Характеристика системы образования. Федеральные государственные образовательные стандарты. Образовательные программы (см. ст. 10 Закона №273 ФЗ)




Система законодательства об образовании. Международные соглашения в сфере образования

Система законодательства об образовании - это совокупность законов и подзаконных актов, регулирующих отношения в сфере образования.

 

Законы Российской Федерации

Законы субъектов Российской Федерации

Закон РФ «Об образовании» был принят 10 июля 1992 г.

Принципы государственной политики в области образования закреплены федеральными законами Российской Федерации «Об образовании» (1996), «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Государственной Думой Федерального Собрания РФ и правительством РФ в 2004 г. были приняты или предложены важнейшие документы, касающиеся образовании это:

- Федеральный закон № 122 о внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации;

- «Концепция участия Российской Федерации в управлении имущественными комплексами государственных организаций, осуществляющих деятельность в сфере образования;

- «Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации».

Статья 5. Право на образование. Государственные гарантии реализации права на образование в Российской Федерации

Структура системы образования РФ зафиксированы в законе «Об образовании в Российской Федерации». Статья 10

1. Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

Современные требования к образованию. Гл. 2: Интегрированные образовательные программы (ст. 12); сетевое взаимодействие (ст. 15); дистанционные и электронные технологии (ст. 16); образовательные и информационные ресурсы (ст. 18); условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности (ст. 20). Итоговая аттестация. Гл 6, ст. 59 п.13,14. Государственная регламентация образовательной деятельности (Гл. 12): лицензирование (ст.91), аккредитация(ст.92), государственный контроль (надзор).

Основы международных стандартов права на образование сформулированы в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека и ст. 13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Цели международного сотрудничества в сфере образования определены в п. 1 ст. 105 ФЗ «Об образовании в РФ»: доступ к образованию, координация по развитию образования, совершенствование механизмов развития образования. Всеобщая декларация прав человека закрепила обязательность, общедоступность, бесплатность начального образования (ст. 26), закрепила приоритетное право родителей в выборе вида образования для своих детей. Резолюция Генеральной конференции ЮНЕСКО от 1995 принципы толерантности в образовании. Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образовании установила равенство в получении образовании (ст.4 и ст.5). Конвенция о правах ребенка (1989) подтвердила общедоступность образования, бесплатность и обязательность. Школьная дисциплина должна поддерживаться только с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства (ст. 28).

 

Характеристика системы образования. Федеральные государственные образовательные стандарты. Образовательные программы (см. ст. 10 Закона №273 ФЗ)

Система образования включает в себя:

1) федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования, образовательные стандарты, образовательные программы различных вида, уровня и (или) направленности;

2) организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

3) федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы;

4) организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования;

5) объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

2. Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

3. Общее образование и профессиональное образование реализуются по уровням образования.

4. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

1) дошкольное образование;

2) начальное общее образование;

3) основное общее образование;

4) среднее общее образование.

5. В Российской Федерации устанавливаются следующие уровни профессионального образования:

1) среднее профессиональное образование;

2) высшее образование - бакалавриат;

3) высшее образование - специалитет, магистратура;

4) высшее образование - подготовка кадров высшей квалификации.

6. Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование.

7. Система образования создает условия для непрерывного образования посредством реализации основных образовательных программ и различных дополнительных образовательных программ, предоставления возможности одновременного освоения нескольких образовательных программ, а также учета имеющихся образования, квалификации, опыта практической деятельности при получении образования.

 

Вопрос 3. Лица, осуществляющие образовательную деятельность.

Образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - научными организациями и иными юридическими лицами (далее - организации, осуществляющие обучение), а также индивидуальными предпринимателями.

Образовательная деятельность подлежит лицензированию, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

4. Правовой статус образовательной организации.

5. Локальные нормативные акты образовательной организации

1. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения (далее - локальные нормативные акты), в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.

2. Образовательная организация принимает локальные нормативные акты по основным вопросам организации и осуществления образовательной деятельности, в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.

3. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).

4. Нормы локальных нормативных актов, ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением либо принятые с нарушением установленного порядка, не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: