Анализ хорового произведения
«Достойно есть»
Д. Бортнянского
Содержание
1. Историко-художественный анализ…………………..…………………...3
2. Музыкально-теоретический анализ………………………………………7
3. Вокально-хоровой анализ………………………………………………...11
4. Исполнительский анализ…………………………………………………15
5. Дирижерские трудности. Технические и исполнительские
трудности…………………………………………………………….........18
Заключение…………………………………………………………….….20
Литература………………………………………………………………...22
Историко-художественный анализ
«Достойно есть» — православная молитва, широко употребительная в богослужении. Молитву Достойно есть всегда сопровождает припев «Честнейшую херувим» (который также используется как припев евангельской песни Богородицы и как самостоятельное молитвословие).
Текст церковнославянский:
Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем. И всех, и вся.
Русский перевод:
Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.
Именем молитвы названа афонская икона Божией Матери «Милующая», перед которой совершилось чудесное событие (празднование 24 июня).
11 июня 980 года молодой монах монастыря в Карее совершал вечернюю службу. Услышав стук в дверь, он открыл ее и увидел молодого инока, приветливо его принял, и они стали вместе совершать молитвенные песнопения. Когда начали величать Богородицу, молодой инок запел «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем…» Незнакомый гость сказал, что у них славят Богородицу по-иному, и показал, как:
«Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего…».
|
Инок удивился этой песне и пожалел, что нет чернил и бумаги, чтобы ее записать. Тогда ночной гость сказал, что в таком случае напишет песнь на камне и просит научить всех христиан, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу. Камень под руками незнакомца стал мягким, и, выведя надпись, он назвался: «Архангел Гавриил» и исчез.
С 10-го века, по указу патриарха Константинопольского Николая 2-го, слова, написанные Архангелом, присоединили к известному песнопению «Честнейшую Херувим». С тех пор это песнопение называется «Достойно есть» и так и исполняется.
По прошествии времени Богородичный гимн “Достойно Есть” встречается почти в каждой службе: на Утрене, в малом и великом Молебном Каноне Богородицы, на малом Повечерии сразу после Акафиста Богородицы, в службе Трапезы.
Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) — русский композитор, дирижёр, общественный деятель. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Наряду с М. С. Березовским считается создателем классического типа русского хорового концерта. Сочинял также светскую музыку — оперы, клавирные сонаты, камерные ансамбли.
|
В творческом наследии Бортнянского особенно важны для нас замечательные хоровые концерты, вокальные сочинения на немецком и латинском текстах “Gloria”, “Ave Maria”, «Немецкая обедня», “Salve Regina”.
Оригинальность хорового стиля Бортнянского была отмечена крупными зарубежными музыкантами. Отзыв Берлиоза, услышавшего концерты Бортнянского в исполнении Придворной певческой капеллы во время пребывания в Петербурге в 1847 г.: «Эти произведения отмечены редким мастерством, дивным сочетанием оттенков, полнозвучностью гармоний и удивительным расположением голосов».
Хоровой концерт Бортнянского был демократичным и по музыке, и по назначению. Он всегда предполагал большую аудиторию, самые широкие слои слушателей и исполнения не только в церкви, как часть Литургии, но был музыкальным украшением различных государственных церемоний и праздников. Концерты и другие хоровые сочинения Бортнянского пели в повседневной и музыкальной практике: небольшими ансамблями и хорами, в крепостных капеллах, в учебных заведениях, в домашнем кругу.
Концерты пользуются большой популярностью не только среди профессионалов и музыкальных учебных заведений, но и среди широких слоев населения.
Особенности хорового письма:
· Стремление к благозвучию: обилие параллельных терций и секст, весьма умеренное пользование диссонансами;
· Широкое применение полифонии (на гармонической основе), нередко – в виде свободной, ритмической имитации;
|
· В отличие от Березовского, наблюдается множественность («текучесть») тематизма.
· Концерты состоят из контрастных, но связанных между собой разделов;
· Концерты типа «размышлений» (с преобладанием медленных темпов) завершаются, как правило, фугированным изложением;
· При частом чередовании соло и тутти, солисты не противопоставляются хоровым партиям, а являются как бы их корифеями.
Многие исследователи отмечают связь концертов Бортнянского с современной ему симфонической формой – concerto grosso.
Для исполнителей хотелось бы отметить, что хоровые сочинения Бортнянского удобны для пения, отлично звучат в хоре.
Список хоровых сочинений Д.С. Бортнянского:
· Песнопения для церкви;
· Духовные хоровые концерты (35 концертов) для четырехголосного хора;
· Духовные концерты для двух четырехголосных хоров (12 концертов);
· Одночастные хоровые концерты для четырехголосного хора, для двух четырехголосных хоров, для трио с четырехголосным хором (около 30 концертов);
· Хоровые «хвалебные» песни (около 10 хоров);
· Переложения церковных песнопений для четырехголосного хора (около 20 переложений);
· Литургии: «Обедня на три голоса», «Простое пение по всей России распространенное», на два голоса;
· Сочинения на латинские и немецкие тексты, мотеты, хоры, отдельные песнопения, написанные в годы обучения в Италии.
Песнопесние Д. Бортнянского «Достойно есть» является одним из самых популярных и часто исполняемых в церковном богослужении на ряду с тем же произведением П. Чайковского и А. Архангельского.
Строки молитвы соответствуют периодам в музыкальной форме. Таким образом,
- первое предложение – «Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. » - первая часть (период, состоящий из двух предложений);
-второе предложение – «Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем. » - вторая часть (период, состоящий из трех предложений);
- третье предложение – «И всех и вся » - дополнение.
Характер музыки полностью соответствует настроению текста и с помощью комплекса средств музыкальной выразительности наиболее полно раскрывает светлый, величественный, возвышенный и созерцательный характер.