Второй половины XIX века




Реалистическое направление в русской культуре

«Шестидесятники».

 

1860-е годы – начало правления Александра II и время разнообразных реформ в устройстве общества, а также отмены крепостного права. Происходит сложная смена старого новым, возникает общественный разлад, конфликт поколений. В искусстве происходит идеологическая борьба, которая приводит к развитию реализма. Создателями и потребителями искусства становятся не представители аристократии, а разночинцы – выходцы из среды горожан, чиновничества, купечества, священников. Искусство меньше интересуется масштабными историческими или мифологическими темами, больше обращает внимания на обычную жизнь, на события, которые переживает каждый человек в течение своей жизни.

Теоретическое обоснование новые интересы искусства получили в трудах Чернышевского, который утверждал, что творческий человек должен в своих произведениях выносить приговор действительности. Таким образом, русский реализм с самого начала получил критическую направленность. В условиях жёсткого контроля власти за политической жизнью невозможен был общественный протест в виде революции, поэтому недовольство жизнью пока выражалось только в искусстве. Главенствовала в этом литература, раньше и смелее остальных видов искусства обратившаяся к изображению болевых точек действительности. Произведения Достоевского, Толстого, Тургенева, Некрасова, Гончарова сочетали в себе психологизм в передаче мыслей и чувств героев с достоверным изображением реальности.

Художников, раньше других воплотивших принципы реализма, называют «шестидесятниками», т.к. лучший период их творчества пришёлся на 1860-е годы. В основном это москвичи, выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Они откликались своими картинами на «злобу дня», затрагивая волнующие общество темы. Принцип правдоподобия, основной для реализма, казался в их творчестве смелым и новым. Самым слабым местом в их творчестве было само живописное решение, поскольку в погоне за выражением идеи они не уделяли большого значения цвету, свету и компоновке картины.

Главой «шестидесятников» являлся Василий Перов (1834-1882), самый значительный период творчества которого приходится как раз на 1860-е годы. Картины Перова неоднократно запрещались цензурой за смелость обличения негативных сторон жизни. Например, в картине «Сельский крестный ход на Пасхе» (1861) он показывает царящее среди священников и прихожан пьянство, омрачающее даже самый светлый праздник.

В картине «Чаепитие в Мытищах» (1862) развивается тема равнодушия церкви к страдающим и бедным. Раздобревший священник делает вид, что не замечает, как прислуга прогоняет просящего милостыню нищего – инвалида Крымской войны. В подобных картинах негативные стороны жизни показаны заострённо, преувеличенно, так что возмущение художника происходящим выражено очень ясно. В других работах, таких как «Проводы покойника» или «Последний кабак у заставы» больше не негодования, а лирических эмоций, поэтому и живописно они интереснее. Знаменитой является картина «Тройка», где художник с сочувствием изображает тяжёлый, изнурительный детский труд.

Чаепитие в Мытищах

Проводы покойника (1865)

Тройка (1866)

Последний кабак у заставы (1868)

И для Перова, и для других художников его поколения основным был бытовой жанр, позволявший запечатлеть самые разные стороны и события жизни. Например, в картине Пукирева «Неравный брак» раскрыта актуальная для того времени тема вступления в брак по материальным соображениям.

Пукирев. Неравный брак (1862)

Картина Прянишникова «Шутники» перекликается с теми страницами произведений Достоевского, где показаны издевательства сильного над слабым. Картина Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта» обращена к совсем недавней истории России, когда людей продавали как вещи.

Художники-шестидесятники продолжают начатую Федотовым традицию картины-рассказа. Но там, где Федотов повествовал с мягким юмором, они не жалеют обличительных эмоций. Интересно, что в последующие десятилетия практически все эти живописцы растеряют критический запал и будут стараться выбирать нейтральные темы. Так, Перов создаст своих знаменитых «Охотников на привале», которые будут занятной сценкой из жизни, но ничего важного, волнующего общество, сообщить не смогут.

 

 

Прянишников. Шутники (1865)

 

Перов. Охотники на привале (1871)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: