Инициатива Минздрава в рамках правительственного проекта «Формирование у россиян здорового образа жизни» (Приложение № 5)




Минздрав России предлагает с 1 января 2019 года запретить использование кальянов в ресторанах, кафе и барах.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

Кроме того, предполагается запретить курение, в числе прочего:

при оказании услуг по междугородным и международным перевозкам пассажиров на автомобильном транспорте;

на расстоянии менее чем три метра от входов в помещения стационарных торговых объектов;

в помещениях коммунальных квартир, принадлежащих собственникам на праве общей долевой собственности и используемых для обслуживания более одной комнаты;

на остановочных пунктах автомобильного общественного транспорта и на расстоянии менее чем три метра от них, в подземных и надземных пешеходных переходах;

в личном транспортном средстве в присутствии детей;

в присутствии лиц, возражающих против курения табака, вне зависимости от типа помещения, за исключением курения в специально выделенных местах.

Проектом также предусматривается, что магазины и павильоны, в которых осуществляется розничная торговля табачной продукцией, расположенные в городских населенных пунктах, должны будут иметь помещения общей площадью не менее 50 квадратных метров.

Вступление в силу проекта предполагается с 1 июня 2018 года, за исключением запрета на использование кальянов в организациях, оказывающих услуги общественного питания, который может вступить в силу с 1 января 2019 года.

 

 

2.2. Перечень законопроектов рассматриваемых на федеральном уровне:

(по состоянию на 25.01.2018)

 

№ п/п Наименование законопроекта, закона Дата внесения Субъект права законодательной инициативы Последнее событие Дата последнего события
  42928-7 О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (в части охраны здоровья граждан от воздействия окружающего дыма электронных пароиспарителей и последствий использования смесей для электронных пароиспарителей) 01.12.2016 Депутат Государственной Думы Б.А.Чернышов 2.2 Совет Государственной Думы (предварительное рассмотрение) назначить ответственный комитет; представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту; подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой; включить законопроект в примерную программу 19.01.2017
  104592-7 О государственном регулировании ограничения потребления испарительных смесей, используемых в устройствах, имитирующих курение табака 16.02.2017 Московская городская Дума 1.2 Направление в профильный комитет направлен в Комитет Государственной Думы по охране здоровья 20.02.2017
  105344-7 О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (в части регулирования оборота бестабачных курительных изделий) 17.02.2017 Депутаты Государственной Думы Н.Ф.Герасименко, М.М.Бариев, В.В.Зубарев, Р.А.Азимов, В.П.Водолацкий, М.Т.Гаджиев, А.П.Петров, А.Г.Кобилев, А.В.Маграмов, Г.К.Сафаралиев, А.И.Петров, Р.К.Хуснулин, А.В.Канаев, З.Я.Рахматуллина, Е.В.Бондаренко, И.Х.Зиннуров, А.В.Чернышев, Л.А.Огуль, Ю.В.Кобзев, Н.С.Кувшинова, А.А.Максимов, Е.Б.Шулепов, Н.В.Говорин, Н.И.Борцов, В.А.Елыкомов, Р.Ш.Хайров, И.С.Минкин, И.Б.Богуславский, М.С.Селимханов, И.М.Гусева, И.М.Тетерин, А.А.Поляков, Г.В.Аникеев, М.В.Романов, А.Г.Эмиргамзаев, А.И.Голушко, А.А.Харсиев, П.И.Пимашков, Р.В.Кармазина, Е.В.Косяненко, И.Н.Сухарев, И.И.Гильмутдинов, Н.Г.Брыкин, А.З.Фаррахов 2.2 Совет Государственной Думы (предварительное рассмотрение) назначить ответственный комитет; представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту; подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой; включить законопроект в примерную программу 21.03.2017
  119575-7 О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (в части охраны здоровья граждан от последствий использования электронных курительных изделий) 10.03.2017 Члены Совета Федерации В.В.Рязанский, Л.Н.Тюрина, Э.В.Исаков; Депутаты Государственной Думы И.И.Гильмутдинов, А.В.Чернышев, А.И.Воевода 2.2 Совет Государственной Думы (предварительное рассмотрение) назначить ответственный комитет; представить отзывы, предложения и замечания к законопроекту; подготовить законопроект к рассмотрению Государственной Думой; включить законопроект в примерную программу; назначить комитет-соисполнитель 06.04.2017
  212777-7 О внесении изменения в статью 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" 29.06.2017 Члены Совета Федерации А.Г.Варфоломеев, Т.А.Кусайко, Л.Н.Тюрина, А.И.Отке, Т.Р.Лебедева, Э.В.Исаков; Депутаты Государственной Думы И.К.Роднина, В.А.Фетисов 1.2 Направление в профильный комитет направлен в Комитет Государственной Думы по охране здоровья 04.07.2017
  296416-7 О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в части регулирования использования электронных курительных устройств 25.10.2017 Депутаты Государственной Думы С.М.Миронов, О.Н.Епифанова, М.В.Емельянов, И.А.Ананских, Ф.С.Тумусов, О.А.Нилов, В.В.Белоусов, А.В.Терентьев 1.2 Направление в профильный комитет направлен в Комитет Государственной Думы по охране здоровья 26.10.2017
  315272-7 О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" 15.11.2017 Депутат Государственной Думы С.М.Боярский 1.2 Направление в профильный комитет направлен в Комитет Государственной Думы по охране здоровья 16.11.2017

 

Наибольший интерес представляет законопроект № 105344-7 О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (в части регулирования оборота бестабачных курительных изделий), приведен в Приложении № 4, так как его к сожалению поддержало большинство субъектов Российской Федерации (заключения прилагаются).

Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (в части регулирования оборота бестабачных курительных изделий), (далее - законопроект), был внесен в целях совершенствования законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего дыма от кальянов, вейпов, электронных сигарет, объединяемых законопроектом в группу «бестабачных курительных изделий», и последствий их потребления.

Законопроект распространяет ограничения на обращение, продажу, запрет на потребление несовершеннолетними гражданами, а также использование в общественных местах, продвижение на рынке бестабачных курительных изделий по аналогии с ограничениями и запретами принятыми для табачных изделий.

Также законопроект распространяет действие закона на табачные изделия и электронные системы доставки табака, действие которых основано на нагревании табака.

В последние годы с введением в силу Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» в Российской Федерации получили большое распространение бестабачные курительные изделия – электронные сигареты, кальяны, вейпы, электронные системы доставки никотина, которые позиционируются их продавцами как возможность на законных основаниях курить там, где потребление табачных изделий запрещено – в том числе – в заведениях общественного питания, на транспорте, на рабочих местах, в образовательных и спортивных учреждениях. А вдыхаемый при их использовании аэрозоль преподносится продавцами чуть ли не как чистый водяной пар, что не соответствует действительности.

По данным ВОЗ, при использовании бестабачных курительных изделий, производится аэрозоль, который, как правило, включает гликоли, глицеролы, альдегиды (в тч. формальдегид), летучие органические вещества, полициклический ароматический углеводород, табакспецифичные нитрозамины, металлы, частицы силиката и другие элементы. Дикарбонилы (гликосаль, метилгликосаль, диацетил) и гидроксикарбонилы (ацетол) также считаются важными соединениями в составе аэрозоля. Многие из этих веществ являются токсичными и известны как имеющие последствия для здоровья и вызывающие значительные патологические изменения. Ароматические компоненты при нагревании также распадаются на вещества с высокой токсичностью для организма.

В докладе ВОЗ «Электронные системы доставки никотина и электронные системы доставки продуктов, не являющихся никотином» отмечается, что долговременное их использование, повышает риск хронической обструктивной болезни легких, рака легких и, возможно, сердечно-сосудистых заболеваний и некоторых других заболеваний, также связанных с курением.

Кроме того, для окружающих пользователя электронных сигарет (вейпов, кальянов и тд), выдыхаемый так называемый «вторичный аэрозоль» также опасен, поскольку содержит высокие концентрации токсичных веществ, а уровни содержания некоторых металлов, таких как никель и хром, во вторичном аэрозоле даже выше, чем при пассивном курении обычных сигарет. При этом в ходе исследований установлено, что в ряде случаев даже в изделиях, спозиционированных как безникотиновые, содержится никотин.

Использование бестабачных курительных изделий в общественных местах также можно расценивать как стимулирование потребления табака, вовлечение несовершеннолетних в процесс его потребления, что противоречит направлению деятельности государства по борьбе с табачной эпидемией.

По данным ВОЗ, имеющиеся исследования показывают, что использование бестабачных курительных изделий несовершеннолетними, которые никогда не курили, не менее, чем вдвое увеличивают вероятность того, что они начнут курить. При этом большой выбор ароматов, предлагаемых производителями бестабачных курительных изделий, делает их более привлекательными именно для подростков.

Ассортимент представленных на рынке аксессуаров для потребления табака либо безникотиновых смесей, кальянных камней, сиропов и прочего, несмотря на отсутствие в приведенном на упаковке составе никотина, тем не менее ориентирован на демонстрацию узнаваемой имитации собственно процесса курения и провоцирует в конечном итоге потребление табака и распространение табачной зависимости.

Стоит отметить, что в настоящее время состав курительных камней, сиропов, жидкостей для электронных сигарет, технические характеристики самих курительных изделий, а также продажа бестабачных курительных изделий никак не регулируется.

Вейпы, электронные сигареты, кальяны, а также курительные камни, сиропы свободно продаются как в розничной сети, так и через торговые автоматы и сеть Интернет, где их свободно приобретают несовершеннолетние. В СМИ неоднократно появлялась информация о случаях гибели подростков из-за отравления веществами, содержащимися в жидкостях для электронных сигарет, а также о случаях взрыва электронных сигарет, повлекших телесные повреждения пользователей.

Продажа и использование в общественных местах электронных сигарет, электронных кальянов полностью запрещена в Аргентине, Мексике, Омане, Сингапуре, Турции, Тайланде, ОАЭ, Иордании, Уругвае, Венесуэле, Малайзии, Катаре и некоторых других странах. В ряде стран на продажу, продвижение, использование электронных сигарет наложены ограничения по аналогии с табачной продукцией.

Кроме того, курительные изделия, такие как кальяны, по данным исследований, проведенных в Казахстане и Иране, являются источником распространения инфекционных заболеваний - туберкулеза и гепатита. В Казахстане курение кальянов, в том числе бестабачных, в общественных местах запрещено.

По данным, приведенным в докладе ВОЗ, наиболее заинтересованными в распространении и продвижении на рынок альтернативных табаку курительных изделий являются транснациональные табачные корпорации, пытающиеся таким образом нивелировать последствия введения национальных законодательных актов, ограничивающих потребление табака, и увеличить число курильщиков за счет привлечения молодежи.

По мнению разработчиков законопроекта, предлагаемые законопроектом изменения позволят защитить здоровье граждан от вредного воздействия окружающего дыма от электронных сигарет, вейпов, кальянов, так называемых электронных систем доставки никотина, защитить подрастающее поколение от такой пагубной привычки, как курение, будут способствовать снижению распространенности курения среди населения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: