Методические указания к контрольной работе.




Определение риска по безотказности для ОИ.

Согласно методам теории массового обслуживания, параметр можно рассматривать как среднее время простоя одного поезда:

, (1)

где ;

;

;

– удельная нагрузка по использованию элемента ОИ;

– удельная нагрузка по устранению отказов элемента ОИ;

– среднее время пропуска поезда по элементу ОИ, ч;

;

– количество поездов, пропускаемых по элементу ОИ за расчётный период ;

– второй начальный момент длительности пропуска поездов по элементу ОИ;

;

– второй начальный момент длительности устранения отказа элемента ОИ;

;

– количество отказов элемента ОИ за расчётный период .

Среднее число простаивающих поездов определяется как:

. (2)

Окончательно, среднее число и время дополнительных остановок поездов , [ч] вследствие отказов элемента ОИ определяются по формулам:

, , (3)

где , - средняя длина очереди поездов и число простаивающих поездов при отсутствии отказов элемента ОИ;

, - средняя длина очереди поездов и число простаивающих поездов при наличии отказов элемента ОИ интенсивностью .

Суммарный ущерб от отказов ОИ вследствие простоя поездов за расчётный период [тыс. руб.] вычисляют по формуле:

, (4)

где – средняя стоимость одного часа простоя поезда, тыс. руб.

- количество элементов ОИ.

Суммарный ущерб от отказов ОИ вследствие дополнительных остановок поездов за расчётный период [тыс. руб.] вычисляют по формуле:

, (5)

где – средняя стоимость дополнительной остановки поезда, тыс. руб.

Суммарный ущерб по ОИ составляет:

, (6)

Значения вероятностей состояний НЗЭО определяется по следующим формулам:

– вероятность использования элемента ОИ:

, (7)

где ;

;

;

– вероятность отказа элемента ОИ:

. (8)

Вероятность риска по безотказности для ОИ:

. (9)

 

Таким образом, определены показатель для оценки вероятности риска по безотказности для ОИ и показатель, характеризующий последствия риска по безотказности для ОИ. Полученные показатели используются при анализе риска по безотказности для ОИ на различных этапах жизненного цикла с помощью матриц риска. В табл. 9 приведена матрица рисков по безотказности для ОИ. Согласно данной матрице определяется уровень риска для ОИ.

 


 

Таблица 9 – Матрица риска по безотказности для ОИ

 

Вероятность риска Уровни тяжести последствий (величина ущерба)
< 50 тыс. руб. 50 – 200 тыс. руб. 200 – 4000 тыс. руб. > 4000 тыс. руб.
незначительный серьёзный критический катастрофический
0,9 ≤ PОИ ≤ 1 Частое Ч1 Ч2 Ч3 Ч4
0,1 ≤ PОИ < 0,9 Вероят-ное В1 В2 В3 В4
10-3 ≤ PОИ < 0,1 Случай-ное С1 С2 С3 С4
10-5 ≤ PОИ < 10-3 Редкое Р1 Р2 Р3 Р4
10-7 ≤ PОИ < 10-5 Крайне редкое К1 К2 К3 К4
PОИ < 10-7 Мало-вероятное М1 М2 М3 М4

 


Определение риска по безопасности для ОИ.

 

Определение риска по безопасности для ОИ основывается на теории случайных импульсных потоков. Интенсивность отказов ОИ, которые могу привести к нарушению безопасности движения поездов, определяется по формуле:

, (10)

Средняя длительность активного состояния ОИ:

, (11)

Средняя длительность пассивного состояния ОИ:

, (12)

Средняя длительность соответственно опасного и неопасного состояний ОИ:

, (13)
. (14)

Математическое ожидание длительности совпадения активных и опасных состояний ОИ равно:

, (15)

Среднюю интенсивность перехода ОИ в активное опасное состояние можно определить по формуле:

, (16)

Среднюю длительность совокупности следующих состояний ОИ: пассивного опасного, активного неопасного и пассивного неопасного можно определить по формуле:

, (17)

При допущении о том, что случайная величина распределена по экспоненциальному закону, параметр закона распределения можно определить как:

, (18)

За расчётное время вероятность возникновения риска для ОИ по безопасности при движении поездов определяется по формуле:

, (19)

В табл. 10 приведена матрица рисков по безопасности для ОИ. Согласно данной матрице определяется уровень риска для ОИ.

 

 


 

Таблица 10 – Матрица риска по безопасности для ОИ

 

 

Вероятность риска Уровни тяжести последствий (величина ущерба)
незначительный серьёзный критический катастрофический
0,9 ≤ PОИ ≤ 1 Частое Ч1 Ч2 Ч3 Ч4
0,1 ≤ PОИ < 0,9 Вероят-ное В1 В2 В3 В4
10-3 ≤ PОИ < 0,1 Случай-ное С1 С2 С3 С4
10-5 ≤ PОИ < 10-3 Редкое Р1 Р2 Р3 Р4
10-7 ≤ PОИ < 10-5 Крайне редкое К1 К2 К3 К4
PОИ < 10-7 Мало-вероятное М1 М2 М3 М4

 

 


Пример расчета.

Исходные данные:

 

Обозначение показателя Наименование показателя Значение показателя
интенсивность использования элемента ОИ, 1/ч 4,17
средняя длительность использования элемента ОИ, ч 0,068
интенсивность отказов элемента ОИ, 10-5 1/ч 0,6509
количество элементов ОИ  
интенсивность восстановления элемента ОИ после отказа, 1/ч 1,1
средняя стоимость одного часа простоя поезда, тыс. руб. 3,393
средняя стоимость одной дополнительной остановки поезда, тыс. руб. 0,12746
расчётный период, ч  
коэффициент, учитывающий долю опасных отказов ОИ 0,01
  Уровень тяжести последствий при нарушении безопасности движения поездов критический

 

Согласно методам теории массового обслуживания определяется параметр :

Среднее число простаивающих поездов определяется как:

Окончательно, среднее число и время дополнительных остановок поездов , [ч] вследствие отказов элемента ОИ определяются по формулам:

Суммарный ущерб от отказов ОИ вследствие простоя поездов за расчётный период [тыс. руб.] вычисляют по формуле:

Суммарный ущерб от отказов ОИ вследствие дополнительных остановок поездов за расчётный период [тыс. руб.] вычисляют по формуле:

Суммарный ущерб по ОИ составляет:

Значения вероятностей состояний НЗЭО определяется по следующим формулам:

– вероятность использования элемента ОИ:

– вероятность отказа элемента ОИ:

Вероятность риска по безотказности для ОИ:

 

Вывод: определены показатель для оценки вероятности риска по безотказности для ОИ и показатель, характеризующий последствия риска по безотказности для ОИ Полученные показатели используются при анализе риска по безотказности для ОИ на различных этапах жизненного цикла с помощью матриц риска. В табл. 11 приведена матрица рисков ОИ. Согласно данной матрице уровень риска функционирования ОИ соответствует уровню К1. Вероятность возникновения ситуации приводящей к риску маловероятна, но возможна. Можно предположить, что данная ситуация может возникнуть в исключительном случае. Возможны незначительные потери. Данный риск считается не принимаемым в расчет (приемлем без согласия ОАО «РЖД»).

 


 

Таблица 11 – Матрица риска по безотказности для ОИ

 

Вероятность риска Уровни тяжести последствий (величина ущерба)
< 50 тыс. руб. 50 – 200 тыс. руб. 200 – 4000 тыс. руб. > 4000 тыс. руб.
незначительный серьёзный критический катастрофический
0,9 ≤ PОИ ≤ 1 Частое Ч1 Ч2 Ч3 Ч4
0,1 ≤ PОИ < 0,9 Вероят-ное В1 В2 В3 В4
10-3 ≤ PОИ < 0,1 Случай-ное С1 С2 С3 С4
10-5 ≤ PОИ < 10-3 Редкое Р1 Р2 Р3 Р4
10-7 ≤ PОИ < 10-5 Крайне редкое К1 К2 К3 К4
PОИ < 10-7 Мало-вероятное М1 М2 М3 М4

 

 


Определение риска по безопасности для ОИ основывается на теории случайных импульсных потоков. Интенсивность отказов ОИ, которые могу привести к нарушению безопасности движения поездов, определяется по формуле:

1/ч,  

Средняя длительность активного состояния ОИ:

ч,  

Средняя длительность пассивного состояния ОИ:

ч,  

Средняя длительность соответственно опасного и неопасного состояний ОИ:

ч,  
ч,  

Математическое ожидание длительности совпадения активных и опасных состояний ОИ равно:

,  

Среднюю интенсивность перехода ОИ в активное опасное состояние можно определить по формуле:

1/ч,

Среднюю длительность совокупности следующих состояний ОИ: пассивного опасного, активного неопасного и пассивного неопасного можно определить по формуле:

ч,  

При допущении о том, что случайная величина распределена по экспоненциальному закону, параметр закона распределения можно определить как:

1/ч,  

За расчётное время вероятность возникновения риска для ОИ по безопасности при движении поездов определяется по формуле:

В табл. 12 приведена матрица рисков по безопасности для ОИ. Согласно данной матрице уровень риска для ОИ соответствует Р3.

Вывод: определен показатель для оценки вероятности риска по безопасности для ОИ . Полученные показатели используются при анализе риска по безопасности для ОИ на различных этапах жизненного цикла с помощью матриц риска. Данный риск может быть принят в качестве приемлемого в случае невозможности снижения риска и по согласованию с ОАО «РЖД» или органом надзора за безопасностью.

 


Таблица 12 – Матрица риска по безопасности для ОИ

 

 

Вероятность риска Уровни тяжести последствий (величина ущерба)
незначительный серьёзный критический катастрофический
0,9 ≤ PАО ≤ 1 Частое Ч1 Ч2 Ч3 Ч4
0,1 ≤ PАО < 0,9 Вероят-ное В1 В2 В3 В4
10-3 ≤ PАО < 0,1 Случай-ное С1 С2 С3 С4
10-5 ≤ PАО < 10-3 Редкое Р1 Р2 Р3 Р4
10-7 ≤ PАО < 10-5 Крайне редкое К1 К2 К3 К4
PАО < 10-7 Мало-вероятное М1 М2 М3 М4

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: