Чтобы систематизировать представления различных учёных о существе права составляются классифика Классификация понятий и пониманий права В. А. Четвернина
Согласно ответу на ключевой вопрос правовой философии («что есть право?») выделяется два основных типа правопонимания:
· потестарный (позитивистский)
· непотестарный.
Согласно первому из них правом являются принудительные нормы, которые устанавливаются социальными субъектами, имеющими возможность обеспечить их выполнение. Именно принудительность этих норм, а не их особое содержание или форма выражения является конституирующим признаком права.
Согласно второму типу правопонимания право обладает самостоятельной сущностью. Соответственно, о социальной норме (например, законе) можно сказать, что данная норма является правовой или неправовой в зависимости от её соответствия принципам права. В естественно-правовых учениях неправовыми являются те нормы, которые противоречат имманентным нравственным законам природы. В российской либертарно-юридической школе (В. С. Нерсесянц, В. А. Четвернин) неправовыми принято считать те нормы, которые нарушают принцип формального равенства — равенства всех людей в правоспособности и правосубъектности.
Классификация понятий и пониманий права О. Э. Лейста
Правопонимание нормативной школы права
С точки зрения нормативной школы пра́во (объективное право) — это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения. Так Марксистская школа, например, говорит о возведённой в закон воле господствуещего класса и вместе с тем совокупности правовых норм.
|
Правопонимание социологической школы права
Социологические школы интересует право на этапе его реализации в действительных общественных отношениях. Предтечей социологической теории явилась "школа свободного права", представители которой (Е. Эрлих (de) и др.) выступали за "живое право народа", основанное не на законе, а на свободном усмотрении судей.
Значительную роль в развитии социологического направления сыграл Роско Паунд (en) (1870–1964 гг.) — американский юрист, который многие годы был деканом Гарвардской школы права. Он утверждал, что право — это прежде всего фактический правовой порядок и процесс деятельности суда.
Правопонимание нравственной школы права
Для нравственных школ права характерно его выведение из правой культуры общества. Право рассматривается как форма общественного сознания, система общественных представлений о правовых явлениях.
С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание). Поэтому право — не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.
Классификация понятий и пониманий права В.С. Нерсесянца
|
В юридическо-либертарной классификации правопониманий время различают два диаметрально противоположных подхода к определению права через юридическое (лат. ius – право) и легистское (лат. lex – закон) правопонимание.
Легистское правопонимание
Согласно данному подходу право представляет собой продукт деятельности государства, устанавливаемый государственной властью и охраняемый силой государственного принуждения. В этом случае право и закон – суть одно и то же. С этой точки зрения, властная принудительность является единственной отличительной особенностью права.
Показательным в данном является высказывание Гоббса Т. -
«Правовая сила закона состоит только в том, что он является приказанием суверена».
Подобные представления в XIX веке развивали Д. Остин (en), Ш. Амос (en), Г. Ф. Шершеневич и др. С легистской точки зрения, определение права можно сформулировать следующим образом:
Право – это система формально-определённых, установленных либо санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм права), регулирующих общественные отношения, обеспечиваемых возможностью государственного принуждения.
Юридическое правопонимание
Для юридического типа правопонимания характерна та или иная версия различия права и закона. При этом под правом имеется в виду нечто объективное, не зависящее от воли, усмотрения или произвола законоустанавливающей власти, то есть определенное, отличное от других социальное явление.
В рамках юридического правопонимания среди прочих существуют:
· Естественно-правовой подход.
|
С точки зрения естественно-правового подхода, право – это право, извне преданное человеку и приоритетное к человеческим установлениям.
· Либертарно-юридический подход, разработанный Нерсесянцем В.С.
Основная статья: Либертарно-юридическая концепция
Согласно данному подходу под правом понимается нормативное выражение принципа формального равенства, под которым, в свою очередь, подразумевается единство трех компонентов:
1. равной для всех нормы и меры
2. свободы
3. справедливости
2. Парламентарная республика - разновидность современной формы государственного правления, при которой верховная роль в организации государственной жизни принадлежит парламенту.
В такой республике - президент избирается не народом, а парламентом. Но процедура избрания главы государства в современных П. Р. неодинакова. В Италии, например, президент республики избирается членами обеих палат на их совместном заседании, но при этом в выборах участвует также по три делегата от каждой области, избранных областным советом. В федеративных государствах участие парламенте в избрании главы государства также разделяется с представителями членов федерации. Так, в Федеративной Республике Германии президент избирается Федеральным собранием, состоящим из членов Бундестага и такого же числа лиц, выбираемых ландтагами земель на началах пропорционального представительства. Выборы главы государства в П. Р. могут осуществляться и на основе всеобщего избирательного права, что характерно, например, для Австрии, где президент избирается населением сроком на шесть лет.
Глава государства в парламентарной республике не возглавляет исполнительную власть, но обладает довольно обширными полномочиями. Он обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства, является главнокомандующим вооруженными силами и т.д.
Правительство формируется из числа депутатов, принадлежащих к тем партиям, которые располагают большинством голосов в парламенте. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность. Оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае вынесения недоверия парламента правительство либо уходит в отставку, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения досрочных парламентских выборов.
Глава правительства (премьер-министр, председатель совета министров) назначается, как правило, президентом. Он формирует возглавляемое им правительство, которое осуществляет верховную исполнительную власть и отвечает за свою деятельность перед парламентом. Наиболее существенной чертой П. Р. является то, что любое правительство лишь тогда правомочно осуществлять управление государством, когда оно пользуется доверием парламента.
Главной функцией парламента является законодательная деятельность и контроль за исполнительной властью. Парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает государственный бюджет, определяет перспективы социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внешней, в том числе оборонной политики.
Парламентарная форма республиканского правления представляет собой такую структуру высших органов государственной власти, которая реально обеспечивает демократизм общественной жизни, свободу личности, создает справедливые условия человеческого общежития, основанного на началах правовой законности.
3.ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ Понятие «функция» (в пер. с лат. - «исполнение») - это категория системного подхода и она применима к характеристике, любых систем: социальных, технических, биологических и др. И назначение данной категории во всех случаях состоит в том, чтобы дать эталон деятельности системы, дать описание той деятельности, осуществление которой требуется системе для достижения ее цели. Функция представляет собой своего рода образец работы системы. Поэтому функцию следует отличать, с одной стороны, от целей и задач, стоящих перед системой, а с другой - от ее реальной фактической деятельности, т.е. от той деятельности, которую система производит на деле. В жизни системы по тем или иным причинам зачастую отклоняются от своих функций, например: суть бюрократизма и заключается в уходе властной системы от своих функций.
ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА - основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Ф. Г. имеют либо классовую, либо общесоциальную направленность.
Функции современных развитых государств подразделяются на виды:
1) в зависимости от политической направленности:
а) внутренние (деятельность внутри страны);
б) внешние (деятельность за ее пределами);
2) по времени осуществления:
а) постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства);
б) временные (вызванные какими-либо специфическими условиями, с исчезновением которых данная функция отпадает);
3) по основным сферам общественной жизни:
а) экономические;
б) социальные;
в) политические;
г) в духовной сфере.
Внутренние функции - главные направления деятельности государства в пределах данной страны, характеризующие внутреннюю политику государства:
1) экономические - долгосрочное планирование и прогнозирование экономического развития страны, формирование государственного бюджета и контроль за его расходованием, установление системы налогов, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности;
2) социальные - социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, пенсионное обеспечение по старости, выделение средств на бесплатное образование, здравоохранение, на строительство дорог, развитие общественного транспорта, средств связи и т.п.;
3) политические - охрана законности и правопорядка, прав и свобод граждан, предотвращение межнациональных и религиозных конфликтов, оказание помощи вынужденным переселенцам и мигрантам;
4) культурные - государственная поддержка и финансирование искусства, национальной культуры, забота о нравственном здоровье общества.
Внешние функции:
1) взаимовыгодное экономическое, политическое, научно-техническое, военное, культурное сотрудничество с другими государствами;
2) защита от нападения, внешней агрессии, охрана государственных границ;
3) предотвращение войн, разоружение, ликвидация ядерного, химического и другого оружия массового поражения, борьба с международным терроризмом.
Внутренние и внешние функции государства тесно связаны, так как внешняя политика во многом определяется внутренними условиями существования данного государства.
4. ЭВОЛЮЦИЯ ФУНКЦИЙ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕХОДА К РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ Функции государства подвергаются не только влиянию собственно государственных изменений, но и изменений условий существования самого государства, т.е. изменений внешних условий, внешней среды, в которой живет, действует государство. Для определения этого влияния в теории государства используется понятие эволюции функций государства, которое включает развитие и изменение функций под воздействием как содержательных и формальных характеристик государства, так и развивающейся внешней среды.
Прежде всего на функции государства оказывает определяющее влияние научно-техническое, интеллектуальное развитие всей цивилизации. Функции всех, без исключения, современных государств подвержены воздействию научно-технических достижений ХХ в. Причем это воздействие двоякое. С одной стороны, появляется жизненно важное направление деятельности государства: поддержка науки, особенно фундаментальной, использование ее результатов, развитие и обогащение интеллектуального потенциала общества. С другой — ограничение опасности, которая проистекает от неконтролируемого появления и использования современных научно-технических достижений. Особенно это касается ядерных технологий, генетики, медицинской биологии и т.п. В сфере науки для государства появляется новая область деятельности — поддержка и защита интеллектуальной собственности, т. е, создание условий для успешной научной деятельности, охрана принадлежности результатов научного труда их создателям, обеспечение справедливой оценки этого труда и достойного вознаграждения за использование этих результатов.
Следует еще раз подчеркнуть, что появление тех или иных новых функций на различных этапах развития государственности конкретных обществ не имеет строго предопределенного, причинно-следственного характера, не жестко детерминировано новой формой государства. Вместе с тем такая более или менее причинная зависимость все же характеризует те функции государства, которые представляют собой важнейшие направления деятельности государства в определяющих областях его существования: в экономической, политической, социальной и иных. Основные функции (наиболее важные направления деятельности государства) все же достаточно «чутки» к глобальным изменениям основных характеристик государства.
Иные же функции, как, впрочем, и основные в некоторых своих аспектах, подвергаются мощному влиянию стабильных этнокультурных пластов жизни общества, национальных, территориальных особенностей, традиций и т. п. Поэтому новый тип государства, появившийся в развитии конкретного государственно организованного общества, может в явной или скрытой форме сохранять и даже развивать некоторые старые функции. Например, фактическое имперское содержание отдельных внешнеполитических функций царской России сохранял и развивал СССР, хотя формально наличие такого функционального содержания всячески отрицалось в официальной идеологии и политике социалистического государства.
Таким образом, в государственности того или иного общества сохраняется преемственность функций, но действует и механизм обновления функций. В частности, на появление новых функций влияют самоорганизационные, субъективные и даже случайностные (синергетические) процессы, а не только та или иная степень зависимости функций от изменения основных признаков, прежде всего формы государства.
Наименее изменчиво и наиболее стабильно общесоциальное содержание функций государства, то, которое формируется для решения основных социальных, политических, в том числе геополитических, экономических и иных задач, затрагивающих интересы всего общества на длительном историческом пути его жизнедеятельности. Основные общесоциальные функции обеспечивают существование, благополучие, а порой и выживание самого общества
5 ФОРМЫГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА - внутренняя структура государства, характеризующая его национально-территориальное деление, которое раскрывает характер взаимоотношений между высшими органами государственной власти и органами власти составных частей государства.
Ф. Г. У. отражает:
1) отношения между центральными и местными государственными органами;
2) государственная форма выражения интересов каждой нации, проживающей на территории данного государства.
Все государства по Ф. Г. У. подразделяются на:
1) унитарные - государства, имеющие простое административно-территориальное деление, составные части которого не обладают суверенными правами и не имеют статуса государственных образований. В них существуют единая система органов государственной власти, единая система законодательства и единое гражданство. Органы административно- территориальных единиц либо полностью подчиняются центру, либо и центру и местным представительным органам. Законодательные органы представлены одной палатой, но не исключена возможность существования двухпалатного парламента. Палаты парламента не имеют специального представительства от регионов страны;
2) федеративные - система государственного устройства, при которой части государства представляют собой самостоятельные государственные образования, обладающие суверенитетом. Входящие в состав федерации государственные образования называются субъектами. Верховная власть в государстве принадлежит высшим (федеративным) органам государственной власти. Субъекты федерации вправе иметь свои органы власти и управления, свою систему законодательства, собственное гражданство. Для федерации характерно существование двухпалатного парламента, в котором одна из палат представляет интересы субъектов федерации. В основе федерации лежат несколько принципов ее построения, в связи с чем различают территориальную федерацию (она характеризуется значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации) и национальную федерацию (она характеризуется более сложным государственным устройством);
3) конфедеративные - временное объединение суверенных государств, созданное для достижения определенных целей. Конфедерация - союз двух и более государств, при котором союзные органы координируют их деятельность по вопросам, которые явились причиной их объединения. Особенности конфедерации заключаются в отсутствии общего аппарата управления, отсутствии единой денежной системы, сохранении государствами своей самостоятельности. После достижения целей ее создания она либо прекращает свое существование, либо объединяется в иную форму государственного устройства, чаще в федерацию.
6. УНИТАРНОЕ И ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО УНИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО - форма государственного устройства, при которой территория государства подразделяется на административно-территориальные единицы (районы, области), подчиняющиеся центральным органам власти и признаками государственного суверенитета не обладающие.
Как правило, У. Г. характерно для однонациональных государств, где большинство населения является представителем одной нации. Также унитарная форма государственного устройства характерна для государств с монархической формой правления.
У. Г. характеризуется следующими признаками:
1) предполагает единые, общие для всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют руководство соответствующими местными органами;
2) на территории У. Г. действует одна конституция, проводится обязательная для всех административно-территориальных единиц общая налоговая и кредитная политика;
3) составные части У. Г. (области, департаменты, округа, провинции, графства) государственным суверенитетом не обладают. Они не имеют своих законодательных органов, самостоятельных воинских формирований, внешнеполитических органов и других атрибутов государственности. В то же время местные органы в У. Г. обладают известной, а иногда и значительной самостоятельностью;
4) У. Г., на территории которого проживают небольшие по численности национальности, широко допускает национальную и законодательную автономию;
5) все внешние межгосударственные сношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
6) У. Г. имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти;
7) в подавляющем большинстве современных У. Г. основное территориальное деление является политико-административным. Наряду с ним в ряде стран имеются административно- территориальные единицы как общего типа, где действуют органы общей администрации, так и специального, где действуют специализированные государственные органы (судебные округа).
ФЕДЕРАТИВНОЕ ГОСУДАРСТВО - государство, составными частями которого являются самостоятельные государственные образования.
Ф. - союзное государство.
Государственные образования в составе Ф. имеют свое гражданство, законодательство и конституции. Они не имеют вооруженных сил, не обладают правом одностороннего выхода из Ф., не обладают суверенитетом.
Из общего числа современных государств всего 22 Ф.: США, Россия, ФРГ, Индия, Канада, Бразилия и др.
В основе Ф. лежит территориальный фактор. Важным принципом Ф. устройства является равноправие всех субъектов Ф.
Многие Ф. сложились как договорные, другие учреждены принятием конституции.
Жизненность Ф. зависит от взвешенного и сбалансированного распределения компетенции между Ф. и ее субъектами.
В составе Российской Федерации 89 субъектов, тогда как в США - 50 штатов, в Индии - 25.
Среди субъектов РФ:
1) 21 республика;
2) 6 краев;
3) 49 областей;
4) 2 города федерального значения;
5) 1 автономная область;
6) 10 автономных округов.
Все субъекты имеют равные права во взаимоотношениях с органами государственной власти. Государственная целостность обеспечивается:
1) организацией государственной власти;
2) верховенством федерального права;
3) единым государственным языком;
4) единой денежной единицей;
5) единым экономическим пространством. Республики в составе Ф. рассматриваются как государства. Они имеют свои конституции, вправе устанавливать свои государственные языки.
7. ФУНКЦИИ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА ПОНЯТИЕ «ФУНКЦИЯ» дает нам описание, характеристику именно требуемого, должного действия (деятельности) или состояния. Ф. - один из критериев оценки состояния и действия любой теоретической системы.
Теории государства и права присуще следующие Ф.:
1. Познавательная Ф. Суть ее выражается в объяснении явлений и процессов государственной и правовой жизни общества. Теория государства и права не только изучает в обобщенном виде государственно-правовую Надстройку, но и объясняет объективные процессы ее развития, выявляет, какие закономерности лежат в основе этих процессов, определяет их сущность и содержание.
2. Эвристическая Ф. Теория государства и права не ограничивается познанием и объяснением основных закономерностей государственно-правовой действительности. Проникая вглубь познанных закономерностей, уясняя их тенденции и взаимосвязи с другими общественными явлениями, она открывает новые закономерности государственно-правовой жизни общества.
3. Прогностическая Ф. Теория государства и права не только устанавливает реальность новых закономерностей, но и определяет устойчивые тенденции в развитии изучаемых ею явлений. Она конструирует научные гипотезы дальнейшего развития государства и права на основе адекватного отражения их объективных закономерностей. Истинность выдвигаемых ею гипотез проверяется практикой.
4. Методологическая Ф. Метод в науке - это знание, которое используется как средство получения нового знания. Т.е. одно и тоже знание может рассматриваться как теория и как метод. Относительно теории государства и права знания в основном своем объеме используются как средство решения отраслевых теоретических проблем, ибо в рамках теории государства и права, выявляются общеправовые и общегосударственные закономерности, разрабатываются общие понятия и конструкции.
Значение методологической Ф. теории государства и права определяется и тем, что в ее рамках разрабатываются проблемы методологии правоведения в целом, т.е. проблемы использования самых различных областей знания для решения теоретических проблем правоведения, строится система такой методологии.
5. Воспитательная Ф. теории государства и права способствует росту правовой культуры населения, воспитанию уважения к праву, правосудию, Конституции.
6. Значение прикладной Ф. теории государства и права связано с выходом ее на правотворческую и правореализующую практику. Данная Ф. состоит в разработке правил юридической техники, методов толкования нормативно-правовых актов, предложений по совершенствованию законодательства, его систематизации и решении других вопросов практики жизни.
В литературе по теории государства и права называют и другие Ф., например, научно-консультативную, политическую (близка к идеологической).
Теория государства и права выполняет указанные Ф. применительно к предмету исследования, опираясь как на собственные результаты, так и на данные других юридических наук. Особенность Ф. теории государства и права состоит в том, что они осуществляются в форме общетеоретического мышления, которое логическим путем выявляет причинные и функциональные связи государственно-правовых явлений, определяет общие закономерности их развития в освобожденном от исторических случайностей.
8. ПРЕЗИДЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА - одна из разновидностей современной формы государственного правления, которая, наряду с парламентаризмом, соединяет в руках президента полномочия главы государства и главы правительства. Перечислим наиболее характерные черты П. Р.:
- внепарламентский метод избрания президента и формирования правительства;
- ответственность правительства перед президентом, а не перед парламентом;
- более широкие, чем в парламентарной республике, полномочия главы государства.
Классической П. Р. являются Соединенные Штаты Америки. В соответствии с Конституцией СЩА, в основе которой лежит принцип разделения властей, четко определено, что законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная - президенту, судебная - Верховному суду. Президент США избирается населением страны путем косвенных выборов - через коллегию выборщиков. Количество выборщиков должно соответствовать числу представителей каждого штата в парламенте (Конгрессе). Правительство формируется победившим на выборах президентом из лиц, принадлежащих к его партии.
Президентская форма правления в различных странах имеет свои особенности. Во Франции президент избирается всеобщим голосованием. Избранным считается кандидат, получивший абсолютное большинство голосов. Такой же порядок избрания президента установлен в РФ с 1991 г.
Характерным для всех П. Р., несмотря на их разнообразие, является то, что президент, избираемый коллегией выборщиков (или непосредственно народом) на определенный срок, является одновременно главой государства и главой исполнительной власти (США), либо непосредственно назначает главу правительства и участвует в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент наделяется и другими важными полномочиями: как правило, он имеет право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписания, нередко председательствует в правительстве, назначает членов Верховного суда, осуществляет право помилования.
В цивилизованных странах П. Р. отличает сильная исполнительная власть, наравне с которой по принципу разделения властей нормально функционируют законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм противовесов и сдержек, существующий в современных П. Р., способствует возможности гармоничного функционирования властей, позволяет избежать произвола со стороны исполнительной власти.
В современном цивилизованном обществе принципиальных различий между парламентарной и президентской формами правления не существует. Их сближают общие задачи и цели обеспечения наиболее оптимальной организации общественной жизни, гарантированного свободного развития личности, надежной охраны ее прав и разнообразных интересов.
9. ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ: ПОНЯТИЕ ЦЕЛИ, МЕТОДЫ ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ - система мер, направленных на интеграцию в сознании людей правовых идей, норм, принципов, представляющих ценности мировой и национальной правовой культуры.
П. В. - это целенаправленная деятельность государства в лице его органов, общественных объединений, должностных лиц и отдельных граждан по передаче правовой культуры, правового опыта, правовых идеалов и механизмов разрешения конфликтов в обществе от одного поколения к другому в целях формирования у последнего правосознания и правовой культуры, обеспечивающих соблюдение, исполнение и использование юридических норм.
П. В. рассматривается как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле П. В. понимается как воспитание человека окружающей обстановкой в целом, всей юридической практикой и поведением людей, должностных лиц - представителей государственного аппарата в правовой сфере. В узком смысле П. В. отличается своей целенаправленностью на повышение правовой культуры человека, группы людей и общества в целом.
П. В. - сложный процесс, включающий в себя следующие составные части:
1) субъекты воспитания (органы государства, государственные служащие, политики, преподаватели, журналисты и др.);
2) объекты воспитания (граждане, трудовые коллективы, социальные группы и т.д.);
3) содержание воспитания (выражается в приобщении людей к политическим и юридическим ценностям, идеям, принципам, информации, опыту и т.п.);
4) методы воспитания (убеждение, поощрение, наказание и иные приемы психолого-педагогического воздействия на объект воспитания);