Программа-минимум
Кандидатского экзамена по специальности
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Отрасль наук
Педагогические науки
Специальность
13.000.01 – общая педагогика, история педагогики и образования
Квалификация (степень)
кандидат педагогических наук
Форма обучения
очная
Составитель
Муравьева Г.Е., доктор педагогических наук, профессор
Шуя 2011
Цели и задачи экзамена
Цель экзамена: кандидатский экзамен направлен на выявление у соискателей системы знаний по основным вопросам общей педагогики, истории педагогики и образования. Проведение экзамена позволяет выявить уровень подготовленности обучающихся в аспирантуре к научно-исследовательской и опытно-экспериментальной деятельности, раскрыть мировоззренческое видение ими насущных педагогических и образовательных проблем, сущность современных подходов к их разрешению, определения путей и способов организации собственного научного исследования.
Задачи экзамена: соискатель должен продемонстрировать знания отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам общей педагогики и смежным проблемам, истории возникновения и развития исследовательской проблемы, современного состояния и перспектив разработки, умение высказывать свое аргументированное суждение по дискуссионным вопросам, способность к творческому мышлению.
Место кандидатского экзамена в структуре ООП ППО аспиранта
Кандидатский экзамен по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования относится кразделукандидатские экзамены (КЭ.А.03 – кандидатский экзамен по специальной дисциплине в соответствии с темой диссертации на соискание ученой степени кандидата наук) учебного плана подготовки аспирантов и образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования.
|
В процессе кандидатского экзамена аспирант должен продемонстрировать
знания:
- о сущности основных педагогических теорий, относящихся к проблеме диссертационного исследования;
- основное концептуальное и фактологическое содержание избранной отрасли науки, в том числе в свете проблемы собственного диссертационного исследования;
- историко-логические тенденции формирования и развития теории и истории педагогики в свете проблемы собственного диссертационного исследования;
- историю возникновения и развития исследовательских проблем в различных сферах общей педагогики, а также в свете проблемы собственного диссертационного исследования;
- современную проблематику и методологические подходы к исследовательскому решению проблем в педагогике и образовании, а также в свете проблемы собственного диссертационного исследования;
- отечественную и зарубежную научную литературу по проблемам общей педагогики в целом, в том числе в свете проблемы собственного диссертационного исследования;
- современное состояние и перспективы разработки научных проблем в педагогике, в том числе в свете проблемы собственного диссертационного исследования:
умения:
- высказывать свое аргументированное суждение по дискуссионным вопросам в сфере педагогики и образования, в том числе по проблеме диссертационного исследования;
|
- творчески подходить к решению проблемы;
- отбирать и систематизировать материалы научно-методической литературы (включая периодические издания) по проблеме диссертационного исследования;
- планировать профессиональную деятельность по самореализации в конкретных условиях, определять индивидуальную траекторию профессионального роста;
- использовать современные технологии в широком междисциплинарном контексте для решения проблемы диссертационного исследования;
- выбирать определенные педагогические технологии в рамках конкретной стратегии обучения, оценивать сильные и слабые стороны различных образовательных технологий, в том числе по отношению к проблеме собственного диссертационного исследования;
- эффективно использовать ресурсы Интернета в образовательных целях, по отношению к проблеме собственного диссертационного исследования:
владения:
– приемами и методами исследовательской работы, способствующими решению проблемы диссертационного исследования, профессиональной социализации и самореализации личности;
– приемами стратегического и тактического планирования исследования;
– приемами развития критического мышления;
– информационно-коммуникационными технологиями;
– навыками самоанализа самооценки, самоопределения и самоконтроля
– способами познания, принятия решений и их оценки, применять полученные знания в области своей профессиональной деятельности;
– навыками совместной деятельности с коллегами, базирующуюся на командном принципе;
– основами строить свою деятельность в соответствии с нравственными, этическими и правовыми нормами.
4. Структура и содержание кандидатского экзамена по специальности
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу, 36 часов.
Содержание программы-минимум