Задания к практическим занятиям
по дисциплине «Методология и методы научного исследования»
Магистерские программы «Управление в образовании»
1 курс, 2018-2019 учебный год
Практическое занятие №1
Методологические основы педагогического исследования
Темы для обсуждения
1 Сущность, функции и уровни методологического знания.
2 Сущность, современные особенности методологии педагогики.
3 Сущность, функции, классификации методологических подходов.
4 Характеристика отдельных методологических подходов (системный, культурологический, личностный, деятельностный, полисубъектный и т.д.).
5 Сущность научного исследования.
6 Этапы исследовательской деятельности Структура и логика научной работы.
7 Особенности психолого-педагогических исследований.
8 Этические нормы исследовательских работ.
Задание
1 Составьте список из 3 книг, посвященных проблемам методологии педагогики, опубликованных за последние 3 года.
2 Подготовьте аннотацию статьи по проблемам методологии педагогики, педагогических исследований, опубликованную за последние 3 года.
3 Подготовьте краткое сообщение на тему «Реализация методологических принципов в практике педагогических исследований» [1] (см. задание для самостоятельной работы).
4 Разработайте график работы над своей магистерской диссертацией: укажите этапы, виды деятельности, сроки, планируемые результаты.
Основные источники
1 Загвязинский В. И.. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 050706 (031000) - пед. и психология; 050701 (033400) - педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2007. - 207 с.
|
2 Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Пособие для студ. вуза. – М.: ИЦ «Академия», 2006.
3 Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология научного исследования. – М.: Либроком, 2015. – 272 с.
4 Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. — М.: ТЦ Сфера, 2003.
5 Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластёнина. - М.: Издательский центр "Академия", 2008.
Практическое занятие №2, 3
Характеристика методологического аппарата исследования
Темы для обсуждения
1 Сущность, предназначение, характеристики методологических параметров исследования.
2 Система методологических параметров как интегрированный признак качества исследования.
Задание
1 Подготовьте таблицу, используйте при этом минимум два источника.
Таблица 1 – Характеристика методологических параметров исследования
Параметры | Характеристика (сущность, предназначение) | |
Проблема | ||
Тема | ||
Объект | ||
Предмет | ||
Цель | ||
Гипотеза | ||
Задачи | ||
Методы | ||
Новизна | ||
Теоретическая значимость | ||
Практическая значимость |
2 Представьте проект методологического аппарата своей магистерской диссертации (презентация или 6 бумажных экземпляров)
Основные источники
1 Загвязинский В. И.. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 050706 (031000) - пед. и психология; 050701 (033400) - педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2007. - 207 с.
|
2 Краевский В.В., Бережнова Е.В. Методология педагогики: Новый этап: Пособие для студ. вуза. – М.: ИЦ «Академия», 2006.
3 Новиков А.М., Новиков Д.А. Методология. – М.: Синтег, 2007.
Практическое занятие №4, 5
Методы психолого-педагогического исследования
Темы для обсуждения
1 Сущность, виды методов исследования.
2 Проблема классификации методов исследования. Примеры классификаций.
3 Проблема выбора метода исследования.
4 Сущность, предназначение математических и статистических методов исследования.
5 Особенности использования статистических методов исследования в психолого-педагогических исследованиях.
6 Сущность, виды и функции методов теоретического исследования.
Задание
Подготовьте в микрогруппе выступление с презентацией, посвященное характеристике эмпирических методов исследования (на выбор)
- наблюдение,
- беседа, интервью, анкетирование,
- тестирование,
- изучение продуктов деятельности,
- экспертное оценивание, метод диагностических ситуаций,
- эксперимент;
Раскройте сущность метода, его виды, требования к организации и использованию, преимущества метода, ограничения, возможные трудности в использовании данного метода. Приведите пример использования данного метода.
Основные источники
1. Загвязинский, Владимир Ильич. Методология и методы психолого-педагогического исследования [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец.: 050706 (031000) - пед. и психология; 050701 (033400) - педагогика / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2007. - 207 с.
|
2. Образцов, Павел Иванович. Методы и методология психолого-педагогического исследования [Текст]: учебное пособие / П.И. Образцов. - СПб.: Питер, 2004. - 268[4] с.
3. Борытко, Николай Михайлович. Методология и методы психолого-педагогических исследований [Текст]: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по спец. 050706 (031000) - Педагогика и психология; 050711 (031300) - Социальная педагогика; 050701 (033400) - Педагогика / Н. М. Борытко, А. В. Моложавенко, И. А. Соловцова; ред. Н. М. Борытко. - М.: Academia, 2008. - 320 с.
4. Немов, Роберт Семенович Психология [Текст]: учебник для студ. высш. пед. учеб. завед.: в 3 кн. / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС. - ISBN 5-691-00552-9. Кн. 3: Психодиагностика: введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 3-е изд., 4-е изд. - 1999. - 2001. - 2003. - 2002. - 1998. - 640 с.
Практическое занятие №6