Прикладной анализ поведения (AВА). Подходы к коррекции




В настоящее время существуют различные подходы к диагностике и коррекции аутизма. В связи с этим специалистам и родителям аутичных детей следует ответственно подойти к анализу поведения ребёнка и выбрать наиболее оптимальный вариант системы коррекции. Сделать это не просто. При знакомстве с различными системами и подходами родителям сложно сделать правильный выбор. Зачастую из-за ошибочного выбора возникают проблемы при работе с ребёнком.

Различные методы коррекции и адаптации отличаются друг от друга, так же как и теории о причинах развития аутизма. Существуют несколько методов коррекции поведения: психологические, медицинские, биологические.

В своей работе я решила подробнее остановиться на психологическом методе коррекции. Данный метод не включает в себя назначение и использование лекарственных средств. Одним из психотерапевтических подходов можно считать прикладной анализ поведения, набирающий, в последние годы, популярность не только за рубежом, но и в нашей стране. Научно доказана эффективность применения данного подхода в работе с аутистами. При условии, что специалист правильно поставит цель своей работы, грамотно выполнит процедуры АВА, поставленная цель будет гарантированно достигнута. [5]

ABA — это прикладная отрасль науки, в которой принципы бихевиоризма планомерно применяются для улучшения социально значимого поведения и где используется экспериментальное определение значимых переменных для изменения поведения.

Основоположниками бихевиоризма считаются американские учёные Б. Скиннер и Дж. Уотсон. Именно на основе бихевиоризма был разработан прикладной анализ поведения.

Первыми учёными, которые описали метод АВА в 1968 году, были Байер, Вольф и Ризли. В их научной статье описываются семь определяющих характеристик ABA: прикладной, поведенческий, аналитический, технологический, концептуальный, эффективный и общий.

Основоположником же АВА считается американский психолог Ивар Ловаас, который в 60-ых годах начал работу над тем, что впоследствии будет описано в «Книге Я», в которой излагается его прикладное использование науки в сфере обучения. Им были описаны учебные программы, а также их обучающая последовательность, и разъяснены, методы обучения с их помощью. Навыки обучались посредством прикладного анализа поведения (прикладного применения науки о поведении), а то, каким образом применялась наука, был метод Ловааса.

Но назвать ABA психотерапевтическим подходом или методом не вполне правильно. Основатель поведенческого анализа Б. Ф. Скиннер и его последователи считали свои исследования поведения живых организмов фундаментальной наукой, которую они называли «behavioranalysis» (в русскоязычной литературе переводят как «поведенческий анализ» или «анализ поведения»). Прикладным анализом поведения в последствии стали называть практику применения закономерностей и принципов, выявленных, изученных в рамках науки бихевиоризма, для решения задач обучения или лечения. Из этого следует вывод, что поведенческую психотерапию, как практику, основу которой составляет использование закономерностей и принципов, выявленных в ходе научных исследований поведения, также можно считать вариантом прикладного поведенческого анализа. Но многие допускают ошибку,считая, что использование каких-либо методов и приемов терапии или психологической коррекции, которые не являются практическим применением конкретных результатов строгих научных исследований поведения, является прикладным поведенческим анализом.

При применении в своей работе с аутичным ребёнком АВА главным является определение цели нежелательного поведения. Цели проблемного

поведения могут быть различными: привлечение внимания, уклонение от выполнения инструкции, самостимуляция. Если будет правильно определена цель, то можно смело утверждать, что дальнейшая работа имеет смысл и возможно добиться положительных результатов в обучении.

АВА включает в себя семь ступеней, с помощью которых специалист корректирует поведение ребёнка. Эти ступени содержат следующее: контроль над предметами, установление доверительных отношений, включение в работу подкреплений и их контроль, уменьшение проявления проблемного поведения, гашение проблемного и избегающего поведения.

При работе с использованием данной методики не следует ждать быстрого результата. Стоит помнить, что в данном случае вознаграждается терпение и длительный, кропотливый труд.

Заключение

Итак, под аутизмом понимается сложнейшее нарушение психического развития, при котором наблюдаются прежде всего расстройства процессов коммуникации, проблемное поведение, трудности формирования эмоциональных взаимосвязей с внешним миром, окружающими людьми, и как результат, нарушение социальной адаптации.

Несмотря на то, что наше время аутизм широко изучается ведущими специалистами многих стран, его причины еще не достаточно изучены. Важно отметить, что в случае ранней диагностики у ребёнка раннего детского аутизма, лечение и коррекция поведения могут дать хорошие результаты. После проведения педагогической диагностики аутичных детей следует незамедлительно приступать к построению индивидуальной тактики комплексной коррекционной работы с детьми с РДА. Очень важно на данном этапе помочь родителям с выбором эффективной методики коррекции. Таковой является АВА (прикладной анализ поведения). При организованной и планомерной работе, а так же при взаимодействии специалистов с родителями данная методика даёт положительные результаты.

Для педагогического персонала и родителей важно понимание природы аутизма. Ребенок-аутист нуждается в постоянном, квалифицированном медико-психолого-педагогическом сопровождении.

В наши дни изучением аутизма занимаются во многих ведущих клиниках мира, развиваются методики по коррекции поведения, благодаря чему дети с РДА могут получить своевременную квалифицированную помощь специалистов.

Список литературы

1. Купер Д. Прикладной анализ поведения. - М., «Практика». 2016. - 864 с.

2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М., 2000. – 61 с.

3. Никольская О. С. Проблемы обучения аутичных детей // Дефектология. — 1995. — № 1.

4. Никольская О. С. Аутичный ребёнок. Пути помощи. - М., «Теревинф». 2016. - 288 с.

5. Шрамм Р. Детский аутизм и АВА. - Екатеринбург., «Рама Паблишинг». 2013. - 208 с.

6. Янушко Е. Игры с аутичным ребёнком. Установление контакта, способы взаимодействия, развитие речи, психотерапия. - М., «Теревинф». 2016. - 128 с.

7. https://www.Simptomer.su

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: