ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ (ФИЛИАЛ) ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
В Г. ВОЛГОДОНСКЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
(Институт технологий (филиал) ДГТУ в г. Волгодонске)
Факультет «Технологии и менеджмент»
Кафедра «Социально-культурный сервис и гуманитарные дисциплины»
Педагогическая конфликтология
Методические указания к самостоятельной работе
Для студентов направления подготовки
Педагогическое образование»
Волгодонск
2018 г.
Автор:
канд. социол. наук, доцент В.И.Лабунская
Методические рекомендации составлены с учётом требований федерального государственного образовательного стандарта высшего образования подготовки бакалавров. В помощь студентам предлагаются вопросы к зачёту (экзамену), темы (задания) для контрольной работы, методические рекомендации к выполнению контрольных работ, основная и дополнительная литература.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………………….4
Методические рекомендации по выполнению реферата…………..………....6
Темы для написания реферата……….………………………………………….9
Вопросы к экзамену….…………………………………………………………10
Задание к практическим занятиям……………………………………………..11
Перечень основной и дополнительной учебной литературы,необходимой для освоения дисциплины…………………………………………………………..15
Введение
Цель изучения дисциплины «Педагогическая конфликтология» - дать будущему бакалавру в педагогическом образовании знания, умения, навыки для осуществления эффективной педагогической образовательной, т.е учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении, способствующей гармонизации отношений между всеми участниками образовательного процесса.
|
Задачи дисциплины:
- формирование теоретических знаний в функциональных областях конфликтологической науки и практики;
- изучение характера и причин педагогических конфликтов;
- освоение методов урегулирования и разрешения педагогических конфликтов;
- формирование умений по эффективному использованию практики предупреждения, предотвращения и разрешения конфликта в образовательном пространстве;
- создание у будущих учителей установки на применение индивидуально-психологического подхода к учащимся, учет социальной ситуации его развития.
- подготовка их к работе в меняющихся условиях современного образовательного процесса в системе начального образования.
Студенты, завершившие изучение дисциплины «Русский язык в начальном образовании» должны обладать следующими компетенциями:
ОК-4 – способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
ПК-6 –готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса.
Обучающийся должен знать, уметь, владеть следующим:
ОК-4 – способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. |
Знать: |
основы психологии взаимодействия и общения; |
сущность, компоненты и функции межличностного взаимодействия в процессе обучения и воспитания; |
предпосылки успеха и технику бесконфликтного взаимодействия. |
Уметь: |
использовать теоретические знания конфликтологической теории для решения задач межличностного взаимодействия; |
определять средства коммуникации в устной и письменной формах для достижения целей образования; |
руководствоваться в профессионально-педагогическом коммуникации этическими принципами бесконфликтного взаимодействия |
Владеть: |
методологий и методикой предотвращения и урегулирования конфликтов в образовательной среде; |
принципами разрешения конфликтов между участниками, дифференцируя их по возрасту социальному статусу и др. параметрам; |
способами выявления и анализа причин конфликтов. |
ПК-6 –готовностью к взаимодействию с участниками образовательного процесса |
Знать: |
теоретические основы профессиональной этики учителя педагога; |
профессиональные педагогические механизмы общения и условия общения, обеспечивающие продуктивное взаимодействие с обучающимися; |
теоретические основы речевой культуры. |
Понимать: |
значение профессиональной этики, её влияние на развитие активности, инициативности, самостоятельности, творчества обучающихся; |
специфику профессиональной этики во взаимодействии с обучающимися, их родителями, а также коллегами. |
необходимость совершенствования речевой культуры учителя. |
Уметь: |
выстраивать учебно-воспитательные отношения с учетом требований профессиональной этики; |
определять стиль речевого общения, адекватный ситуации взаимодействия; |
создавать условия для развития в образовательном пространстве отношений на основе доверия, уважения личности воспитанника, толерантности к индивидуальности ученика. |
Владеть: |
методиками снижения влияния конфликтогенных факторов в жизнедеятельности педагогического коллектива; |
методами индивидуального и группового консультирования; |
стилями педагогического общения с детьми, родителями, коллегами |
Методические рекомендации по выполнению реферата
|
|
Содержание работы должно соответствовать следующим требованиям:
- соответствие теме;
- глубина и полнота раскрытия темы;
- адекватность передачи содержания первоисточников;
- логичность, связность, доказательность;
- структурная упорядоченность;
- языковая правильность.
Контрольная работа является самостоятельной работой студента и должна быть выполнена в печатном виде. Работа должна быть написана понятным языком и технически правильно оформлена.
Общие требования к оформлению контрольной работы:
- бумага формата А4;
- текст набирается в редакторе Word;
- шрифт текста – Times New Roman, размер 14;
- размер полей: слева – 3 см, справа – 1,5 см, снизу и сверху – по 2 см;
- междустрочный интервал – полуторный;
- отступ первой строки абзаца – 1,25 см;
- нумерация страниц сквозная. Титульный лист является первой страницей (номер не ставится). Номера последующих страниц проставляются в нижнем правом углу;
- каждый раздел рекомендуется начинать с новой страницы.
Приводимые в тексте цитаты должны быть точными и иметь ссылку на первоисточник (см. ниже требования к цитированию).
При неудовлетворительном выполнении контрольной работы (тема не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы), она возвращается студенту на доработку с учетом замечаний преподавателя.
Общие требования к цитированию
Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания.
При цитировании каждая цитата должна сопровождаться ссылкой на источник. Ссылки на литературу в тексте работы приводятся в квадратных скобках - [23, с. 95]. При одновременной ссылке на несколько литературных источников они перечисляются через точку с запятой, с сохранением порядка следования в общем перечне литературы, например [6; 10; 12].
Примеры библиографического описания литературы
Если книга имеет одного автора:
Ясницкая, В. Р. Социальное воспитание в классе: теория и методика: учеб. пособие / В. Р. Ясницкая; под ред. А. В. Мудрика. – М.: Академия, 2004. – 352 с.
Если книга имеет двух авторов, то в начале описания указывается первый автор, после заглавия указываются сведения и о первом, и о втором авторах:
Деркач, А. А. Акмеология: учеб. пособие / А.А. Деркач, В. Г. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.
Если книга имеет трёх авторов, то в начало описания выносится первый автор, остальные авторы, вместе с первым, перечисляются после заглавия:
Куницына, В.Н. Межличностное общение: учебник / В.Н.Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
Если книга имеет четыре и более авторов, то после заглавия указываются только первый автор, далее следуют слова «и др.», заключенные в квадратные скобки:
Педагогика: учеб. пособие / В. А. Сластёнин [и др.]. – 3-е изд. – М.: Школа-Пресс, 2000. – 512 с.
Если книга является частью многотомного издания, то указывается количество томов (или книг), и ссылка делается на тот том, который использован в работе. Например:
Немов, Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики / Р. С. Немов. – 4-е изд. – М.: ВЛАДОС, 2001. – 640 с.
Пример описания главы из книги
Хьелл, Л. Исследование и оценка в психологии личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер // Теория личности / Л. Хьелл, Д. Зиглер; пер. С. Меленевская, Д. Викторова. – СПб.: Питер, 2001. – Гл. 2. – С. 56-104.
В случае тематического сборника трудов описание источника начинается с заглавия, далее после косой черты указывается редактор (или редакторы), далее описание сведений об издании, выходные данные как в предыдущих случаях. Например:
Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы теории и истории / под ред. А.В. Брушлинского. – М.: Издательство «Институт психологии РАН», 1997. – 320 с.
Если заглавие книги состоит из нескольких предложений, между которыми в источнике информации отсутствуют знаки препинания, то в описании эти предложения отделяют друг от друга точкой:
Кроник, А. А. Каузометрия. Методы самопознания, психодиагностики и психотерапии в психологии жизненного пути / А. А. Кроник, Р. А. Ахмеров. - М.: Смысл, 2003. – 284 с.
Иногда книга имеет второе, уточняющее название. Оно также приводится в описании и обычно отделяется от основного двоеточием и пишется с маленькой буквы. Например:
Первин, Л. Психология личности: теория и исследования / Л. Первин, О. Джон; пер. с англ. М. С. Жамкочьян; под ред. В. С. Магуна. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 607 с.
Фельдштейн, Д. И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: избранные труды / Д. И. Фельдштейн. – 2-е изд. – М.: Флинта, 2004. – 672 с.
Сведения, относящиеся к заглавию, содержащую информацию, раскрывающую и поясняющую основное заглавие, сведения о виде, жанре, назначении произведения, указывают через двоеточие с маленькой буквы:
Стефаненко, Т. Г. Этнопсихология: учебник …
Авторефераты диссертаций и диссертации в списке литературы приводятся следующим образом:
Жалагина, Т. А. Психологическая профилактика профессиональной деформации личности преподавателя вуза: дис.... д-ра психол. наук. – Тверь, 2004. – 309 с.
Савченко, Н. А. Смысловые установки как компонент профессиональных диспозиций студентов-психологов: автореф. дис. … канд. психол. наук / Н. А. Савченко. – Ростов-н/Д., 2008. – 16 с.
Пример описания справочных материалов:
Справочник практического психолога: Психотерапия / сост. С.Л. Соловьёва. – М.: АСТ; СПб: Сова, 2011. – 575 с.
Описание статей осуществляется следующим образом:
статья одного автора из сборника:
Гаврилова, Г.Г. Проблемы инвестирования в негосударственные пенсионные фонды / Г.Г. Гаврилова // Стратегия и тактика управления предприятием в переходной экономике: меэвуз. сб. науч. тр. / ВолгГТУ; под ред. Г.С. Мерзликиной. – Волгоград, 2006. – Вып. 13 – С. 273-279.
статья двух авторов из сборника:
Ермоленко, И. И. Проблемы внедрения принципов стратегического планирования на предприятиях в современном управлении / И. И. Ермоленко, Р. Е. Шульман // X Региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области, 8-11 нояб. 2005 г. / ВолГУ [и др.]. – Волгоград, 2006. – Вып. 1. Экономика и финансы: тезисы докл. – С. 218-219.
статья трёх авторов из сборника:
Кравцов, М. Ю. Социологический аспект проблемы порядка в современных междисциплинарных исследованиях / М. Ю Кравцов, А. В. Соловьёва, Р. В. Ященко // Актуальные проблемы истории, теории и технологии социальной работы: сб. науч. ст. / ФГОУ ВПО «Новочеркасская гос. мелиорат. академ.». – Новочеркасск; Ростов н / Д., 2007. – Вып. 9. – С. 114-118.
статья четырёх и более авторов из сборника:
Особенности заболеваний и травм у спортсменов / Л.М. Демьянова [и др.] // Здоровая молодежь – будущее страны!: матер. гор. межвуз. науч.-практ. Конф., г. Волгодонск, 28 апр. 2011 г. / Волгодонский институт (филиала) ЮФУ. - Волгодонск, 2012. – С. 83-88.
статья одного автора из журнала:
Кашкаров, А. П. Проблемы семейного чтения / А. П. Кашкаров // Воспитание школьников. -2012. - № 9. – С. 30-34.
статья двух авторов из журнала:
Николаев, В. А. Сущность трудового воспитания в современных условиях / В. А. Николаев, В. А. Шошин // Педагогика. – 2011. - № 6. – С. 51-57.
статья трёх авторов из журнала:
Ромашкин, К. И. Математика в проектах наукоучения / К. И. Ромашкин, Г. Н. Аверьянова, А. С. Пронин // Социально-гуманитарные знания. – 2012. - № 3. – С. 135-144.
статья более трёх авторов из журнала:
Конфессиональные особенности религиозной веры и представлений о ее социальных функциях / Ю. А. Гаврилов [и др.] // Социологический исследования. – 2005. - № 6. – С. 46-56.
статья из газеты:
Головачёв, В. Долг платежом красен: о долгах по зарплате работникам бюджетной сферы / В. Головачёв // Труд. – 2006. – 3 апр. – С. 2.
Примеры описания ресурса удаленного доступа:
Электронный каталог ГПНТБ России [Электронный ресурс]: база данных содержит сведения о всех видах лит., поступающей в фонд ГПНТБ России. – Электрон. дан. (6 файлов, 511 тыс. записей). – М., [2009]. – Режим доступа: https://www.gpntb.ru/win/search/help/el-cat.html
Образование: исследовано в мире = oim.ru [Электронный ресурс]: междунар. науч. пед. интернет-журнал с библиотекой-дипозитарием / под патронажем Рос. Акад. Образования; Гос. науч. пед. б-ки им. К.Д. Ушинского. – М.: OIM.RU, 2001. – Режим доступа: https://www.oim.ru.
Лосев, С. Корпоративные системы ЭЦП: между производством и технологией [Электронный ресурс] / С. Лосев. – 2006. – Режим доступа: https://www.imag.ru/ID=622563
Акопова, Ж. История возникновения и правового регулирования товарных знаков [Электронный ресурс] // Право и управление. XXI век. – 2008. – № 4. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16922586
Если в работе цитируются несколько статей из сборника трудов или журнала, единицами библиографического описания являются каждаяиз этих статей, а не весь сборник или журнал.