МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
___________________________________________________________
А.А. Гусев А.Г. Демченко
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к лабораторным работам
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СИСТЕМЫАВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ»
Для студентов IV курса специальности 160903
Всех форм обучения
Москва – 2011
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ
___________________________________________________________
Кафедра технической эксплуатации
Авиационных электросистем и
Пилотажно - навигационных комплексов
А.А. Гусев А.Г. Демченко
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
к лабораторным работам
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«СИСТЕМЫАВТОМАТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ»
Для студентов IV курса специальности 160903
Всех форм обучения
Москва – 2011
Данные методические указания издаются в соответствии с учебной программой дисциплины «Системы автоматического управления полетом» для студентов IV курса специальности 160903 всех форм обучения
Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры «ТЭАЭС и ПНК» №_ от ______ г. и методического совета по специальности 160903 №_ от ____ г.
Рецензент профессор Константинов В.Д.
ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №3
“Изучение и исследование средств обеспечивающих коррекцию храктеристик устойчивости и управляемости самолета”.
Цель работы
Целью работы является изучение и исследование методом математического моделирования свойств, скорректированного средствами автоматики самолета, а также оценка влияния средств коррекции самолета на динамические и статические показатели управляемости.
|
Программа работы
1. Знакомство с основными теоретическими положениями и подготовка исходных данных для выполнения лабораторной работы.
2. Знакомство с персональным компьютером и программой «SamSim».
3. Экспериментальное исследование скорректированного самолета.
4. Анализ полученных результатов, выводы.
5. Оформление отчета.
Знакомство с основными теоретическими положениями, подготовка исходных данных для выполнения лабораторной работы.
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ
К средствам, обеспечивающим улучшение характеристик устойчивости и управляемости самолета относятся:
-демпферы;
-автоматы продольной (боковой) устойчивости;
-автоматы продольного (бокового) управления.
Перечисленные автоматы обеспечивают заданные характеристики устойчивости и управляемости системы «самолет-автомат» при ручном пилотировании самолета.
При управлении такой системой летчик воспринимает ее как самолет с удовлетворительными характеристиками устойчивости и управляемости.
Для реализации системы «самолет-автомат», самолет должен иметь бустерную проводку управления, которая допускает дифференциальное включение рулевой машины сервопривода автомата.
При совместной работе летчика и автомата общее перемещение органа управления самолета равно алгебраической сумме перемещений от летчика и рулевой машины используемого автомата .
|
Данная лабораторная работа состоит из трех частей.
В первой части рассмотрены демферы, во второй части автоматы устойчивости, в третьей части автоматы управления. Лабораторная работа выполняется в течение 8 академических часов.
Исходным материалом для подготовки к лабораторной работе являются значения коэффициентов математической модели самолета типа ТУ-154 представленные в таблице 1 и таблице 2 соответственно для продольного и бокового движений. Номер задания выдается преподавателем при проведении лабораторной работы.
Таблица 1
№ задания | Исходные данные | ||||||||||
с-1 | с-1 | с-2 | с-2 | с-1 | - | - | - | с-1 | мм | ||
0,8 | 0,18 | 3,4 | 1,9 | 0,9 | 0,3 | 5,2 | 0,001 | 0.7 | -200 | ||
0,7 | 0,15 | 2,4 | 1,3 | 0,6 | 0,6 | 4,9 | 0,001 | 0.8 | -250 | ||
0,6 | 0,17 | 3,6 | 1,7 | 0,8 | 0,3 | 5,1 | 0,001 | 0.9 | -300 | ||
0,5 | 0,19 | 2,9 | 1,6 | 0,7 | 0,4 | 5,2 | 0,001 | 1.0 | -350 | ||
0,4 | 0,16 | 2,2 | 1,5 | 0,5 | 0,5 | 5,0 | 0,001 | 1.0 | -400 |
Таблица 2
№ задания | Исходные данные | |||||||||||
с-1 | с-2 | с-2 | с-1 | с-2 | с-1 | - | с-1 | мм | с | |||
0,15 | 1,22 | 0,53 | 1,62 | 1,3 | 0,09 | 0,02 | 0,03 | 0,7 | -300 | 0,4 | ||
0,09 | 0,99 | 0,39 | 0,95 | 1,1 | 0,09 | 0,02 | 0,03 | 0,7 | -350 | 0,5 | ||
0,17 | 1,60 | 0,68 | 2,45 | 2,3 | 0,19 | 0,02 | 0,03 | 0,8 | -400 | 0,6 | ||
0,19 | 1,40 | 0,50 | 1,33 | 1,6 | 0,10 | 0,02 | 0,03 | 0,9 | -350 | 0,7 | ||
0,10 | 1,30 | 0,43 | 1,48 | 1,4 | 0,13 | 0,02 | 0,03 | 1,0 | -300 | 0,8 |
При подготовке к лабораторной работе необходимо прочитать и разобраться в материале, изложенном в [1] на страницах 175-243.
По заданию преподавателя, используя исходные данные, приведенные в таблице 1 и таблице 2, произвести расчет параметров входящих в законы управления средств автоматизированного управления, обеспечивающих коррекцию показателей устойчивости и управляемости самолета.
|
Методика расчета параметров для законов управления демпферов, автоматов устойчивости, автоматов управления изложена в основных теоретических сведениях.
Результаты расчетов параметров законов управления и показатели управляемости для каждого автоматического устройства и свободного самолета занести в таблицы 3-9.
Демпферы
Таблица 3
ДЕМПФЕР ТАНГАЖА | |||||||||||||||||||||||
Свободный самолет | Закон управления | Закон управления | |||||||||||||||||||||
- | с-1 | Мм | - | с-1 | мм | с | - | с-1 | мм | ||||||||||||||
Таблица 4
ДЕМПФЕР РЫСКАНИЯ | |||||||||||||||||||||
Свободный самолет | Закон управления | Закон управления | |||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||
- | с-1 | Мм | - | с-1 | мм | с | - | с-1 | мм | ||||||||||||
Таблица 5
ДЕМПФЕР КРЕНА | ||||||||
Свободный самолет | Закон управления | |||||||
с | мм | С | мм | |||||
Автоматы устойчивости
Таблица 6
АВТОМАТ ПРОДОЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТИ | |||||||||||||
Свободный самолет | Закон управления | ||||||||||||
- | с-1 | мм | - | с-1 | мм | ||||||||
Таблица 7
АВТОМАТ БОКОВОЙ УСТОЙЧИВОСТИ | |||||||||||||
Свободный самолет | Закон управления | ||||||||||||
- | с-1 | мм | - | с-1 | мм | ||||||||
Автоматы управления
Таблица 8
АВТОМАТ ПРОДОЛЬНОГО УПРАВЛЕИЯ | ||||||||||||||
Свободный самолет | Закон управления | |||||||||||||
- | с-1 | мм | - | с-1 | мм | |||||||||
Таблица 9
АВТОМАТ БОКОВОГО УПРАВЛЕИЯ | |||||||||||||||||
Свободный самолет | Закон управления | ||||||||||||||||
- | с-1 | мм | - | с-1 | мм | ||||||||||||