Психологические особенности ораторской речи: монологичность, произвольность, организованность.

32.Психологические особенности ораторской речи: основные приемы установления контакта с аудиторией. Речь перед толпой и коллективом.

33.Психологические особенности ораторской речи: типы отношений «оратор – речь - аудитория», типы ораторов.

34.Логика в публичном выступлении: основные формально-логические законы; аргументация, логические ошибки.

35.Особенности речи на радио и телевидении: специфика речевого поведения выступающего, особенности аудитории.

36.Жанры современной журналистики. Роль СМИ в современном обществе.

37.Средства выразительности в газетном дискурсе.

 

Критерии оценивания планируемых результатов обучения для формирования компетенций

 

Планируемые результаты обучения (показатели достижения заданного уровня освоения компетенций) Критерии оценивания результатов обучения
Неудовлетворитель но Удовлетворитель но хорошо отлично
ЗНАТЬ: отсутствие знаний или фрагментарные знания общие, но не структурированные знания сформирован-ные, но содержащие отдельные пробелы знания сформирован-ные систематические знания
УМЕТЬ: отсутствие умений или частично освоенное умение в целом успешное, но не систематически осуществляемое умение в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы умение сформирован-ное умение  
ВЛАДЕТЬ: отсутствие навыков или фрагментарное знание навыков   в целом успешное, но не систематическое применение в целом успешное, но содержащее отдельные пробелы применение   успешное и систематическое применение

 

7. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНОЙ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

7.1. Основная литература

№ п/п Наименование Авторы Место издания Год издания Наличие
в научно-техническойбиблиотеке, экз в ЭБС, адрес в сети Интернет
1. Риторика Тимошенко Т.И. М.: ФЛИНТА     https://www.biblioclub.ru/  

7.2. Дополнительная литература

№ п/п Наименование Авторы Место издания Год издания Наличие
в научно-техническойбиблиотеке, экз в ЭБС, адрес в сети Интернет
1. Риторика. Культура речи. Львов М.Р. М.     https://www.biblioclub.ru/
2. Культура речи Маслов В.Г. М.: Флинта     https://www.biblioclub.ru/


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: