Историко-художественный анализ




Анализ хорового произведения

«Достойно есть»

Д. Бортнянского

Содержание

1. Историко-художественный анализ…………………..…………………...3

2. Музыкально-теоретический анализ………………………………………7

3. Вокально-хоровой анализ………………………………………………...11

4. Исполнительский анализ…………………………………………………15

5. Дирижерские трудности. Технические и исполнительские

трудности…………………………………………………………….........18

Заключение…………………………………………………………….….20

Литература………………………………………………………………...22

 

Историко-художественный анализ

«Достойно есть» — православная молитва, широко употребительная в богослужении. Молитву Достойно есть всегда сопровождает припев «Честнейшую херувим» (который также используется как припев евангельской песни Богородицы и как самостоятельное молитвословие).

 

Текст церковнославянский:

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем. И всех, и вся.

 

Русский перевод:

Поистине достойно прославлять Тебя, Богородицу, всегда блаженную и непорочную и Матерь Бога нашего. Ты достойна большей почести, чем Херувимы, и по славе Своей несравненно выше Серафимов, Ты без нарушения чистоты родила Бога-Слово, и как истинную Богородицу мы Тебя величаем.

 

Именем молитвы названа афонская икона Божией Матери «Милующая», перед которой совершилось чудесное событие (празднование 24 июня).

11 июня 980 года молодой монах монастыря в Карее совершал вечернюю службу. Услышав стук в дверь, он открыл ее и увидел молодого инока, приветливо его принял, и они стали вместе совершать молитвенные песнопения. Когда начали величать Богородицу, молодой инок запел «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем…» Незнакомый гость сказал, что у них славят Богородицу по-иному, и показал, как:
«Достойно есть, яко воистину, блажити Тя, Богородицу, Присноблаженную и Пренепорочную и Матерь Бога нашего…».

Инок удивился этой песне и пожалел, что нет чернил и бумаги, чтобы ее записать. Тогда ночной гость сказал, что в таком случае напишет песнь на камне и просит научить всех христиан, чтобы так славословили Пресвятую Богородицу. Камень под руками незнакомца стал мягким, и, выведя надпись, он назвался: «Архангел Гавриил» и исчез.

С 10-го века, по указу патриарха Константинопольского Николая 2-го, слова, написанные Архангелом, присоединили к известному песнопению «Честнейшую Херувим». С тех пор это песнопение называется «Достойно есть» и так и исполняется.

По прошествии времени Богородичный гимн “Достойно Есть” встречается почти в каждой службе: на Утрене, в малом и великом Молебном Каноне Богородицы, на малом Повечерии сразу после Акафиста Богородицы, в службе Трапезы.

Дмитрий Степанович Бортнянский (1751-1825) — русский композитор, дирижёр, общественный деятель. Воспитанник, а затем управляющий Придворной певческой капеллой в Санкт-Петербурге. Наряду с М. С. Березовским считается создателем классического типа русского хорового концерта. Сочинял также светскую музыку — оперы, клавирные сонаты, камерные ансамбли.

В творческом наследии Бортнянского особенно важны для нас замечательные хоровые концерты, вокальные сочинения на немецком и латинском текстах “Gloria”, “Ave Maria”, «Немецкая обедня», “Salve Regina”.

Оригинальность хорового стиля Бортнянского была отмечена крупными зарубежными музыкантами. Отзыв Берлиоза, услышавшего концерты Бортнянского в исполнении Придворной певческой капеллы во время пребывания в Петербурге в 1847 г.: «Эти произведения отмечены редким мастерством, дивным сочетанием оттенков, полнозвучностью гармоний и удивительным расположением голосов».

Хоровой концерт Бортнянского был демократичным и по музыке, и по назначению. Он всегда предполагал большую аудиторию, самые широкие слои слушателей и исполнения не только в церкви, как часть Литургии, но был музыкальным украшением различных государственных церемоний и праздников. Концерты и другие хоровые сочинения Бортнянского пели в повседневной и музыкальной практике: небольшими ансамблями и хорами, в крепостных капеллах, в учебных заведениях, в домашнем кругу.

Концерты пользуются большой популярностью не только среди профессионалов и музыкальных учебных заведений, но и среди широких слоев населения.

 

Особенности хорового письма:

· Стремление к благозвучию: обилие параллельных терций и секст, весьма умеренное пользование диссонансами;

· Широкое применение полифонии (на гармонической основе), нередко – в виде свободной, ритмической имитации;

· В отличие от Березовского, наблюдается множественность («текучесть») тематизма.

· Концерты состоят из контрастных, но связанных между собой разделов;

· Концерты типа «размышлений» (с преобладанием медленных темпов) завершаются, как правило, фугированным изложением;

· При частом чередовании соло и тутти, солисты не противопоставляются хоровым партиям, а являются как бы их корифеями.

Многие исследователи отмечают связь концертов Бортнянского с современной ему симфонической формой – concerto grosso.

Для исполнителей хотелось бы отметить, что хоровые сочинения Бортнянского удобны для пения, отлично звучат в хоре.

Список хоровых сочинений Д.С. Бортнянского:

· Песнопения для церкви;

· Духовные хоровые концерты (35 концертов) для четырехголосного хора;

· Духовные концерты для двух четырехголосных хоров (12 концертов);

· Одночастные хоровые концерты для четырехголосного хора, для двух четырехголосных хоров, для трио с четырехголосным хором (около 30 концертов);

· Хоровые «хвалебные» песни (около 10 хоров);

· Переложения церковных песнопений для четырехголосного хора (около 20 переложений);

· Литургии: «Обедня на три голоса», «Простое пение по всей России распространенное», на два голоса;

· Сочинения на латинские и немецкие тексты, мотеты, хоры, отдельные песнопения, написанные в годы обучения в Италии.

Песнопесние Д. Бортнянского «Достойно есть» является одним из самых популярных и часто исполняемых в церковном богослужении на ряду с тем же произведением П. Чайковского и А. Архангельского.

Строки молитвы соответствуют периодам в музыкальной форме. Таким образом,

- первое предложение – «Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. » - первая часть (период, состоящий из двух предложений);

-второе предложение – «Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем. » - вторая часть (период, состоящий из трех предложений);

- третье предложение – «И всех и вся » - дополнение.

Характер музыки полностью соответствует настроению текста и с помощью комплекса средств музыкальной выразительности наиболее полно раскрывает светлый, величественный, возвышенный и созерцательный характер.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: