№ 1
1. Влияние природных и геополитических условий на историческое развитие России.
2. Социально-экономическое развитие России в начале XIX в.
3. Дайте характеристику личности и деятельности одного из российских императоров XIX в. (по выбору).
№ 2
1. Основные теории возникновения государственности у восточных славян.
2. Внешняя политика России в конце XIX – XX вв. Русско-японская война.
3. Назовите наиболее выдающихся деятелей науки в России начала XXв. и их научные достижения, открытия и изобретения.
4.
№ 3
1. Древняя Русь в IX - начале ХII в.: возникновение государства, древнерусские князья и их деятельность.
2. Первая русская революция 1905-1907 гг.
3. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как он назывался. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Поляне же жили в те времена отдельно и управлялись своими родами... И были три брата: один по имени Кий, другой - Щек и третий -Хорив, а сестра их - Лыбедь. Сидел Кий на горе, где ныне подъём Боричев, а Щек сидел на горе, которая ныне зовётся Щековица, а Хорив на третьей горе, которая прозвалась по имени его Хоривицей. И построили город в честь старшего своего брата, и назвали его Киев. Был вокруг города лес и бор велик, и ловили там зверей, а были те мужи мудры и смыслены, и назывались они полянами, от них поляне и доныне в Киеве».
№ 4
1. Причины и особенности феодальной раздробленности на Руси.
2. Общественно-политическое развитие России. Политические партии начала XXвека.
3. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о какой битве идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Был же тогда день субботний, и на восходе солнца сошлись оба войска. И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышен был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лёд на замёрзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские с боем как по воздуху, и некуда им было убежать, били их 7 вёрст по льду… и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».
|
№ 5
1. Борьба Руси против внешней агрессии в XIII веке.
2. Деятельность I и II Государственных дум. Третьеиюньская монархия.
3. Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России первой половины XIX в. и их самые известные достижения.
№ 6
1. Объединение русских земель вокруг Москвы. образование единого Российского государства в XIV-XV вв.
2. Реформы П. А. Столыпина. Направления, итоги и значение аграрной реформы.
3. Назовите наиболее выдающихся деятелей науки и культуры России второй половины XIX в. И их самые известные достижения.
№ 7
1. Образование единого Российского государства в XIV-XV вв.
2. Участие России в Первой мировой войне: причины, роль Восточного фронта, последствия.
3. Прочтите отрывок из сочинения Н.М. Карамзина и укажите, о каком церковном деятеле идет речь.
Объясните, на основании чего вы это определили.
«Сей святой старец... предсказал Дмитрию кровопролитие ужасное, но победу... окропил святою водою всех бывших с ним военачальников и дал ему двух иноков в сподвижники, именем Александра Пересвета и Ослябю... »
|
№ 8
1. Россия в эпоху Ивана Грозного.
2. Февральская революция 1917 г. и политическая ситуация в период с февраля по октябрь 1917г.
3. Дайте общие определения для следующих понятий и назовите время, к которому они относятся:
А) Сенат, коллегии, магистраты. Б) Боярская дума, Земский собор.
№ 9
1. «Смутное время» и его последствия.
2. Распространение марксизма в России; образование РСДРП.
3. Прочтите отрывок из записок иностранца о российском государстве и укажите, с именем какого государя связано описываемое событие. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Челобитье же государь и великий князь архиепископов и епископов принял на том, чтобы ему своих изменников, которые измены ему, государю, делали, на тех опалу свою наложить, а иных казнить и всё имущество без остатка изъять, а учинить ему на своём государстве себе опричнин.. »
№10
1. Внешняя политика России в XVII веке.
2. Установление советской власти. Политика «военного коммунизма».
3. Прочтите отрывок из исторического источника и укажите, как называется период в истории России, о котором идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«После этого они во всю прыть скакали от одного города к другому до самого Путивля, оставляя после себя на всех постоялых дворах это известие, а именно, что Дмитрий не убит, а спасся, вследствие чего вся страна от Москвы до польского рубежа поверила, что царь Дмитрий и вправду спасся и ещё жив. Слух об этом дошёл до Москвы, в простонародье в связи с этим возникли дикие и нелепые мысли».
№ 11
1. Социально-политическое развитие России в XYII в..
|
2. Гражданская война в России: причины, этапы, участники, итоги.
3. Прочтите отрывок из летописной повести и укажите, о каком событии идет речь. Объясните, на основании чего вы это определили.
«Князь перешёл за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы. И сошлись обе силы великие вместе надолго и покрыли полки на десять вёрст от множества воинов, и была сеча ожесточённая и великая и бой упорный, сотрясение весьма великое: от начала мира сечи такой не бывало у великих князей русских... И вознёс Бог нашего князя за победу над иноплеменниками. А Мамай, в страхе затрепетав и сильно застонав, сказал: «Велик Бог христианский и велика сила его, братья... бегите непроторёнными дорогами». И, сам обратившись в бегство, быстро побежал обратно к Орде... Видя это и прочие... от мала до велика бросились в бегство...»
№ 12
1. Преобразования Петра Первого.
2. Новая экономическая политика: причины введения, мероприятия и итоги НЭПа.
3. Назовите общее определение для следующих понятий:
А) Дворяне, духовенство, крестьяне.
Б) Поместье, вотчина.
№ 13
1. Россия в XYIII в.: послепетровский период.
2. Образование СССР: предпосылки, причины, принципы создания Союза. Оформление тоталитарной системы в 20—30-е годы. Политическая система сталинизма.
3. С какими событиями, процессами в истории России связаны понятия «отруб», «хутор», «Крестьянский банк»? Объясните их значение.
№14
1. Внешняя политика России в XVIII в..
2. Форсированное экономическое развитие страны в 20-30-е г.г. XX в. Коллективизация и индустриализация, методы и результаты
3. Дайте характеристику одному из московских князей XIV - начала XVI в (по выбору).
4.
№15
1. Движение декабристов и его роль в истории России.
2. Внешняя политика СССР в 30е годы. СССР накануне второй мировой войны.
3. Составьте план-перечисление реформ 1860-1870-х гг. Дайте характеристику одной из реформ (по выбору).
№ 16
1. Буржуазные реформы 60-70-х г.г. XIX в.
2. Великая отечественная война: крупнейшие военные операции и основные события.
3. Прочтите отрывок из летописи и укажите, о каком событии в нем рассказано. Объясните, на основании чего вы это определили.
«... Тоя же зимы, в 3 день, царь и великий князь Иван Васильевич со своей царицей и своими детьми поехал из Москвы в село Коломенское: а от Троицы из Сергиева монастыря поехал в Слободу; 3 день прислал царь из Слободы к митрополиту всея Руси список, в нём писаны измены боярские и воеводские и всех приказных людей, которые измены делали и убытки государству. И на них царь великий князь гнев свой положил.... царь повелел учинить ему на своём государстве двор особый... »
№ 17
1. Формирование основных идейных направлений в России XIX в.: либерализм, славянофильство, западничество, народничество.
2. Советский народ в годы войны. Борьба советского народа против немецко-фашистских захватчиков на оккупированной территории.
3. Дайте характеристику одному из киевских князей IX-XII вв. (по выбору).
№18
1. Реформы С.Ю.Витте и П.А.Столыпина.
2. СССР в первые послевоенные годы (1945-1953 гг.).
3. Назовите, используя карту, народы Поволжья, Приуралья и Западной Сибири, которые проживали на территориях, присоединенных к России в XVI в.