Понятие управления и менеджмента. Теоретико-методологические основания управления образовательными системами. Принципы управления педагогическими системами в свете современной системы образовательных ценностей.
Государственно-общественная система управления образованием. Образовательное учреждение как объект управления (на примере учреждений различных типов и уровней образования). Функциональный анализ управления образовательными системами.
Управленческие функции и методы руководства образовательным учреждением. Характеристика стилей управления образовательными системами.
Своеобразие управления развивающимися образовательными учреждениями и учреждениями, работающими в режиме функционирования.
Характеристика моделей управления образовательной системой (внешнее, внутреннее, саморазвитие). Характеристика основных источников саморазвития образовательных систем.
Традиционные и инновационные технологии управления образовательными системами.
Современные аспекты организации дополнительного образования и управления им.
Своеобразие современного школьного управления и самоуправления.
Мониторинг качества образования и образовательных услуг. Цель, задачи, виды и содержание педагогической диагностики и анализа деятельности школы.
Вопросы к кандидатскому экзамену
1. Сущностная характеристика педагогики как науки. Характеристика терминологии (языка, категориального аппарата) педагогической науки.
2. Проблема единства и целостности мирового образовательного пространства. Общемировые тенденции развития современной педагогической науки.
3. Система антропологических наук и место в ней педагогики. Проблема диалектической взаимосвязи педагогики и психологии. Педагогическая антропология как методологическая основа современной педагогики.
|
4. Характеристика традиционных и инновационных подходов к проблеме развития личности.
5. Педагогическая деятельность, ее объективный и субъективный характер.
6. Методологические основания научно-исследовательской педагогической деятельности. Системность и структурированность научно-педагогического знания. Проблема внедрения достижений педагогической науки в практику работы образовательных учреждений различного уровня.
7. Современная система образования: демократические преобразования, модели образования, основные тенденции развития.
8. Сущность целостного педагогического процесса и его характеристика.
9. История образования и педагогической мысли как отрасль научного знания. Историко-педагогический процесс как единство развития образовательной практики и педагогической теории. Проблема периодизации всемирного историко-педагогического процесса. Принципы анализа всемирного историко-педагогического процесса. Базисные педагогические традиции.
10. Аналитическая характеристика образовательного идеала в историко-педагогическом контексте.
11. Проблема детства в философско- и религиозно-педагогических и собственно педагогических воззрениях в исторической ретроспективе.
12. Формирование представлений о профессии учителя и его подготовке в историко-педагогическом процессе. Развитие педагогического образования в истории образовательных концепций и систем.
|
13. Динамика развития педагогики как науки с точки зрения парадигмального методологического подхода.
14. Анализ проблемы педагогического проектирования в исторической ретроспективе.
15. Социокультурные детерминанты формирования мировой и российской образовательных систем на примере одного из исторических периодов (Античности, Средневековья, Просвещения, Нового времени).
16. Современное состояние мировой и отечественной педагогической мысли в контексте всемирного историко-педагогического процесса.
17. Проблема педагогического целеполагания в контексте развития культуры. Общекультурные и региональные традиции развития педагогики и образования.
18. Проблема соотношения традиций и инноваций в современных педагогических системах.
19. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса и педагогической мысли.
20. Происхождение воспитания и основные теории, объясняющие этот феномен. Воспитание как общественное и педагогическое явление. Культурологические основания воспитательного процесса. Основные противоречия, закономерности и принципы воспитательного процесса.
21. Теоретический, методологический и технологический уровень педагогического исследования воспитания.
22. Проблема системы воспитания. Сущность и типология воспитательных систем. Закономерности развития воспитательных систем. Характеристика современных образовательных учреждений различного уровня как воспитательных систем.
23. Учитель (воспитатель) в системе учебно-воспитательного процесса.
24. Анализ проблемы содержания общего образования в исторической ретроспективе.
|
25. Ребенок как объект воспитательно-образовательного процесса и как субъект деятельности.
26. Детский коллектив как объект и субъект воспитания.
27. Функции процесса обучения, их характеристика. Проблема целостности в реализации функций обучения.
28. Понятие управления и менеджмента. Теоретико-методологические основания управления образовательными системами. Принципы управления педагогическими системами в свете современной системы образовательных ценностей.
29. Своеобразие управления развивающимися образовательными учреждениями и учреждениями, работающими в режиме функционирования.
30. Семья в системе воспитания и социализации личности.
31. Научные основы процесса обучения (культурологические, психологические, этические, физиологические, социально-нормативные, информационные).
32. Современные аспекты организации дополнительного образования и управления им.
33. Сущностная характеристика основных методов, средств и форм воспитания личности.
34. Теоретические основы интенсификации обучения посредством использования образовательных технологий.
35. Своеобразие инновационной образовательной среды для различных возрастных групп обучающихся.
36. Основные направления воспитания личности. (Базовая культура личности и пути ее формирования).
37. Управленческие функции и методы руководства образовательным учреждением. Характеристика стилей управления образовательными системами.
38. Традиционные и инновационные технологии управления образовательными системами.
39. Своеобразие современного школьного управления и самоуправления.
40. Педагогическое взаимодействие в воспитании. Этапы воспитательного взаимодействия. Технология педагогической поддержки.
41. Сущность и понятия педагогической технологии и техники.
42. Педагогическое общение.
43. Характеристика моделей управления образовательной системой (внешнее, внутреннее, саморазвитие). Характеристика основных источников саморазвития образовательных систем.
44. Государственно-общественная система управления образованием. Образовательное учреждение как объект управления 9на примере учреждений различных типов и уровней образования). Функциональный анализ управления образовательными системами.
45. Мониторинг качества образования и образовательных услуг. Цель, задачи, виды и содержание педагогической диагностики и анализа деятельности школы.
46. Психолого-дидактическое проектирование и реализация принципов, методов, форм и средств обучения в контексте решения основополагающих задач образования.
47. Дидактическая интерпретация содержания образования на различных уровнях обучения.
48. Динамика развития личности обучающегося в процессе обучения. Основные пути управления процессом развития личности в условиях вариативных образовательных систем.