Методология политико-психологических исследований.




•психобиографический метод, который «пришел» в политическую психологию из психоанализа. Он позволяет посредством анализа биографических вех в жизни политика выявить важнейшие факторы его социализации и объяснить многие неосознаваемые им самим мотивы и поступки в сфере политики. Для этого следует знать и биологические потребности личности, и ее архетипы, сформировавшиеся в детском возрасте.

• качественный и количественный контент-анализ текстов речей, интервью и видеозаписей, который позволяет воссоздать «лингвистическую личность» политика. При этом существует распространенная практика использования не только аутентичных текстов политика, например, ответов на вопросы журналистов на пресс-конференциях, где политик редко может пользоваться «домашними заготовками», но и текстов, написанных спичрайтерами.

• метод экспертных оценок, который позволяет оценить отдельные качества личности, дать прогноз ее поведения.

• метод анализа конкретных ситуаций (или метод ситуационного анализа). Данный метод предполагает описание реальных социальных, политических или бизнес-ситуаций, что дает возможность проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее их них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.

• эксперимент. Американский социальный психолог Стэнли Милгрэм в 1963 г. провел знаменитый эксперимент, в результате которого было обнаружено, что в случае, когда есть некий «научный» авторитет в лице экспериментатора, испытуемые готовы пойти даже на ненужную в условиях эксперимента жестокость, снимая с себя ответственность за результаты своих поступков.

• личностные опросники. При изучении профессиональных политиков, и особенно политических лидеров, многое зависит от терпимости самого политика к исследованию, от его мотивации, от его согласия на психодиагностические процедуры, требующие достаточного количества времени и внимания. При наличии адекватного отношения политиков к исследованию, важную роль играют интервью и беседы с ними.

• социологический опрос. Наблюдение может быть кратко-, средне- и долговременным. Последнее, как правило, ведется большими исследовательскими группами и требует значительных усилий по сбору данных и созданию единой системы индикаторов, подлежащих фиксации в ходе наблюдения.

• метод включенного наблюдения позволяет внутри исследовать процесс зарождения и развития политического конфликта, эволюцию массового движения, деятельность политической партии и др.

• метод анализа статистической информации. Располагая соответствующими техникой и методами анализа, из статистических данных можно извлечь немало полезных данных, выявить закономерности и тенденции, подтвердить те или иные политико-психологические гипотезы. Достоинство данного метода в том, что он позволяет абстрагироваться от ограничений пространства и времени.

• изучение документов. Он включает анализ официальных материалов, стенограмм заседаний парламента, правительства, программ партий, отчетов об официальных переговорах, а также личных документов, дневников, мемуаров, писем.

13. Профессиональная этика в проведении политико-психологических исследований и использовании их результатов. Профессиональная деятельность психолога характеризуется его особой ответственностью перед клиентами, обществом и психологической наукой, и основана на доверии общества, которое может быть достигнуто только при соблюдении этических принципов профессиональной деятельности и поведения, содержащихся в Этическом кодексе. Этический кодекс психологов служит: для внутренней регуляции деятельности сообщества психологов; для регуляции отношений психологов с обществом; основой применения санкций при нарушении этических принципов профессиональной деятельности. Этический кодекс Российского психологического общества включает в себя следующие принципы:

1. Принцип уважения включает: * Уважение достоинства, прав и свобод личности:

1) Психолог с равным уважением относится к людям вне зависимости от их возраста, пола, сексуальной ориентации, национальности, принадлежности к определенной культуре, этносу и расе, вероисповедания, языка, социально-экономического статуса, физических возможностей и других оснований.

2) Психологу следует так организовать свою работу, чтобы ни ее процесс, ни ее результаты не наносили вреда здоровью и социальному положению Клиента и связанных с ним лиц.

2. Принцип Конфиденциальности:

1) Информация, полученная Психологом в процессе работы с Клиентом на основе доверительных отношений, не подлежит намеренному или случайному разглашению вне согласованных условий.

2) Результаты исследования должны быть представлены таким образом, чтобы они не могли скомпрометировать Клиента, Психолога или психологическую науку.

3) Психолог не должен отыскивать о Клиенте информацию, которая выходит за рамки профессиональных задач Психолога.

3. Принцип Осведомленности и добровольного согласия Клиента:

1) Клиент должен быть извещен о цели работы, о применяемых методах и способах использования полученной информации. Работа с Клиентом допускается только после того, как Клиент дал информированное согласие в ней участвовать.

2) Психолог должен сообщать Клиенту обо всех основных шагах.

3) Участие в психологических экспериментах и исследованиях должно быть добровольным. Клиент должен быть проинформирован в понятной для него форме о целях, особенностях исследования.

14. Методы исследования массового политического поведения: анализ статистических данных, проведение массовых опросов с последующей математической обработкой больших массивов данных, проведения фокусированных интервью и метода фокус-групп. Понятие «политическое поведение» включают и действия отдельных участников, и массовые выступления, активность организованных субъектов власти, и стихийные действия толпы, акции в поддержку системы, и направленные против нее. Рассмотрим методы:

1. Эмпирико-социологический метод обеспечивает сбор и обработку данных о тех или иных сторонах политической жизни. Его разновидностями являются опросы, анкетирование, контент-анализ (анализ содержания документов) и др. Данный метод предполагает формализацию сведений о политике и нахождение определенных тенденций и корреляций между ними.

2. Диалектический метод состоит том, чтобы рассматривать явления и процессы в их взаимообусловленности и взаиморазвитии. К принципам диалектики в политических исследованиях относятся:

— поиск противоречий, являющихся источником развития изучаемых политических явлений и процессов;

— выявление причинных связей;

— учет вероятностного характера социальных закономерностей;

— признание взаимообусловленности социально-экономической и политической сфер жизни общества.

3. Сравнительный (компаративный) метод предполагает сопоставление политических явлений и процессов, имеющих однотипные параметры.

4. Системный метод позволяет рассмотреть общество как относительно целостный и стабильный комплекс взаимосвязанных элементов. Политическая сфера представлена в нем как одна из подсистем общества.

5. Бихевиоральный метод (от англ. behaviour — поведение) состоит в анализе политического поведения.

7. Метод принятия решений состоит в проведении группой экспертов разностороннего анализа заданной проблемы и выработке оптимального варианта ее решения.

8. Ситуативный метод (англ. case study) означает анализ конкретной политической ситуации во всем многообразии ее характеристик.

9. Институциональный метод состоит в изучении политических процессов и явлений, которые осуществляются в рамках определенных организаций.

15. Проективные методы в политической психологии. Исследование политического мышления и политического сознания, контент-анализ. Психологические тесты.

Проективные методики исследования личности. Это направление имеет корни, в основном, в психоанализе. Такие тесты, как правило, достаточно сложны в интерпретации. Их теоретическая основа - предположение, что субъект, оказавшийся в какой-либо ситуации, в своем восприятии преобразует ее, сообразно своей индивидуальности. Поэтому в каком-либо тестовом действии человека (рисунке, рассказе и т.п.) как бы отражается ("проектируется") вся его личность.

Понятие проекции (от лат. projectio - выбрасывание, бросание вперёд) впервые использовал З. Фрейд для обозначения процесса и результата постижения и порождения значений, заключающихся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств, состояний на внешние объекты. Проективный метод исследования личности основан на выявлении проекций по результатам эксперимента с последующим их анализом. Проекция основана на том, что восприятие действительности, других людей, предъявляемых стимулов в определенной степени зависит от пот­ребностей, мотивов, установок, психического состояния личности. При этом имеется тенденция интерпретировать действительность так, чтобы она соответствовала психическому состоянию и потребности личности, ее свойствам. Проекция является неосознанным психологическим механизмом, т.е. элементы проекции несознательно вносятся в восприятие. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о психологии испытуемого судят на основании того, как он воспринимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отрицательного характера он им приписывает.

16. Корреляционный и факторный анализ в политических исследованиях. Корреляционный анализ является одним из наиболее широко используемых статистических методов в политической науке, часто осуществляется как составная часть более сложных, комплексных методов (в том числе факторного анализа). Целью корреляционного анализа является измерение статистической взаимозависимости между двумя или более переменными. Важно, что переменные в корреляционном анализе не делятся на зависимые и независимые. Исследуется именно взаимозависимость переменных, а не влияние одной из них на другую (направленность и интенсивность). Факторный анализ. В его основе лежит процедура объединения Групп коррелирующих переменных в несколько факторов.) Иными словами, цель факторного анализа — сконцентрировать исходную разнородную информацию в «общую картину» структурировано, логично, объединить факторы, иногда обладающие латентной, а не очевидной связью. Корреляционный анализ призван просто находить взаимозависимость, объяснять ее интенсивность и трансформацию, а факторный анализ имеет более глобальную цель – структурное интегрирование информации в блоки. Корреляционный анализ можно рассматривать как составную часть факторного анализа. Факторный анализ более многоуровневый и сложный, позволяет сделать более глубокие выводы.

17. Экспериментальный метод в политических исследованиях. Контрольные и экспериментальные группы. Этапы эксперимента (выбор переменных, формулировка гипотез, рандомизация, выравнивание).

Экспериментальный метод в психологии представляет собой фиксированную систему средств, приемов и процедур, позволяющих получать достоверное и надежное знание о психических явлениях.

Смысл проведения эксперимента заключается в том, чтобы определить характер связи между ситуацией, явлениями психики и активностью (состояниями) испытуемых. В политических исследованиях метод эксперимента используется во время моделирования политических ситуаций с целью разработки правдоподобного сценария возможных политических событий и соответствующих им политических решений. Суть эксперимента, как правило, состоит в том, чтобы найти связи между психологическими, политическими и другими качествами людей, которые принимают политические решения, с их возможным политическим поведением. В политических исследованиях метод эксперимента используется особо часто, в частности - при опросах, когда влияние исследователя наиболее велико. Эксперимент включает в себя другие методы эмпирического исследования (наблюдения, измерения). В то же время он обладает рядом важных, присущих только ему особенностей. Во-первых, эксперимент позволяет изучать объект в «очи­щенном» виде, т. е. устранять всякого рода побочные факторы, наслоения, затрудняющие процесс исследования. Во-вторых, в ходе эксперимента объект может быть поставлен в некоторые искусственные, в частности, экстремальные условия. В таких искусственно созданных условиях удается обнаружить удивительные порой неожиданные свойства объектов и тем самым глубже постигать их сущность. В-третьих, изучая какой-либо процесс, экспериментатор может вмешиваться в него, активно влиять на его протекание. В-четвертых, важным достоинством многих экспериментов является их воспроизводимость. Это означает, что условия эксперимента, а соответственно и проводимые при этом наблюдения, измерения могут быть повторены столько раз, сколько это необходимо для получения достоверных результатов.

18. Понятие характера и его проявления в политической деятельности. Понятия «индивид» и «личность». Основные положения, касающиеся природы человека. Теории личности. Роль личностного фактора в политике. Различные трактовки проблемы личности в политике.

Характер – это неповторимое, индивидуальное сочетание устойчивых психологических черт личности, показывающих отношение человека к окружающему миру, выражающееся в его поведении и поступках.

В деятельности — это предпочтение сложных или легких видов, преодоление препятствий, отношение к важности результата.

Черты характера выражают отношение человека к другим людям, к самому себе, к окружающему миру и деятельности.

Черты характера — это индивидуальные привычные формы поведения человека в соответствующих ситуациях, в которых реализуется его отношение к действительности.

Свойство характера - средство достижения цели.

В целом характер зависит:

- от содержания деятельности;

- от успешного или неуспешного преодоления трудностей;

-от отношения к неудачам и удачам;

- от общественного мнения.

Для всех типологий характерна общая идея:

1. Характер формируется в процессе жизни и проявляется как более – менее устойчивый;

2. Сочетание личностных черт не случайно, а образует четко различимые типы.

3. Большая часть людей может быть разделена на группы.

19. Креативность в политической деятельности. Взаимодействие личности и политики: модель «подчинения» (Томас Гоббс), модель «интереса» (Адам Смит, Герберт Спенсер, Уильям Годвин). Направления изучения личности в политике: кейс-стади (психобиографический метод), агрегативное направление, типологические исследования. Концепция личности в политике Фреда Ирвина Гринстайна. Структура личности и политика. Биологические компоненты личности: наследственность, темперамент, пол, возраст, состояние здоровья, телесная конституция. Психологический уровень личности: эмоции, воля, память, способности, мышление, характер. Социальный уровень личности: установки, ценности, цели, мировоззрение.

Особенность творческой работы имиджмейкера в политическом пространстве заключается в том, что его методы, приемы, инструментарий, функции являются единичными, нешаблонными, уникальными для каждого отдельного случая. Креативность проявляется, прежде всего, в том, что учитывается не только актуальная конъюнктура, но, также, все сферы предыдущей жизни и деятельности сегодняшнего политика, использование которых отличается корректностью, правдивостью и возможностью работать на перспективу. Полномасштабная разработка строго научного подхода к вопросам успешного создания политического имиджа и обеспечение его достоверности и соответствия предлагаемому публичному лицу невозможны без привлечения соответствующего комплекса знаний. Имиджелогия в ее современном варианте более-менее успешно стремится предоставить систематизированные данные о феномене политического имиджа, раскрывая его сущность, особенности, механизмы и условия развития, возникает ряд вопросов, которые выходят за уже очерченные рамки новой науки и являются объектом различных политических технологий. Политические технологии являют собой действия, которые оптимизируют эффективность политических лидеров, групп и организаций, участвующих в борьбе за государственную власть. Они включают в себя особую группу методов, которые являются универсалистским компонентом политических технологий, поскольку практически не зависят от места и времени реализации политической стратегии. Кроме того, политические технологии используют методы, реальный успех которых зависит от всестороннего и наиболее полного учета места, времени и политической ситуации (конкретно эвристический компонент политических технологий). Имидж, как фундамент имиджелогии, и все связанные с ним исследуемые аспекты политической деятельности без учета как универсалистского, так и конкретно-эвристического компонента не в состоянии обеспечивать решение множества политических проблем, непрерывно возникающих вследствие дальнейшей глобализации в области политики и все ускоряющегося развития сетевых и иных коммуникационных технологий. Поскольку под политтехнологией обычно понимается система жестко скоординированных элементов, в которые входят мотивация, цели, методы, приемы и средства ее достижения, а также, конечные результаты, то любое преобразование исходных материалов, будь то человек или информация, для получения желаемого, в виде политических действий в управлении, законотворчестве или иных областях политики становится возможным в рамках единой науки, на роль которой вполне успешно сегодня претендует политическая имиджелогия. Развитие информационных технологий вносит свои коррективы в формирование имиджа национального политика, но при этом человек остается главным звеном в этом процессе. Креативность в данном случае означает обращение к этническому началу политических интересов как к главному источнику идей и требований масс, поскольку в образах этнокультурных стереотипов и традиционных чаяний заложена гармония интересов народа и власти.

20. Теория социального сравнения. Политическая социализация как процесс включения человека в политическую систему. Агенты, стадии и механизмы политической социализации. Этапы политической социализации.

Так или иначе, но в случае оценки аспектов собственной личности человек сравнивает себя с другими. Этот процесс описывает теория социального сравнения Леона Фестингера. В соответствии с этой теорией, при отсутствии объективных стандартов для оценки своих личностных черт и качеств человек ищет других людей, чтобы через сравнение с ними оценить себя. Поначалу он сталкивается с проблемой: очень широкий выбор вариантов для сравнения и нет ясного представления о том, с кем, собственно, себя сравнивать. И тогда человек опять-таки ориентируется на других: с кем сравнивают себя они? Точно так же дело обстоит и с оценкой своего внешнего облика. Если у нас нет объективного стандарта, то мы полагаемся на мнение окружающих о нашей внешности. Таким образом, идет ли речь о нашей внешности, наших способностях, мнениях относительно кого-либо или чего-либо, даже о чувствах, которые мы испытываем, — во всех этих случаях мы ориентируемся, по мнению Фестингера, на внешность, способности, мнения и чувства других людей, т. е. на наше социальное окружение. Теорию социального сравнения американского психолога Леона Фестингера уточняет и детализирует Джоан Вуд, которая определила три основных мотива, побуждающих людей прибегать к социальному сравнению:

1. потребность в самооценке;

2. стремление к самосовершенствованию;

3. потребность в повышении самооценки.

Когда цель сравнения — самооценка, то люди, полагает Вуд, заинтересованы в том, чтобы получить как можно более точное представление о себе. Эта цель в определенной мере достижима, если мы в качестве образца для сравнения выбираем человека, чьи характеристики примерно соответствуют нашим. Если, например, вы хотите объективно оценить свои математические способности, то, вероятно, не станете сравнивать себя с великими математиками. Но не будете вы сравнивать себя и с заведомо бесталанными в этой области людьми. Скорее всего, вы сравните себя с кем-то, чей уровень способностей немного выше вашего. Выбирая другого для сравнения, люди ориентируются обычно на тех, чей уровень они надеются достичь. Затем, когда их собственный уровень повысится, повышается и стандарт сравнения.

21. Роль личности в истории. В трактовке проблемы личности в политической мысли сложились две традиции:

1. Ученые придают личности решающе значение в определении направления политического процесса. Зачастую сторонники такой позиции просто сводят политику к личности лидера, вождя. Еще французский философ Блез Паскаль выразил эту позицию, сказав как-то, что если бы нос Клеопатры был чуточку короче или чуточку длиннее, то история человечества выглядела бы совершенно иначе. Роль личности в истории - вообще - и в политике - в особенности - обосновывается сторонникам данного подхода личными достоинствами вождей: политическим талантом, способностями, знаниями, навыками, авторитетом. Как видим, речь идет о том, что личностным качествам придается большее значение, чем собственно политическим позициям того или иного персонажа. В этом же ключе работают и те политические психологи, которые рассматривают не столько достоинства политиков, сколько, напротив, их комплексы в качестве мотива политического участия. Так, американский исследователь Дж. Барбер, следуя за австрийским психологом, психиатром и мыслителем Альфредом Адлером, предлагает компенсаторную теорию власти. Он полагает, что именно комплекс неполноценности, вызванный детскими травмами, пережитыми политиком на ранних стадиях становления его личности, мобилизует его на достижения, не сравнимые с достижениями его более удачливых сверстников.

2. Ученые принижают роль личности в политике. Помимо выявления «веса» категории личности в анализе политического процесса в политической психологии ставится и другая важная задача: понять, каково содержание взаимодействия личности и политики, какие тенденции прослеживаются в разных типах политических систем. В истории политической мысли сложились довольно устойчивые системы представлений, получившие классическое отражение в трудах английского философа-материалиста Томаса Гоббса, Г. Спенсера, французского политического деятеля Алекси́са-Шарля-Анри Клереля де Токви́ля, французского философа, писателя, мыслителя эпохи Просвещения Жана-Жака Руссо и других. Одна из моделей взаимоотношения между личностью и политикой описывается в терминах «подчинения» личности государству, мотивируется необходимость такого подчинения природой личности: неразумной, эгоистической и потому нуждающейся в контроле. Эта точка зрения идет от Т. Гоббса. Современные политологи вводят новые мотивы, объясняющие необходимость подчиненного положения личности, мотивируя его управленческими задачами (американский социолог и публицист Дэ́ниел Белл, американский социолог и политолог Се́ймур Ма́ртин Липсет, У. Мур), обеспечением устойчивости демократии (Р. Даль, У. Корнхаузер), достижения большего равенства (американский философ и политолог Джон Ролз, Г. Гэнс). Однако общим для всех приверженцев данной модели является представление о политическом регулировании как подчинении личности государству, организации, элите, ограничивающих участие рядового гражданина и его роль в политике. При этом сама личность выступает в роли пассивного объекта управления, нуждающегося в надличностных механизмах, способных обуздать ее несовершенную природу.

Обобщая развитие проблематики личности в политике, американский политический психолог Фред Ирвин Гринстайн предложил концепцию, определяющую значение личностного фактора в политическом процессе. Его роль становится особенно важной, во-первых, когда появляются абсолютно новые политические обстоятельства, не имеющие аналогов в прошлом. Во-вторых, - в сложной и противоречивой ситуации с большим числом неопределенностей. В-третьих, - в ситуации, когда есть выбор между различными силами, предлагающими разные политические решения. По мнению Ф. Гринстайна, роль личности в политическом процессе тем больше, чем более восприимчива среда к тому, что личность ей предлагает, чем выше позиция человека в политической системе и чем больше сила Эго того или иного политика.

22. Мотивы - основания и причины поведения человека. Политические мотивы - основания и причины поведения человека в сфере политики. Исторический и политический взгляды на мотивацию.

Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего в научной литературе мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и активность. Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к изменению восприятия субъектом ситуации. Его внимание в таком случае становится избирательным, и субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно. В свою очередь, мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотивы могут быть осознанными или неосознаваемыми. Основная роль в формировании направленности личности принадлежит осознанным мотивам. Следует отметить, что сами мотивы формируются из потребностей человека. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности.

23. Содержательные и процессуальные теории мотиваций. Теории биологического побуждения. Психологический гедонизм. Зависимость между результативностью поведения в политике и уровнем возбуждения (теория активации Дональда Олдинга Хебба). Бихевиористский подход в политических процессах. Внешняя и внутренняя мотивация в политике. Классическое и оперантное обусловливание. Гуманистический взгляд на мотивацию в политике. Теория потребностей Абрахама Харольда Масло́у. Когнитивистский взгляд на мотивацию в политике. Теория когнитивного диссонанса Лео́на Фе́стингера. Атрибутивная теория Фрица Хайдера. Применение содержательных и процессуальных теорий мотивации в политической деятельности. Теория мотивации Дэ́вида Кла́ренса Маккле́лланда. Теория двух факторов Фредерика Герцберга. Теория ожиданий Виктора Врума. Теория справедливости (равенства) Сэмюэля Адамса. Модель Лаймана Портера и Эдварда Лоулера. Подходы к мотивации людей в политической деятельности. Проблема политического участия.

Существуют два подхода к изучению теорий мотивации – содержательный и процессуальный.

Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые и являются основными мотивом их проведения, а, следовательно, и деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика Герцберга и Дэвида МакКлелланда.

Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по Виктору Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера - Лоулера.

Рассмотрим отдельно каждую из двух видов теорий:

1. Содержательные теории особое внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации. К ним относятся теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория приобретенных потребностей МакКлелланда, двухфакторная теория Герцберга и некоторые другие. В своей основе содержательные теории близки друг к другу. Основное их отличие состоит в отношении к первичным (по Маслоу) потребностям. МакКлелланд считал, что, как правило, эти потребности в сегодняшней ситуации уже удовлетворены, а Герцберг полагал, что они существенны только в том случае, когда несправедливо реализованы. Что касается вторичных потребностей (высших уровней мотивации), то, несмотря на различия в формулировках, все три автора содержательных теорий сходились во мнении, что они активно воздействуют на поведение человека. Основными недостатками данной группы теорий является то, что в реальной жизни проявление потребностей не осуществляется в строгой иерархической последовательности, а является производной от многих ситуационных факторов. Однако несомненная заслуга создателей рассмотренных теорий заключается в том, что они определили потребности как фактор мотивации личности и предприняли попытку классифицировать потребности и установить их взаимосвязь. Классификация потребностей на первичные и вторичные поддерживается большинством современных исследователей, однако единой, общепринятой классификации до сих пор не существует.

2. Процессуальные теории мотивации рассматривают проблему с другой точки зрения. Они не отвергают мотивирующую роль потребностей, но фокусируются на том, что заставляет человека прилагать усилия для достижения целей. К процессуальным теориям относятся теория ожидания Виктора Врума, теория справедливости Портера-Лоулера, теория «X» и «Y» Д. Макгрегора и другие.

• Теория ожиданий основана на положении, что наличие активной потребности — не единственная мотивация. Человек также должен надеяться, что действительно сможет ее удовлетворить, благодаря правильно выбранному типу поведения. Большую роль в разработке теории ожидания сыграл Виктор Врум, который ввел понятие валентности — предполагаемой степень относительного удовлетворения (или неудовлетворения) вследствие получения вознаграждения, или, другими словами, насколько вознаграждение соответствует ожиданиям вознаграждаемого.

• Теория справедливости основана на утверждении, что люди субъективно оценивают вознаграждение к затраченным усилиям, и ощущение, что кто-то другой отмечен больше и лучше, чаще всего начинают снижать интенсивность работы.

• Дугласом МакГрегором были предложены теория «X» и теория «Y», рассматривающие мотивацию человека с двух противоположных сторон. Теория «X» допускает, что большинство людей не заинтересованы в ответственности и что люди работают либо только из-за денег, либо из страха перед некими угрозами. Однако, создав теорию «X», МакГрегор пришел к выводу, что такое понимание человеческой природы не соответствует действительности, а менеджмент, построенных на этом подходе не отвечает современным потребностям. Таким образом, была создана теория «Y», основным постулатом которой является то, что люди не ленивы и не безответственны. Эта теория доказывает, что люди могут быть самоуправляемыми и творческими в работе при правильной мотивации. Следует особо подчеркнуть, что теория «X» и теория «Y» не являются взаимоисключающими противоположностями. Наоборот, их автор считает; что большинство людей имеет потенциал для того, чтобы быть зрелым и сознательным, таким образом, существует разница между позициями и поведением. Теории «X» и «Y» описывают позиции и склонности людей. Руководителю следует придерживаться теории «Y», но также следует помнить и о теории «X», так как с некоторым людьми необходимо некоторое время обращаться согласно теории «X», чтобы помочь им самореализоваться и перейти в категорию «Y».

24. Природа власти, ее психологические основы и источники. Сущность власти. Власть как разновидность психологического воздействия. Природа власти, ее психологические основы и источники. Исторический подход. Взгляды на власть в трудах Томаса Гоббса, Никколо Макиавелли, Арту́ра Шопенгауэра, Фри́дриха Ви́льгельма Ницше. Источники и основания власти (Джон Дентон Пинкстон Френч и Бертрам Рейвен).

Власть – это способность и возможность навязывать свою волю другим и управлять их действиями в своих интересах. Властью могут обладать субъекты политики: личности, политические организации и т.д. Борьба за власть является определяющим признаком политической̆ сферы общественной̆ жизни.

Природа власти:

– власть – это отношение между людьми, которое не является их характерной чертой или свойством;

– власть предметно обусловлена. Отношения власти не поддавались бы оценке, будь они неделимы. Каждая грань отношений имеет свой предел власти, т.е. “Х” имеет власть над “Y” в вопросе “А”, но не в вопросе “В”;

– власть относительна: “Х” имеет над “Y” больше власти, чем “Z”;

– власть “ситуационна”, т.е. зависит от условий, в которых осуществляется;

– власть отчасти опирается на одобрение наиболее авторитетной части людей (влиятельной партии);

– власть кончается там, где начинается насилие, хотя она и предполагает угрозу применения силы или насилия, но неспособность субъекта власти обеспечивать согласие людей без использования физического насилия означает, что власти не существует, а есть попытка оказывать давление.

Психологические основы власти: общественные законы суть законы сотрудничества и взаимовлияния чувств, желаний и представлений людей, вступающих в общественное взаимодействие. Однако любое сотрудничество – это действия людей, имеющих определенную направленность и предполагающих некоторую силу, а именно, власть. Власть рождается с самим общественным процессом, являясь одним из необходимых условий его функционирования. Власть есть сила направляющая, но в то же время сама порождается общественными силами, т.е. в известном смысле им подчинена и без их поддержки не может существовать. Власть неизбежна. Ее присутствие и последствия – принуждение видны во всех отношениях между людьми. Нередко власть и принуждение противопоставляют свободе. Свобода есть состояние независимости от внешних условий. Однако такое состояние не является внешне бездеятельным, когда человек и не подчиняется никому сам и не подчиняет никого, не поддается на чужое влияние и сам его не оказывает. Трудно представить себе общество, состоящее из людей подобного типа. Такое общество, строго говоря, упраздняется. Живя в обществе, человек не может быть свободным от общества. Нравственный интерес требует личной свободы как условия, без которого невозможны человеческое достоинство и высшее нравственное развитие. Но существование общества прежде всего зависит от безопасности всех живущих в нем. Любое общество не может существовать, если всякому желающему представляется беспрепятственно творить произвол. Власть вовсе не является непременно, результатом насилия, подавления одной личности друг



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: