Определение риска по безотказности для ОИ.
Согласно методам теории массового обслуживания, параметр можно рассматривать как среднее время простоя одного поезда:
, | (1) |
где ;
;
;
– удельная нагрузка по использованию элемента ОИ;
– удельная нагрузка по устранению отказов элемента ОИ;
– среднее время пропуска поезда по элементу ОИ, ч;
;
– количество поездов, пропускаемых по элементу ОИ за расчётный период ;
– второй начальный момент длительности пропуска поездов по элементу ОИ;
;
– второй начальный момент длительности устранения отказа элемента ОИ;
;
– количество отказов элемента ОИ за расчётный период .
Среднее число простаивающих поездов определяется как:
. | (2) |
Окончательно, среднее число и время дополнительных остановок поездов , [ч] вследствие отказов элемента ОИ определяются по формулам:
, , (3)
где , - средняя длина очереди поездов и число простаивающих поездов при отсутствии отказов элемента ОИ;
, - средняя длина очереди поездов и число простаивающих поездов при наличии отказов элемента ОИ интенсивностью .
Суммарный ущерб от отказов ОИ вследствие простоя поездов за расчётный период [тыс. руб.] вычисляют по формуле:
, (4)
где – средняя стоимость одного часа простоя поезда, тыс. руб.
- количество элементов ОИ.
Суммарный ущерб от отказов ОИ вследствие дополнительных остановок поездов за расчётный период [тыс. руб.] вычисляют по формуле:
, (5)
где – средняя стоимость дополнительной остановки поезда, тыс. руб.
Суммарный ущерб по ОИ составляет:
, (6)
Значения вероятностей состояний НЗЭО определяется по следующим формулам:
– вероятность использования элемента ОИ:
, | (7) |
где ;
;
;
– вероятность отказа элемента ОИ:
|
. | (8) |
Вероятность риска по безотказности для ОИ:
. | (9) |
Таким образом, определены показатель для оценки вероятности риска по безотказности для ОИ и показатель, характеризующий последствия риска по безотказности для ОИ. Полученные показатели используются при анализе риска по безотказности для ОИ на различных этапах жизненного цикла с помощью матриц риска. В табл. 9 приведена матрица рисков по безотказности для ОИ. Согласно данной матрице определяется уровень риска для ОИ.
Таблица 9 – Матрица риска по безотказности для ОИ
Вероятность риска | Уровни тяжести последствий (величина ущерба) | ||||
< 50 тыс. руб. | 50 – 200 тыс. руб. | 200 – 4000 тыс. руб. | > 4000 тыс. руб. | ||
незначительный | серьёзный | критический | катастрофический | ||
0,9 ≤ PОИ ≤ 1 | Частое | Ч1 | Ч2 | Ч3 | Ч4 |
0,1 ≤ PОИ < 0,9 | Вероят-ное | В1 | В2 | В3 | В4 |
10-3 ≤ PОИ < 0,1 | Случай-ное | С1 | С2 | С3 | С4 |
10-5 ≤ PОИ < 10-3 | Редкое | Р1 | Р2 | Р3 | Р4 |
10-7 ≤ PОИ < 10-5 | Крайне редкое | К1 | К2 | К3 | К4 |
PОИ < 10-7 | Мало-вероятное | М1 | М2 | М3 | М4 |
Определение риска по безопасности для ОИ.
Определение риска по безопасности для ОИ основывается на теории случайных импульсных потоков. Интенсивность отказов ОИ, которые могу привести к нарушению безопасности движения поездов, определяется по формуле:
, | (10) |
Средняя длительность активного состояния ОИ:
, | (11) |
Средняя длительность пассивного состояния ОИ:
, | (12) |
Средняя длительность соответственно опасного и неопасного состояний ОИ:
, | (13) |
. | (14) |
Математическое ожидание длительности совпадения активных и опасных состояний ОИ равно:
|
, | (15) |
Среднюю интенсивность перехода ОИ в активное опасное состояние можно определить по формуле:
, | (16) |
Среднюю длительность совокупности следующих состояний ОИ: пассивного опасного, активного неопасного и пассивного неопасного можно определить по формуле:
, | (17) |
При допущении о том, что случайная величина распределена по экспоненциальному закону, параметр закона распределения можно определить как:
, | (18) |
За расчётное время вероятность возникновения риска для ОИ по безопасности при движении поездов определяется по формуле:
, | (19) |
В табл. 10 приведена матрица рисков по безопасности для ОИ. Согласно данной матрице определяется уровень риска для ОИ.
Таблица 10 – Матрица риска по безопасности для ОИ
Вероятность риска | Уровни тяжести последствий (величина ущерба) | ||||
незначительный | серьёзный | критический | катастрофический | ||
0,9 ≤ PОИ ≤ 1 | Частое | Ч1 | Ч2 | Ч3 | Ч4 |
0,1 ≤ PОИ < 0,9 | Вероят-ное | В1 | В2 | В3 | В4 |
10-3 ≤ PОИ < 0,1 | Случай-ное | С1 | С2 | С3 | С4 |
10-5 ≤ PОИ < 10-3 | Редкое | Р1 | Р2 | Р3 | Р4 |
10-7 ≤ PОИ < 10-5 | Крайне редкое | К1 | К2 | К3 | К4 |
PОИ < 10-7 | Мало-вероятное | М1 | М2 | М3 | М4 |
Пример расчета.
Исходные данные:
Обозначение показателя | Наименование показателя | Значение показателя |
интенсивность использования элемента ОИ, 1/ч | 4,17 | |
средняя длительность использования элемента ОИ, ч | 0,068 | |
интенсивность отказов элемента ОИ, 10-5 1/ч | 0,6509 | |
количество элементов ОИ | ||
интенсивность восстановления элемента ОИ после отказа, 1/ч | 1,1 | |
средняя стоимость одного часа простоя поезда, тыс. руб. | 3,393 | |
средняя стоимость одной дополнительной остановки поезда, тыс. руб. | 0,12746 | |
расчётный период, ч | ||
коэффициент, учитывающий долю опасных отказов ОИ | 0,01 | |
Уровень тяжести последствий при нарушении безопасности движения поездов | критический |
|
Согласно методам теории массового обслуживания определяется параметр :
Среднее число простаивающих поездов определяется как:
Окончательно, среднее число и время дополнительных остановок поездов , [ч] вследствие отказов элемента ОИ определяются по формулам:
Суммарный ущерб от отказов ОИ вследствие простоя поездов за расчётный период [тыс. руб.] вычисляют по формуле:
Суммарный ущерб от отказов ОИ вследствие дополнительных остановок поездов за расчётный период [тыс. руб.] вычисляют по формуле:
Суммарный ущерб по ОИ составляет:
Значения вероятностей состояний НЗЭО определяется по следующим формулам:
– вероятность использования элемента ОИ:
– вероятность отказа элемента ОИ:
Вероятность риска по безотказности для ОИ:
Вывод: определены показатель для оценки вероятности риска по безотказности для ОИ и показатель, характеризующий последствия риска по безотказности для ОИ Полученные показатели используются при анализе риска по безотказности для ОИ на различных этапах жизненного цикла с помощью матриц риска. В табл. 11 приведена матрица рисков ОИ. Согласно данной матрице уровень риска функционирования ОИ соответствует уровню К1. Вероятность возникновения ситуации приводящей к риску маловероятна, но возможна. Можно предположить, что данная ситуация может возникнуть в исключительном случае. Возможны незначительные потери. Данный риск считается не принимаемым в расчет (приемлем без согласия ОАО «РЖД»).
Таблица 11 – Матрица риска по безотказности для ОИ
Вероятность риска | Уровни тяжести последствий (величина ущерба) | ||||
< 50 тыс. руб. | 50 – 200 тыс. руб. | 200 – 4000 тыс. руб. | > 4000 тыс. руб. | ||
незначительный | серьёзный | критический | катастрофический | ||
0,9 ≤ PОИ ≤ 1 | Частое | Ч1 | Ч2 | Ч3 | Ч4 |
0,1 ≤ PОИ < 0,9 | Вероят-ное | В1 | В2 | В3 | В4 |
10-3 ≤ PОИ < 0,1 | Случай-ное | С1 | С2 | С3 | С4 |
10-5 ≤ PОИ < 10-3 | Редкое | Р1 | Р2 | Р3 | Р4 |
10-7 ≤ PОИ < 10-5 | Крайне редкое | К1 | К2 | К3 | К4 |
PОИ < 10-7 | Мало-вероятное | М1 | М2 | М3 | М4 |
Определение риска по безопасности для ОИ основывается на теории случайных импульсных потоков. Интенсивность отказов ОИ, которые могу привести к нарушению безопасности движения поездов, определяется по формуле:
1/ч, |
Средняя длительность активного состояния ОИ:
ч, |
Средняя длительность пассивного состояния ОИ:
ч, |
Средняя длительность соответственно опасного и неопасного состояний ОИ:
ч, | |
ч, |
Математическое ожидание длительности совпадения активных и опасных состояний ОИ равно:
, |
Среднюю интенсивность перехода ОИ в активное опасное состояние можно определить по формуле:
1/ч, |
Среднюю длительность совокупности следующих состояний ОИ: пассивного опасного, активного неопасного и пассивного неопасного можно определить по формуле:
ч, |
При допущении о том, что случайная величина распределена по экспоненциальному закону, параметр закона распределения можно определить как:
1/ч, |
За расчётное время вероятность возникновения риска для ОИ по безопасности при движении поездов определяется по формуле:
В табл. 12 приведена матрица рисков по безопасности для ОИ. Согласно данной матрице уровень риска для ОИ соответствует Р3.
Вывод: определен показатель для оценки вероятности риска по безопасности для ОИ . Полученные показатели используются при анализе риска по безопасности для ОИ на различных этапах жизненного цикла с помощью матриц риска. Данный риск может быть принят в качестве приемлемого в случае невозможности снижения риска и по согласованию с ОАО «РЖД» или органом надзора за безопасностью.
Таблица 12 – Матрица риска по безопасности для ОИ
Вероятность риска | Уровни тяжести последствий (величина ущерба) | ||||
незначительный | серьёзный | критический | катастрофический | ||
0,9 ≤ PАО ≤ 1 | Частое | Ч1 | Ч2 | Ч3 | Ч4 |
0,1 ≤ PАО < 0,9 | Вероят-ное | В1 | В2 | В3 | В4 |
10-3 ≤ PАО < 0,1 | Случай-ное | С1 | С2 | С3 | С4 |
10-5 ≤ PАО < 10-3 | Редкое | Р1 | Р2 | Р3 | Р4 |
10-7 ≤ PАО < 10-5 | Крайне редкое | К1 | К2 | К3 | К4 |
PАО < 10-7 | Мало-вероятное | М1 | М2 | М3 | М4 |