Общепринятая классификация по грузоподъемности (т) может быть проведена для автомобилей с одним типом кузова при одинаковой комплектации. Так, грузовые автомобили с бортовой платформой могут быть подразделены на следующие классы: особо малый (менее 1т); малый (1...3); средний (3...8); большой (8. 15); особо большой (15...26); сверх особо большой (более 26 т).
В зависимости от назначения различают грузовые автомобили общего назначения, специализированные и специальные. Грузовой автомобиль общего назначения может быть оборудован платформой бортовой, безбортовой или с тентом.
К специализированным относятся грузовые автомобили для перевозки однотипных грузов, к которым приспособлены их платформы, надстройки или кузова с учетом физико-механических, химических, весовых, геометрических и других свойств и параметров этих грузов.
Специальные автомобили (коммунальные, пожарные, медицинские, автокраны) служат для размещения, транспортировки и эксплуатации различного, в том числе технологического, оборудования и выполнения других функций, не связанных с перевозкой народнохозяйственных грузов.
Автомобиль-тягач приспособлен для буксировки прицепных транспортных средств (прицепов и полуприцепов), в сцепке с которыми образуется автопоезд.
В зависимости от назначения и нагрузок, приходящихся на колесную ось, различают грузовые автомобили двух групп: дорожные и внедорожные. Автомобили первой группы предназначены для движения по дорогам общего пользования, второй — для движения по специальным дорогам или на местности.
В России используют автомобили двух групп: с осевой нагрузкой 60 и 100 кН. Эти автомобили соответствуют несущей способности дорог общей сети двух основных типов. Автомобили с осевой нагрузкой более 100 кН относятся к группе внедорожных.
|
Автомобили по общему числу колес и числу ведущих колес обозначают формулой 4x2, 6x6, 8x8 и т. д., где первая цифра соответствует числу колес автомобиля, вторая — числу ведущих колес. Каждое сдвоенное ведущее колесо считается как одно целое. Например, колесной формулой 4x2 обозначен двухосный автомобиль с одной ведущей осью (ГАЗ-53-12), 6x6- трехосный автомобиль со всеми ведущими осями (ЗИЛ-131), 6 х 4 - трехосный автомобиль с двумя ведущими осями (КамАЗ).
По виду потребляемого топлива и типу двигателя различают автомобили карбюраторные, дизельные, работающие на альтернативном топливе (газогенераторные, газобаллонные), электрические (электромобили), паровые, газотурбинные, а также автомобили с комбинированными силовыми установками: например двигатель внутреннего сгорания - электрический двигатель.
Третья и четвертая цифры относятся к модели. Для обозначения модификации модели вводят пятую цифру. Перед цифровым индексом указывают аббревиатуру предприятия-изготовителя. Например, легковой автомобиль с рабочим объемом двигателя 1,3 л и правым расположением органов управления, выпускаемый Волжским автомобильным заводом, обозначают ВАЗ-21036.
Камаз -5320
Для прицепного состава в зависимости от его полной массы также установлены группы индексов (третий и четвертый знаки четырехзначного индекса модели прицепов, полуприцепов и роспусков), приведенные в таблице 2.3. Для модификации модели указывают пятую цифру. Например, полуприцеп-фургон Одесского автосборочного завода с цельнометаллическим кузовом полной массы 29,2 т обозначают ОдАЗ-99871
|
(3)
Общая компоновка предусматривает рациональное взаимное размещение двигателя, агрегатов и узлов автомобиля, обеспечивающее наиболее эффективную реализацию его назначения.
Компоновочная схема легкового автомобиля (рис. 2.2) зависит от расположения силового агрегата (двигатель, сцепление, коробка передач) и ведущего моста. Наиболее распространены следующие три схемы:
-силовой агрегат спереди, ведущий мост задний (рис. 2.2, а);
-силовой агрегат спереди, ведущий мост передний (рис. 2.2, б);
-силовой агрегат сзади, ведущий мост задний (рис. 2.2, в)
Первая схема, часто называемая классической, обеспечивает хороший доступ к двигателю при его обслуживании и ремонте и большой объем багажного отделения. Недостатки этой схемы: относительно большая длина автомобиля, наличие туннеля в полу салона для размещения карданного вала. Такую компоновку применяют в легковых автомобилях среднего, большого и высшего классов.
Вторую схему применяют в автомобилях особо малого, малого и среднего классов. Здесь двигатель, сцепление и коробка передач выполнены в едином картере.
Преимущества схемы: обеспечение хорошей устойчивости и управляемости, минимальная длина автомобиля, уменьшенная неснаряженная масса, отсутствие туннеля в полу салона. Однако при такой схеме затруднен доступ к двигателю для его обслуживания и ремонта.
Область применения третьей схемы — автомобили особо малого класса с двигателем небольшого рабочего объема.
|
Компоновочные схемы грузовых автомобилей общего назначения определяются взаимным расположением двигателя и кабины. Наиболее распространены следующие три схемы (рис. 2.3): кабина за двигателем, над двигателем и перед двигателем.
