Тема 6. СТАТИСТИКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ




Условные обозначения

 

Показатель Условное обозначение
Доход (выручка) от реализации продукции Д
Чистый доход от реализации Дч
Прибыль (убыток) от реализации продукции (работ, услуг) Преал
Изменение прибыли за счет изменения цен и тарифов р
Изменение прибыли за счет изменения себестоимости z
Изменение прибыли за счет изменения физического объема q
Балансовая прибыль Пбал
Валовая прибыль Пв
Чистая прибыль Пч
Рентабельность производства Rпр
Рентабельность реализованной продукции R
Рентабельность изделия Rизд

 

 

Формулы для расчета

 

1. Доход от реализации - общий доход от реализации продукции (работ, услуг)

,

где – выручка от реализации продукции (p – цена единицы продукции, q – объем продукции).

2. Чистый доход от реализации – это разность между доходом от реализации продукции и невозмещаемыми налогами (НДС, акцизы, экспортные пошлины и др.)(НН)

Дч = Д – НН.

3. Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – разность между чистым доходом от реализации продукции (работ, услуг) и затрат на производство и реализацию (включая коммерческие расходы) продукции (работ, услуг)

,

где – затраты на производство и реализацию продукции (z – себестоимость единицы продукции)

4. Изменение прибыли от реализации продукции (работ, услуг) за счет следующих факторов:

а) цен и тарифов

,

где - цена единицы продукции в базисном и текущем (отчетном) периодах;

– объем продукции в текущем периоде.

б) себестоимости

,

где - себестоимость единицы продукции в базисном и текущем (отчетном) периодах

в) физического объема

,

где – индекс физического объема продукции; – прибыль от реализации продукции в базисном периоде.

г) структуры (ассортимента) реализованной продукции (работ, услуг)

,

где П – прибыль по плану в пересчете на фактический объем реализации;

П0 – прибыль базисного периода.

5. Балансовая прибыль – прибыль, полученная от основной и прочей деятельности, не связанной с производством и реализацией продукции (работ, услуг), например, продажа излишков имущества, сдача в аренду и др. (Ппроч)

Пбал = Преалпроч

 

6. Валовая прибыль – это разность между чистым доходом от реализации и затратами на производство продукции

,

где КР – сумма коммерческих расходов, связанных с реализацией продукции

7. Чистая прибыль – часть балансовой прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты налога на прибыль (Нприб)

Пчбал - Нприб

8. Рентабельность реализованной продукции показывает долю прибыли на 1 рубль реализованной продукции

где Среал – себестоимость реализованной продукции характеризует размер балансовой прибыли на единицу стоимости производственных средств (основных и оборотных)

9. Рентабельность изделия — отношение прибыли от реализации изделия (Преалi) к полной себестоимости изделия (Среалi).

10. Рентабельность производства - это отношение балансовой прибыли к средней стоимости производственных фондов () (основных и оборотных средств ()

11. Общие индексы рентабельности продукции:

а) индекс рентабельности переменного состава – показывает изменение средней рентабельности в отчетном(текущем) периоде по сравнению с плановым (базисным)

,

где R0, R1 – рентабельность соответственно в базисном и текущем периоде;

C0, C1 – себестоимость реализованной продукции соответственно в базисном и текущем периоде

б) индекс рентабельности постоянного состава показывает изменение средней рентабельности за счет изменения рентабельности отдельных видов продукции

в) индекс рентабельности структурных сдвигов показывает изменение средней рентабельности за счет структурных сдвигов в реализованной продукции

 

Задачи для решения

 

Задача 6.1 Известны данные характеризующие деятельность предприятия за отчетный период (тыс. руб.).

    Показатель     По плану По плану в пересчете на фактический объем реализации     Фактически
Выручка от реализации продукции в отпускных ценах предприятия (без НДС)      
Полная себестоимость реализованной продукции      

Определите: 1) индексы выполнения плана по объему прибыли и уровню рентабельности; 2) влияние отдельных факторов на абсолютное и относительное изменение прибыли от реализации продукции; 3) отклонение фактического уровня рентабельности реализованной продукции от уровня рентабельности по плану вследствие изменения ассортимента реализованной продукции, себестоимости и цен на продукцию.

Задача 6.2 Имеются данные об объеме реализации продукции, выручке и затратах на производство продукции по группе предприятий.

Реализованная продукция Объем реализованной продукции, тыс. шт Выручка от реали-зации продукции (без НДС), тыс. руб. Полная себесто-имость реализован-ной продукции, тыс. руб.
базис-ный год отчет-ный год базис-ный год отчет-ный год базис-ный год отчет-ный год
Продукция А   5 620 48 581 77 556 32227,0 48332,0
Продукция Б         102,0 129,5
Продукция С         317,5 366,0

Определите: 1) прибыль от реализации продукции; 2) абсолютный прирост прибыли в результате изменения средних цен реализации, себестоимости продукции и объема реализации (в том числе за счет структурных сдвигов); 3) уровень рентабельности каждого вида продукции и его динамику; 4) уровень рентабельности всей реализованной продукции и влияние отдельных факторов на его динамику; 5) общие индексы рентабельности продукции (переменного состава, фиксированного состава и влияния структурных сдвигов).

Задача 6.3 Имеются данные по двум предприятиям (млн.руб.).

Определите: 1) индексы рентабельности по каждому предприятию; 2) индексы рентабельности по двум предприятиям в целом: а) переменного состава; б) фиксированного состава; в) влияния структурных сдвигов.

 

    Предприятие   Балансовая прибыль Среднегодовая стоимость основных производственных фондов, нематериальных активов и материальных оборотных средств
базисный период отчетный период базисный период отчетный период
         
         

 

Задача 6.4 Имеются данные по организации, имеющей филиалы:

  Филиал Прибыль в отчетном периоде, тыс.руб. Изменение прибыли в отчетном периоде по сравнению с базисным, %
    +2,6
    -3,8
    + 1,7

Определите: 1) средний процент изменения объема прибыли по объединению в целом; 2) величину прибыли в базисном периоде по каждому предприятию.

Задача 6.5 Имеются данные по предприятию за ряд лет:

Показатель          
Реализовано продукции, шт.          
Себестоимость единицы продукции, руб. 22,3 24,5 26,8 29,9 31,6
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 17,25 17,89 21,51 25,29 27,76

Определите величину прибыли от реализации продукции для каждого года. Используя различные методы экстраполяции, рассчитайте величину прибыли от реализации продукции в 2013 г.

Задача 6.6 Имеются данные о деятельности предприятия, млн.руб.

Вид продукции Затраты на производство и реализацию Прибыль от реализации
базисный период отчетный период базисный период отчетный период
А        
Б        

Определите: рентабельность по каждому виду и в целом по двум видам продукции за каждый период; общие индексы рентабельности продукции (переменного, постоянного состава и структурных сдвигов); абсолютное изменение средней рентабельности продукции за счет факторов: а) рентабельности; б) структурных сдвигов.

 

 

Тема 7. СТАТИСТИКА ЦЕН

 

Условные обозначения

 

Показатель Условное обозначение
Индивидуальный индекс цен
Агрегатный (общий) индекс цен Ласпейреса
Агрегатный (общий) индекс цен Пааше
Агрегатный (общий) индекс цен Лоу
Средний арифметический индекс цен
Средний гармонический индекс цен
Территориальный (общий) индекс цен

 

Формулы для расчета

 

1. Индивидуальный индекс цен – характеризует изменение цен по одному виду продукции

,

где и – цена за единицу продукции в текущем и базисном периоде

2. Агрегатный (общий) индекс цен Ласпейреса определяет среднее изменение цен на потребительские товары базисного периода

,

где – потребительская корзина в базисном периоде.

3. Агрегатный (общий) индекс цен Пааше определяет среднее изменение цен на потребительские товары отчетного периода

,

где – потребительская корзина в отчетном периоде

4. Агрегатный (общий) индекс цен Лоу определяет среднее изменение цен на товары, рассчитанное исходя из среднего количество проданной продукции за анализируемый период (

5. Средний арифметический индекс цен

6. Средний гармонический индекс цен

7. Территориальный (общий) индекс цен применяется при сравнении цен на продукцию реализуемую на разных территориях

,

где - цена за единицу продукции каждого вида соответственно на территории А и В; - количество реализованной продукции каждого вида по территории А (в натуральном выражении).

Территориальный индекс цены можно рассчитать и другим способом, если в качестве весов принять объемы проданных товаров по двум регионам, вместе взятым (

8. Общие индексы цен:

а) индекс цен переменного состава – показывает изменение средней цены в отчетном (текущем) периоде по сравнению с плановым (базисным)

б) индекс цен постоянного состава показывает изменение средней цены за счет изменения цен на отдельных предприятиях

в) индекс цен структурных сдвигов показывает изменение средней цены за счет структурных сдвигов в реализованной (проданной) продукции

 

Решение типовых задач

 

Пример7.1 Расчет средних цен. Известно, что цена товара А до начала года была 5 д. е. за единицу товара, с 12 апреля она снижена на 10%, а с 18 октября увеличена на 6%. Необходимо определить среднюю годовую цену товара, если известно: товарооборот составил за год 100 тыс. д. е., в том числе за I квартал — 18 тыс. д. е., за II квартал — 24 тыс. д. е. (в том числе за апрель — 10 тыс. д. е.), за III квартал — 28 тыс. д. е. (в том числе октябрь — 9 тыс. д. е.).

Решение

Прежде всего, необходимо рассчитать средние цены за месяцы, когда происходили изменения цены. Так как неизвес­тен оборот по продаже товаров до и после изменения цены, то взвешивание выполняется по числу дней торговли по старой и новой цене. При этом используется средняя гармоническая.

Средняя цена в апреле:

Средняя цена в октябре:

После этого в табличной форме рассчитывается объем реализованных товаров за год в натуральном выражении:

Таблица

Период Цена, д.е Товарооборот, д.е Гр.2/гр.1
А      
январь-март 5,0    
апрель 4,67 10 000  
май—сентябрь 4,5 42 000 9 330
октябрь 4,62 9 000  
ноябрь—декабрь 4,5х1,06 = 4,77   4 400
Всего X 100 000  

 

Среднегодовая цена равна 100000:21420= 4,67д.е.

Пример 7.2 Расчет общих индексов товарооборота, цен, физического объема продукции.Об изменениях в реализации продукции в магазине за два месяца свидетельствуют следующие данные, представленные в таблице:

Вид товара Цена за единицу товара, д.е. Количество реализованного товара, шт
базисный период, отчетный период, базисный период, отчетный период,
А        
Б        

В решении задачи необходимо: 1) рассчитать общие индексы товарооборота, цен, физического объема реализации; показать взаимосвязь индексов; 2) определить влияние отдельных факторов на цену товаров в абсолютном выражении; 3) сделать выводы.

Решение

1. Общий индекс товарооборота в целом по магазину рассчитывается по формуле:

 

т.е. в текущем периоде в сравнении с базисным общий товарооборот увеличился на 126,8%. Такое увеличение произошло под воздействием двух факторов – цен и объема реализации товаров. Определим вклад каждого из факторов.

Общий индекс цен по формуле Пааше:

 

 

Общий индекс физического объема реализации:

 

Таким образом, увеличение товарооборота реализации товаров осуществляется за счет повышения цен на товары в текущем периоде в сравнении с базисным периодом на 66,4% при увеличении объема реализации на 36,3%.

Система взаимосвязи индексов имеет вид:

2. Абсолютный прирост (уменьшение) товарооборота в магазине рассчитывается как разность между числителем и знаменателем соответствующих индексов:

• в целом по магазину:

• за счет изменения цен:

 

• за счет изменения объема реализации:

 

Таким образом, товарооборот (выручка) по магазину увеличился при реализации товаров в текущем периоде в сравнении с базисным периодом на 101950 д. е., в том числе за счет повышения цен — на 72750 д. е. Так как количество проданного товара увеличилось, выручка тоже увеличилась на 72750 д.е.

 

Задачи для решения

Задача 7.3 Сезонные и общие изменения цен на овощи и фрукты городского рынка в течение года представлены в таблице:

Товары Цена на начало года, руб. Изменения цен в сравнении с предыдущим периодом, %
С 1 апреля С 15 июня С 10 сентября
Картофель 16,67 +12,0 -10,7 -20,0
Капуста 15,65 +10,0 -15,2 -7,1
Яблоки 62,54 +25,0 +28,0 +16,7

 

Определите среднегодовую цену каждого вида товара, принимая в качестве весов число дней торговли. Сделайте выводы.

Задача 7.4 Оборот продажи товаров, отмеченных в задаче 7.3, составил (тыс. руб.):

  Товары Оборот по кварталам
I II III IV
Всего Всего В т.ч. за июль Всего В т.ч. за сентябрь Всего
Картофель 11,3 13,1 3,4 16,1 4,3 25,0
Капуста 5,1 8,2 1,5 12,6 3,9 14,2
Яблоки 113,5 112,9 30,6 150,2 30,2 172,2

По данным о ценах на овощи и фрукты в задаче 7.3 определите среднегодовую цену с учетом оборота продаж. Сделайте выводы.

Задача 7.5 Рассчитайте индивидуальный индекс среднегодовой цены товара А, если известно, что цена на него была снижена с 1 марта прошлого года на 12% и с 1 апреля отчетного года еще на 9%. Кроме того, известно, что оборот по реализации этого товара составил 15 тыс. д. е. за прошлый год, в том числе: 2,2 тыс. д. е. за январь-февраль; 18 тыс. д. е. за отчетный год, в том числе 3,5 тыс. д. е. за I квартал. Сделайте выводы.

Задача 7.6 В таблице приведены данные о динамике товарооборота одного из отделов магазина за I и II кварталы:

Группа товаров Продано за квартал, тыс.шт. Цена за единицу товара, руб.
I II I II
Мыло туалетное за 100 г. 0,8 0,875    
Шампунь за 250 мл 1,128 2,025    

Рассчитайте индивидуальные индексы цен, объема реализации и товарооборота. Сделайте выводы.

Задача 7.7 По данным задачи 7.6 определите систему общих индексов товарооборота, цен и объема реализации товаров. На сколько д. е. изменился товарооборот отдела магазина за счет изменения цен и объема продажи товаров? Сделайте выводы.

Задача 7.8 Имеются данные о продаже по 3 группам продукции:

  Группа продукции Оптовые продажи в фактических ценах, тыс.руб. Изменение цен в отчетном периоде по сравнению с базисным, %
Базисный год Отчетный год
      +6
      +12
      -4

Определите по 3 группам продукции вместе: индексы оптовых продаж в фактических и сопоставимых ценах, индекс цен; абсолютное изменение оптовых продаж, в том числе вследствие изменения физического объема товарооборота и цен; сделайте выводы.

Задача 7.9 Имеются данные о продаже мясных продуктов в РФ за 2010 и 2011 гг.

Продукт 2010 г. 2011 г.
Средняя цена, руб. за кг Продажа, тыс.тонн Средняя цена, руб. за кг Продажа, тыс.тонн
Масло животное 239,55   256,48  
Растительное масло 72,60   76,79  
Сахар 40,62   30,22  

Рассчитайте общие индексы цен, физического объема реализации и товарооборота, а также величину перерасхода покупателей от роста цен.

Задача 7.10 Имеются данные о реализации картофеля на рынках города:

Рынок Январь Февраль
Цена, руб. за кг Продажа, ц Цена, руб. за кг Продажа, ц
    36,4 19,5 36,8
    16,3   16,0
    29,3   31,4

Рассчитайте: индекс цен переменного состава, постоянного состава, структурных сдвигов, а также абсолютное изменение средних цен на картофель за счет всех факторов. Сделать выводы.

Задача 7.11 Известны цены и объем реализации продукции по двум регионам

  Товар Регион А Регион Б
Цена, руб. за кг Продажа, тыс.кг Цена, руб. за кг Продажа, тыс.кг
Говядина   46,5   50,0
Сахар   125,0   136,0
Картофель   86,4   101,0

Рассчитать территориальные индексы цен.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: