Для того чтобы определить, к какому классу относится отечественный легковой автомобиль, достаточно знать номер его модели. Причем даже не весь номер, а две его первые цифры. По ним можно определить класс автомобиля:
11... - особо малый класс (помните, что ≪Ока≫ имеет четырехзначный индекс ВАЗ-1111);
21... - малый класс (АЗЛК-2141, ВАЗ-2101, ВАЗ-2102..., ВАЗ-2109...);
31... - средний класс (ГАЗ-3102, УАЗ-3151);
41... - большой и высший классы (ЗИЛ-41047).
Несовершенство данной системы в том, что точность классификации вполне может быть нарушена при комплектации автомобиля одного класса двигателем другого класса (ВаЗ-21061)
Кроме того, легковые автомобили каждого класса характеризуются определенным комплексом технических показателей: габаритными размерами, вместимостью, уровнем комфортабельности, динамическими и скоростными качествами, топливной экономичностью, надежностью и др.
К автомобилям особо малого класса первой группы относятся автомобили длиной 3,2...3,5 м, шириной 1,4...1,5 м. Это четырехместные автомобили с двух- или трехцилиндровым двигателем, обладающие хорошей топливной экономичностью, но рассчитанные на небольшой ресурс.
Автомобили особо малого класса второй группы имеют длину 3,5...3,8м, ширину 1,5...1,6 м и вместимость до пяти человек. На них устанавливают трех- или четырехцилиндровые двигатели
Автомобили малого класса наиболее распространены. Они обладают высокими потребительскими качествами и универсальностью в эксплуатации. Автомобили малого класса первой группы имеют длину 3,9...4,2 м и ширину 1,62...1,66 м; второй группы — соответственно 4...4,3 и 1,64..Л,69 м; третьей группы — соответственно 4,2...4,5 и 1,69...1,71 м. На автомобилях этого класса устанавливают четырехцилиндровые двигатели.
|
Автомобили среднего класса отличаются повышенным уровнем комфортабельности, лучшими динамическими и скоростными качествами и большой надежностью. Длина этих автомобилей 4,6...4,9 м, ширина 1,74...1,81 м. В качестве двигателя используют четырех-, пяти-, шести- и восьмицилиндровые бензиновые двигатели и дизели.
Автомобили большого и высшего классов — это представительские автомобили единичного производства, обладающие высокими комфортабельностью, скоростными качествами, безопасностью и безотказностью в ущерб показателям экономичности.
На базе легковых автомобилей выпускают грузовые и грузопассажирские автомобили, у которых для увеличения размеров площадки, предназначенной для размещения в кузове груза, задние сиденья выполнены складывающимися, а конструктивное исполнение задней части кузова обеспечивает увеличенный внутренний объем.
Тип кузова легковых автомобилей определяется числом функциональных отсеков и конструктивным их выполнением. Кузова могут быть трех-, двух- и однообъемными (табл. 2.1). Трехобъемный кузов имеет моторный отсек, салон и багажник. У двухобъемного кузова салон и багажник объединены
Наибольшее распространение среди кузовов в последней четверти XX века получил седан - кузов с четырьмя или двумя дверями и, что самое главное, не менее чем с двумя рядами полноразмерных сидений, т.е. рассчитанных на среднестатистического взрослого (рис. 1.4).
В Англии его называют Saloon, во Франции - Berline, в Германии - Limousine. В седане могут расположиться 4-5 взрослых людей. Моторный отсек и багажное отделение у седанов вынесены наружу, т.е. они изолированы от салона.
|
Купе в классическом исполнении - это двухдверный кузов с одним рядом полноразмерных сидений (рис. 1.5).
Сзади возможна установка еще одного ряда укороченных мест (детских). В современном автомобилестроении купе все чаще оснащают полноценными четырехместными сиденьями. За рубежом кузова купе получили более широкое распространение как в виде дорогих скоростных машин полуспортивного типа, так и в виде относительно дешевых компактных городских автомобилей.
Универсал - грузопассажирский кузов с двумя рядами полноразмерных сидений и дополнительной (пятой) дверью (рис. 1.6). Багажное отделение является продолжением пассажирского салона. Задние сиденья в разложенном состоянии увеличивают площадь багажного отделения.
Хэтчбек - это гибрид седана и универсала (рис. 1.7).
Для увеличения багажного отделения хэтчбека задние сиденья в нем могут складываться. В последние десять лет хэтчбеки получают все большее распространение.
Лимузин - вытянутый кузов с жесткой остекленной перегородкой, отделяющей передние сиденья от пассажирского салона (рис. 1.8).
Обычно эти машины относятся к большому или высшему классу (из отечественных автомобилей это ≪Чайка≫, ЗИЛ-111, -114, -117, -4104).
Вагон - кузов без выступающих моторного отсека и багажного отделения (рис. 1.9). Вагонная компоновка используется в автобусах и микроавтобусах (например, ≪Газель≫).
Кабриолет - кузов вовсе без крыши или с мягким складным верхом (рис. 1.10).
|
Пикап - кузов, у которого открытая грузовая платформа отделена от водительского места жесткой стационарной перегородкой (рис. 1.11).
Классификация автобусов. Автобусы делят по габаритной длине на пять классов: особо малый (до 5м); малый (6.7 5 м)- средний (8,5...10 м); большой (11...12 м); особо большой
(1б,5...24м).
По назначению различают автобусы трех групп: городские, междугородные и дальнего следования. Городские автобусы обладают наибольшей вместимостью за счет большого числа стоячих мест и высокими параметрами пассажирообмена. Максимально унифицированы с городскими автобусами пригородные, которые осуществляют связь города с ближним пригородом. Междугородные автобусы служат для перевозок районного и областного масштаба.
Автобусы дальнего следования предназначены для перевозки только сидящих пассажиров в условиях высокого комфорта на дальние расстояния в туристических или экскурсионных целях. Такие автобусы могут быть полутора- и двухэтажными, с наклонно расположенным салоном для улучшения обзорности.