При первой схеме (рис. 2.3, а) обеспечиваются хороший доступ к двигателю, простота конструкции сцепления и коробки передач, расположение водителя и пассажиров в зоне пониженной вибронагруженности. Однако при этом увеличиваются база и длина автомобиля, ухудшается передняя обзорность.
Вторая схема (рис. 2.3, б) позволяет удлинить грузовую платформу, обеспечить загрузку мостов автомобиля до максимально допустимых значений, улучшить переднюю обзорность.
Недостаток схемы: необходимость опрокидывания кабины для обеспечения доступа к двигателю.
Третью схему (рис. 2.3, в) применяют при компоновке полноприводных многоосных автомобилей. Она позволяет равномерно распределить осевые нагрузки на дорогу и обеспечивает хорошую обзорность. Однако при такой схеме у автомобиля меньше длина грузовой платформы и затруднен доступ к двигателю и коробке передач.
Компоновочные схемы автобусов зависят от взаимного расположения двигателя и трансмиссии. Основными являются следующие схемы:
двигатель расположен впереди переднего моста (рис. 2.4, а), над передним мостом (рис. 2.4, б), под полом в пределах базы (рис. 2.4, в), сзади (рис. 2.4, г и д) продольное или поперечное расположение двигателя.
Наибольшие преимущества у схемы с задним расположением двигателя: возможность понижения уровня пола и создания емких багажных отделений, изоляция двигателя от салона и хороший доступ к нему, минимальные вибрации и шум, возможность рациональной планировки пассажирского салона, создание более комфортабельных условий для водителя. Однако при такой схеме трудно управлять силовым агрегатом и сложно разместить радиатор системы охлаждения.
Типаж - это экономически оптимальная по номенклатуре и техническим параметрам совокупность машин, составляющая типоразмерные ряды, в которых автомобили объединены общностью народнохозяйственного назначения.
Типаж составляют на основе классификационных параметров раздельно по видам автомобилей и пересматривают каждые пять- десять лет. Такими параметрами для типажа легковых автомобилей являются рабочий объем двигателя и собственная масса. В типаже отражены класс, группа, колесная формула, число мест, допустимая масса груза, полная масса автомобиля, рабочий объем, максимальная скорость, время разгона с места до 100 км/ч, пробег до капитального ремонта, трудоемкость обслуживания после 1000 км пробега.
В типаже грузовых автомобилей отражены полная их масса, осевая нагрузка, базовая модель и основные модификации, грузоподъемность, колесная формула, мощность и число цилиндров двигателя.
Классификационные параметры для типажа автобусов —их длина и вместимость. В типаже автобусов указывают также осевую нагрузку, назначение, число мест для сидения, для проезда стоя и общее, полную массу, мощность двигателя, максимальную скорость, время и путь разгона с места до заданной скорости.
Особенность типажей: указание конкретного завода-изготовителя для каждого класса автомобиля. Срок действия последних разработанных типажей закончился в 1995 г.
Разработаны и утверждены Правительством РФ (постановление №286 от 15 марта 1999 г.) «Основные направления развития автомобильной промышленности России на период до 2005 года», в которых определены приоритеты развития автомобильной промышленности. Одним из них является общественный транспорт. Другой приоритет связан с необходимостью обеспечения обороноспособности страны, особенно в период реформирования армии. Автомобильная техника является основным средством передвижения войск. Около 65 % автомобильного парка армии составляют шасси под вооружение и военную технику.
Основа восстановления и дальнейшего развития автомобильной промышленности — создание специализированных агрегатных производств. Сложившееся производство агрегатов на крупнейших объединениях (ВАЗ, ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ) направлено на выпуск автомобилей собственной ограниченной номенклатуры.
Рынка агрегатов разного типоразмера в России нет. Практика мирового автостроения основана на принципах использования компонентов высокого технического уровня и качества, производимых специализированными фирмами. Например, фирма «Цан-радфабрик» (Германия) выпускает механические коробки передач, рулевые управления, ведущие мосты; фирмы «Аутомотив Продакс» (Великобритания) и «Ферадо» (Франция) — диафраг-менные сцепления; «Роквел стандарт» и «Итон» (США) — ведущие мосты; «Вабко» и «Вестингаус» (Германия) — тормозные аппараты; «Фойт» (Германия) и «Аллисон» (США) — гидромеханические передачи.
Эти агрегаты, выпускаемые объемом десятки тысяч, применяют на автомобилях различных фирм: например, «Мерседес», ДАФ, «Рено», «Ивеко», «Вольво».
Стратегия развития автомобильной промышленности предусматривает реформирование действующих производств с сохранением на головном предприятии кузовного и сборочного производства. При этом заготовительные, вспомогательные и агрегатные производства выделяют в самостоятельные предприятия. Стратегия ориентирует на постепенное создание крупных широкопрофильных корпоративных структур, сопоставимых с зарубежными концернами по номенклатуре и объемам выпуска. Именно такие корпорации доминируют в мировом автомобилестроении.
Конкурентоспособность российской автомобильной промышленности как одного из основных производителей наукоемкой продукции может быть достигнута только на базе дальнейшего развития собственных российских научных разработок.