Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа
«Топонимика Псковского края»
Педагог Васильев Г.Н.
Тема занятия: Особенности подготовки и проведения архитектурно-градостроительных экскурсий.
Особенности подготовки и проведения архитектурно-градостроительных экскурсий.
1.1. Классификация архитектурно-градостроительных экскурсий:
- экскурсии, знакомящие с памятниками зодчества определенной эпохи (стиля);
- экскурсии, знакомящие с архитектурным наследием, особенностями планировки и застройки городов и регионов;
- экскурсии, творчеством выдающегося архитектора.
Методика подготовки и проведения архитектурно-градостроительных экскурсий.
Практические рекомендации по подготовке и проведению мини-экскурсии:
· Отбор материала - очень важный этап при подготовке к семинару. Следует помнить, что цель любой экскурсии – это прежде всего показ объекта, а не рассказ о нем. Рассказ нужен для того, чтобы как можно лучше показать объект, потому необходимо выбирать только ту информацию, без которой восприятие объекта будет неполным, не стоит перегружать рассказ датами, цифрами, именами.
· Чтобы чувствовать себя спокойнее и увереннее во время экскурсии, можно пользоваться карточками, на которых записаны некоторые имена, даты, цитаты, а также план рассказа. Недопустимо читать текст экскурсии полностью или во время проведения экскурсии искать информацию среди множества отдельных листочков или в книге.
· Если необходимо, рассказ можно дополнить показом иллюстраций: чертежей, портретов владельцев зданий и т. д., но злоупотреблять этим не стоит.
· В рассказе экскурсовода должна присутствовать интрига, в начале можно задать вопрос-загадку и пообещать, что в ходе экскурсии будет найден ответ. Это помогает активизировать внимание экскурсантов.
|
· Очень важна манера изложения материала, не следует спешить, надо давать время на рассматривание объекта, осмысление материала, обдумывание поставленных вопросов.
· Визуальный контакт с туристической группой во многом определяет успех экскурсии. Необходимо помнить: если Вы хотите, чтобы группа смотрела на объект, то Вы должны встать лицом к группе, спиной к объекту. Описывая объект, Вы должны смотреть на группу и направлять голос к группе, ни в коем случае не поворачиваясь к экскурсантам спиной или боком. Такое проведение экскурсии возможно только в том случае, если Вы очень хорошо представляете архитектурное сооружение. Если сложно добиться этого с первого раза, держите перед глазами фотографию объекта.
· Старайтесь описать словами то, что видят экскурсанты, характеризуя здание, останавливаясь на деталях, позволяющих выявить стилевую принадлежность постройки, Вы помогаете группе лучше рассмотреть объект. Не бойтесь использовать архитектурную терминологию, для восприятия информации данной группой она не должна представлять трудности.
· Наиболее плодотворно проходят экскурсии, если они построены в форме диалога, когда экскурсовод активизирует сознание слушателей. Продумайте вопросы, которые помогут Вам легче донести до экскурсантов ту информацию, которая необходима для создания образа объекта. Обычно легче всего вступить в контакт с детской группой, но и вполне взрослые экскурсанты с удовольствием поддерживают правильно организованное общение.
|
· Помните, что:
o каждая хорошая экскурсия – это моноспектакль, каждый хороший экскурсовод – немного актер,
o любые средства хороши, чтобы добиться главного: экскурсанты должны увидеть объект.
Специфика архитектурного показа памятников культовой, военно-оборонительной, гражданской и жилой архитектуры.
Объекты экскурсий:
- градостроительные объекты,
- архитектурные памятники,
- памятники монументально-изобразительного
- искусства: скульптура, фрески, мозаика, декоративная роспись, лепка, резьба, решётки и ограды.
Использование специальной терминологии при показе памятников архитектуры.
Словарь архитектурных терминов
Апсида – полукруглый (иногда снаружи граненый) выступ в восточной части церкви, в котором расположен алтарь. Если церковь имеет не одну, а три апсиды, то в боковых размещаются жертвенник и дьяконник.
Аркатура – декоративный мотив в ряде глухих арочек.
Барабан – вертикальная цилиндрическая вставка под куполом, большей частью прорезанная окнами и служащая для освещения церкви.
Бровка – декоративное украшение, поясок над окном или порталом.
Восьмерик – восьмиугольная в плане часть здания.
Голосники – керамические сосуды, закладываемые в своды при строительстве. Служат для облегчения веса сводов, а иногда и для улучшения акустики.
Детинец – укрепленная центральная часть древнерусского города.
Донжон – главная башня укрепления.
|
Закомара – полукруглое завершение членения фасада, отвечающее конструкции перекрытия, т.е. торцу цилиндрического свода.
Иконостас – алтарная преграда, стенка, отделяющая алтарь от остального помещения церкви. На этой стенке размещается несколько рядов икон.
Лопатка – плоская вертикальная тяга, утолщение стены, обычно отвечающее конструктивным членениям здания. Если лопатка имеет более сложную профилировку, она называется пилястрой.
Мозаика – ряд монументальной живописи из маленьких кусочков специального цветного стекольного сплава смальты.
Неф – продольное помещение внутри церкви. Если их несколько, они отделены друг от друга рядами столбов.
Палата – в древнерусской архитектуре – помещение с большим залом.
Плинфа – плоский и широкий кирпич, применявшийся в домонгольской Руси.
Подклет – цокольный этаж, над которым находится основное помещение здания.
Подпружная арка – арка, опирающаяся на столбы или стены и поддерживающая своды.
Поребрик – декоративная полоска из кирпичей или камней, поставленных на ребро под углом к плоскости фасада.
Придел – часовня, пристроенная к церкви.
Притвор – помещение типа тамбура перед порталом церкви.
Прясло – участок фасада между лопатками или пилястрами.
Хоры – балкон в церкви, предназначенный для привилегированных лиц.
Четверик – перекрытие, имеющее коническую форму.
2. Практикум: