Порядок проведения общегородского квеста




ВОВЛЕЧЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ В ИНТЕРАКТИВНОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ

на примере создания семейной игры-квеста

«Самый-самый Благовещенск»

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей начинается с трепетного отношения к своей малой Родине. Только ощущение «корней», владение выдающимися фактами из истории своего края и на их примере —осознание спектра возможностей для реализации своих целей — только эти составляющие способны воспитать в подрастающем поколении любовь к своему краю, к своему делу; на примере земляков, достигших мировой славы, заложить в детях основы духовности, нравственности и сильного характера.

В июле-сентябре 2017 года в Благовещенске был проведен социологический опрос. Трем тысячам респондентов было предложено ответить на вопросы относительно людей и фактов, которые прославили Благовещенск на всю страну и на весь мир, — от момента основания города до настоящего времени. Вопросы были разделены на две категории: вопросы о современниках и вопросы об исторических персоналиях. На первую категорию вопросов (о чемпионе мира по карате, проживающем в Благовещенске, о современных медицинских изобретениях) верно ответили 12% респондентов. На вопросы второй категории (персоналии 19-20 вв.) верно ответили лишь 1,4% респондентов! Этот результат, на первый взгляд, невероятно чудовищный, но при ближайшем рассмотрении — ожидаемый и предсказуемый. Люди — и дети, и подростки, и взрослые — не могут знать о своих героях, если эти герои не позиционируются горожанам как герои, или если о них просто-напросто ничего неизвестно.

Проект «Самый-самый Благовещенск» направлен на поиск и популяризацию реалий, персоналий, фактов, которые прославили Благовещенск на всю страну и даже на весь мир, а также обо всем первом в городе. Аудитория проекта — семьи, в которых есть дети школьного возраста, студенты. Основной принцип — интерактив, вовлечение горожан в проект, создание условий, при которых они становятся активными действующими лицами Истории.

Выпуск 1 игры «Самый-самый Благовещенск» вызвал небывалый ажиотаж среди горожан. Все чаще можно услышать слова «Нам, оказывается, есть кем гордиться», «Чтобы стать великим, не обязательно уезжать из города, и примером тому десятки выдающихся ученых, спортсменов, врачей, которые, имея мировую и всероссийскую славу, всю жизнь прожили в Благовещенске».

За короткое время «Самый-самый Благовещенск» стал визитной карточкой города и области, а в 2018 году получил грант Президента РФ от Фонда президентских грантов, благодаря которому расширил свои границы.

 

ГЛАВА 1

Подготовительный период

 

Игра — это ведущий вид деятельности человека от рождения до смерти, и этот принцип лег в основу проекта «Самый-самый Благовещенск». Огромный пласт исторического материала, который в формате черно-белых многостраничных фолиантов вызывают у детей скуку и даже раздражение, может быть воспринят детьми с радостью и интересом, если применить к этому материалу верные педагогические приемы.

Принципы подбора материала для игры «Самый-самый Благовещенск»:

1. Временной охват — вся история Благовещенска (с 1856 года до наших дней).

2. «Самые-самые» материалы специально подбираются из абсолютно разных областей — медицина, спорт, искусство, изобретения и т.д.

3. Вопросы принципиально не разбиты по хронологии, они подчиняются только территориальному фактору (например, в первом вопросе дети узнают, что «в этом здании в 1894 году появился первый телефон», второй вопрос из 1910 года: «Какой номер нужно было назвать телефонистке, чтобы вам ответил хирург, который впервые в мире в Благовещенске провел сложную костно-пластическую операцию на голени?», следующий вопрос касается близлежащего тира, в котором тренировался 29-кратный чемпион мира по пулевой стрельбе, и т.д.) Таким образом, история становится осязаемой, дети начинают понимать, что буквально каждый сантиметр благовещенской земли заполнен уникальными событиями, по этой земле ходили выдающиеся люди, причем выдающиеся в совершенно разных областях.

4. Принцип «Самого-самого». Информация для игры подбирается только та, которая отвечает принципу «люди и события, которые прославили Благовещенск на всю страну и на весь мир; самое-самое для горожан и всё самое первое в городе (первый телевизор, первое мороженое, первый дом и т.д.)».

5. Принцип достоверности. Каждый факт должен быть документально подтвержден архивными материалами, причем копии этих материалов должны быть представлены в игре, чтобы ребенок мог сам «прикоснуться» к истории.

 

Последний принцип определяет основных партнеров проекта. Это Государственный архив Амурской области, Амурский областной краеведческий музей им. Г.С. Новикова-Даурского, архив Благовещенской епархии; также материалы взяты из Государственного Военно-исторического музея Москвы, архивов Санкт-Петербурга, Хабаровска, Томска, Новосибирска, Владивостока, из частных коллекций.

Консультанты проекта — это известные историки, архитекторы, краеведы Благовещенска:

Владимир Николаевич Абеленцев — краевед, историк-архивист, старший научный сотрудник отдела фондов Амурского областного краеведческого музея им. Г.С. Новикова-Даурского.

Владимир Анатольевич Пушкарев — краевед, историк, кандидат исторических наук, руководитель отдела катехизации и просвещения Благовещенской епархии.

Ирина Анатольевна Ермацанс — краевед, историк, кандидат философских наук.

Виктор Васильевич Емельянов — историк-архивист. Директор Государственного архива Амурской области.

Людмила Анатольевна Чаюн — архитектор, краевед.

Валентина Петровна Кобзарь — журналист, краевед, писатель.

Жаккелина Эдуардовна Орлова — историк, краевед.

Владислав Григорьевич Лецик — краевед, писатель, литературный редактор.

Создание игры включает следующие этапы:

1. Формирование команды проекта: историки, краеведы, архитекторы, художники, дизайнеры, фотографы.

2. Подбор необходимой литературы, в том числе краеведческой и редких изданий.

3. Работа в архивах, музеях, с частными коллекциями.

4. Оповещение горожан посредством СМИ о предстоящем выпуске игры, привлечение всех желающих к исследовательской работе.

5. Подбор и систематизация собранных материалов.

6. Разработка маршрута.

7. Работа с фотографами: фотографирование всех объектов квартала для создания карты; создание интерактивных карт «Было-Стало» (при наложении специальной кальки ребенку видно, что изменилось в здании за 50-150 лет).

8. Работа с художником по созданию карты маршрута.

9. Разработка игры: правила, вопросы, информационные карты, наклейки; квестовый и настольный этап игры.

10. Обработка материалов и написание текстов для информационных карт.

11. Работа с редакторами и научными консультантами: научная и литературная правка текстов.

12. Работа с дизайнером по созданию информационных карт, наклеек, игровых карт, коробки.

13. Апробация проекта школьниками и их семьями (в апробации 2017 года приняли участие многодетные семьи с приемными детьми); внесение корректировок, необходимость в которых стала очевидна во время апробации проекта.

14. Издание игры.

15. Презентация игры для школьников, учителей, студентов, горожан.

16. Проведение общегородского квеста на кубок мэра города.

 

Состав игры

Правила

Двусторонняя карта квартала города формата А2

Наклейки

Лист ответов

12 игровых карт для настольного этапа игры

55 основных карт:

— Карточки с оранжевым прямоугольником — информационные карты с основным текстом.

— Карточки с сиреневым прямоугольником содержат архивные материалы, газетные статьи, документы.

— Карточки с зелёным прямоугольником — это карты «Было–Стало», с их помощью можно узнать, как изменились благовещенские дома и улицы…

 

Правила игры

1. Распределите обязанности между членами команды.

2. Отправьтесь на точку «Старт»

3. Возле слова «Старт» указан вопрос, основные 20 вопросов-заданий находятся ниже. Выполнять их нужно по порядку. Номер вопроса соответствует номеру объекта на карте.

4. Найдите указанный объект и прочитайте вопрос.

5. Ответить на вопрос помогут дополнительные карточки, которым соответствуют условные обозначения И, М, Б. слева от каждого вопроса. Чтобы ответить на вопрос, нужно воспользоваться теми карточками, на которых указан номер вопроса и нужное условное обозначение. Зачастую вопросы содержат несколько условных обозначений. Например, возле вопроса 4 (стоят знаки И, М, Б). Это значит, что вам нужно найти, прочитать и рассмотреть карточки с оранжевым, сиреневым и зелёным прямоугольниками, на которых стоит номер 4.

6. Если вы видите возле вопроса символ Н, это означает, что на указанное место на карте нужно приклеить подходящую наклейку из Листа наклеек. Среди наклеек есть стрелки с фамилиями. Указания на то, куда и когда их приклеить, — нет, они должны оказаться на карте в тех местах, с которыми связаны написанные на стрелках фамилии.

7. Прочитайте вслух тексты на карточках: их должны услышать все члены команды. Архивные материалы и фотографии также должны рассмотреть все члены команды.

8. Правильный ответ нужно вписать в Лист ответов рядом с соответствующей цифрой вопроса. Если играет несколько команд, то в конечной точке маршрута игроки сравнивают Листы ответов и карту с приклеенными наклейками. Каждый неправильный ответ и каждая неправильно приклеенная наклейка отнимает у каждого члена команды 1 балл. Это значит, что следующий (настольный) этап игры члены проигравшей команды начинают с минусовым балансом (–1, –2, –3) — в соответствии с количеством неправильных ответов).

9. После прохождения маршрута возьмите игровые карточки (12 штук) и все карты с информацией (55). Удобно расположитесь за столом. Все карты с информацией разложите перед участниками картинкой вверх. Рядом положите стопку игровых карт также картинкой вверх. На каждой карточке написано одно из следующих обозначений: «Фамилия», «Год», «Место», «Событие», «Предмет», «Интересный факт». После того как первая игровая карта открыта, задача каждого игрока — первым закрыть рукой карточку и назвать указанную на игровой карте информацию, которая к этой карточке относится («фамилия», «год» и т.д.). Например, открыта игровая карточка с надписью «Фамилия», ваша задача — быстрее других закрыть ладонью любую карточку с запомнившейся вам фамилией и назвать эту фамилию. Чтобы проверить правильность ответа, достаточно перевернуть карту и заглянуть в текст. Если в тексте на обороте карточки названная фамилия действительно указывается, тогда игрок забирает карточку себе. Если такой фамилии нет — карточку нужно положить на место, а игрок на следующий «раунд» лишаетесь права хода. Игра продолжается до последней карточки.

10. При подсчёте баллов учитывается «баланс», с которым команда начинала настольный этап игры. То есть если члены команды в общей сложности собрали 7 карточек, а начальный их «баланс» –2, то количество заработанных командой баллов будет 5. Победителем объявляется команда (или игрок), собравший наибольшее количество карточек.

10.

ГЛАВА 2

Работа с семьями, детьми и молодежью

 

Школьникам предоставляется выбор нескольких форм участия в проекте «Самый-самый Благовещенск». Это может быть участие на стадии поиска материалов, исследовательской работы, подготовки игры, а также непосредственно участие в общегородском либо индивидуальном квесте. Несколько школьников стали организаторами квестов «Самый-самый Благовещенск» для младших школьников.

Массовую работу со школьниками предполагает общегородской квест на кубок мэра Благовещенска и приз губернатора Амурской области. Квест стартует на следующий день после презентации игры, и может быть повторен любое количество раз. Его цель — формирование патриотического сознания школьников Благовещенска и приобщение их к уникальной истории родного края.

Каждая школа, желающая принять участие в квесте, отправляет на электронный адрес Оргкомитета заявку с указанием школы, количества команд-участников, ФИО участников каждой семьи (в т.ч. возраст/класс), контактного номера телефона представителя семьи и адрес/адреса аккаунта/аккаунтов в инстаграме, с которого команды будут вести трансляцию маршрута. На презентации игры каждая семья получает комплект игры и проходит инструктаж.

 

Порядок проведения общегородского квеста

«Самый-самый Благовещенск»

1. Каждая команда в течение недели проходит маршрут игры.

2. Команда должна ответить на 40 вопросов и приклеить наклейки на карту. Каждый правильный ответ и правильно приклеенная наклейка приносят команде 1 балл. За каждый неправильный/неточный ответ и неправильно приклеенную наклейку снимается 1 балл. Фото Листа ответов и карты с наклейками (обе стороны) нужно отправить в Оргкомитет в установленное время.

3. В инстаграме команды за время прохождения маршрута команда выкладывает 7 публикаций:

a. Старт маршрута (1-2 балла)

b. Видео на маршруте: обсуждение любого вопроса – поиск ответа (1-3 балла)

c. Фотография команды возле самого особенного, по мнению команды, объекта. (1-3 балла)

d. Фотография команды возле объекта 18 (1-3)

e. Фотография команды возле объекта 22-23 (1-3)

f. Видео ребенка: «Факт, который меня потряс» (1-5 баллов)

g. Видеоотзыв семьи об игре (1-5 баллов)

h. Видеоэкскурсия ««Какими фактами о Благовещенске я удивлю гостей города, или Почему Благовещенск – самый-самый?» (1-10 баллов)

 

Баллы начисляются за качество, глубину содержания и творческий подход к публикациям.

 

4. После прохождения квеста команды в назначенное для каждой команды время встречаются для настольного этапа игры. (Не более 4 команд за 1 игру.) В настольном этапе игры также принимают участие все члены команды, однако за каждый правильный ответ, данный родителями, команда получает 1 балл; а за каждый правильный ответ ребенка — 2 балла.

5. Финалисты определяются посредством подсчета общих баллов команды за Лист ответов, карту с наклейками, 7 публикаций в инстаграме и настольный этап игры.

6. Финал игры проходит в прямом эфире в студии телекомпании «Альфа-канал». В финале родители участия не принимают — соревнуются только дети. Победителем объявляется ребенок, набравший наибольшее количество баллов.

7. Победитель получает кубок мэра города Благовещенска, приз губернатора Амурской области, путевку в языковой лагерь и ценные призы.

8. Команды, занявшиеся 2-е, 3-е и 4-е места, а также победители в номинациях получают подарки от коммерческих и информационных партнеров проекта.

 

В первом общегородском квесте «Самый-самый Благовещенск» приняли участие 22 семьи. Во втором общегородском квесте – 135 семей.

ХОД ФИНАЛА ИГРЫ

Продолжительность: 1 час.

Финал состоит из пяти туров.

Перед финалистами разложены информационные карты фотографией кверху. В первом туре на экране появляется опорное слово. Например, «СРЕБРОПОЗЛАЩЁННАЯ ЛАМПАДА», «МОНРЕАЛЬ», «ДЕТКИЙ САД» «ГОЛЕНЬ» и т.д. Задача игроков — вспомнить, где и в связи с чем фигурировало это слово. Тот, кто первый закроет рукой нужную карточку и ответит верно, забирает карточку себе.

Например, на экране появляется надпись: – 20 ͦ С.

Карточку забирает тот, кто первый закроет ее и назовет факт: «Благовещенские ученые Юлий Перельман, Анна Приходько и Николай Ульянычев изобрели уникальный прибор для диагностирования предрасположенности к болезням легких в условиях холодного климата. Для диагностирования пациент в течение 3 минут должен дышать охлаждённым до –20°С воздухом. Аппарат зарегистрирован резидентом Сколково и готовится к серийному производству в России. Аналогов в мире нет».

В случае, если нужную карточку закрыли два, три или все четыре участника одновременно, — начинается баттл из фактов. Все финалисты по очереди называют факты, которые касаются этой карточки. Например, ответ первого: «Фамилии ученых — Перельман, Приходько и Ульянычев», ответ второго: «Они изобрели этот прибор в Дальневосточном научном центре физиологии и патологии дыхания», третьего: «Этот институт находится по адресу ул. Калинина, 22» и т.д. Тот, кто назовет последний факт, забирает карточку себе.

Во втором туре разыгрывается 6 игровых карточек. На каждой карточке написано одно из слов: «Фамилия», «Место», «Событие», «Предмет», «Год», «Интересный факт». Тот, кто первый закрывает рукой любую карту и называет относящееся к ней выпавшее «место», или «событие» и т.д., забирает карточку себе.

Третий этап называется «самое первое в Благовещенске». На экране появляются словосочетания: Первая улица, Первый священник, Первый овощ, Первый дом, Первый пылесос, Первая «квартира» первой благовещенской семьи, Первая газета, Первая светская газета, Первое имя новорожденного, Первая народная артистка в Амурской области.

Тот, кто первый поднял руку и дал правильный ответ, зарабатывает балл.

Четвертый этап — «закончи фразу». Ведущие зачитывают игрокам выдержки из информационных и архивных карт. Тот, кто первым верно завершает фразу, зарабатывает балл.

Например, ведущий читает фразу: «Во всех других городах нашей обширной России доктор представляет из себя только лишь доктора, он только и занят своей специальностью, своими пациентами, а в Благовещенске он непременно_________________». Кто?

Ответ: Золотопромышленник! «…а специальность — это так себе, что-то второстепенное, так сказать, форма, внешний мундир. Адвокат, и в то же время золотопромышленник. Возьмите любую профессию: учитель, сапожник, портной, колбасник — золотопромышленность всегда и у всякого на первом плане».

Пятый этап — баттл. Каждый из финалистов не глядя вытягивает одну из четырех карт. Разыгрывается 4 карты персоналий с мировыми именами: Александр Еремич, Юрий Болотский, Геннадий Лущиков и Владимир Борман. Тот, кто больше всех называет фактов относительно выпавшей ему персоналии, объявляется победителем.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: