Юридическое правопонимание 4 глава




1) нормативное построение, выражающееся в структурной организации правовых предписаний;

2) юридические конструкции, представляющие собой типовые модели схемы, в которые облекается правовой материал;

3) отраслевая типизация, которая выражается в использовании таких конструкций, нормативных построений и терминологии, которые рассчитаны именно на данную отрасль права.

При изложении правовых предписаний используются 3 вида терминов: обще - употребляемые, специально-технические и специально-юридические. Юридическая терминология должна быть единой, общепризнанной, устойчивой, адекватно отражающей определенные юридические понятия.

26. ПОРЯДОК ОПУБЛИКОВАНИЯ И ВСТКПЛЕНИЯ В СИЛУ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ ЗАКОН. Это главный и преимущественный нормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы, которые регламентируют наиболее важные стороны общественной и государственной жизни. Определение закона можно сформулировать следующим образом: это нормативно-правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государства в особом законодательном порядке, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения с точки зрения интересов и потребностей населения страны.

Федеральный закон (ФЗ) - закон федерального уровня, нормы которого распространяются на всю территорию Российской Федерации - принимается Государственной Думой (ГД) и Советом Федерации (СФ) Федерального Собрания РФ с соблюдением установленной процедуры (стадий законодательного процесса), после чего подписывается Президентом РФ. Федеральный закон считается принятым, если:

- за него проголосовало 50% + 1 голос от общего числа депутатов Государственной Думы (то есть 226 и более);

- одобрен большинством (50% + 1 голос) членов Совета Федерации (87 голосов и более);

- подписан Президентом РФ.

Если Совет Федерации не одобрит законопроект принятый ГД РФ, данный законопроект может быть:

- рассмотрен согласительной комиссией палат парламента и передан на повторное рассмотрение СФ;

- принят квалифицированным большинством (2/3 - 300 и более) депутатов ГД минуя Совет Федерации (преодоление вето СФ), и передан на подпись Президенту РФ.

В случае если Совет Федерации не рассмотрит законопроект в течение 14 дней с момента его поступления из ГД, он также считается одобренным СФ и направляется на подпись Президенту РФ.

Президент РФ в течение 14 дней рассматривает законопроект, принятый простым большинством обеих палат парламента или квалифицированным большинством депутатов ГД и:

- подписывает законопроект, после чего он становится законом и подлежит опубликованию;

- отклоняет законопроект (налагает вето).

Вето Президента РФ на законопроект может быть преодолено, если обе палаты парламента вновь примут данный законопроект квалифицированным большинством (2/3 голосов от общего числа членов палат), после чего Президент обязан подписать и обнародовать закон в течение 7 дней.

Сроки рассмотрения законопроекта:

- Государственной Думой - не ограничены;

- Советом Федерации - 14 дней;

- Президентом РФ - 14 дней;

- 5 дней - законопроект передается из одного вышеуказанного органа в другой;

- 7 дней - для Президента РФ.

При преодолении его вето палатами парламента.

Подписанный Президентом РФ федеральный закон вступает в силу:

- с момента опубликования;

- с иной даты, указанной непосредственно в законе.

Особый вид ФЗ - Федеральные конституционные законы (ФКЗ) - регулируют наиболее важные вопросы государственного строительства, прямо указанные в Конституции, и отличаются повышенной стабильностью по сравнению с федеральными законами.

Для принятия и изменения ФКЗ предусмотрен более сложный порядок, чем при принятии федерального закона.

Он принимается только квалифицированным большинством:

- 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД;

- и 3/4 от общего числа членов СФ;

- принятый в таком порядке ФКЗ должен быть подписан Президентом РФ в 14-дневный срок;

Президент РФ не имеет права отклонить ФКЗ (т.е. не имеет права вето в отношении ФКЗ).

Законы субъектов РФ принимаются законодательными (представительными) органами субъектов РФ. Порядок и процедура принятия данных законов и иные вопросы определяются регламентами законодательных (представительных) органов субъектов РФ, а также конституциями (уставами) субъектов РФ.

27. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ, ПО КРУГУ ЛИЦ Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц Действие во времени нормативно-правового акта определяется моментами вступления его в силу и утраты им юридической силы. Нормативно-правовые акты могут вступать в силу:

а) с момента принятия;

б) со времени, указанного в самом нормативном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);

в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования. Утрата юридической силы проходит вследствие:

а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;

б) прямой официальной отмены действующего нормативно- правового акта;

в) замены одного нормативно-правового акта другим, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.

По общему правилу закон обратной силы не имеет, т.е. не распространяется на правоотношения, возникшие до его вступления в силу (суд даже во время действия нового закона будет решать дело в соответствии с прежним законом, если имущественный спор возник до вступления в силу нового закона). Исключения из общего правила (т.е. обретение законом обратной силы):

1. Если указания на это имеется в самом акте.

2. Если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.

3. В результате «переживания закона», когда закон, утративший юридическую силу по специальному указанию нового закона, может продолжать регулирование некоторых вопросов.

Нормальным же принципом действия закона во времени является принцип немедленного действия, когда закон с момента вступления его в силу действует только «вперед «.

В зависимости от своего вида нормативно-правовые акты в пространстве действуют трояко:

а) распространяются на всю территорию государства;

б) действуют лишь на какой-то точно определенной части страны;

в) предназначаются для действия за пределами государственной территории (суверенитет государства распространяется на территории своих посольств, военных и воздушных судов, других объектов, принадлежащих государству и находящихся в открытом море или космосе).

Согласно принципа экстерриториальности: в пределах границ любого государства в соответствии с нормами международного права могут находиться участки территорий и лица, на которых не распространяется юрисдикция данного государства.

Действие нормативно-правового акта по кругу лиц подчиняется общему правилу:

он распространяется на всех лиц, находящихся на территории его действия, являющихся его адресатами. Однако есть и исключения:

а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных силах);

б) иностранные граждане, наделенные дипломатическим иммунитетом и пользующиеся правом экстерриториальности, не несут уголовной и административной ответственности по российскому законодательству;

в) некоторые нормативно-правовые акты РФ распространяют свое действие на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).

Круг лиц может определяться также по признаку пола, по возрасту (несовершеннолетие), по профессиональной принадлежности (например, военнослужащие), по состоянию здоровья (инвалиды) и др.

28. ПОНЯТИЕ И ВИДЫРЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА - процесс воплощения в жизнь, осуществления нормативных предписаний государства путем правомерного поведения субъектов общественных отношений.

Р. П. - это практическая деятельность людей по приобретению и использованию прав и выполнению юридических обязанностей.

В Р. П. участвуют стороны, носители субъективных прав и обязанностей, и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных.

Р. П. включает в себя юридические механизмы Р. П. и формы непосредственной Р. П., когда объективные жизненные обстоятельства обретают юридическую форму.

Различают формы реализации правовых норм: соблюдение, исполнение, использование и применение юридических норм.

Многообразие форм реализации норм права обусловлено:

1) разнообразием содержания и характера общественных отношений, регулируемых правом;

2) различием средств воздействия права на поведение людей;

3) спецификой содержания норм права;

4) формой внешнего проявления правомерного поведения.

Исполнение правовых предписаний - это активное выполнение субъектами правоотношений возложенных на них обязанностей, реализующих нормы, определяющие юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственных и общественных организаций, их органов.

Использование норм права выражается в реализации субъектом правоотношений предоставленных ему правовыми нормами возможностей. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права.

Формы Р. П. относятся к числу непосредственных форм, так как правовые предписания реализуются самими участниками общественных отношений.

29. ПРАВООТНОШЕНИЕ: ПОНЯТИЕ ВИДЫСОДЕРЖАНИЕ правоотношение - это охраняемая государством, юридическая связь между его субъектами, основным содержанием которой являются субъективные права и юридические обязанности и которая возникает на основе норм права в случае наступления предусмотренных нормой фактов.

В состав П. в качестве элементов включают:

1. субъектов (участников) правоотношения;

2. субъективные юридические права и обязанности (которые именуют также юридическим содержанием правоотношения);

3. фактическое правомерное поведение, которым регулируются права и обязанности (материальное содержание правоотношения);

4. объекты правоотношения.

Виды П. Правоотношения классифицируются по различным основаниям:

1. По степени отраслевой принадлежности: государственно - правовые, административно- правовые, граждански - правовые и др.

2. В зависимости от их функционального назначения: регулятивные и охранительные. Регулятивные подразделяются; на – правоотношения активного типа (возникают на основе обязывающих и управомочивающих норм и выражают динамическую функцию права); и правоотношения пассивного типа (возникают на основе запрещающих норм и выражают статическую, закрепляющую функцию права).

3. По Степени индивидуализации различают относительные; в которых поименно определены все участники правоотношения, и абсолютные, в которых индивидуализирована лишь одна сторона - управомоченный (например, правоотношения собственности). Здесь же выделяют общие (общеругулятивные) правоотношения, в которых субъекты определены лишь типовыми признаками и которые опосредуют общее правовое положение субъектов, их правовой статус, правосубъектность и т.п.

4. В зависимости от принадлежности к той или иной стороне правовой системы правоотношения делят на материальные и процессуальные, частные и публичные.

5. Различают также простые и сложные правоотношения. Простое правоотношение включает двух субъектов, у одного из которых; есть юридическое право, а у другого- юридическая обязанность» Сложное правоотношение имеет в своем составе несколько участников с комплексом субъективных юридических прав и обязанностей.

Субъекты П. – это отдельные индивиды и организации, которые в соответствии с нормами права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей.

Объект П. – это то, на что воздействует правоотношение, т.е. О. П. является фактическое поведение его участников.

Содержание правоотношений. В юридической литературе выделяют следующие основные подходы к содержанию и форме правоотношения:

1. Формой П. являются объективные юридические права и обязанности, а его содержанием - фактическое правомерное поведение объектов, которое эти права и обязанности реализует. Форма (права и обязанности) активно воздействует на содержание (поведение), формирует его, а содержание определяет форму через изменение юридических норм путем Правотворческой деятельности.

2. Профессор Алексеев называет субъективные юридические права и обязанности «юридическим содержанием» П., а фактическое правомерное поведение субъектов - «материальным содержанием». Он считает, что оба эти содержания являются элементами правоотношения и наряду с ними выделяет другие элементы - субъекты и объект правоотношения.

3. П. в целом выступает как форма регулируемого нормами права общественного отношения, а общественное отношение является содержанием правоотношения. При этом содержание (общественное отношение) находится за пределами своей формы (правоотношения), является внешним содержанием.

4. По мнению профессора Лазарева, основным содержанием П. являются права и обязанности субъектов правоотношения. Наряду с указанными, в содержание правоотношениями, по-видимому, можно включить и другие правовые средства. Это юридические факты, правоспособность и дееспособность участников правоотношения, а также правовой режим объектов правоотношения. Исходя из этой позиции, дадим характеристику содержания правоотношения. Субъективные права и юридические обязанности составляют основное содержание правоотношений. Субъективное право и юридическая обязанность определяют конкретную меру юридической свободы в осуществлении и регулировании поведения участников правоотношения.

Термин «субъективное» означает принадлежность права конкретному субъекту как участнику правоотношения. Субъективное право производно от объективного. При этом права человека признаются как явление, объективно присущее для общества. Стремящегося осуществить принцип: свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех.

Все элементы содержания П. составляют субъективную сторону правоотношений, так как они, будучи предусмотрены нормой в абстрактном виде, затем персонифицируются в правоотношениях. Поэтому и право, и обязанность становятся субъективными в той части, в которой они принадлежат конкретному субъекту.

Субъективное право есть предусмотренная юридической нормой мера возможного поведения участника правоотношения.

Главная черта, которая характеризует субъективное право, - возможность использования его по собственному усмотрению. Этим субъективное право отличается от юридической обязанности, субъект всегда может отказаться от использования права, которое ему принадлежит, кроме случаев, когда субъективное право одновременно является и юридической обязанностью (полномочия органов государства и должностных лиц).

30. СПОСОБВ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА (соблюдение, использование субъективных прав, исполнение юр обязанностей, применение) РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА - процесс воплощения в жизнь, осуществления нормативных предписаний государства путем правомерного поведения субъектов общественных отношений.

Р. П. - это практическая деятельность людей по приобретению и использованию прав и выполнению юридических обязанностей.

В Р. П. участвуют стороны, носители субъективных прав и обязанностей, и государство в лице различных органов: правотворческих, правоисполнительных, правоприменительных.

Р. П. включает в себя юридические механизмы Р. П. и формы непосредственной Р. П., когда объективные жизненные обстоятельства обретают юридическую форму.

Различают формы реализации правовых норм: соблюдение, исполнение, использование и применение юридических норм.

Многообразие форм реализации норм права обусловлено:

1) разнообразием содержания и характера общественных отношений, регулируемых правом;

2) различием средств воздействия права на поведение людей;

3) спецификой содержания норм права;

4) формой внешнего проявления правомерного поведения.

Исполнение правовых предписаний - это активное выполнение субъектами правоотношений возложенных на них обязанностей, реализующих нормы, определяющие юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственных и общественных организаций, их органов.

Использование норм права выражается в реализации субъектом правоотношений предоставленных ему правовыми нормами возможностей. В такой форме реализуются управомочивающие нормы, в диспозициях которых предусмотрены субъективные права.

Формы Р. П. относятся к числу непосредственных форм, так как правовые предписания реализуются самими участниками общественных отношений.

ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА - это особая форма его реализации. Она связана с деятельностью государства в лице его органов и состоит в принятии последними правовых предписаний, направленных на урегулирование конкретных жизненных обстоятельств. Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:

1) организует выполнение правовых норм;

2) охраняет и защищает права участников общественных отношений от нарушений и посягательств на них.

Различают также индивидуальную и коллективную формы реализации.

31. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, СТАДИИ, АКТЫПРИМЕНЕНИЕ ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВА - это особая форма его реализации. Она связана с деятельностью государства в лице его органов и состоит в принятии последними правовых предписаний, направленных на урегулирование конкретных жизненных обстоятельств. Путем применения права государство в своей деятельности осуществляет две основные функции:

1) организует выполнение правовых норм;

2) охраняет и защищает права участников общественных отношений от нарушений и посягательств на них.

Различают также индивидуальную и коллективную формы реализации.

Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из ряда последовательных действий - стадий.

1. установление фактических обстоятельств дела;

2. выбор и анализ нормы права, подлежащий применению к исследуемым фактическим обстоятельствам;

3. вынесение решения компетентным органом и доведение этого решения до заинтересованных лиц и организаций.

Первые две стадии носят подготовительный характер и в реальной жизни, протекают практически параллельно.

Стадия формирования фактической основы протекает как процесс доказывания наличия или отсутствия юридически значимых обстоятельств, составляющих предмет доказывания, с помощью фактов-доказательств.

Вторая стадия (формирование юридической основы дела) включает следующие правоприменительные действия:

а) выбор юридической нормы, подлежащий применению;

б) проверка подлинности нормы и ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц;

в) проверка правильности текста нормативно-правового акта;

г) уяснение содержания нормы права (путем толкования).

Третья стадия (решение юридического дела) представляет, собой не одномоментный акт. Это процесс (формально-логический, творческий, государственно-властный).

Акты правоприменения. По результатам правоприменения выносится акт применения права. Правоприменительный акт - это государственно-властный индивидуально-определенный акт, совершаемый компетентным субъектом по конкретному юридическому делу с целью определения наличия или отсутствия субъективных прав или юридических обязанностей и определения их меры на основе соответствующих правовых норм и в интересах их нормативного осуществления.

Все правовые акты делят на: нормативные и индивидуальные. От других индивидуальных актов, например, сделок в гражданском праве, правоприменительный акт отличает государственно-властный характер. Акты применения права имеют общие черты с нормативно-правовыми актами:

а) представляют собой письменные акты-документы;

б) исходят от государства;

в) обладают юридической силой (порождают правовые последствия, защищаются государством).

Различие их в том, что нормативно-правовые акты содержат властные предписания общего характера, а правоприменительные акты содержат индивидуальные властные предписания (конкретизированные и по субъектам, и по их правам и обязанностям).

Виды правоприменения:

а) позитивное - это то правоприменение, которое осуществляется не по поводу правонарушения, а как обязательное условие нормальной реализации некоторых регулятивных норм, например, назначение пенсии, обмен жилых помещений, выделение земельного участка. То есть позитивное правоприменение - это применение диспозиций правовых норм.

б) юрисдикционное правоприменение - это применение санкций, т.е. охранительных норм, в случае нарушения диспозиций (регулятивных норм).

Позитивное правоприменение имеет место всегда, но не для всех норм, а юрисдикционное применяется по отношению к любой норме, но лишь в случае ее нарушения.

Ценность правоприменительных актов, их особая роль, необходимость и полезность состоит в механизме правового воздействия на общественные отношения. Они (вместе с нормативно-правовыми актами) реализуют определенные социальные цели.

Эффективность воздействия может быть высокой, значительной, средней, недостаточной, низкой. Полная эффективность акта будет тогда, когда ближайшие, отдаленные и конечные цели достигнуты и выполнены с наименьшим ущербом для общества, с наименьшими экономическими затратами, в наиболее короткие сроки.

32. ТОЛКОВАНИЕ НОРМ ПРАВА: ПОНЯТИЕ, ВИДЫИ СПОСОБЫ ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА - деятельность различных субъектов, представляющая собой интеллектуальный процесс, направленный на познание и разъяснение смысла правовых норм.

Толкование осуществляется по отношению к праву, нормативным актам и юридическим актам.

Процесс Т. П.:

1) толкующий субъект (интерпретатор) уясняет содержание правовой нормы для себя, решает его действие;

2) разъясняет смысл и содержание правового предписания всем заинтересованным лицам.

Различают:

1) официальное Т. П. - дается государственными органами, должностными лицами, общественными организациями. Оно закрепляется в специальном акте и имеет обязательное значение:

а) нормативное (общее) - разъясняет смысл действующих правовых норм. Оно имеет общий характер и является общеобязательным:

- аутентичное (авторское) - разъясняет смысл применяемых норм исходя от принявшего их органа;

- легальное (разрешенное) - носит подзаконный характер и осуществляется субъектами, которым это разрешено;

б) казуальное (индивидуальное) - является официальным, но не имеет общеобязательного значения. Сводится к толкованию правовой нормы с учетом ее применения к конкретному случаю;

2) неофициальное - дается общественными организациями, научными учреждениями, учеными, практическими работниками. Оно не имеет юридически обязательного значения и лишено властной юридической силы:

а) обыденное - выражает уровень правосознания различных субъектов в виде правовых чувств, эмоций, представлений, переживаний в юрисдикционной сфере жизни общества;

б) профессиональное - исходит от субъектов, сведущих в правовых вопросах;

в) доктринальное (научное) - дается специальными научно-исследовательскими учреждениями, отдельными учеными в статьях, монографиях, комментариях, на лекциях и конференциях.

Стратегическая задача толкования - эффективная реализация правовых предписаний в режиме твердой законности и правопорядка, что позволяет исключить смешение правотворчества и праворазъяснения. Т.е. процесс толкования не должен никаким образом изменять действующие юридические нормы или создавать новые.

Т. П. подразделяется на виды в зависимости от того, идет ли речь об уяснении нормы или ее разъяснении.

Необходимость толкования нормативно-правовых актов обусловлена рядом моментов. Существует как бы целый ряд препятствий на пути к уяснению точного смысла юридических норм, которые преодолеваются с помощью специальных приемов - способов толкования (уяснения):

а) грамматический способ - это совокупность приемов, направленных на уяснение морфологической и синтаксической структуры текста акта. Оно охватывает уяснение отдельных слов и терминов, грамматического смысла всего предложения, группы предложений. Здесь выясняются: род, число, падеж имен существительных и прилагательных; лицо, время, число и вид глаголов; значение союзов, предлогов, знаков препинания и т.п.;

б) логический - использование законов и правил логики для уяснения смысла нормы, который иногда не совпадает с буквальным смыслом по причине неудачного избрания законодателем словесных форм;

в) систематический - уяснение содержания и смысла правовых требований в их взаимной связи, в связи с их местом и значением в данном нормативном акте, институте, отрасли и всей совокупности права в целом. Все нормы нуждаются в систематическом толковании, особенно нормы отсылочные и бланкетные;

г) историко-политический - уяснение содержания законодательной воли в связи с исторической обстановкой издания акта, расстановкой политических сил; социально - экономическими и политическими факторами, обусловившими инициативу и само появление акта;

д) специально-юридический - совокупность приемов, обособившихся от остальных способов толкования в связи с анализом специальных терминов, технико-юридических средств и приемов выражения воли законодателя;

е) целевой (телеологический) - направлен на установление целей: непосредственных, отдаленных, конечных.

Виды толкования: говоря о видах толкования, следует учитывать, что речь идет о видах двух связанных, но разных явлений:

1. о видах результатов уяснения;

2. о видах разъяснения.

Результат толкования - уяснения по своему объему может быть адекватным (буквальным). Ограничительным и расширительным (распространительным). Ограничительное толкование используется, когда действительный смысл, содержание нормы уже ее текстового оформления, т.е. конечный результат уяснения по объему уже грамматического толкования.

Расширительное толкование используется, когда конечный результат толкования (подлинная воля законодателя) по объему шире буквального текста.

Как правило, результат толкования должен быть буквальным: действительный смысл нормативного акта (воля законодателя) и буквальный текст полностью совпадают друг с другом, т.е. использование всей совокупности способов толкования дает практически тот же результат, что и первоначальное (грамматическое, языковое) толкование текста закона.

Определяющим моментом в определении видов разъяснения правовых актов, является субъект (лицо, орган разъяснения). По этому признаку оно может быть официальным или неофициальным:

Официальное Т.: дается уполномоченным на то органам; формулируется в специальном акте; формально обязательно для определенного круга исполнителей толкуемой нормы. Если официальное толкование дается органом, издавшим данный акт, то оно называется аутентичным (авторство: Госдума,. Президент; другие правотворческие органы). Легальное толкование (разрешенное, делегированное) дается высшими судебными инстанциями.

В зависимости от сферы действия актов разъяснение может быть нормативным и казуальным. Нормативное Т. рассчитано; на неопределенный круг лиц и случаев (сходно с нормой: без привязки к конкретной ситуации). Казуальное толкование - разъяснение. рассчитано на определенный случай и цель: дать казусу правильное решение.

Неофициальное Т. не является юридически обязательным, а по форме выражения может быть устным (адвокатом, судьей, прокурором в ходе приема граждан), письменным (в периодике, комментариях).

Неофициальное Т. подразделяется на обыденное (в быту), профессиональное (специалистами - адвокатами и т.д.), доктринальное (статьях, монографиях, комментариях).

Тесно с Т. связана конкретизация в процессе подзаконного правотворчества (иногда в официальных толкованиях). Различие их состоит в следующем: толкование разъясняет то, что есть; конкретизация привносит в норму новое (дополнительное), например, конкретизация понятий: злостный, характер, тяжкие последствия, непригодность и т.п.

33. ЗАКОННОСТЬ, СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТЬ ЗАКОННОСТЬ - строгое соблюдение и исполнение конституции и законов, а также изданных в соответствии с ними иных правовых актов всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами, гражданами и их объединениями.

З. служит неотъемлемой основой построения и функционирования демократического правового государства, деятельности всех его звеньев. На основе З. должна осуществляться жизнь и деятельность членов общества - граждан и их различных объединений.

З. содержит следующие основные элементы:

1) наличие закона как основной правовой формы регулирования главных, определяющих жизнь общества и государства общественных отношений;

2) другие формы правового регулирования: по линии Президента РФ, а также правительственные, ведомственные, региональные и локальные нормативно-правовые акты должны строго соответствовать закону и последовательно проводить в жизнь его требования;

3) демократический характер закона и всех основанных на нем предписаний;

4) обеспечение, соблюдение и применение закона и всех основанных на нем предписаний, предупреждение и пресечение правонарушений, от кого бы они ни исходили, всеми имеющимися в распоряжении государства мерами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: