Сущностная и функциональная характеристика педагогики как науки. Характеристика терминологии (языка, категориального аппарата) педагогической науки.
Проблема единства и целостности мирового образовательного пространства. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки.
Система антропологических наук и место в ней педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики.
Характеристика традиционных и инновационных подходов к проблеме развития личности.
Педагогическая деятельность, ее объективный и субъективный характер.
Методологические основания научно-исследовательской педагогической деятельности. Системность и структурированность научно-педагогического знания. Проблема внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня.
Современная система образования: демократические преобразования, модели образования, основные тенденции развития.
Сущность целостного педагогического процесса и его характеристика.
История образования и педагогической мысли
История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания. Историко-педагогический процесс как единство развития образовательной практики и педагогической теории. Проблема периодизации всемирного историко-педагогического процесса. Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса. Базисные педагогические традиции.
Аналитическая характеристика образовательного идеала в историко-педагогическом контексте.
Проблема детства в философско- и религиозно-педагогических и собственно педагогических воззрениях в исторической ретроспективе.
|
Формирование представлений о профессии учителя и его подготовке в историко-педагогическом процессе. Развитие педагогического образования в истории образовательных концепций и систем.
Динамика развития педагогики как науки с точки зрения одного из ведущих методологических подходов (цивилизационного, аксиологического, парадигмального, культурологического, религиозного, формационного).
Анализ приоритетных педагогических проблем современности в исторической ретроспективе (например, проблема самостоятельности, или активности, или принципов обучения, воспитания и т.д.).
Социокультурные детерминанты формирования мировой и национальных образовательных систем на примере различных исторических периодов (Античности, Средневековья, Возрождения, Просвещения, Нового времени) или цивилизационных регионов.
Оценка развития мировой и отечественной педагогической мысли на основе принципов анализа всемирного историко-педагогического процесса.
Макро (в мировом масштабе) и микро (на примере отдельной страны или ступени образования) уровень анализа мировой педагогической культуры. Проблема педагогического целеполагания в контексте развития культуры. Общекультурные и региональные традиции развития педагогики и образования.
Проблема ретроинновации и исторической реконструкции в контексте интерпретации мирового педагогического наследия в современных условиях (на примере любой авторской системы или деятельности какого-либо образовательного учреждения).
|
Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса и педагогической мысли.
Теория воспитания
Происхождение воспитания и основные теории, объясняющие этот феномен. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Культурологические основания воспитательного процесса. Основные противоречия, закономерности и принципы воспитательного процесса.
Ребенок как объект воспитательно-образовательного процесса и как субъект деятельности.
Педагогическое взаимодействие в воспитании. Этапы воспитательного взаимодействия. Технология педагогической поддержки.
Теоретический, методический и технологический уровень педагогического исследования воспитания.
Основные направления воспитания личности. (Базовая культура личности и пути ее формирования.)
Проблема системы воспитания. Сущность и типология воспитательных систем. Закономерности развития воспитательных систем. Характеристика современных образовательных учреждений различного уровня как воспитательных систем.
Сущностная характеристика основных методов, средств и форм воспитания личности.
Детский коллектив как объект и субъект воспитания.
Учитель (воспитатель) в системе учебно-воспитательного процесса.
Семья в системе воспитания и социализации личности.
Сущность и понятие педагогической технологии и техники.
Педагогическое общение.
Теория обучения
Научные основы процесса обучения (культурологические, психологические, этические, физиологические, социально-нормативные, информационные).
Функции процесса обучения, их характеристика. Проблема целостности в реализации функций обучения.
Дидактическая интерпретация содержания образования на различных уровнях обучения.
Психолого-дидактическое проектирование и реализация принципов, методов, форм и средств обучения в контексте решения основополагающих задач образования.
Теоретические основы интенсификации обучения посредством использования традиционных (инновационных, вариативных, личностно-ориентированных, развивающих и др.) технологий обучения.
Своеобразие инновационной образовательной среды для различных возрастных групп обучающихся.
Динамика развития личности обучающегося в процессе обучения. Основные пути управления процессом развития личности в условиях вариативных образовательных систем.