Задание 11. Определение уровня развития у детей умений в строительно-конструктивных играх.




Ознакомьтесь с характеристикой игровых умений детей данной возрастной группы[3]. На протяжении 1 или 2 половины дня пронаблюдайте за строительно-конструктивными играми 2 – 3 детей.

Для изучения уровня сформированности игровых навыков у дошкольников организуйтестроительную или конструктивную игру в группе из 2 - 3 дошкольников. Тема игры задается человеком, который и осуществляет диагностическое наблюдение.

Наблюдатель не вмешивается в процесс игры, оказывая минимальную помощь в случае необходимости. Тему игры можно выбирать любую, главное — чтобы для постройки или конструкции имелся необходимый материал. В старшей и подготовительной группе можно заменить определенные детали взаимодополняющими (вместо 1 куба положить 2 полукуба и т.п.).Для начала игры в младших группах желательно построить образец, в старших группах можно внести рисунки, фотографии или схемы как основу постройки. Помимо строительно-конструктивного материала желательно внести мелкие игрушки для обстраивания (машинки, куклы, деревья на подставках, знаки дорожного движения и т.п.).

Начать игру можно, выложив на видное место строительно-конструктивный материал и игрушки для обстраивания. Если дети самостоятельно не заинтересуются ими, начать игру можно примерно так: «Ребята, давайте мы с вами построим для наших кукол большой дом, чтобы всем им было где жить. Кто из вас скажет, где это удобнее сделать, что нам для этого понадобится? (ответы детей). А сейчас мы начинаем игру». В случае необходимости взрослый оказывает минимальную помощь в организации игрового процесса.

Результаты наблюдений внесите в протокол, затем проанализируйте по предложенным ниже показателям и определите уровень сформированности у детей игровых умений в строительно-конструктивных играх. В протоколе необходимо отразить все выполняемые детьми действия и высказывания.

Закончив запись, сразу ее прочтите, восстановите сокращенные слова, дайте необходимые примечания, характеризующие увиденное.

Форма протокола (лучше использовать горизонтальное (альбомное) расположение страницы):

Дата, время наблюдения: ____________________________________________

Возрастная группа: _________________________________________________

Тематика игр: ______________________________________________________

__________________________________________________________________

Имя ребенка Количество конструктивных задач Целевое использование материала Качество постройки Украшение построек Использование речи в процессе игры Обыгрывание и сохранение постройки
             
             
             
             

 

Соотнесите полученные данные с моделью уровней сформированности умений в строительно-конструктивных играх и сделайте вывод об уровне сформированности игровых умений у обследуемых детей.

Количество конструктивных задач

1 уровень — ставит 1 конструктивную задачу (создает постройку по предложенному образцу).

2 уровень — ставит 1 – 2 конструктивные задачи путем переделки первой, предложенной взрослым постройки.

3 уровень — самостоятельно ставит и решает 3 и более конструктивные задачи, полностью изменяя постройки в соответствии с новым замыслом.

Целевое использование материала

1 уровень — действие со строительно-конструктивным материалом неустойчивы, легко переходят в манипулирование, предметную деятельность; постройка не создается.

2 уровень — строительно-конструктивный материал используется по назначению, подбирается в соответствии с образцом или рисунком; ребенок испытывает затруднения в случае отсутствия необходимой детали вплоть до прекращения игры.

3 уровень строительно-конструктивный материал используется по назначению, подбирается в соответствии с образцом или рисунком; в случае отсутствия необходимой детали используется взаимозамена деталей.

Качество постройки

1 уровень — совмещение деталей неточное, постройка не соответствует образцу или картинке, неустойчивая.

2 уровень — детали достаточно точно совмещаются друг с другом, постройка делается в соответствии с предложенным образцом.

3 уровень — постройка сделана аккуратно, все детали точно совмещены, подобраны по цвету.

Украшение построек

1 уровень — постройка не украшается, ребенок теряет к ней интерес сразу по завершении строительства.

2 уровень — постройка оформляется дополнительно предложенными воспитателем материалами; ребенок не проявляет самостоятельности в украшении постройки.

3 уровень — самостоятельно производит украшение постройки строительно-конструктивными материалами, предметами для обстраивания.

Использование речи в процессе игры

1 уровень — отсутствие «внутренней» речи, сопровождающей постройку, и речи, обращенной к сверстникам; вопросы к воспитателю по последовательности строительства, использованию деталей.

2 уровень — наличие эпизодических обращений к сверстникам в процессе строительства: обращение к играющим с просьбой о замене детали, помощи.

3 уровень — наличие активной речи, сопровождающей процесс строительства, комментарии своего строительства, вопросы к сверстникам с просьбой оценки постройки, обращения с той же целью к воспитателю.

Обыгрывание и сохранение постройки

1 уровень — постройка не сохраняется, после завершения строительства разрушается самим ребенком.

2 уровень — ребенок воспроизводит несколько построек из одного и того же материала, перестраивает их; по окончании строительства каждой постройки по примеру взрослого обыгрывает их; спокойно реагирует на разрушение постройки кем-то другим.

3 уровень — постройки самостоятельно обыгрываются, перестраиваются в ходе развертывания сюжета с ними, появления новых персонажей; ребенок проявляет настойчивость в сохранении постройки даже по окончании обыгрывания, негативно реагирует на разрушение постройки кем-то другим.

По результатам анализа составьте описание сформированности игровых умений и навыков, отметьте положительные стороны, недостатки. Определите направления коррекции и улучшения положения, предложите требующиеся для этого меры. Внесите соответствующие записи в Дневник педагогической практики.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-07-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: