Задание 8. Определение уровня сформированности технических умений в рисовании у 2-3 детей




С помощью воспитателя выберите 2-3 детей, проявляющих интерес к рисованию. Подготовьте необходимое оборудование для рисования. Предложите знакомую им тему для рисования, выбранную с воспитателем. Не объясняйте и не показывайте приёмы рисования, не вмешивайтесь в процесс создания рисунка. Проанализируйте процесс создания изображения (наблюдая за ребёнком) и результат изображения (рисунок), используя предложенные показатели. Адаптируя предложенные показатели, ориентируйтесь на программные требования своей возрастной группы. Занесите данные в диагностический лист. Сделайте обоснованные выводы на основе проведённого анализа технических умений.

 

Анализ выполняйте по следующим показателям

Показатели     Качественные и количественные характеристики показателей по уровням развития
высокий уровень 2 балла средний уровень 1 балл низкий уровень 0 баллов
       
1. Технические навыки и умения владения раз­личными изобра­зительными ма­териалами Умеет правильно держать кисть, карандаш, пользоваться акварель­ными красками и гуашью. Созна­тельно применяет выразительные средства в карандашном рисунке (тонировка, штрих, напряжен­ность и характер линий) Не всегда правильно держит карандаш и кисть, не совсем правильно пользуется крас­ками. Слабо владеет графичностью карандашного рисун­ка (тонировка, штрих, напря­женность и характер линий) Не умеет держать правильно карандаш и кисть, пользоваться красками. Не владеет графичностью каран­дашного рисунка (графические приемы использует несознательно)  
1.1. Умение пользоваться ка­рандашом Регулирует нажим и направление штриховки в целях более точной передачи изображения, получения интенсивного цвета и оттенков Не всегда может регулировать нажим и направление штри­ховки при использовании карандаша Использует карандаш без регулиро­вания нажима и направления штри­ховки
1.2. Умение пользоваться кис­точкой и краска­ми Регулирует силу нажима и на­правления движения кисти при передаче изображения. Владеет техникой работы с художествен­ными материалами. Умеет накла­дывать краски в одном направле­нии, закрашивать без просветов, заполняя последовательно всю поверхность; умеет размывать и смешивать краски для получения других цветов и оттенков цвета, добавлять белила Умеет использовать кисть при передаче изображения. Пра­вильная техника работы предлагаемыми художествен­ными материалами для полу­чения оттенков цвета приме­няется не всегда. Закрашивает изображения с просветами, недостаточно аккуратно Владеет элементарными навыками использования кисти. Не владеет техникой работы предлагаемыми художественными материалами для получения оттенков цвета
1.3. Владение нетрадиционны­ми техниками рисования По собственной инициативе в соответствии с замыслом исполь­зует нетрадиционные техники рисования (НТР). Эксперименти­рует с изобразительными и нетра­диционными материалами для создания художественного образа НТР использует фрагментар­но, чаще всего после подска­зок педагога. Эксперименти­рует с материалами в основ­ном по предложению педаго­га НТР использует только под руковод­ством педагога. Не умеет и не желает экспериментировать с изоматериалами для создания художественного образа
2. Владение формообразую­щими движения­ми Умеет проводить горизонтальные, вертикальные линии, рисовать круг, овал, многоугольники. Регу­лирует силу нажима, размах руки, закрашивает в пределах контура. Линии легкие. Использует мелкие штрихи, различные сочетания линии Не всегда верно рисует гори­зонтальные, вертикальные линии, круг. Закрашивает крупными, размашистыми движениями, иногда выходит за пределы контура. Линия дрожащая, слабая, прерыви­стая. Часто обращается за помощью взрослого Закрашивает беспорядочными ли­ниями (мазками), не умещающими­ся в пределах контура. Не регулиру­ет силу нажима. Линии грубые, же­сткие. Не умеет проводить прямые линии, замыкать их, приближая их к кругу или прямоугольнику  
3. Владение выразительными средствами перевода реального объекта в графический образ  
3.1. Умение пе­редавать форму предмета Форма сложная, передана точно Форма простая, есть незначи­тельные искажения. Ребенок делает объект узнаваемым и вычленяет отдельные детали Форма не удалась, искажения зна­чительные. Объект неузнаваемый  
3.2. Выражение отношения к соз­даваемому образу через цвет в ри­сунке Умеет выделять смысловой центр посредством контрастности цвета по отношению к второстепенным элементам рисунка. Соответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче. Исполь­зование в рисунках различных оттенков цвета. Передача цветовых соотношений как близких к реальным, так и наличие элементов фантазии в цветовых соотношениях. В декоративном рисовании — наличие гармоничного соотноше­ния цветового решения узора с фоном     Использует цвет как графиче­ский материал для передачи контура предмета. Соотнесе­ние цвета с общим содержани­ем сюжета изображения и его элементов без передачи оттен­ков — контрастность цветов с четким разделением границ закрашиваемых областей. Цвет предметный, связан только с конкретным предме­том (иногда шаблонным). Со­ответствие цветового решения поставленной изобразительной задаче достигается не всегда. Количество используемых цветов небольшое Цвет предмета передан неверно, преобладание одного-двух цветов. Краски смешивает до грязного пят­на. Отсутствие соотнесения цвета с содержанием изображения — ис­пользование «любимых» каранда­шей и красок безотносительно к тому, что закрашивается. Цветовые соотношения, близкие к реальному, но бывают отступления. Наличие элементов творчества в передаче цветовых соотношений проявляется в редких случаях  
.3.3. Умение пра­вильно передавать пропорции пред­мета Пропорции предмета соблюдают­ся. Правильно определяет величи­ну изображения в зависимости от размера листа. Соблюдает про­порции между элементами сю­жетных изображений     Есть искажения пропорцио­нальности предмета. Не всегда верно определяет величину изображения в зависимости от размера листа и пропорции между элементами сюжетных рисунков Пропорции предмета переданы неверно. Не учитывает размер лис­та при определении величины предмета. При сюжетном единстве изображения пропорции не соблю­даются  
3.4. Умение пра­вильно передавать пространствен­ное положение предмета и его частей Части предмета расположены верно. Правильно передает в ри­сунке пространство (близкие предметы — ниже на бумаге, дальние — выше, передние — крупнее равных по размерам, но удаленных)   Расположение частей предмета немного искажено. Есть ошиб­ки в изображении пространст­ва Части предмета расположены не­верно. Отсутствие ориентировки изображения как в отношении к пространственной ориентации лис­та, так и в расположении изобра­жаемых предметов по отношению друг к другу  
3.5. Умение пра­вильно строить композицию предметов на лис­те Композиция интересная (много­уровневая), предметы расположе­ны по всему листу. Присутствует композиционное равновесие дета­лей рисунка на площади листа. Ориентировка изображения с уче­том пространства листа с соблю­дением основных пропорций ме­жду элементами сюжета Нет композиционной целост­ности, изображение фризовое (на полосе листа). Нарушено композиционное равновесие. Отсутствует перспектива. Возможно деление изображе­ния на верх, где изображается то, что далеко и высоко, и низ, где на одной линии представ­лены элементы сюжета Присутствует изображение не­скольких моментов на одном листе, композиция «скученная». Нет ком­позиционного равновесия  
3.6. Эмоцио­нальность соз­данного образа, предмета или яв­ления Яркая эмоциональная выразитель­ность, где проявилось отношение автора к содержанию рисунка (эмо­циональные жесты, мимика персо­нажей, состояние природы). Ис­кренность, правдивость, непосред­ственность переживаний Имеют место отдельные эле­менты эмоциональной вырази­тельности Изображение лишено эмоциональ­ной выразительности    
3.7. Разрабо­танность содер­жания изображе­ния   Стремление к наиболее полному раскрытию замысла. Содержание базируется на наблюдениях и впе­чатлениях автора. У ребенка есть потребность самостоятельно допол­нить изображение подходящими по смыслу предметами, деталями (соз­дать новую комбинацию из усвоен­ных ранее элементов) Ребенок детализирует художе­ственное изображение лишь по просьбе взрослого Изображение не детализировано. Отсутствует стремление к более полному раскрытию замысла  
3.8. Динамич­ность художест­венного образа   Динамические состояния персо­нажей или объектов изображения переданы достаточно четко и оп­ределенно. Умеет изображать движение посредством ассиметричного построения композиции с использованием характерной пла­стики Передан начальный момент движения (движение какой-либо части предмета) Статическое изображение  
                       

 

Далее прилагается диагностический лист, который необходимо заполнить

Диагностический лист результатов изучения уровня сформированности технических умений в рисовании

Показатели Фамилия, имя ребенка
       
1. Технические навыки и уме­ния владения различными изо­бразительными материалами Лена Витя Ма­ша  
1.1. Умение пользоваться ка­рандашом      
1.2. Умение пользоваться кис­точкой и красками      
1.3. Владение нетрадицион­ными техниками рисования      
2. Владение формообразую­щими движениями      
2.1. Изображение прямых линий (вертикальных, горизонтальных)      
2.2. Рисование геометрических фигур (круга, овала, квадрата, прямоугольника, треугольника)      
2.3. Регуляция силы нажима на карандаш, кисть      
2.4.Характер линии      
2.5. Закрашивание в пределах контура (амплитуда, размах кисти)      
3. Владение выразительными средствами перевода реального объекта в графический образ      
3.1. Умение правильно пере­давать форму предметов      
3.2. Умение правильно пере­давать цвет предметов      
3.3. Умение правильно пере­давать пропорции предметов      
3.4. Умение правильно пере­давать пространственное поло­жение предметов и их частей      
3.5. Умение правильно строить композицию предметов на листе      
3.6. Эмоциональность создан­ного образа предмета или явления      
3.7. Разработанность содер­жания изображения      
3.8. Динамичность художест­венного образа      
Средний балл      

 

Результаты наблюдения и анализ их рисунков в соответствии с каче­ственной и количественной характеристикой показателей (см. табл.) отражается в диагностическом листе балловой оценкой. Далее подсчитайте все баллы и определите средний балл. Определите уровень сформированности умений по следующей таблице

 

Уровни Количественные границы уровней
Низкий От 0 до 0,6
Средний От 0,7 до 1,5
Высокий От 1,6 до 2

Обобщите результаты и сделайте обоснованные педагогические выводы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: