Политическая психология.




1. Сущность политики и ее психологическая составляющая. Политическая психология как междисциплинарная наука на стыке политологии и социальной психологии.

Ее главная задача состоит в анализе психологических механизмов политики и выработке практических рекомендаций по оптимальному осуществлению политической деятельности на всех уровнях. Собственно говоря, именно для этого она и появилась, на этом и стал наращиваться ее ныне уже вполне самостоятельный статус. Современную политическую психологию надо рассматривать, что называется, с двух концов. С одной стороны, существовала и развивается западная политическая психология, С другой стороны, в 80-е годы начала складываться отечественная психология политики. Сейчас, спустя годы, они естественным путем слились в единую политическую психологию. Однако история и предыстория каждого направления продолжают сказываться. Именно поэтому, для более полного понимания картины, мы рассмотрим и то общее, что сложилось в политической психологии как науке, и то особенное, что в отдельных деталях продолжает их различать между собой. Формально датой рождения западной политической психологии считается 1968 г., когда при Американской ассоциации политических наук было учреждено отделение политической психологии, а в ряде Университетов США (прежде всего, в Йельском) начали читаться специальные курсы политической психологии. Однако предыстория политико-психологических идей, наблюдений, знаний и даже конкретных исследований имеет значительно более давние истоки, уходящие своими корнями в античность. На Западе и на Востоке, от Аристотеля до наших дней накоплено уже огромное количество теоретических и эмпирических разработок. Политическая психология - новая и, вместе с тем, очень старая наука. От Аристотеля до наших дней и политики, и ученые интересуются субъективной стороной политических процессов. Их и изучает политическая психология - научная дисциплина, возникшая на пересечении интересов политологии и психологии. Согласно авторитетному мнению Джейн Кнутсон предметом политической психологии являются "психологические компоненты политического поведения человека", социальных групп и целых народов, исследование которых позволяет "применить психологические знания к объяснению политики". В современных развитых западных странах политическая психология прочно вошла в арсенал практической политики. Без специальной помощи и консультирования экспертов в этой сфере не обходится принятие практически ни одного важного политического решения. К этому привыкли президенты и сенаторы, электорат и кандидаты на выборах, средства массовой информации и общественное мнение. К сожалению, как уже говорилось во введении, и как мы увидим дальше, в нашей стране политическая психология как наука до сих пор делает все еще только первоначальные шаги. Задача данной главы, а затем и всей книги состоит в ознакомлении с достижениями мировой политической психологии, с намечающимися путями ее развития в нашей стране, а также с основными, необходимыми как исследователям, так и, в значительной мере, практикам, конкретными прикладными инструментами политико-психологического анализа. В основе любой науки лежат некоторые методологические основания - та самая общая логика и метод мышления, которыми руководствуется эта наука, в рамках которой ее можно и нужно рассматривать. Для западной политической психологии такой основой стал поведенческий подход. Не поняв его, трудно понять, что представляет собой политическая психология как наука.

2. Бихевиоризм как методологическая основа политической психологии. Революцию в политической науке осуществил бихевиористический метод. Он возник в 20-30-х годах ХХ в. Бихевиоризм (от англ. слова «behaviour», означающего «поведение»), т.е. это поведенческий подход, в центре которого стоит изучение правил, границ и мотивов политического поведения личности и групп. Значительное место бихевиоризм занимает в политологии США. Его сторонники исходят из следующих посылок:

а) политика как социальное явление носит, прежде всего, индивидуальный характер, все групповые формы политической деятельности можно вывести из анализа политического поведения индивидов, объединенных групповыми связями;

б) господствующими мотивами в политике являются психические по своему происхождению ориентации;

в) индивиды по-разному проявляют свои психические состояния и эмоции в значимых для них политических явлениях и процессах.

С 1920-х и по 1960-е гг. бихевиоризм был господствующим направлением в американской политологии и получил широкое распространение в политической науке других стран. В этот период его идеи сводились к следующему:

1) объектом исследования политолога должны быть не законодательные нормы и формальные моменты политической организации общества, не политические идеи и программы, не общество и политика в целом, а действия людей, направленные на достижение своих конкретных политических целей;

2) подлинно научную ценность имеют не теоретические исследования, а эмпирические факты, соответствующим образом обработанные;

3) применение методов других наук, в том числе естественных и точных, к анализу политических явлений не только допустимо, но и необходимо;

4) обязательным условием научности исследования является верификация, т.е. проверка исходных материалов и выводов на достоверность, а также воспроизводство исследовательских процедур, т.е. унификация методик сбора и исследования материалов;

5) систематичность - непрерывность исследования, которое должно быть постоянным;

6) моральные оценки политических решений и сами эмпирические решения должны разграничиваться, политология должна исключать моральную сторону при анализе политических действий как неопределенную и субъективную;

7) политология должна быть «чистой» наукой, т.е. ученому, чтобы быть объективным, нельзя связывать себя с какой-либо политической позицией.

В центре внимания бихевиористов - политическое действие, преобразование информации в политическую волю, опирающуюся на государственные механизмы. Политический процесс видится ими как взаимодействие и соперничество групп, заинтересованных в обладании ресурсами власти. На этой основе строятся модели поведения в типичной политической ситуации. Бихевиоризм рассматривает поведение как результат взаимосвязи «стимула» и «реакции». В основе политического поведения индивида лежит мотив, побуждающий его к действию. Причем из всего многообразия мотивов и импульсов, влияющих на поведение людей, бихевиористы выделяют непреходящую первооснову - интересы. Сильная сторона бихевиоризма заключалась, прежде всего, в практической значимости исследований для конкретной политической деятельности, в отказе от поиска определяющего воздействия какого-либо одного фактора на поведение человека. Одним из существенных недостатков является анализ поведения без его моральной оценки, с акцентом на технику исследования. В конце 1960-х гг. его влияние ослабло, но в 1970-е гг. произошло возрождение постбихевиоризма. Его сторонники внесли ряд изменений в концепцию предшественников:

1) главным в политической науке является ее применимость - этот принцип остался неизменным;

2) была признана важность теоретических знаний, так как познание сущности политических явлений может предшествовать технике их конкретного исследования;

3) задача политологии не столько в том, чтобы описывать и анализировать те или иные факты, сколько в том, чтобы истолковывать их с точки зрения необходимости совершенствования общества;

4) стала признаваться связь с идеологией, постбихевиоризм провозгласил себя идеологией эмпирического консерватизма;

5) ученые должны нести ответственность перед обществом за методы и выводы исследования с точки зрения сохранения и приумножения существующих ценностей цивилизации;

6) было признано несостоятельным полное отождествление политологии с естественными науками, произошло примирение постбихевиоризма с политической философией.

В обновленном виде постбихевиоризм остается одним из ведущих направлений современной политологии.

3. История политических учений. Идеи Аристотеля, Луция Аннея Сенеки, Никколо Макиавелли, Жан-Жака Руссо, Томаса Гоббса, Адама Смита, Георга Вильгельма Фридриха Гегеля об отношении личности и власти.

Древнегреческий философ Аристотель: Основной целью, к которой должно стремиться каждое государство, является достижение каждым гражданином благополучия. Римский философ-стоик, поэт и государственный деятель Луций Анней Сенека: Причиной возникновения государства являются люди, которые в нём живут. Они обладают потребностью в общении и в том, чтобы соблюдать законы. Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель Никколо Макиавелли: Отношения между личностью и властью как построенные на страхе перед государством и любви к нему. Власть будет постоянной, если она не будет давать поводов для возмущения у людей, а они будут проявлять любовь к нему. Французский философ, писатель, мыслитель эпохи Просвещения швейцарского происхождения Жан-Жак Руссо: Народ вынужден подчиняться власти. Если такое подчинение происходит, то это естественный ход вещей, но в случае, если народ обладает возможностью свергнуть тирана, то он поступает именно так. В этом смысле Руссо поощрял насильственные методы. Английский философ-материалист, один из основателей теории общественного договора и теории государственного суверенитета Томас Гоббс: Отрицая правомерность частного рабства, Гоббс утверждает рабство государственное, то есть именно государство является последней инстанцией в определении того, что необходимо делать ради сохранения жизни и собственности граждан. Сами члены гражданского общества не имеют права контролировать власть или ей сопротивляться. Шотландский экономист и философ-этик Адам Смит: Сформулировал концепции «экономического человека» и «естественного порядка». Смит считал, что человек является основой всего общества, и исследовал поведение человека с его мотивами и стремлением к личной выгоде. Естественный порядок в представлении Смита - это рыночные отношения, в которых каждый человек основывает своё поведение на личных и корыстных интересах, сумма которых и образует интересы общества. В представлении Смита, такой порядок обеспечивает богатство, благополучие и развитие как отдельного человека, так и общества в целом. Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель: Государство - это не только правовое сообщество и организация власти на основе конституции, но и духовный, нравственный союз людей, осознающих себя единым народом. Проявлением единого нравственного сознания людей в государстве является религия. Частная собственность делает из человека личность. Уравнение собственности - неприемлемо для государства. Всеобщая свобода требует, чтобы субъективные устремления индивида были подчинены нравственному долгу, права гражданина - соотнесены с его обязанностями перед государством, а свобода личности - согласована с необходимостью. Подлинная свобода людей была в прошлом.

4. Направления зарубежной политической психологии. «Движение психоанализа»: Зигмунд Фрейд, Карл Густав Юнг, Альфред Адлер, Вильгельм Райх, Эрих Фромм. «Исследователи толпы»: Гюстав Лебон, Габриель Тард, Шипио Сигеле. «Чикагская школа» Гарольда Дуайта Лассуэлла.

Современная политическая психология представлена многочисленными теоретическими моделями. Однако все это пестрое разнообразие подходов, исследовательских стратегий и методов характеризует две ведущие тенденции. Первая из них основана на представлении об объекте исследования - человеке - как о простом винтике политической машины. Методологическим фундаментом концепций полит. психологов данной группы являются в основном позитивистские теории, заимствованные как из психологии, так и из политологии. Одной из наиболее известных политико-психологических концепций этого направления стала теория «политической поддержки», разработанная американскими политологами Дейвидом Истоном и Джеймсом Деннисом в 60-х гг. Во-первых, она исходила из понимания политики как такой системы, где на «входе» граждане предъявляют властям определенные требования, но одновременно обязуются добровольно подчиняться предложенным им правилам. На «выходе» власти принимают решения, которые граждане будут выполнять. Политологи обнаружили, что и на «входе», и на «выходе» им приходится иметь дело с психологическими реальностями: и готовность граждан оказывать поддержку политикам, и решения самих политиков подчиняются определенным психологическим закономерностям. Соответственно сбои в работе политической системы во многом объясняются этим человеческим фактором, учет которого поможет наладить работу системы. Во-вторых, источником психологических воззрений Дж. Денниса и Д. Истона является некая смесь психоаналитических и бихевиористских идей. Так, они исходят из того, что политические установки взрослых являются конечным продуктом предыдущего научения и что они, в свою очередь, определяют их поведение. Д. Истон и Дж. Деннис высказали плодотворную гипотезу о том, что основой наших более поздних политических убеждений являются общие, (а не собственно политические) установки, корни которых уходят в детство и которые обусловлены типом семьи, опытом взаимодействия с властью отца или учителя. Другой разновидностью функционалистской теории была ролевая теория политики, которая объясняла политический процесс (как международный, так и внутренний) с помощью понятия «роли». Данная теория применялась в основном для решения различных политических конфликтов. Получила распространение идея разрешения международных конфликтов методом «переключения ролей», предложенная американским историком науки Бернардом Коэном и американским психологом и философом российского происхождения Анатолием Борисовичем Рапопортом, согласно которой конфликт в жизни общества неизбежен - надо лишь цивилизовать его, введя определенные правила игры, например - мысленный обмен ролями. Ещё одно направление, относящееся к данному подходу, получило название политического бихевиоризма. (оно полностью базируется на идеях классического бихевиоризма о стимул-реактивных связях). Основная задача этой теории - изучение индивидуального поведения в политике с целью оптимизации управления этим поведением со стороны элиты. Вторая тенденция основана на том, что человек является не только объектом политического воздействия, но и целью развития политической системы и ее активным субъектом. В рамках этой тенденции используются иные методологии. В частности, для теоретиков этого направления характерно обращение к антипозитивистским моделям личности. К данной концепции можно отнести следующие концепции: когнитивистское направление политической психологии прежде всего исследует процесс политического мышления. Согласно общим взглядам психологов этой школы выбор модели политического поведения опосредуется теми взглядами и ценностями, которые составляют содержание сознания человека. Одни исследователи при этом основное внимание уделяют процессу становления политического сознания, других больше интересует его структура. Среди антипозитивистких ориентации важное место принадлежит представителям гуманистической психологии, предлагающим учитывать эмоционально-мотивационную сферу личности при анализе политики. Движущей силой личностного развития, по их решению выступают потребности. Политический психоанализ - занимается изучением политических структур личности, классификация типов личности и создание психобиографий политических деятелей. Основным предметом изучении политической психологии является политика - цивилизованная форма отношений по поводу власти. При этом политика рассматривается и как система государственных институтов, и как процесс и как система ценностей, норм, установок, как профессиональная деятельность. Важнейшим аспектом изучения в политике является человек как компонент политики.

5. Истоки политической психологии в России. Политические портреты Павла Ивановича Ковалевского (1849–1931). В России начала XX в. широкой популярностью пользовалась книга психиатра публициста и общественного деятеля П.И. Ковалевского «Психиатрические этюды из истории». В ней была представлена целая серия портретов политических деятелей от царя Давида до Петра I, от А.В. Суворова до пророка Мохаммеда, от Жанны д'Арк до Наполеона, Учитывая сильный психиатрический уклон в анализе автора, мы не будем подробно анализировать здесь эту книгу, хотя и от метим ее определенный интерес. Как и интерес книги автора того же времени поэта Георгия Ивановича Чулкова о русских императорах, где приведена целая серия талантливых уже сугубо психологических портретов ряда российских правителей. Политическая философия Николая Александровича Бердяева (1874—1948). Философ, публицист. Родился в Киеве. Учился в кадетском корпусе, затем в университете Святого Владимира в Киеве. За участие в социалистическом кружке, за пропаганду марксизма в 1898 г. был исключен из университета и выслан сначала в Вологодскую губернию, позднее в Житомир. Приветствовал февральскую революцию. Принял и Октябрьскую (“Ленин, большевики спасли Россию”). В советский период создал Вольную академию духовной культуры. В 1922 г. был выслан из Советской России. До 1924 г. жил в Берлине, затем переехал в Париж, где прожил до конца своих дней. Философские изыскания привели Н. А. Бердяева к построению экзистенциальной по сути концепции. Главная проблема его философии - бытие человека, смысл его существования. Что касается социально-политических воззрений, то Бердяев весьма скептически относился к власти и государству. Причем, по его мнению, русские люди сильнее, чем западные, чувствуют зло и грех всякой власти. Анархизм как теория и практика отрицания государства — создание русских. Вместе с тем, полагал Бердяев, русским свойственна антиномичность: с одной стороны, они стремятся к свободе и вольности, с другой - покорны государству. Революция как уничтожение всего отжившего, всего ложного необходима. Однако революционную утопию, апеллирующую к некоему совершенному обществу, Бердяев решительно отвергает. По его мнению, вообще невозможно построить подлинно справедливое общество, ибо “всякое государство... всякая организация власти подпадает господству князя мира сего”. И все-таки, считает Н. А. Бердяев, государство, основанное на праве и законе, — более высокая ценность, чем социализм и анархизм. Теория «героя» и «толпы» Николая Константиновича Михайловского (1842-1904). Русский публицист, социолог и литературовед, критик, переводчик Н.К. Михайловский в своей теории «героя» и «толпы» объяснял взаимоотношения лидера и масс своеобразными «рефлексами подражания» - в целом, следуя в данном вопросе за французским социологом и криминологом Жаном Габриелем Тардом, итальянским социологом и криминологом Шипио Сигеле и французским психологом, социологом, антропологом и историком Гюста́вом Лебоном. Здесь Н.К. Михайловский был мало оригинален. Вождь-гипнотизер, согласно Н.К. Михайловскому, как бы превращает толпу в «человеческие автоматы», готовые следовать за ним, куда бы то ни было.

6. Современные школы и направления в политической психологии. Современная политическая психология представлена многочисленными теоретическими моделями. Однако все это пестрое разнообразие подходов, исследовательских стратегий и методов характеризует две ведущие тенденции. Первая из них основана на представлении об объекте исследования - человеке - как о простом винтике политической машины. Отсюда и инженерный подход к налаживанию работы этой машины, и сциентизм, и технократизм как исследовательская философия группы политических психологов - сторонников этой тенденции. Методологическим фундаментом концепций полит. психологов данной группы являются в основном позитивистские теории, заимствованные как из психологии, так и из политологии. Вторая тенденция основана на том, что человек является не только объектом политического воздействия, но и целью развития политической системы и ее активным субъектом. В рамках этой тенденции используются иные методологии. В частности, для теоретиков этого направления характерно обращение к антипозитивистским моделям личности; они выбирают также такие теоретические парадигмы, которым не свойственны манипуляторские тенденции. Пример использования теории ролей и применение ее в совокупности с математической теорией игр. Например, мотивы поведения сторон в международном конфликте моделируются по аналогии с такими ролями, как «шофер» и «грабитель машины», «хозяин дома» и «вор-взломщик». С помощью этих моделей американские политические психологи еще совсем недавно просчитывали внешнеполитические ходы в отношении СССР, - естественно, приписывая себе обороняющиеся, а своему оппоненту - агрессивные роли. Функционалистские модели политики оказали немалое влияние на современное понимание поведения человека в политике. Но они оперировали в основном макрофакторами, их методы исследования и практические рекомендации были непригодны для решения более частных политических задач. Для этого понадобились более психологизированные теории политики, доходящие до отдельного человека. Такой теоретической ориентацией стал политический бихевиоризм. Основная задача этой теории - изучение индивидуального поведения в политике с целью оптимизации управления этим поведением со стороны элиты. Для этой цели использовался широкий спектр собственно психологических методов. Основная идея классического бихевиоризма напрямую заимствована политической наукой из психологии - это идея непосредственного влияния среды на поведение индивида. Политическое поведение подчиняется старой формуле бихевиористов: S-R (стимул - реакция). Например, желая понять феномен политического отчуждения политические бихевиористы предлагают формулу «простые социальные условия - политическое поведение». Исследователям остается замерить первый и второй показатели и найти корреляцию между ними. При таком подходе значение ситуационных факторов явно превалирует над внутренней активностью индивида. Когнитивистское направление политической психологии прежде всего исследует процесс политического мышления. Согласно общим взглядам психологов этой школы выбор модели политического поведения опосредуется теми взглядами и ценностями, которые составляют содержание сознания человека. Одни исследователи при этом основное внимание уделяют процессу становления политического сознания, других больше интересует его структура. Основой представлений о политическом поведении в этом направлении является учение австрийского психолога, психоаналитика, психиатра и невролога Зигмунда Фрейда о бессознательном. Личность в целом, и особенно ее стремление к власти, трактуются психоанализом как иррациональные, инстинктивные феномены. В политическую психологию эта школа внесла важную идею о том, что человек является не полностью сознательным существом, и в своем поведении в не малой степени руководствуется инстинктивными импульсами. Последователи Зигмунда Фрейда и Гарольда Дуайта Лассвелла утверждают, что подлинные мотивы поступков обычно скрыты благопристойной «упаковкой» - скажем, борьба за справедливость или стремление помочь бедным на поверку могут оказаться продиктованными иными, чисто личными мотивами политика. Политический психоанализ внес вклад и в исследование такой важнейшей проблемы, как проблема авторитарной личности. Еще в 1950 г. Теодор Адорно с соавторами провел исследование личности «фашистского» типа, для анализа которой была предложена специальная шкала F - «шкала фашизма». Интерес к человеку такого склада диктовался опасениями повторения трагедии второй мировой войны. Объектом исследования стали не реальные фашисты, а обычные белые американцы, относящиеся к среднему классу. Результат исследования оказался неожиданным: оказалось, что среди этих средних американских граждан авторитарный тип встречается довольно часто. Авторитарная личность характеризуется особым набором психологических характеристик, среди которых: стремление подавлять других, нетерпимость, этноцентризм (т.е. представление о превосходстве своей нации над другими) и др. При этом такой человек, подавляя слабых, боится тех, кто сильнее его. В настоящее время немало исследований посвящено психологии авторитаризма. Многие первоначальные положения политического психоанализа получили развитие - в частности, важнейшее положение, о том, что истоки происхождения авторитаризма следует искать в раннем семейном опыте, структуре семейной власти *.

7. Позитивистские и антипозитивистские концепции в политической психологии. Позитивистские. В конце 50-х - начале 60-х гг., когда начинались первые политико-психологические исследования, у ученых практически не было выбора теоретических моделей: структурный функционализм и его разновидность - системный анализ политики - были монополистами в области методологии. Политологи ставили перед собой задачу развить идеи основоположников этого метода американского социолога-теоретика Толкотта Парсонса и американского социолога Роберта Кинга Мертона применительно к политической системе. Карл Дойч, Габриэль Алмонд, Дейвид Истон, Джеймс Деннис, Фред Ирвин Гринстайн, Дж. Торни, Р. Хесс и другие американские политологи стремились построить чисто научное, лишенное субъективизма и идеологической тенденциозности знание о политике. Одной из наиболее известных политико-психологических концепций этого направления стала теория «политической поддержки», разработанная американскими политологами Дейвидом Истоном и Джеймсом Деннисом в 60-х гг. в русле общей теории системного анализа политики. Эта концепция базировалась на нескольких фундаментальных допущениях. Во-первых, она исходила из понимания политики как такой системы, где на «входе» граждане предъявляют властям определенные требования, но одновременно обязуются добровольно подчиняться предложенным им правилам. На «выходе» власти принимают решения, которые граждане будут выполнять. Политологи обнаружили, что и на «входе», и на «выходе» им приходится иметь дело с психологическими реальностями: и готовность граждан оказывать поддержку политикам, и решения самих политиков подчиняются определенным психологическим закономерностям. Соответственно сбои в работе политической системы во многом объясняются этим человеческим фактором, учет которого поможет наладить работу системы. Личность как таковая теоретиков «политической поддержки» не слишком интересовала. Их задача состояла в поиске источников сбоев в работе политической системы. Но поскольку человек оказался в числе факторов, порождающих стресс системы, надлежало его проанализировать. Найденный Дейвидом Истоном и Джеймсом Деннисом ответ заключался в том, что стресс (напряжение, ведущее к кризису) системы уменьшается, если граждане принимают предложенные им системой правила игры без сопротивления и добровольно. Это возможно, если требования системы усваиваются ими по мере социализации, с раннего возраста - тогда сами запросы граждан становятся более предсказуемыми и менее разнообразными. Конечно, можно добиться того же эффекта и силой. Но такой путь чреват ростом политической нестабильности и в современных обществах не выгоден экономически. Во-вторых, источником психологических воззрений Джеймса Денниса и Дейвида Истона является некая смесь психоаналитических и бихевиористских идей. Так, они исходят из того, что политические установки взрослых являются конечным продуктом предыдущего научения и что они, в свою очередь, определяют их поведение. При этом Деннис и Истон исходят из того, что «базовые детские чувства труднее вытесняются и изменяются, чем те, что приобретены позже... В моменты кризисов вероятно возвращение личности к своим базовым представлениям» *. Теоретики «политической поддержки» убеждены также и в том, что совокупность установок и активности граждан оказывает воздействие на правительство и политическую жизнь страны, определяя, прежде всего, ее стабильность. Антипозитивистский — тип теоретических моделей совместной политической психологии. Реакцией на игнорирование политическими бихевиористами и функционалистами внутреннего мира человека было выдвижение на первый план антипозитивистских концепций. В европейской политической психологии этот поворот происходил под влиянием идей феноменологов, экзистенциалистов и представителей других теоретических школ, поставивших под сомнение позитивистские трактовки проблемы личности. В США и Великобритании позитивистские концепции подверглись критике со стороны не столько теоретиков, сколько практиков, нуждавшихся в более эффективных моделях управления поведением человека. Разочаровавшись в методах воздействия непосредственно на поведение, эти специалисты обратились к изучению сознания, предложенных (когнитивизм и гуманистической психологией) и бессознательных структур психики и осуществляемых психоанализом. Когнитивистское направление политической психологии прежде всего исследует процесс политического мышления. Согласно общим взглядам психологов этой школы выбор модели политического поведения опосредуется теми взглядами и ценностями, которые составляют содержание сознания человека. Одни исследователи при этом основное внимание уделяют процессу становления политического сознания, других больше интересует его структура. В последние два десятилетия акцент в исследованиях был сделан не столько на динамике формирования политического мышления в детском возрасте, сколько на том, чем руководствуется взрослый человек, делая свой политический выбор. Так, английский политический психолог X. Химмельвайт предложила «потребительскую модель», в которой она проводит аналогию между принятием политического решения и решением покупателя о выборе того или иного товара. Избиратель, голосующий за того или иного кандидата, ищет максимального соответствия своих установок с партийными программами или наименьшего несоответствия между ними. Привычка к голосованию за определенную партию сходна с привязанностью к определенному магазину или фирме, а воздействие референтных групп сходно с воздействием образа жизни наших друзей или коллег на наши пристрастия». Работы когнитивистов показали, что в странах со стабильной политической системой, где у избирателей действительно есть привычка голосовать за определенную партию, политическое сознание граждан заполняется определенными «пакетами идей». На уровне индивидуальной психологии идеология, ставшая частью сознания человека, предстает в виде связки идей в одном пакете. Так, установки англичан по вопросам атомного оружия коррелировали с их отношением к национализации общественного транспорта и системы здравоохранения, иммиграции и смертной казни. Два других английских политических психолога Патрик Данливи и П. Сондерс использовали «потребительскую модель» для описания нового социального расслоения, которое возникает в современном постиндустриальном обществе по линии не производственных отношений, а потребления товаров и услуг. Политическое сознание англичан, например, определяется сегодня не только и не столько размером их дохода, сколько тем, имеют ли они дом в собственности или арендуют его, имеют ли собственный автомобиль или пользуются городским транспортом, делают ли они покупки в престижных магазинах или на толкучке. Эти субъективные линии не менее важны для политического выбора избирателя, чем их объективная классовая принадлежность или уровень доходов. Среди антипозитивистких ориентации важное место принадлежит представителям гуманистической психологии, предлагающим учитывать эмоционально-мотивационную сферу личности при анализе политики. Большое влияние на политических психологов данной школы оказали идеи американского психолога А́брахам Харольда Маслоу об иерархии потребностей и ненаправленная психотерапия американского психолога Карла Рэнсома Роджерса. Идеи этих ученых были реакцией на бихевиористскую трактовку личности как пассивного объекта воздействия среды, подчеркивающей самостоятельную ценность активности личности. Движущей силой личностного развития, по их решению выступают потребности. Политических психологов привлекла возможность проникнуть вглубь личностных механизмов формирования политического сознания и поведения посредством системы потребностей. Они исходили из того, что важнейшим мотивом политического участия являются не простая выгода или политическая сделка, а глубинные потребности личности, образующие основу ее убеждений. Эти базовые потребности служат, в свою очередь, фундаментом собственно политических установок.

8. Политика - объект исследования для психологии. Предмет и методы политической психологии.

Политика - это игра, где пытаются выглядеть серьезно и решать серьезные проблемы; возможность соотнесения себя с окружающей средой; бизнес, власть, желание власти, желание денег, стремление к лидерству; государственное управление, борьба за власть, движущая сила общества, оболочка для других процессов в обществе; «грязная работа», игра (шоу), власть; деятельность, направленная на развитие общества, создание условий для существования граждан; область приложения энергии наиболее активных, честолюбивых и властолюбивых граждан; способ достижения власти; отношение государства к народу, и наоборот; правила жизнедеятельности в современном обществе; способ воздействия на окружающих, способ достижения своих целей, удовлетворения самолюбия, сфера действий... Это только малая часть обычной трактовки политики со стороны граждан. Обращает на себя внимание наличие у очень многих ощущения манипулирования, которое внутренне присуще политике. Чаще всего встречается ее понимание как властной игры, в которую включаются самые активные, честолюбивые, не всегда морально чистоплотные и нередко безответственные люди, которых и называют политиками; остальная же часть населения -- это пассивные, незаинтересованные граждане, которым только и остается, что терпеть то, что с ними проделывают политики. Наши обыденные представления о политике чаще всего ограничиваются обозначением ее как сферы, достаточно далекой от нашей повседневной жизни и эпитетом «грязная», который чаще других соседствует со словом «политика». Если же учесть, то разочарование в политике, которое сформировалось у российского населения в конце XX - начале XXI в., то никаких положительных эмоций это слово уже не вызывает. Но так трактуют это понятие на уровне здравого смысла. Если же отойти от поверхностных стереотипов, то следует признать, что, хотя политика действительно включает борьбу за власть, она не сводится только к грубому выяснению отношений между политиками, когда любые средства хороши. Это все же некая цивилизованная форма отношений по поводу власти.

9. Политика как система государственных институтов. Действительно, говоря о политике, мы прежде всего вспоминаем о государстве как системе политических институтов, куда входят президент и парламент, армия и система безопасности, министерство внутренних и министерство иностранных дел, финансы и социальное обеспечение. Политологи прежде всего изучают, как устроено то или иное государство, как оно регулирует отношения граждан с властью и отношения властных структур между собой. Зрелая политическая система предполагает, что разные институты выполняют различные функции и между ними существует разделение труда: внешняя и внутренняя политика имеют свою специфику, и чтобы обеспечить эффективное управление, нужны профессионалы, знающие свое дело.

Многие проблемы осуществления власти возникают в том случае, когда происходит смешение функций раз



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: