Концерты Рахманинова были всегда большим событием для музыкальной публики Сан-Франциско. Для друзей же приезд Рахманиновых имел еще и личный интерес, а на этот раз особенную привлекательность, так как приехала также и старшая дочь Рахманинова - Ирина Волконская. В описываемый сезон 1941 года Рахманинов выступал солистом с нашим симфоническим оркестром четыре раза в течение двух недель, играя свои Первый и Третий концерты и свою Рапсодию на тему Паганини.
После первой пары концертов он уехал в Санта-Барбару, где дал сольный концерт и потом опять вернулся в Сан-Франциско для второй пары концертов1.
Я пользовался всяким удобным случаем быть с Сергеем Васильевичем и слушать его игру. Его вдохновенная игра, меня волновала и наполняла неописуемым художественным наслаждением, но под конец я чувствовал себя утомленным, прослушав так много музыки.
Как-то раз в разговоре я признался Сергею Васильевичу в моем состоянии и спросил о секрете чувствовать себя свежим и полным жизни, несмотря на его частые выступления. "Я люблю публику и люблю играть, - был его ответ, - иначе это было бы только ремеслом и гешефтом и этого я не смог бы вынести".
Рахманинов любил общество русских людей, с которыми можно было бы повеселиться и отдохнуть душой.
В перерывах между выступлениями, а таких перерывов на этот раз было много на протяжении почти трех недель, Рахманинов любил присутствовать на чаепитиях и обедах среди русских друзей, в поездках по окрестностям - все это было приятным разнообразием и контрастом с четырьмя стенами даже первоклассного отеля.
Как человек прогрессивный, Рахманинов интересовался и гордился успехами друзей. Задавались обыкновенно вопросы: "Ну, что нового? Автомобиль? У Ирины тоже новый "форд". Парусная лодка? У нас тоже небольшая лодка-яхта, да только недостаточно быстро ходит".
|
Незадолго до этого мы купили дом, и, когда Рахманиновы пришли в гости на обед, дом был осмотрен со всех сторон, снаружи и внутри, и Рахманинов не преминул дать практические советы о ремонте. Между прочим, ему очень понравились вкус и декоративное искусство моей жены.
Обед у нас в этот знаменательный день был рыбный и московский: уха с расстегаем, вареная осетрина под грибным соусом и крем на сладкое. Все кушанья были мастерски приготовлены моей мамой, и Рахманиновы были очень тронуты ее заботами угодить дорогим гостям возможно лучше.
Мама у нас - феномен. Как бывшей опереточной и притом очень красивой артистке, лучшего комплимента, чем тот, которым Сергей Васильевич ее обыкновенно награждал, нельзя было и желать: "Просто неприлично так молодо выглядеть".
Наталья Александровна Рахманинова пожелала узнать секрет молодости и свежести лица мамы. "Это - крем для лица по моей собственной формуле, - ответила мама, - и я вам дам банку на пробу".
"Пожалуйста, дайте две банки, другую для меня, так
_________________________________________________
ГММК, ф. 18, № 1559.
Сергей Иванович Михайлов (1898-?) - пианист-педагог. В 1916-1919 годах занимался в классе Л.Э.Конюса в Московской консерватории. В 1919 году уехал из России и за границей продолжил свое образование. Впоследствии занимался педагогической деятельностью в Сан-Франциско. С Рахманиновым познакомился летом 1919 года. Трижды, в 1951, 1953 и 1957-годах, публиковал в русской газете "Новая заря", выходившей в Сан-Франциско, свои воспоминания о Рахманинове.
|
как и я хочу помолодеть", - шутливо прибавил Сергей Васильевич.
Говорили о витамине В, который Сергей Васильевич принимал, как средство против боли в ушах, после поездки на Кубу. Его дочь Ирина заметила: "Вот, как только папа перестал летать, так боль и улетучилась"2.
Говорили о музыке, о методах преподавания, об учениках. Я показал свое патентованное изобретение для разучивания гамм, и Сергей Васильевич, тщательно проверив, попросил послать модель в его нотное издательство для дальнейшего просмотра3.
Позже, когда был подан чай с вареньем и пирожными, речь зашла о преподавании, об учителях и, конечно, о моем московском профессоре Льве Эдуардовиче Конюсе и его жене Ольге Николаевне, которых Рахманиновы навестили в Цинциннати до приезда в Сан-Франциско. С.В.Рахманинов и Л.Э.Конюс учились в Московской консерватории в одно время и были не только очень хорошими друзьями, но и родственниками, так как Таня, младшая дочь Рахманинова, была замужем за племянником Л.Э.Конюса4.
Как Рахманинов, так и Конюс ценили, уважали и признавали силу, талант и совершенство каждого в своей отрасли: одного, как композитора-исполнителя, другого, как педагога. <...>
Я рассказал Рахманиновым о моей поездке в 1939 году к Конюсам, проводившим лето около озера Мичиган. О их любезности по отношению ко мне: они делились со мной своим педагогическим опытом и знаниями. Лев Эдуардович даже на даче продолжал давать уроки некоторым из своих учеников, и было очень поучительно присутствовать на них. Лев Эдуардович, будучи большим любителем рыбной ловли, по крайней мере два часа в день отдавал этому спорту, и благодаря природному терпению результаты были обыкновенно удачны.
|
Прослушав мое повествование о поездке, Сергей Васильевич, в свою очередь, вспомнил о следующем эпизоде из своей жизни: "По окончании Московской консерватории я получил предложение учить сына фабриканта Коновалова во время летних каникул в его имении на Волге5. Кроме денежных расчетов, предложение для меня было привлекательно еще тем, что в имении фабриканта была прекрасная конюшня. А я, как и мой отец и дед, был большим любителем лошадей. Мой коллега Крживицкий, скрипач, тоже из Москвы6, получил такое же предложение - учить юношу, но на скрипке. Занятия были каждое утро от 9 до 13, сперва два часа на скрипке, а потом два часа на рояле. После уроков юноша Коновалов, большой рыболов, уходил до вечера на Волгу удить. Крживицкий любил читать, и обширная библиотека в доме фабриканта была предоставлена в его полное распоряжение. Я же шел на конюшню и, выбрав горячего коня, скакал вволю по степи.
Вечером, после ужина, г-жа Коновалова, любившая играть в карты, приглашала гостей и учителей поиграть. Так как играли на деньги, скрипач Крживицкий, по личным соображениям, умел вежливо отговориться от игры. Его серьезное чтение было тому весьма уважительной причиной. Я же, моложе и летами и житейским опытом, никак не мог найти убедительных причин, чтобы отказаться от игры.
К концу лета приехал фабрикант. Его сын оказался способным учеником. Он обрадовал своего отца прекрасным исполнением первой части скрипичного концерта Мендельсона и первой части фортепианного концерта Чайковского. Фабрикант поблагодарил и похвалил нас обоих за труд и усердие, и мы оба с приятными воспоминаниями вернулись в Москву: один - с полным кошельком, а другой - с пустым. Но, - прибавил Рахманинов с улыбкой, - хороши были лошадки".
Вечером, после четвертого концерта, был чай у Шульгиных7. Компания была веселая. Ирина Волконская и Ольга Ильина своим остроумием и забавными анекдотами смешили всех присутствующих. Сергей Васильевич очень любил армянские загадки-анекдоты, как, например: "Что это такое? Черные глаза, белая грудь" (армянин во фраке), или: "Белые глаза, черная грудь" (армянин спит в постели). Такие анекдоты всегда вызывали в нем неудержимый смех до слез на глазах.
После чая играли в шарады. Ольга Ильина, которая должна была выходить из комнаты, чтобы отгадывать, получила наставление от Сергея Васильевича: "Только, чур, не подслушивать!" Решили составить шараду на слово "турок". Каждая пара гостей должна была представить или истолковать одну букву. Как почетному гостю на долю Сергея Васильевича пришлась первая буква "т". Он решил представить картину тройки, как хорошую идею для этой буквы. Коренным был сам Рахманинов, пристяжными - его дочь, Ирина Волконская, и адмирал Дудоров8. Ямщиком была моя жена, вставшая для этого на стул. Позвали Ольгу Ильину, и тройка пустилась в галоп (на одном месте). Коренная - Рахманинов, кряхтя и храпя низким басом, ритмично двигал свое тело взад и вперед. Левая пристяжная - адмирал Дудоров, наклонив голову в сторону, живо подпрыгивал и перескакивал с одной ноги на другую. Правая пристяжная - Ирина Волконская - игриво заливалась веселым ржанием. Ямщик - Франсис Михайлова, поощряя "тройку" веселым гиканьем, слегка похлестывала ремешком по плечу коренного. Был полный реализм, и живая картина
вызвала непринужденный хохот, восклицания "браво" и гром аплодисментов.
Когда шум и хохот умолкли, Сергей Васильевич обратился к моей жене и, пробуя и гладя свое плечо, шутливо пожаловался на ее усердное похлестывание. А адмирала Дудорова похвалил за умелое подражание левой пристяжной. Остальные буквы, в свою очередь, были представлены, и общее веселье продолжалось за полночь.
Ровно через год Рахманиновы приехали опять в Сан-Франциско. Остановились на этот раз в "Палас-отеле", так как в отеле "Сан-Франциско" была забастовка служащих.
Идя по бесконечно длинному коридору, "Невскому проспекту" (по его выражению), Сергей Васильевич жаловался, что его дочь Ирина Волконская отложила в последнюю минуту свою поездку в Калифорнию, и он очень разочарован, так как без нее не будет шарад, непринужденного веселья и не с кем будет поиграть в "тройку".
Рахманинов давал сольный концерт. Это был его последний концерт в Сан-Франциско.
"Новая заря" Сан-Франциско, 1953, 5 апреля
_______________________________________________
1 В сезоне 1940/41 года Рахманинов участвовал в концертах местного симфонического оркестра под управлением П.Монтё (7-8 и 14-15 февраля).
2 На Кубе Рахманинов побывал как гастролер в 1923 году, дав в Гаване 6 и 9 января два клавирабенда.
3 Собственного нотного издательства у Рахманинова никогда не было. Издательство ТАИР, организованное в 1925 году в Париже на средства Рахманинова, выпускало нерегулярно и в ограниченном количестве книги русских авторов (в частности, А.Ремизова, И.Шмелева, П.Потемкина, Н.Плевицкой, Л.Сабанеева и Н.Метнера). По первоначальному проекту делами издательства должны были заниматься дочери Рахманинова (от соединения двух первых букв их имен родилось название ТАИР), но они отошли от дел, и все вопросы решались самим Рахманиновым при участии опытного издательского работника Г.Пайчадзе. В ТАИРе Рахманинов, видимо, предполагал издавать собственные музыкальные сочинения. В 1928 году он опубликовал Четвертый фортепианный концерт и Три русские песни, но все последующие сочинения выходили в двух американских издательствах - К.Фишера и Ч.Фоли с грифом ТАИР (до 1941 года).
4 Конюс Лев Эдуардович (1871 -1944), так же как и Рахманинов, окончил Московскую консерваторию по двум специальностям - фортепиано (у П.Пабста) в 1891 году и свободного сочинения (у А.Аренского) в 1892 году. Он снискал известность на педагогическом поприще: преподавал специальное фортепиано в Московской консерватории в 1912-1920 годах, в Русской консерватории в Париже (вместе с женой О.Н.Конюс) в 1924-1935 годах, в музыкальном колледже в Цинциннати (с 1935 года).
5 В июне - августе 1892 года Рахманинов гостил на даче И.А. и Е.И.Коноваловых в Костромской губернии недалеко от села Бонячки, где находилась текстильная фабрика И.А.Коновалова. Рахманинов занимался с семнадцатилетним сыном Коноваловых Александром, будущим министром торговли и промышленности во Временном правительстве. Летом 1894 года Рахманинов еще раз побывал у Коноваловых в Костромской губернии.
6 Крживицкий Петр Михайлович - скрипач в оркестре Малого театра (с 1882 года). В тексте воспоминаний фамилия воспроизведена неточно: Крижевальский.
7 Семья П.Н.Шульгина, пианиста-педагога из Сан-Франциско.
8Дудоров Борис Петрович (1882-?) - русский адмирал, перед революцией служил в 1-м Балтийском флотском экипаже в звании капитана I ранга.
Бенно Моисеивич
Памяти Рахманинова
2 апреля 1943 года весь просвещенный мир готовился отпраздновать семидесятую годовщину со дня рождения великого музыканта и необыкновенного человека. Увы, в воскресенье, за неделю до этого события мир был повергнут в глубокую печаль - умер Рахманинов1. Наверное, многие тяжело вздохнули, когда осознали, что иссяк фонтан мелодий, который полвека так щедро изливался. Многие, должно быть, с горечью подумали, что больше никогда не увидят высокую, худую, чуть раскачивающуюся фигуру, выходящую на сцену, не услышат его волшебного рояля. Многие будут оплакивать друга, когда узнают, что Рахманинова не стало. Я помогал сэру Генри Вуду в организации концерта по случаю семидесятилетнего юбилея Рахманинова, намеченного на 1 апреля, но судьба распорядилась иначе2. Вместо того чтобы участвовать в праздничной церемонии, два его друга, сэр Генри и я, глубоко опечаленные, отдавали последний долг горячо любимому человеку, которым всегда бесконечно восхищались.
_____________________________________________
ГММК, ф. 18. № 1561.
Бенно Моисеивич (1890-1963) - пианист, выходец из России. Игре на фортепиано учился в Одессе и в Вене у Лешетицкого. Знакомство с Рахманиновым состоялось в 1919 году, перешло затем в многолетнюю дружбу. Рахманинов был расположен к Моисеивичу, неоднократно приглашал его в свой дом; ему импонировало и то обстоятельство, что Моисеивич не менял долгое время гражданства. Моисеивич несколько раз выступал в печати с воспоминаниями о Рахманинове.
Впервые я встретил его в Нью-Йорке более двадцати лет тому назад. Для меня эта встреча стала незабываемым событием, которым я горжусь и поныне, так как именно в тот день в артистической на одном из моих первых сольных концертов в Карнеги-холл меня представили великому Рахманинову. Он был очень любезен и похвалил меня. Ему понравилось исполнение его сочинений, но особенно заинтересовало включение в программу одной малоизвестной прелюдии. Когда я сказал ему, что это одна из самых моих любимых прелюдий, он еще раз торжественно пожал мне руку и заявил, что эту прелюдию он сам любит больше других3.
Кажется, существовало мнение, что Рахманинов был грустным человеком. Это правда: он был таким. Мне всегда казалось, что он имел два страстных желания: первое - покинуть концертную эстраду, чтобы провести остаток своих дней в горячо любимой семье, где он мог бы свободно предаваться своему истинному призванию - сочинять музыку, а не только ее исполнять; второе - вновь увидеть свою Россию. Человеку, который испытывал горячую любовь к Рахманинову, было очень грустно видеть, что этим желаниям так и не удалось осуществиться и что он покинул этот мир в том печальном настроении, в котором находился большую часть жизни.
Ярко вспоминается встреча с ним в Лондоне, в мае, после завершения очень изнурительного концертного сезона. Сияющий от радостного предчувствия он сказал мне: "На следующей неделе я еду в Париж, там меня ожидает мой шофер. После концерта я сяду за руль автомобиля, поставлю ногу на педаль и не сниму ее до тех пор, пока не доберусь до своего дома в Швейцарии'"4.
Так как в ближайшем будущем мне предстоит в течение двух дней исполнить четыре основных сочинения Рахманинова (Первый, Второй, Третий фортепианные концерты и Рапсодию на тему Паганини), я ощущаю себя как бы погруженным в его биографию. Между 1-м сочинением и 43-м - огромная дистанция, но, тем не менее, вряд ли можно заметить какие-либо отклонения от хорошо известного и только ему присущего стиля. С самого начала он предстал во всеоружии технического совершенства, с годами молодой романтик превратился в зрелого мастера. Те, кто имел счастье быть его другом, находились под воздействием того излучения, которое исходило от его волевой и человеколюбивой личности. Его худое тело, казалось, обладало огромной нервной силой, которая являлась продуктом мощного и ясного интеллекта. Несмотря на то, что в повседневной жизни Рахманинов был во многом фанатически консервативен, он никогда не отворачивался от экономических изменений или новейших изобретений, а как музыкант никогда не поворачивался спиной к современной музыке, хотя испытывал глубокую неприязнь и к тому, и к другому.
По натуре он был чрезвычайно мягок: терпим к посредственности, очень скромен в критике, любезен в похвалах и щедр по отношению к своим коллегам. Я не согласен с мнением, что с Рахманиновым умер последний романтик. Сейчас вполне уместно сказать, что он относился с огромным восхищением к своему соотечественнику и другу Николаю Метнеру. Последний - к счастью, живущий еще среди нас, - является самым настоящим романтиком, и я знаю, Рахманинову было бы приятно видеть, что его традиции продолжает великий друг, воспитанный в тех же идеалах и прошедший ту же школу.
Мне кажется, Рахманинов не увлекался программной музыкой, хотя некоторые из его сочинений созданы под влиянием картин Бёклина5. В этой связи мне живо вспоминается один эпизод. Однажды после обеда мы сидели с ним в комнате, и он показал мне открытку от одной почитательницы. Она спрашивала, не передает ли его Прелюдия до-диез минор агонию человека, заживо погребенного. Тогда я спросил, как он собирается ответить. "Если эта прелюдия вызывает у нее такую ассоциацию, я не хотел бы ее разочаровывать", - сказал Рахманинов. Этот разговор напомнил мне, а его ответ придал мужества обратиться с вопросом, волновавшим меня уже давно. Это касалось его Прелюдии си минор, о которой я говорил в начале. Когда я учил ее, а потом и исполнял, я очень живо представлял себе некую картину и мог почти каждый такт передать словами. У меня это стало наваждением, и я чувствовал, что никто не сможет заставить меня думать иначе. В течение многих лет я не решался спросить Рахманинова, что вдохновило его на создание этого маленького шедевра. На этот раз я не смог устоять от искушения, набрался смелости и спросил, нет ли какой истории, связанной с этой прелюдией. Последовала короткая пауза. Затем я услышал медленное, как бы неохотное: "Да. А почему вы спрашиваете?"
Я понял, что могу выиграть поединок. Ободренный его ответом, я признался, что эта прелюдия вызывает у меня определенную картину, и она настолько врезалась в мое воображение, что даже он не смог бы ее изменить. Он рассмеялся (да благословит Господь его душу, он действительно умел смеяться от души); Рахманинов попросил меня рассказать, что я представляю, играя эту прелюдию. Я ответил, что расскажу ему о своей версии в том случае, если он расскажет о своей. Он согласился. Победа, казалось, была близка.
"Расскажите сначала вы свою версию, а потом я расскажу свою", - предложил Рахманинов.
Я еще настойчивее обратился к нему: "Ну, пожалуйста, Сергей Васильевич, расскажите сначала вы. Я обещаю, что ваш рассказ не повлияет на мой, кроме того, мой рассказ довольно длинный".
Он опять засмеялся и сказал, как мне показалось, не без удовлетворения: "Ну, если у вас длинная история, то она не может совпасть с моей, потому что мою можно выразить одним словом".
Хотя я и ожидал услышать нечто подобное, его последнее замечание показалось мне довольно неожиданным. Я почувствовал разочарование и сразу спустился на землю. "Тем не менее, - сказал он ободряюще, - продолжайте и расскажите свою историю".
Таким образом, я больше не вел в этом поединке и мне ничего не оставалось, как повиноваться. Я удобнее расположился в кресле и приготовился к повествованию. Чтобы как-то скрыть чувство безнадежности, я начал рассказ на высокой ноте: "Мне она подсказывает возвращение..."
Вдруг я услышал голос Рахманинова: "Остановитесь!"
Я почувствовал, как длинная рука с растопыренными пальцами почти прошлась по моему лицу, а затем услышал, как он проговорил медленно, глухим голосом, запомнившимся мне навсегда: "Именно это и было единственным словом моей истории: возвращение".
После того как я пришел в себя, Рахманинов рассказал мне, что он сочинил эту прелюдию под влиянием одной из картин Бёклина с названием "Возвращение"6. Я был слишком потрясен, чтобы просить его описать характер этого возвращения. На этом разговор прекратился.
Признание Рахманинова польстило моему самолюбию, и я с нежностью и гордостью хранил его в душе. Теперь, когда моего друга нет больше с нами, я с глубочайшей любовью и смирением называю себя крестным отцом Прелюдии си минор и нарекаю ее "Возвращением".
"The Gramophone" Кентон, 1943,май
Перевод с англ. Р Адлер
1 Рахманинов умер в воскресенье 28 марта 1943 в Беверли-Хилс (штат Калифорния).
2 Речь идет об известном английском дирижере Г.Вуде и о предполагаемом концерте в Лондоне. В свое время, 5 октября 1938 года, Рахманинов принял участие в юбилейном концерте и чествовании Генри Вуда в Альберт-холл по случаю 50-летия артистической деятельности дирижера.
3 Из дальнейшего изложения видно, что это была прелюдия № 10 (си минор) ор. 32.
4 Двухэтажный коттедж на вилле Рахманинова "Сенар", расположенной в местечке Хертенштейн на скалистом берегу Фирвальдштетского озера недалеко от Люцерна - место летнего отдыха Рахманинова и его семьи в период 1932-1939 годов.
5 Как известно, одна из них - "Остров мертвых" - вдохновила Рахманинова на сочинение в 1909 году одноименной симфонической поэмы (ор. 29). Название поэмы у автора, и в автографе и в издании, изложено по-немецки в соответствии с названием картины, что вызвало определенную путаницу в русских переводах. Довольно долго поэма называлась "Остров смерти".
6 В полном каталоге работ А.Бёклина значится картина "Die Heimkehr" ("Возвращение на родину", 1887), находящаяся в настоящее время в частном собрании.
Публикация, вступительная заметка и комментарий
Алексея Наумова