Методические рекомендации
По выполнению заданий на психолого-педагогическую практику
ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей
По специальности 44.02.04 «Специальное дошкольное образование»
Тула, 2016
Организация-разработчик:
государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области «Тульский педагогический колледж»
Разработчики:
Жукова Т.В., заведующая дошкольным отделением, преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Кубарькова Н.В., преподаватель психолого-педагогических дисциплин
Павлова Т.М., преподаватель специальных дисциплин
Рассмотрена на заседании ПЦК психолого-педагогических дисциплин протокол № ___ от ___ января 2015г.
Рекомендована Методическим советом ГОУ СПО ТО ТПК №1, протокол № ___ от ___ января 2015г.
Рассмотрена Советом колледжа ГОУ СПО ТО ТПК №1, протокол № ___ от ___ января 2015г.
Утверждена директором ГОУ СПО ТО ТПК №1, приказ № ___ от ___ января 2015г.
Задание 1. Анализ предметно-пространственной развивающей среды для организации различных видов деятельности
Показатели анализа предметно-пространственной развивающей среды (для игровой деятельности):
1. Наличие игрового материала, атрибутов для игр;
2. Разнообразие игровой атрибутики, обеспеченность всех видов игр (сюжетно-ролевых, театрализованных, режиссерских, строительно-конструктивных, дидактических, подвижных, музыкально-дидактических);
3. Соответствие игрового материала возрастным возможностям и потребностям детей;
4. Педагогическая целесообразность размещения игрового материала;
5. Оснащение игр на прогулке в соответствии с сезоном и возрастом детей, хранение игрового материала.
|
Показатели анализа предметно-пространственной развивающей среды (для трудовой деятельности)
1. Наличие в группе уголка трудовой деятельности, экрана дежурств;
2. Соответствие представленного в уголке оборудования возрастным возможностям детей;
3. Обеспеченность оборудованием всех доступных детям данного возраста видов труда;
4. Наличие фартуков, косынок, нарукавников для выполнения работ различного рода;
5. Педагогическая целесообразность и доступность размещения инструментов и оборудования для труда;
6. Отражение на экране дежурств очередности работы детей.
Проанализируйте построение предметно-развивающей среды для изобразительной деятельности:
1. Какие из условий созданы в группе для активизации самостоятельной изобразительной деятельности детей:
- наличие уголка (зоны, центра) изобразительной деятельности, его правильное расположение;
- оформление уголка, его привлекательность для детей;
- оборудование, его соответствие виду деятельности, возрасту детей;
- наличие разнообразных художественных материалов, их сменяемость, дополнение, качество, внешний вид;
- доступность материала для детей, удобное расположение.
2. Какие современные требования к построению развивающей среды реализованы в базовом дошкольном учреждении?
3. Какие советы, рекомендации вы бы дали по дальнейшему изменению и совершенствованию предметной среды? Принять участие в оформлении помещений детского сада к празднику, развлечению (в изготовлении костюмов, декораций, других атрибутов праздника).
|
Задание 2. Особенности общения ребенка со взрослыми
Цель: Определить характер отношения взрослого к ребёнку.
План наблюдения:
1. Характер обращения воспитателя к ребёнку (по имени, фамилии, сухо, приветливо, добродушно и т. д.)
2. Как внешне выражено отношение воспитателя к ребёнку (в голосе, интонации, позе, мимике и т.д.)
3. Какая позиция преобладает в общении («сверху» или нет, назидательная, поучающая и т.д.)
4. Слушает ли воспитатель ребёнка в процессе диалога, стремится ли понять выражение глаз, мимику ребёнка?
5. Учитывает ли воспитатель индивидуальные особенности детей?
6. Есть ли разница в общении с мальчиками и девочками?
7. Как преимущественно выражает воспитатель своё поощрительное отношение (похвалой, улыбкой, позой, голосом)?
8. Как наказывает и порицает за ошибки в поведении, недисциплинированность?
9. Как реагируют дети на похвалу и поощрение?
10. Как реагируют на порицание и наказание?
11. Есть ли дети, которых воспитатель выделяет, симпатизирует им? Как это проявляется?
12. Есть ли противопоставление детей /послушных и непослушных, активных и пассивных?
13. Что бы вы посоветовали изменить в характере общения.воспитателя с детьми, если бы он попросил вашего совета?
Протокол оформляется в виде таблицы
№ п/п | Параметры наблюдения | результаты наблюдения |
1. | Характер обращения воспитателя к ребёнку | |
2.. | Как внешне выражено отношение воспитателя к ребёнку | |
3. | ||
4. |
Анализ результатов наблюдения: (оформляется в виде текста в дневнике)