Юридическое правопонимание 2 глава




5) формы воспитания.

П. В. тесно связано с правовым обучением: воспитание не может происходить без обучения, а обучение так или иначе оказывает и воспитательный эффект. Воспитание влияет в основном на эмоционально-волевую, ценностную, мировоззренческую сторону сознания, а обучение - на когнитивно-рациональную с целью информационно-ознакомительного воздействия на человека.

П. В. - сложная и многоаспектная система деятельности.

П. В. предполагает создание специального инструментария по донесению до разума и чувств каждого человека правовых ценностей, превращению их в личные убеждения и внутренний ориентир поведения.

Формы и методы П. В. - это те организационные моменты, посредством которых осуществляются воздействие на общественное и индивидуальное восприятие и осознание правовых норм. Форма - это конкретный способ организации процесса воспитания. Метод - это разнообразные приемы и способы передачи, разъяснения и установки правовых идей, принципов и догм в сознании личности в целях оказания воздействия на ее поведение.

10. ПРЕДМЕТ ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Каждая наука имеет свой предмет исследования. Предмет определяет самостоятельность науки. Без предмета не может быть и самой науки.

Предметом теории государства и права являются основные общие закономерности возникновения, функционирования и развития государства и права. Данная наука изучает причины происхождения государства и права, их формы и типологию, основные закономерности построения системы органов государства и системы права, их функциональное воздействие на общественную жизнь.

Особенности П. теории государства и права как науки выражаются в следующем:

Теория государства и права изучает государственную и правовую надстройку в целом. Она обобщает опыт государственного и правового строительства в обществе на всех этапах его развития.

Содержание П. теории государства и права составляют не любые, а основные общие закономерности государства и права, в которых проявляется их сущность и социальное значение для всей общественной жизни.

П. теории составляют государство и право в их единстве. Почему и государство, и право изучаются в рамках одной науки? Потому, что они являются органически взаимосвязанными между собой частями надстройки общества и существовать изолированно не могут. Государство издает и охраняет нормы права, без его правотворческой и властной деятельности они не могут приобрести официальную форму регулятора общественных отношений. С другой стороны, в нормах права государство получает свое юридическое оформление, его деятельность осуществляется только на основе правовых норм, законов, которые определяют форму государственного правления, структуру государства, систему его органов, их задачи, компетенцию, формы и методы государственной деятельности.

Исходя из особенностей П. данной науки можно сделать вывод, а том, что теория государства и права является:

- общественной наукой, так как изучает такие общественные явления, как государство и право;

- юридической наукой, изучающей только государственную и правовую стороны общественной жизни;

- общетеоретической наукой, поскольку выявляет и объясняет общие закономерности развития государства и права.

Проф. А.Б. Венгеров считал, что к предмету теорий права: и государства следует относить не только закономерное, но и случайное. С чем следует согласиться, ибо становление общей теории права и государства как системы знаний происходит все-таки на основе общих сведений о праве и государстве.

Предмет теории государства и права как науки имеет существенное различие с одноименной учебной дисциплиной. Учебная дисциплина базируется на науке, может иметь одно с ней название, но это разные системы, каждая из которых имеет свою цель и свое строение. Учебная дисциплина представляет собой систему определенных теоретических сведений, построенную в соответствии с конкретной учебной программой и предназначенную для подготовки специалистов того или иного профиля. Учебная дисциплина ничего не, изучает, ибо она изучается сама, и поэтому она не обладает такими атрибутами науки, как предмет и метод.

11. МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ МЕТОД (от греч. methodos - путь исследования, теория, учение), способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.

Метод - есть орудие, которое стоит на стороне субъекта, есть средство, через которое субъект соотносится с объектом. Следовательно, метод как определенное средство может касаться любой сферы человеческой деятельности (в пер. с гр. означает «способ, путь следования»).

Метод в науке, в научной деятельности - это знание, с помощью которого добывается новое знание. Т.е. один и тот же фрагмент знания в одном случае может рассматриваться как теория (разрабатываемое знание), а в другом - как метод (знание, с помощью которого разрабатывается теория). Слово «методология» наука трактует двояко:

- как учение о методе;

- как система методов, используемых в той или иной науке, теории.

В основе методологии (системы методов) теории государства и права лежит философия, законы и категории которой являются всеобщими, универсальными и распространяются на все явления окружающего нас мира, включая право и государство. Выделяют следующие аспекты методологической роли философии: а) законы и категории философии могут использоваться в изучении права и государства непосредственно (например. Формы и содержания правоотношения); б) в рамках философии разрабатывается общее учение о методе - теория методологии (например, диалектический метод; методы анализа и синтеза, качественного и количественного анализа; исторический и логический методы, методы сравнения и обобщения, раскрытия причинно-следственных связей и др.); в) философское знание является базой для формирования общенаучных и частных методов общей теории права и государства. Общенаучными являются категории системы, структуры, элемента, функции, информации, модели вероятности и др. Общенаучные категории являются теоретическим основанием новых методологических подходов - системного, а так же структурного и функционального как его разновидностей, информационного, метода моделирования, вероятностного (синергетического), метода экстраполяции и др.

Специфическим общенаучным методом является математический который своим предметом имеет количественную сторону явлений, важную в изучении права и государства.

Практика применения философских и общенаучных методов в изучении права и государства привела к возникновению частных методов: историко-правового метода, метода правового моделирования, метода сравнительного право и государство ведения и др.

Частные методы правоведения могут возникать и в результате использования методологических приемов других наук: социологии, психологии, статистики и др.

В правовой методологии выделяют так же специальные методы: формально-юридический и метод толкования. Важное место в методологии общей теории права и государства занимает метод сравнения. Он известен со времен Аристотеля, который сравнил конституции 158 греческих и варварских городов. Сравнительный метод может быть синхроническим (синхронным) и диахроническим (сравнительно-историческим).

Метод сравнения включает в себя следующие этапы:

- изучение сравниваемых институтов по отдельности;

- сравнение выявленных признаков с позиций их сходства и различия;

- оценку.

Конкретно-социологический метод изучает связь права с жизнью, эффективность государственно-правового регулирования (социология права). При этом используются общесоциологические приемы: наблюдение, анкетирование, опросы, анализ документов и др. Важное значение для познания общих закономерностей права и государства имеет метод аналогии который лежит в основе и метода моделирования и метода экстраполяции и др.

Основной признак и назначение модели - быть аналогом прототипа, что позволяет делать выводы по аналогии, т.е. выводы, в которых посылки относятся к одному объекту (модели), а заключение к другому (прототипу, т.е. моделируемому явлению).

Метод экстраполяции (распространения) позволяет формировать общеправовое и общегосударственное знание путем надежных аналогий, т.е. распространять знания, полученные при изучении одного юридического пиления, на другие (аналогичные) явления и тем самым увеличивать объем общетеоретических знаний.

12. РАЗДЕЛЕНИЕ ВЛАСТЕЙ В ГОС. МЕХАНИЗМЕ: ВОПРОСЫТЕОРИИ И ПРАКТИКИ Принцип разделения властей предполагает относительно самостоятельное функционирование трех ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной, и опирающихся на систему сдержек и противовесов. Действие этого принципа нацелено на то, чтобы ни одна из ветвей власти не смогла узурпировать власть в государстве. Для этого существует система сдержек и противовесов. Однако разделение властей не абсолютно: оно предполагает единство ветвей власти, их согласованное действие на основе общих принципов. Какими бы ни были разными варианты механизма действия принципа разделения властей теория в основе определяет следующее его содержание.

«Законодательная власть обладает верховенством, поскольку она устанавливает правовые начала государственной и общественной жизни, основные направления внутренней и внешней политики страны, а следовательно, определяет в конечном счёте правовую организацию и формы деятельности исполнительной и судебной властей. Главенствующее положение законодательных органов в механизме правового государства обуславливает высшую юридическую силу принимаемых ими законов, придаёт общеобязательный характер нормам права, выраженных в них. Однако верховенство законодательной власти не носит абсолютного характера. Пределы её действия ограничены принципами права, естественными правами человека, идеями свободы и справедливости. Она находится под контролем народа и специальных конституционных органов, с помощью которых обеспечивается соответствие законов действующей конституции.

Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Её деятельность должна быть основана на законе, осуществляться в рамках закона. Исполнительные органы и государственные должностные лица не имеют права издавать общеобязательные акты, устанавливающие новые, не предусмотренные законом права или обязанности граждан и организаций. Исполнительная власть носит правовой характер лишь в том случае, если она является подзаконной властью, действует на началах законности. Сдерживание исполнительной власти достигается также посредством её подотчётности и ответственности перед представительными органами государственной власти. В правовом государстве каждый гражданин может обжаловать любые незаконные действия исполнительных органов и должностных лиц в судебном порядке.

Судебная власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал. Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами. Никто не может присвоить себе функции суда. В своей правоохранительной деятельности суд руководствуется только законом, правом и не зависит от субъективных влияний законодательной или исполнительной власти. Независимость и законность правосудия являются важнейшей гарантией прав и свобод граждан, правовой государственности в целом. С одной стороны, суд не может присваивать себе функции законодательной или исполнительной власти, с другой стороны его важнейшей задачей является организационно–правовой контроль за нормативными актами этих властей. Судебная власть, таким образом, выступает сдерживающим фактором, предупреждающим нарушение правовых установлений, и прежде всего конституционных, как со стороны законодательных, так и исполнительных органов государственной власти, обеспечивая тем самым реальное разделение властей»

Таким образом, разграничение единой государственной власти на три относительно самостоятельные и независимые отрасли предотвращает возможные злоупотребления властью и возникновение тоталитарного управления государством, не связанного правом. Каждая из этих властей занимает своё место в общей системе государственной власти и выполняет свойственные только ей задачи и функции. Равновесие властей поддерживается специальными организационно–правовыми мерами, которые обеспечивают не только взаимодействие, но и взаимоограничение полномочий в установленных пределах. В то же время они гарантируют независимость одной власти от другой в пределах тех же полномочий. Следует отметить, что принцип разделения властей является одним из принципов правового государства и эффективно действовать может только в связке с ними, важнейшими из которых являются принцип законности, взаимная ответственность государства и личности, реальность прав личности.

13. ТОТАЛИТАРНЫИ АВТОРИТАРНЫПОЛИТИЧЕСКИЕ РЕЖИМЫ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ - совокупность приемов и способов осуществления политической власти, складывающихся под влиянием взаимодействия различных политических сил и институтов, которые отражают ее содержание и характер.

Тоталитарный ПОЛИТИЧЕСКИЙ режим – это устройство общества при котором государство осуществляет полный, всеобщий (тотальный) контроль над всеми сферами жизни общества. В экономике преобладают государственная собственность, жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами. Экономика ориентирована на военную промышленность.

Признаки Т. Р.:

- стремление государства к полному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти;

- практически полное отчуждение общества от политической власти, но оно не осознает этого, ибо в политическом сознании формируется представление о «единстве», «слиянии» власти и народа;

- монопольный государственный контроль над экономикой, средствами массовой информации, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни, до мотивов поступков людей;

- абсолютная «правовая», а точнее антиправовая, регламентация общественных отношений, базирующаяся на принципе «дозволено только то, что прямо разрешено законом»;

- формирование «государственной власти» бюрократическим способом, по закрытым от общества каналам; она окружена «ореолом тайны» и недоступна для контроля со стороны народа;

- доминирующим методом управления является насилие, принуждение, террор;

- господство одной партии, фактическое сращивание ее профессионального аппарата с государством, запрет оппозиционно настроенных сил;

- декларативность, формальный характер прав и свобод человека и гражданина, отсутствие четких гарантий их реализации;

- крупная собственность (общинная, монополистическая, государственная) выступающая в качестве экономической основы;

- наличие одной официальной идеологии, фактически устранение плюрализма;

- централизация государственной власти во главе с диктат ром и его окружением;

- бесконтрольность репрессивных государственных органов стороны общества;

- отсутствие правовой государственности и гражданского общества;

- произвол государственной власти, ее осуществление без учета мнения большинства, в противоречии с демократическими механизмами, нормами и институтами.

Видом тоталитаризма является фашизм, при котором господствует идея превосходства одной нации или расы над другими. Ему свойственна агрессивная внешняя политика, ориентированная на захват чужих земель.

Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.

Авторитарный режим можно рассматривать как своего рода «компромисс» между тоталитарным и демократическим режимами. В отличие от тоталитарного режима при авторитарном государство не осуществляет полного контроля над обществом. Создаются условия для возникновения личной диктатуры лидера правящей верхушки, т.е. он мягче, либеральнее, чем тоталитаризм, но жестче, антинароднее, чем демократический.

А. Р. - государственно-политическое устройство общества, в котором политическая власть осуществляется конкретным лицом, классом, партией, элитной группой и т.д. при минимальном участии народа. Главной характеристикой данного режима составляет авторитаризм как метод властвования и управления, как разновидность общественных отношений (например, Испания периода правления Ф. Франко, Чили во времена власти А. Пиночета).

Признаки авторитарного режима:

- в центре и на местах происходит концентрация власти в руках одного или нескольких тесно взаимосвязанных органов при одновременном отчуждении народа от реальных рычагов государственной власти;

- игнорируется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную (зачастую президент, исполнительно-распорядительные органы подчиняют себе все остальные органы, наделяются законодательными и судебными полномочиями);

- роль представительных органов власти ограничена, хотя они и могут существовать;

- суд выступает по сути вспомогательным органом, вместе с которым могут использоваться и внесудебные органы;

- сужена или сведена на нет сфера действия принципов выборности государственных органов и должностных лиц, подотчетности и подконтрольности их населению;

- в качестве методов государственного управления доминируют командные, административные;

- сохраняется частичная цензура, существует своего рода «полугласность»;

- отсутствие единой идеологии (в отличие от тоталитаризма здесь не оправдывают свои поступки стремлением к высоким целям);

- отказ от полного тотального контроля над всеми сферами общественной жизни, как это наблюдается в тоталитарном политическом режиме;

- существует частичный плюрализм, оппозиция не допускается, может существовать лишь имитация многопартийности, ибо все имеющиеся партии должны ориентироваться на линию, выработанную правящей партией, в противном случае они разгоняются;

- права и свободы человека и гражданина главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются во всей своей полноте (прежде всего в политической сфере);

- личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

- «силовые» структуры обществу практически неподконтрольны и используются подчас и в сугубо политических целях;

- роль лидера высока, но в отличие от тоталитаризма, он не харизматический.

Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный иные разновидности авторитарного режима.

Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.

Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах ее осуществления. Однако в отличие от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путем, часто смещение» законной власти с помощью государственного переворота.

Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государству находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально-политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства. В условиях военного режима создается разветвленный военно-политический аппарат, который включает, помимо армии и полиции, большое количество других органов, в том числе и внеконституционного характера, для политического контроля за населением, общественными объединениями, для идеологической обработки граждан, борьбы с антиправительственными движениями и т.п. Отменяется Конституция и другие законодательные акты, которые заменяются актами военных властей.

Авторитарные режимы отличаются от тоталитарных по следующим параметрам: 1) если при тоталитаризме устанавливается всеобщий контроль, то авторитаризм предполагает наличие сфер социальной жизни, недоступных государственному контролю; 2) если при тоталитаризме осуществляется систематический террор по отношению к противникам, то в авторитарном обществе проводится тактика избирательного террора, направленного на предотвращения возникновения оппозиции.

14. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ НАУК Теория государства и права входит в систему юридических наук, объединенных общим понятием - юриспруденция. Существует именно система, множество юридических наук. Это объясняется тем, что государство и право - явления сложные и многогранные, имеющие непосредственное отношение к различным сторонам общественной жизни. Изучить их в рамках одной науки невозможно. Поэтому неизбежна специализация научных знаний о различных областях государственной и правовой жизни общества. На этой основе происходит классификация юридических наук по определенным отраслям знания о государстве и праве.

Систему юридических наук можно подразделить на три основные группы: теоретико-исторические, отраслевые и специальные.

К теоретико-историческим наукам относятся теория государства и права, история государства и права, история политических и правовых учений.

К отраслевым юридическим наукам относятся науки конституционного права, административного, финансового, гражданского, трудового, уголовного права и другие.

Специальные юридические науки - это криминалистика, судебная медицина, судебная психология, судебная психиатрия, судебная бухгалтерия.

Рассмотрим кратко, как же соотносятся теория государства и права и исторические государственно-правовые науки? В чем их единство, различие и взаимодействие? Общность теории государства и права и историко-юридических наук состоит в том, что они рассматривают государство и право в целом; изучают все ранее существовавшие типы государства и права; исследуют причины возникновения государства и права и закономерности их развития. Различие теории и истории государства и права выражается в том, что история изучает процесс исторического развития государственных и правовых форм жизни конкретных стран в хронологическом порядке. Теория же изучает исторический процесс развития государства и права в обобщенном виде, дает теоретическое обобщение этих процессов (закономерностей происхождения государства и права, сущности государства и права, механизма правового регулирования и т.д.).

Взаимодействие теории государства и права и исторических юридических наук проявляется, с одной стороны, в том, что глубокое изучение и обобщение исторического материала необходимо для более полного и всестороннего исследования общетеоретических государственно-правовых проблем и определения закономерностей исторического развития государства и права.

С другой стороны, история государства и права опирается на выводы и обобщения, которые дает теория государства и права.

Теория государства и нрава и отраслевые юридические науки. Напомним, что теория государства и права изучает основные общие закономерности государственных и правовых явлений в целом, независимо от того, в какой конкретной области общественной жизни они имеют место. Отраслевые же юридические науки исследуют только части механизма государства, его определенные органы (представительные, исполнительные, судебные), отдельные группы правовых норм (отрасли права), концентрируя внимание на изучении их структуры и функций, анализируют особенности правового регулирования конкретного вида общественных отношений. Так, например, наука административного права изучает правовые формы испоанительно-распорядительной деятельности органов государственной власти; наука трудового права исследует правовое регулирование общественных отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности рабочих и служащих.

Теория государства и права не подменяет и не растворяется в теории отраслевых юридических наук. Каждая отраслевая юридическая наука исследует закономерности и особенности собственного предмета.

По отношению к отраслевым наукам теория государства и права выступает как общеправовая наука. Значение теории государства и права для наук, изучающих отрасли права, выражается прежде всего в том, что она является методологической, базовой наукой в системе юридических наук. Ее выводы, общетеоретические положения являются основой для решений специальных вопросов отраслевых наук. Вырабатывая свою отраслевую теорию, эти юридические науки исходят из методологических положений теории государства и права. Теория государства и права одновременно является и «обслуживающей» наукой, поскольку она формулирует исходные понятие о государстве и праве и тем самым обеспечивает отраслевые юридические науки необходимой общетеоретической базой для выработки ими собственной теории, отраслевого научного понятийного аппарата. Общие понятия государства, права, нормы права, правоотношения, юридической ответственности лежат в основе конституционного, административного, гражданского, уголовного, семейного права и других отраслевых наук.

Между теорией государства и права и отраслевыми юридическими науками существует двусторонняя связь, тесное взаимодействие. Отраслевые науки в свою очередь имеют большое значение для теории государства и права. Они питают ее фактическим материалом. Выводы и данные отраслевых юридических наук служат важнейшей предпосылкой более глубоких теоретических обобщений, дальнейшего развития теории государства и права в целом.

15. ДЕМАКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ Понятие «демократия» означает, как известно, народовластие, власть народа. Однако ситуация, при которой весь народ осуществлял бы политическое властвование, пока нигде не реализована. Это скорее идеал, то, к чему нужно стремиться. Между тем существует ряд государств, которые сделали в этом направлении больше других (Германия, Франция, Швеция, США, Швейцария, Англия) и на которые зачастую ориентируются иные государства.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – организация общества, при котором высшие органы власти избираются населением и являются институтами представительной демократии. Выборы проводятся на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, которое обеспечивает свободу волеизъявления избирателей.

Демократический режим характеризуют следующие признаки:

- население участвует в формировании и осуществлении государственной власти посредством прямой демократии (когда граждане, например, на референдуме непосредственно принимают решения по важнейшим вопросам общественной жизни) и представительной (когда народ реализует свою власть через выбираемые им представительные органы);

- решения принимаются большинством с учетом интересов меньшинства;

- предполагается существование правового государства и гражданского общества;

- выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, их подотчетность избирателям;

- легитимность государственной власти;

- «силовые» структуры (вооруженные силы, полиция, органы, безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества, используются только по прямому предназначению, их деятельность регламентируется законами;

- доминирование методов убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения;

- господство закона во всех сферах общественной жизни;

- провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина;

- в отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип «дозволено все, что не запрещено законом»;

- политический плюрализм, в том числе многопартийность, соревнование политических партий, существование на законных основаниях политической оппозиции, как в парламенте, так и вне его (оппозиция выдвигает альтернативную программу, критикует власть за совершенные ошибки, контролирует ее через деятельность своих фракций и блоков в парламенте, в своей печати);

- гласность, свобода от цензуры средств массовой информации;

- осуществление принципа разделения властей на законодательную (призванную принимать законы, формировать стратегию развития общества), исполнительную (призванную осуществлять принятые законы, претворять их в жизнь, проводить повседневную политику государства) и судебную (призванную выступать арбитром в случаях конфликтов, различного рода правонарушений).

Таковы черты демократического политического режима, отличающие его от авторитарного и тоталитарного режимов. Знание вышеперечисленных признаков имеет важное значение, помогая ориентироваться в квалификации системы методов, приемов и средств осуществления политической власти.

Однако сами демократические режимы тоже могут быть неоднородными. В частности, особыми их разновидностями выступают либерально-демократические и консервативно-демократические режимы. Если либерально-демократические режимы характеризуются тем, что отдают приоритет личности, ее правам и свободам, и роль государства сводят к защите этих прав и свобод, собственности граждан, то консервативно-демократические режимы опираются не столько на конституцию, сколько на политические традиции, которые являются основой данных режимов.

16. ПРАВОВЫЕ НОРМЫ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ НОРМА ПРАВА - это общеобязательные правила поведения, которые создает и охраняет от нарушений государство, устанавливающие права и обязанности участников регулируемых отношений.

В них выражается государственная воля, поэтому они являются государственными регуляторами поведения.

Н. П. обладают некоторыми признаками. В отличие от индивидуальных предписаний государственных органов Н. П. имеют персонифицированный характер. Это означает, что их требования обращены не к конкретным лицам, а ко всем, кто окажется в тех обстоятельствах, на которые рассчитано действие нормы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: