1. Символизм как направление в европейской литературе конца XIX в. - начала XX века.
2. Общая характеристика французского символизма. Предсимволистские тенденции («Парнас», Ш.Бодлер). Теоретическое обоснование символизма в «Манифесте» Ж. Мореаса.
3. Творчество французских поэтов-символистов (тема искусства и образ поэта, характерные мотивы, особенности художественного языка):
а) П. Верлен;
б) А. Рембо;
в) С. Малларме.
Анализ стихотворения П. Верлена «Осенняя песня».
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,
Академия, 2009.
2) Балашов Н. И. Рембо и связь двух веков поэзии // Рембо А. Стихи. – М., 1982.
3) Божович В. И. Традиции и взаимодействие искусств. – М., 1987.
4) Великовский С. И. В скрещенье лучей. – М., 1987.
5) Косиков Г. К. Два пути французского постромантизма: символисты и Лотреамон // Поэзия французского символизма. – М., 1993. – С. 5-62.
6) Обломиевский Д.Д. Французский символизм. – М., 1973.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 14-15
Эстетическая программа О. Уайльда
1.Место творчества О. Уайльда в английской литературе рубежа XIX – XX вв.
2. Эстетизм. Основные представители и принципы. Связь с прерафаэлитством.
3. Особенности эстетической теории О. Уайльда.
4. История создания романа «Портрет Дориана Грея».
5. Реализация эстетических принципов Уайльда в романе:
а) основная проблематика;
б) тема искусства в романе, значение образа БэзилаХоллуорда и Сибиллы Вэйн;
в) тема красоты в романе;
г) структура и художественная функция парадокса в романе.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,
Академия, 2009.
2) Аникин Г.В. Эстетика Джона Рёскина и английская литература XIX века. – М.,1986.
|
3) Кутлунин А.Г., Малышев М.А. Эстетизм как способ понимания жизни // Философские науки. – М., 1990. - №9. – С. 66-77.
4) Лангланд Ж. де. Оскар Уайльд, или Правда масок. – М.,1999.
5) Некрасова Е.А. Прерафаэлиты, Рёскин и Моррис // Некрасова Е.А. Романтизм в английском искусстве. – М., 1975. – С. 147-216.
6) Пальцев Н. Художник и критик. Критика как художество. Эстетика О.Уайльда// Уайльд О. Избранные произведения: В 2 т. – М., 1993. Т. 2.
7) Соколянский М.Г. Оскар Уайльд. – Киев, Одесса. – 1990.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16-17
«Новая драма» и творчество Г. Ибсена
1.Общая характеристика «новой драмы».
2. Этапы творческой эволюции Г. Ибсена.
3. Особенности аналитической драмы и отражение их в «Кукольном доме». Функции «тайны». Конфликт пьесы и развитие действия. Специфика развязки. Подтекст в пьесе.
4. Система образов (Нора, Хельмер, Крогстад, фру Линне, доктор Ранк).
5. Значение творчества Ибсена для драматургов к. XIX – XX веков.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,
Академия, 2009.
2) История западноевропейского театра. – М., 1974.
3) Неустроев В.П. Литература скандинавских стран (1870 – 1970). – М., 1980.
4) Неустроев В.П. Литературные очерки и портреты. – М., 1983.
5) Хейберг Х. Генрик Ибсен. – М.,1975.
6) Храповицкая Г.Н. Ибсен и западноевропейская драма его времени. – М., 1979.
7) Храповицкая Г.Н. Некоторые аспекты восприятия ибсеновского «символизма» в России нач. 20 века // Филологические науки. – 1995. - №2. – С. 43-52.
Пятый семестр
ПРАКТИЧЕСКОЕЗАНЯТИЕ № 1
Творчество Ф.Кафки
1. Немецкий экспрессионизм и творчество Ф. Кафки.
|
2. Автобиографические черты прозы Ф. Кафки: прием кодирования имени героя, значение прототипов.
3. Философско-символическое «выражение» сути действительности в романистике писателя: условность характеристики пространства, прием «развернутой метафоры».
4. Мир и человек в романах «Процесс» и «Замок».
5. Тема вины в романе «Процесс», смысл притчи о вратах Закона.
6. Интерпретация текстов Ф. Кафки: религиозная, экзистенциальная, сновидческая.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,
Академия, 2009.
2) Затонский Д.Ф. Австрийская литература в ХХ столетии. М., 1985.
3) Затонский Д.Ф. Ф. Кафка и проблемы модернизма. М., 1972.
4) Сучков Б. Лики времени. М., 1976.
5)Гулыга А.Ф. Кафка и его роман «Замок» // Ф. Кафка. «Замок». М., 1990.
6) Камю А. Надежда и абсурд в творчестве Ф. Кафки // А. Камю. Избранное. Миф о Сизифе. М., 1993.
7) Подорога В. Выражение и смысл. М., 1995.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2
“Поэзия отчаяния” Т.С.Элиота
1. Т.С. Элиоткак реформатор современной поэзии и критики.
2. Утверждение Элиотом роли и значения поэзии, ее морально-эстетической ценности в условиях исполненного трагизма XX века.
3. Трагизм существования человека, кризис духа, порождаемый антигуманной цивилизацией, - главные темы поэзии Элиота.
4. Стихотворения «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока», «Портрет леди», «Рапсодия в ветреную ночь». Пародийное использование мотивов из Данте, Шекспира, Донна, Браунинга и Теннисона. Урбанистическая тема.
5. Поэма «Бесплодная земля» - итог и вершина творческих исканий и художественных обретений Элиота. Мифологизм поэмы – универсалия бытия, раскрывающая «сознание вечного и сегодняшнего в их единстве». Образ пребывающей в кризисе современной цивилизации.
Литература
1) В.А. Луков Зарубежной литературы от истоков до наших дней. - М.,
Академия, 2009.