С помощью воспитателя выберите 2-3 детей, проявляющих интерес к рисованию. Подготовьте необходимое оборудование для рисования. Предложите знакомую им тему для рисования, выбранную с воспитателем. Не объясняйте и не показывайте приёмы рисования, не вмешивайтесь в процесс создания рисунка. Проанализируйте процесс создания изображения (наблюдая за ребёнком) и результат изображения (рисунок), используя предложенные показатели. Адаптируя предложенные показатели, ориентируйтесь на программные требования своей возрастной группы. Занесите данные в диагностический лист. Сделайте обоснованные выводы на основе проведённого анализа технических умений.
Анализ выполняйте по следующим показателям
Показатели | Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития | ||||||||||
высокий уровень 2 балла | средний уровень 1 балл | низкий уровень 0 баллов | |||||||||
1. Технические навыки и умения владения различными изобразительными материалами | Умеет правильно держать кисть, карандаш, пользоваться акварельными красками и гуашью. Сознательно применяет выразительные средства в карандашном рисунке (тонировка, штрих, напряженность и характер линий) | Не всегда правильно держит карандаш и кисть, не совсем правильно пользуется красками. Слабо владеет графичностью карандашного рисунка (тонировка, штрих, напряженность и характер линий) | Не умеет держать правильно карандаш и кисть, пользоваться красками. Не владеет графичностью карандашного рисунка (графические приемы использует несознательно) | ||||||||
1.1. Умение пользоваться карандашом | Регулирует нажим и направление штриховки в целях более точной передачи изображения, получения интенсивного цвета и оттенков | Не всегда может регулировать нажим и направление штриховки при использовании карандаша | Использует карандаш без регулирования нажима и направления штриховки | ||||||||
1.2. Умение пользоваться кисточкой и красками | Регулирует силу нажима и направления движения кисти при передаче изображения. Владеет техникой работы с художественными материалами. Умеет накладывать краски в одном направлении, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность; умеет размывать и смешивать краски для получения других цветов и оттенков цвета, добавлять белила | Умеет использовать кисть при передаче изображения. Правильная техника работы предлагаемыми художественными материалами для получения оттенков цвета применяется не всегда. Закрашивает изображения с просветами, недостаточно аккуратно | Владеет элементарными навыками использования кисти. Не владеет техникой работы предлагаемыми художественными материалами для получения оттенков цвета | ||||||||
1.3. Владение нетрадиционными техниками рисования | По собственной инициативе в соответствии с замыслом использует нетрадиционные техники рисования (НТР). Экспериментирует с изобразительными и нетрадиционными материалами для создания художественного образа | НТР использует фрагментарно, чаще всего после подсказок педагога. Экспериментирует с материалами в основном по предложению педагога | НТР использует только под руководством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа | ||||||||
2. Владение формообразующими движениями | Умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, овал, многоугольники. Регулирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии легкие. Использует мелкие штрихи, различные сочетания линии | Не всегда верно рисует горизонтальные, вертикальные линии, круг. Закрашивает крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура. Линия дрожащая, слабая, прерывистая. Часто обращается за помощью взрослого | Закрашивает беспорядочными линиями (мазками), не умещающимися в пределах контура. Не регулирует силу нажима. Линии грубые, жесткие. Не умеет проводить прямые линии, замыкать их, приближая их к кругу или прямоугольнику | ||||||||
3. Владение выразительными средствами перевода реального объекта в графический образ | |||||||||||
3.1. Умение передавать форму предмета | Форма сложная, передана точно | Форма простая, есть незначительные искажения. Ребенок делает объект узнаваемым и вычленяет отдельные детали | Форма не удалась, искажения значительные. Объект неузнаваемый | ||||||||
3.2. Выражение отношения к создаваемому образу через цвет в рисунке | Умеет выделять смысловой центр посредством контрастности цвета по отношению к второстепенным элементам рисунка. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Использование в рисунках различных оттенков цвета. Передача цветовых соотношений как близких к реальным, так и наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях. В декоративном рисовании — наличие гармоничного соотношения цветового решения узора с фоном | Использует цвет как графический материал для передачи контура предмета. Соотнесение цвета с общим содержанием сюжета изображения и его элементов без передачи оттенков — контрастность цветов с четким разделением границ закрашиваемых областей. Цвет предметный, связан только с конкретным предметом (иногда шаблонным). Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Количество используемых цветов небольшое | Цвет предмета передан неверно, преобладание одного-двух цветов. Краски смешивает до грязного пятна. Отсутствие соотнесения цвета с содержанием изображения — использование «любимых» карандашей и красок безотносительно к тому, что закрашивается. Цветовые соотношения, близкие к реальному, но бывают отступления. Наличие элементов творчества в передаче цветовых соотношений проявляется в редких случаях | ||||||||
.3.3. Умение правильно передавать пропорции предмета | Пропорции предмета соблюдаются. Правильно определяет величину изображения в зависимости от размера листа. Соблюдает пропорции между элементами сюжетных изображений | Есть искажения пропорциональности предмета. Не всегда верно определяет величину изображения в зависимости от размера листа и пропорции между элементами сюжетных рисунков | Пропорции предмета переданы неверно. Не учитывает размер листа при определении величины предмета. При сюжетном единстве изображения пропорции не соблюдаются | ||||||||
3.4. Умение правильно передавать пространственное положение предмета и его частей | Части предмета расположены верно. Правильно передает в рисунке пространство (близкие предметы — ниже на бумаге, дальние — выше, передние — крупнее равных по размерам, но удаленных) | Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошибки в изображении пространства | Части предмета расположены неверно. Отсутствие ориентировки изображения как в отношении к пространственной ориентации листа, так и в расположении изображаемых предметов по отношению друг к другу | ||||||||
3.5. Умение правильно строить композицию предметов на листе | Композиция интересная (многоуровневая), предметы расположены по всему листу. Присутствует композиционное равновесие деталей рисунка на площади листа. Ориентировка изображения с учетом пространства листа с соблюдением основных пропорций между элементами сюжета | Нет композиционной целостности, изображение фризовое (на полосе листа). Нарушено композиционное равновесие. Отсутствует перспектива. Возможно деление изображения на верх, где изображается то, что далеко и высоко, и низ, где на одной линии представлены элементы сюжета | Присутствует изображение нескольких моментов на одном листе, композиция «скученная». Нет композиционного равновесия | ||||||||
3.6. Эмоциональность созданного образа, предмета или явления | Яркая эмоциональная выразительность, где проявилось отношение автора к содержанию рисунка (эмоциональные жесты, мимика персонажей, состояние природы). Искренность, правдивость, непосредственность переживаний | Имеют место отдельные элементы эмоциональной выразительности | Изображение лишено эмоциональной выразительности | ||||||||
3.7. Разработанность содержания изображения | Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Содержание базируется на наблюдениях и впечатлениях автора. У ребенка есть потребность самостоятельно дополнить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (создать новую комбинацию из усвоенных ранее элементов) | Ребенок детализирует художественное изображение лишь по просьбе взрослого | Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла | ||||||||
3.8. Динамичность художественного образа | Динамические состояния персонажей или объектов изображения переданы достаточно четко и определенно. Умеет изображать движение посредством ассиметричного построения композиции с использованием характерной пластики | Передан начальный момент движения (движение какой-либо части предмета) | Статическое изображение | ||||||||
|
|
|
Далее прилагается диагностический лист, который необходимо заполнить
Диагностический лист результатов изучения уровня сформированности технических умений в рисовании
Показатели | Фамилия, имя ребенка | ||
1. Технические навыки и умения владения различными изобразительными материалами | Лена | Витя | Маша |
1.1. Умение пользоваться карандашом | |||
1.2. Умение пользоваться кисточкой и красками | |||
1.3. Владение нетрадиционными техниками рисования | |||
2. Владение формообразующими движениями | |||
2.1. Изображение прямых линий (вертикальных, горизонтальных) | |||
2.2. Рисование геометрических фигур (круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника) | |||
2.3. Регуляция силы нажима на карандаш, кисть | |||
2.4.Характер линии | |||
2.5. Закрашивание в пределах контура (амплитуда, размах кисти) | |||
3. Владение выразительными средствами перевода реального объекта в графический образ | |||
3.1. Умение правильно передавать форму предметов | |||
3.2. Умение правильно передавать цвет предметов | |||
3.3. Умение правильно передавать пропорции предметов | |||
3.4. Умение правильно передавать пространственное положение предметов и их частей | |||
3.5. Умение правильно строить композицию предметов на листе | |||
3.6. Эмоциональность созданного образа предмета или явления | |||
3.7. Разработанность содержания изображения | |||
3.8. Динамичность художественного образа | |||
Средний балл |
Результаты наблюдения и анализ их рисунков в соответствии с качественной и количественной характеристикой показателей (см. табл.) отражается в диагностическом листе балловой оценкой. Далее подсчитайте все баллы и определите средний балл. Определите уровень сформированности умений по следующей таблице
Уровни | Количественные границы уровней |
Низкий | От 0 до 0,6 |
Средний | От 0,7 до 1,5 |
Высокий | От 1,6 до 2 |
Обобщите результаты и сделайте обоснованные педагогические выводы