Когда светское и околоцерковное искусство посягает на область, в которой компетентно только искусство внутрицерковное, то происходит подмена, то есть профанация святыни.
У Церкви и искусства – кардинально различные принципы и цели воздействия на людей: церковь внутренне умиротворяет и согревает, а искусство захватывает и увлекает. Церковь освящает и преображает.
Искусство - заставляет подстраиваться и подражать. Церковь исцеляет, искусство - заражает. Церковь украшает душу и тело благодатью Божией, а искусство портит лицо артистизмом, игрой, неестественностью
Случайно или по Божьему промыслу, нам посчастливилось присутствовать на конференции филологов. С одним из них, доктором филологических наук, мы разговорились и задали вопрос на волнующую нас тему. Что же все-таки такое медитативная лирика и как ее распознать?
- Мне уже приходилось отвечать на такие вопросы и объясняется это очень просто.
Отличить медитативную лирику от стихов не трудно, приведем такие примеры:
Унылая пора,
Очей очарования,
Приятна мне твоя прощальная краса.
Чувствуете, мысль плывет, как ручеек - по горизонтали? И другой пример:
В каббалистике и в других мистических практиках существуют специальные схемы, рисунки, пользуясь которыми, можно быстро входить в состояние глубокой медитации взять спираль по кругу. Постепенно с большого круга следить за ниточкой спирали, которая ведет к центру. А в центр поставить свое «Я».
Теперь следите за мыслью, когда читаете медитативную лирику.
Я одна в целом свете, как прежде…
Злые демоны сжали в объятьях…
Я устала – я бьюсь о распятье…
Я устала – молю о надежде…
Получается принцип черного квадрата Малевича, который втягивает твое сознание в параллельный мир, без вашего согласия. Можно как угодно называть, это явление в искусстве, но принцип остается неизменным. Когда человеческое сознание попадает в ловушку от такого вида искусства, и у него нет выбора, как только играть по его же правилам и начать медитировать. (Даже если человек никогда ранее не был знаком с этим явлением) Похоже на то, как следователи советуют несчастным женщинам, убегающим от насильников: «попытаться расслабиться и получить удовольствие».
А также он пояснил: «Я тоже писал в юности стихи и в таком же стиле. Позже я понял и почему перестал писать стихи: получалось одно уныние и настроение от этого только ухудшалось.
- Можете ли вы, как ученый кратко охаратеризовать, это явление?
- Что ж если вы так ставите вопрос, то кратко есть только один вариант ответа на этот вопрос и он наклонился над ухом (хотя мы стояли одни) и тихо прошептал.
- Медитативная лирика и все, что связано с медитацией в искусстве, все это называется одной фразой – «духовная наркомания».
Предлагаем Вам самим разобраться в предложенной информации. Одно здесь несомненно ясно: творчество Марии Фаллах очень неоднозначное. И здесь, как нельзя кстати будет высказывание Оптинского старца Амвросия «Где просто, там Ангелов до ста, а где мудрено, там не одного».
ДВЕ ПРОБЛЕМЫ
ХРИСИТИАНСКОГО ИСКУССТВА
Ригористическое отрицание культуры привело к печальному состоянию, когда не только «культура расцерковилась», но и «Церковь раскультурилась». Возник разрыв, который небезосновательно можно воспринимать как пропасть.
Думается, здесь не место для выяснения проблемы, чья вина в том, что возникла эта «ненавистная раздельность мира», и только ли антиклерикалы, материалисты и секуляризаторы её виновники. Важно другое: как сегодня, осознав необходимость восстановления единства Церкви и культуры, не делать ошибок, которые приведут к углублению разделения и усилению враждебности.
Если говорить о существенной составной части культуры — об искусстве, то здесь главной проблемой остаётся, на мой взгляд, возможность и необходимость для христианского искусства быть христианским и быть искусством. Эта двойственная задача либо неразрешима, либо крайне трудно разрешима. Когда Чехова упрекали за то, что он не проповедник, он отвечал, что по его силам быть только художником. Как видим, гений отказывался от проповеди и опасался проявлять свои религиозные убеждения, а мы, не обладая гениальностью Чехова, провозглашаем своё искусство духовным, православным и тем самым проявляем полное непонимание того, что есть христианское искусство.
Я уже не раз в публичных выступлениях и в печати обращал внимание на то, что христианским искусство является не по теме, но по духу. Мы можем всё сценическое пространство заполнить ангелами и молитвами, но это искусство лишь в том случае будет христианским, если коснётся душ зрительских. Если же оно вызовет скуку и отторжение, надо честно признать страшную истину о себе: я создаю не христианское, а антихристианское искусство. Если мне не по силам эстетически полноценно высказаться на религиозную тему, то высказываться на неё мне запрещено.
Однако практика православных театральных коллективов свидетельствует об обратном. Им вменяется в обязанность ставить «датские» (приуроченные к определённой дате. — Ред.) спектакли — прежде всего к Рождеству и Пасхе. Бедные режиссёры! Они обязаны говорить на религиозную тему! Более того, сами коллективы зачастую создаются с целью сыграть что-нибудь к нужной дате.
Каков же результат? Во-первых, тут стоит
сказать, что «датское искусство» это псевдоискусство. Оно последовательно осуществлялось в нашем социалистическом прошлом и доказало свою несостоятельность, безжизненность и лживость. А во-вторых, оно, осмелюсь сказать, не является и христианским.
Как ни парадоксально и ни печально, но стоит признать и лживость иллюстративного принципа, который чаще всего лежит в основе «датского спектакля». Обычно пересказывается сюжет Священного Писания — и больше ничего. Идут волхвы, пастухи, злодействует Ирод — и так далее. Свежая мысль, свежее чувство — таких проблем не возникает. Я бы очень был рад, если бы создатели «датского спектакля» ощутили чувство личной вины и осознали грех содеянного, ибо не к Богу ведут эти спектакли, а от Бога. Если мы ориентируемся на младенческое сознание и на умиление родителей, когда для младенцев есть новизна в самих фактах Священного Писания, которые им просто сообщают, а для родителей новизна заключается в умилении первыми ша гами их младенца по сцене, то можно быть уверенным в состоятельности такого искусства. Но едва ребёнок начинает мыслить, родители обнаруживают, к сожалению, очень часто нарастающее в юном существе внутреннее отторжение от Церкви. Конечно, этот процесс можно отнести к синдрому блудного сына, которому нужно уйти, чтобы вернуться, можно объяснить его бунтом возгорающейся плоти, разлагающим влиянием СМИ и так далее, но прежде всего надо обратить взоры на себя: а хороши ли мы как христиане, как педагоги, как создатели христианской куль-туры и искусства?
Это проблема крупная. В нашем случае интересен последний вопрос: не служу ли я как художник, как режиссёр существенной причиной отхода от Бога или неприхода к Богу определённого количества человеческих душ, прежде всего — юных?
Если человек, повзрослев, видит не искусство на религиозную тему, а суррогат, иллюстрацию к тому, что на уровне рациональном он давно уже знает, а на уровне эмоциональном испытывает только скуку и ощущает сердцем глубинную пустоту таких спектаклей, он внутренне отстраняется и начинает воспринимать всё связанное с религиозной темой как, прошу прощения, неинтересное, ненужное и даже лживое. Страшный итог тех самых благих намерений, которые известно куда ведут.
Маяковский, который, можно сказать, созидал культ Ленина, написал:
Я боюсь этих строчек тыщи (о Ленине. — М.Щ.), Как мальчишкой боишься фальши.
В нашем же случае мальчишки сталкиваются с фальшью тысяч строк не о лжебоге Ленине, а о Боге истинном! Чуткая юношеская душа отторгает неискусство за его очевидной ненадобностью. Но, к сожалению, вместе с водой выплёскивается и ребёнок. Скука, вызванная плоским и неинтересным искусством, переносится подсознательно и на тему!
Попытаюсь ещё раз пояснить, почему искусство, в котором не искажено Священное Писание, в котором высказываются только православные мысли, я называю фальшивым.
Есть такая замечательная притча. Дьявол решил показать священнику, как он соблазняет людей. От принял образ священника и стал служить обедню. Священник смотрит, слушает и видит, что тот делает всё точно и правильно. Подошло время проповеди. Дьявол стал говорить. И опять говорит всё правильно! Священник ждёт, когда же враг начнёт соблазнять. Но кончилась проповедь, закончилась служба, а ничего искусительного не было. «Когда ты соблазнял? — спрашивает лукавого священник. — Ведь ты не сделал ни одной ошибки; всё, что ты говорил, правильно!» — «Да, — отвечает дьявол, — я говорил правильно. Но с каким сердцем!..»
Поэт В. Леонович осуществил удивительный перевод стихов Г. Табидзе. И вот как он понимал миссию переводчика:
Переводчик, сломай карандаш. Перескажешь, расскажешь — предашь. Ход познания неуследим: Подвиг подвигом переводим.
Можно пересказать Священное Писание и... предать. Подвиг подвигом переводим. Подвигом художника.
Наличие огня в сердце, «не могу молчать», того, что Станиславский называл сверхзадачей, — обязательное условие истинного акта искусства. Но этого мало. Мало иметь что сказать — надо уметь сказать. Уметь выразить то, что имеешь. Переводчик, сломай карандаш!
Художник — это не только тот, кто совершает некое открытие и для себя, и для других в области бытия души; это тот, кто способен совершить открытие и в области выявления этого бытия, то есть в области формы.
Нужно уметь нафантазировать такую форму, которая таинственным, не до конца понятным и далеко не прямым способом выражает содержание. Если не найдена форма, то исчезает и содержание. Художник должен сделать странным обыденное. Этот принцип называется ост-ранением. Художник должен удивлять. Когда он удивляет ради удивления, возникают формализм и пустота. Такого «добра» много в сфере искусства. Удивление необходимо для выражения и передачи сущностного начала в творчестве. Аристотель и другие древнегреческие философы утверждали, что познание начинается с удивления и продолжается в удивлении. Можно сказать, что познание неразрывно с удивлением.
«Чем будем удивлять? » — спрашивал Вахтангов своих актёров.
Вот этот процесс, состоящий из попыток воплотить, выразить невоплощённое, невыраженное и невыразимое, и есть муки творчества. И художник, если он художник, обречён на них.
Какое уж тут «датское» и ангажированное искусство! О чём кричит, к чему взывает, от чего не может успокоиться моя душа-христианка? — вот из каких вопросов берёт начало искусство. И процесс духовного руководства теми, кто пытается создавать христианское светское искусство, требует не просто мудрости от священника, но и скромности, и смирения, как это ни странно, и умения сказать: «Я в этой области не компетентен». Именно так ответил нам отец Иоанн (Крес-тьянкин), когда мы хотели решить волнующие нас проблемы, связанные с театральным творчеством. «Будьте с Богом, будьте в Церкви», — прибавил он. Вот и весь его ответ.
Один православный режиссёр говорил другому православному режиссёру: «Тебя упрекают в том, что твои спектакли недостаточно совершенны в эстетическом плане? Не обращай внимания: главное, чтобы в них был православный Дух».
С необходимостью присутствия духа в творчестве я не спорю. Но вот с другим постулатом я категорически не согласен. «Негоже и по намерениям, если негоже по исполнению».
Я глубоко убеждён в том, что если мы берёмся за религиозную тему, мы должны предъявлять к себе максимальные требования не только как к христианам, но и как к художникам.
Если нет внутренней убеждённости в своих возможностях воплотить такую тему, нужно ставить спектакль на другую, тоже очень важную. Например, на нравственную или социальную. Если в этих темах мы будем не очень убедительными, это не так страшно, как быть неубедительным в разговоре о главном. У немалого количества христиан есть отношение к светскому искусству как не просто к чему-то второстепенному, но как к чему-то ненужному. Так, один новоначальный говорил мне: «Я теперь читаю только духовную литературу, с некоторых пор художественная литература стала для меня скучной».
Меня почему-то покоробило это признание. Я, конечно же, очень рад, что этот мой знакомый читает душеполезную литература. Это прекрасно! Но нужно ли отвергать то, что является и должно являться опорой для утверждения в истине? Я говорю о том искусстве, которое содержит в себе установки на Высшее. В приведённом высказывании я подозреваю наличие малой любви к человеку. Ведь что такое литература как не проявление жизни человеческой души и духа? А любовь к Богу сомнительна без любви к человеку.
Во всяком случае, верующий человек, благоговейно относясь к божественному, в том числе и к церковному искусству, нередко выказывает пренебрежение к искусству светскому. Правильно ли это? С одной стороны, как будто правильно. Современное искусство подменило Бога кумиром, то есть самим собой. Бытуют представления: «храм искусства», «актер— жрец», «служение искусству — священнодействие», «художник — творец»; сплошь и рядом мы видим поклонение, воздаваемое не Богу, а человеку, наделённому талантом, вплоть до беснования в этом поклонении кумиру на рок- и поп-концертах... Однако, с другой стороны, относясь, конечно же, к такой неумеренной сакрализации искусства отрицательно, я, тем не менее, усматриваю безусловные основания для отношения к искусству как к делу святому.
Жуковский писал: «Поэзия есть Бог в святых мечтах земли». Пушкин:
Но лишь божественный глагол До слуха чуткого коснётся, Душа поэта встрепенётся, Как пробудившийся орёл;Веленью Божию, о Муза, будь послушна!
И таких высказываний много. Они небезосновательны! Всякий истинный художник знает, что такое вдохновение: на тебя нисходит, приходит, входит некий дух, без которого нет творчества.
Безусловно, процесс художественного созидания связан с взаимодействием с духовным миром. В этом смысле программным является пушкинский «Пророк»:
И Бога глас ко мне воззвал: Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею Моей И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.
Правда, оговорюсь, духовный источник искусства может быть разным. Он может находиться и в области падших духов. Об этом тоже имеется много свидетельств. По Ницше, есть искусство от Бога, а есть от дьявола. Талант, являясь даром Божиим, может по греховной воле человека оказаться в плену у сатаны и превратиться в мощное оружие разрушения. Не случайно слово Аполлон в переводе значит губитель. Бог искусства и света — губитель!
Это особая тема. Но если художник направлен на то, чтобы услышать голос Неба, если для него императивны идеалы истины, любви и красоты, то его искусство, безусловно, обладает качеством святости.
Вот почему я призываю относиться благоговейно не только к христианским истинам, но и к художественному творчеству. Я ни в коем случае не уравниваю второе с первым, не разделяю идею, возникшую в недрах «серебряного века», о внецерковном пути спасения через творчество, через уподобление творца Творцу. Однако, поскольку мы хотим, чтобы искусство было христианским, мы тем самым наделяем его возможностью содержать в себе святость, ибо христианское не может не иметь в себе святое.
Благоговейное отношение к творчеству Чехова не позволило бы присовокуплять к нему бездарные вирши с правильным религиозным содержанием.
Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов усматривает в искусстве посредника между душой и Абсолютным. Священник Владимир Соколов определяет культуру как «лоно, в котором человек рождается как существо духовное, а не природное и в котором происходит его становление для вечности».
Гоголь называл искусство ступенью к христианству. Святые отцы говорили о постепенности восхождения. У лествицы есть ступени. Нельзя, отрицая культуру и искусство, ступить на следующую ступень, то есть переступить, то есть преступить. Это преступление.
Поэтому, ставя спектакли на профессиональной или любительской сцене, надо опираться прежде всего на русскую литературную традицию, которая не кричала о своей православнос-ти, а была по духу христианской.
И если уж мы берём религиозную тему, мы должны осознавать великую ответственность, испытывая благоговение и к содержанию будущего спектакля, и к искусству, без которого содержание может превратиться в свою противоположность.
Православная беседа 2008/5