Красить или не красить, вот в чём вопрос




Установить наличие красителя в составе археологической ткани очень непросто, Часто бывает сложно понять, где оригинальный цвет, а где – изменённый от долгого нахождения в земле или контакта со ржавчиной. Красители вообще сохраняются плохо. К тому же археологические источники слишком немногочисленны, чтобы дать нам верную картину.

Что же можно сказать о расцветке предметов одежды для ног эпохи викингов? Все фрагменты штанов из Хедебю окрашены – но при этом и сами штаны сшиты из очень тонкоспрядённой шерсти, что указывает на высокое положение их обладателя. Вполне вероятно, что менее состоятельные люди носили одежду из некрашеной и менее придирчиво подобранной ткани – как, например, штаны из Шоллехамн или фрагменты чулок из гавани Хедебю.

Согласно Хегг, фрагменты группы 22 из гавани были окрашены в красновато-коричневый цвет скорлупой грецкого ореха. Этот же краситель обнаружен и ещё на нескольких находках одежды из Хедебю. Он обладает антибактериальным действием, что весьма кстати для одежды, которую носили близко к телу – штанов или нижних туник. Кроме того, Хегг отмечает, что окрашены были фрагменты группы 39 (не уточняя, в какой цвет), а также фрагмент S19 – в синий или зелёный.

Наибольший интерес представляет окраска фрагментов 72А–В и 91А, принадлежавших к одним и тем же штанам. По всей видимости, здесь использовались два разных красителя: красный – у фрагментов, относимых к передней стороне штанов, и жёлто-зелёный – у фрагментов, относимых к задней стороне. Когда эти штаны были новыми, смотрелись они экстравагантно. В исландских сагах встречаются слова, обозначающие предметы одежды, окрашенные в разные цвета: hálfskiptr, hálflitr и tvískiptr. Кроме того, Хегг утверждает, что в сагах часто упоминается сочетание красного и зелёного – т. е. такое же, как у находки из Хедебю.

Крашеная льняная ткань определённо существовала – например, судя по находкам из погребений в Бирке Bj563 и Bj762. Однако при описании находки из погребения Bj905 ни Йейер, ни Арбман не упоминают какого-либо цвета. По-видимому, льняные фрагменты штанов здесь были некрашеными – как и большая часть льняной ткани из погребений в Бирке.

Хотя находки предметов одежды для ног демонстрируют очень ограниченный набор цветов, вполне вероятно, что в действительности он был шире. Поиск и обобщение научных работ, посвящённых окраске текстиля – это отдельная и очень большая задача. Пока же автор может порекомендовать читателям статью Кэролин Прист-Дорман о красителях, использовавшихся в эпоху викингов (Priest-Dorman, 1999).

 

Покрой штанов и чулок

 

«Высокие штаны» (hábrækr)

Ткань одной из находок из гавани Хедебю – группы фрагментов 72A–B и фрагмента 91A – по всей видимости, была гофрированной или плиссированной, что указывает на мешковатость штанов. На основании сложного расположения швов, а также различий ткани деталей a–g фрагмента 72AИнга Хегг предлагает считать эти фрагменты остатками ластовицы. По её словам, подобныйпокрой имели штаны и в раннем железном веке.

Если детальАа является частью передней ластовицы, то детальAb – это, по всей видимости, остаток прямоугольнойзадней части ластовицы. ДеталиАc–f в этом случае относятся к штанинам: деталиАc и Аd – к их передним частям, Аe и Аf – к задним. Деталь Аg, вероятно, представляет собой нечто вродеусиливающего шва или надставки поверхцентральнойчасти ластовицы. Хегг также не исключает, что штанины были сшиты из двух слоёв ткани.

 

 

Inga Hägg: Die Textilfunde aus dem Hafen von Haithabu, рисуноксостр. 32. Фотография сделана в Музее викингов в Хедебю.

 

Если фрагмент 72A был сшит так, как описано выше, то выходит, что все детали красного цвета были сосредоточены на одной стороне штанины, авсе жёлто-зёленые – на другой. Как уже упоминалось, двухцветные предметы, окрашенные в красный и зелёный цвета, известны нам из саг. Однако использование ткани двух цветов на каждой штанинеговорит о том, что в отличие от штанов раннего железного века, у этих штановна каждой штанинедолжно было быть по два продольных шва.

В то время как на фрагменте 72В нет ни швов, ни других указаний на его первоначальное расположение, по бокам фрагмента 91 чудом сохранилось несколько остатков, которые по цвету и плотности нитей кажутся идентичными деталям 72Ac и 72Ad. С учетом этого, Хегг предполагает, что фрагмент 91 является продолжением передней части ластовицы, и что располагался он непосредственно над деталью 72Аа. Если это так, то в целом ластовица должна была иметь длину не менее 30 см.

Конечно, интерпретацияостатков одежды эпохи викинговна основе находок раннего железного века возможна лишь на уровне домыслов. Однако учитывая, как мало найдено фрагментов штанов, относящихся к выбранной нами эпохе, неизбежно приходится строить предположения и расширять круг поисков, чтобы в итоге получить предмет одежды, покрой которого не вызывал бы сомнений. В этом случае необходимо понимать, на какие из дошедших до нас скудных свидетельств можно опираться, чтобывыдвигаемыегипотезыбыли хоть как-то обоснованы. В качестве отправной точки можно попробовать использовать параллели из соседних эпох и сходных культурных ареалов, однако и это предложение может оказаться спорным.

Как читатели уже поняли, интересующих нас археологических находок немного. Однако представляется, покрой штанов раннего железного является наилучшим на текущий момент объяснениемсложного расположения швов и деталей72Аa–g. Если известно, что такая схема использовалась, по крайней мере, в 500г. н.э., нетрудно предположить, что она могла сохранитьсяи до эпохи викингов. К тому же, хотяпривлечение саг в качестве источников об одеждах викинговнесколько проблематично, вероятно, прав Тор Евинг, который указывает, что с использованием покроя штанов железного века вполне согласуется упоминание «штановсо вставкой в седалищной части» (setgeirabrækr) в «Саге о людях из Лососьей долины» (Laxdælasaga).[4]

 

Интерпретация фрагментов 72Aa–g и 91А позволяет нам составить представление о покрое штанов, к которым они принадлежали. В то же время,существуюти гораздо более мелкие фрагменты, по которым восстановить первоначальный вид предмета одежды невозможно. К таким находкам относится, например, группа фрагментовштанов, аналогичных описанным выше,с территории поселения Хедебю (S19), которые слишком малы, чтобы по нимможно было восстановить покрой. Вместе с тем, этанаходкаговорит о том, что некоторые штаны могли сшиваться из двух слоёв ткани, причём «подкладка» была более низкого качества, чем ткань на лицевой стороне.

Следующим ключом к понимаю кроя этих штанов являются волнообразные складкина обеих группах фрагментов. Хегг указывает, что они хорошо согласуются с упоминаниемшироких штанов в складкув афганско-персидском источнике Х в. «Худуд ал-Алам». Согласно этому трактату,такие штаны носили викинги на Руси.

 

Из ста локтей тонкого льна, более или менее того, шьют они штаны, которые надевают, собирая их выше колена.

Перевод на русский выполнен с английского перевода В. Ф. Миронского.

 

Арабский автор Ибн Русте в рассказе о Руси даёт похожее описание,однакоуказывает ещё более невероятное количество ткани:сто локтей на каждую штанину.

В отличие от штанов, описанных в этих источниках, фрагменты из Хедебю изготовлены из шерсти. Тем не менее, Инга Хегг и Тор Евинг предполагают, что к широким штанам в складку с металлическими крючками уколен могли относитьсяостатки льнянойткани изпогребения Bj 905 в Бирке. К сожалению, сохранившиеся на крючкахфрагменты ткани слишком малы, чтобы можно было судить о покрое штанов, к которым крепились эти крючки.

Хотя находки из Хедебю являются пока что единственным более или менее наглядным археологическим свидетельством существования подобных штанов в складку, существуеттакже несколько их изображений – например,на «картинных камнях». В трактовкахизобразительных источников эпохи викингов следует соблюдать осторожность, однако эти камни всё-таки могут дать нам представление о том, как выглядели штаны, когда были «собраны выше колен», как об этом говорится в «Худуд ал-Алам».

 

 

Картинный каменьэпохи викинговвТёнгельгорде (Tängelgårda), приходеЛэрбру (Lärbro),Готланд,Швеция.

 

Серебряная фигурка из населённого пункта Уппокра (Uppåkra), провинция Сконе, Швеция. Фотография из буклета «Barbaricum» – сопроводительного материала к экспозиции Исторического музея Лунда.

 

 

Картинный камень из населённого пункта Стенкирка (Stenkyrka),приход Лилльбьеш (Lillbjärs), Готланд, Швеция.

 

 

Картинный камень из населённого пункта Халла (Halla), приход Броа (Broa), Готланд, Швеция.

 

Стоит отметить, что в «Худуд ал-Алам» не говорится напрямую, будто штаны у викингов сбирались у колен «намертво» – например, путём сборки в складки с последующей прошивкой. Сообщение этого анонимного источника можно понять и так, что при надевании штанов штанины подвязывались над коленями или фиксировались обмотками всякий раз заново.

С учётомэтого, Тор Эвинг предлагает новую интерпретацию изображений мужских фигур на гобелене из Осеберга. Он считает, что на них надеты широкие штаны, у которых штанины ещё не подвязаны. Это предположение остаётся спорным, но если оно всё-таки верно, с его помощью можнобыло бы объяснить некоторые изображения предметов одежды, напоминающих широкие штаны до колен, на картинных камнях – как, например, на картинном камне из местечка Смисс (Smiss) на острове Готланд.

 

 

Слева: Картинный камень из населённого пункта Смисс, остров Готланд, Швеция. Фотография предоставлена Государственным историческим музеем в Стокгольме.

Справа: Мужская фигура, гобелен из Осеберга, Thor Ewing: Viking Clothing, стр. 85.

 

По данным Инги Хегг у викингов не было специального слова для обозначения собранных в складки мешковатых штанов, однако Эвинг предполагает, что они могли называться hábrók, т.е «высокие штаны». Он ссылается на прозвище сподвижника Харальда Прекрасноволосого, Хаука Хаброка (HaukHábrók), который, предположительно, посещал Русь и мог вывезти такие штаны вместе со своим прозвищем оттуда.Кроме того, слово hábrók использовалось в скандинавской поэзии как эпитет ястреба, оперение на лапах которого отчасти напоминает мешковатые штаны до колен.[5]

 

«Высокие штаны», как и хангерок, можно назвать характерной приметой скандинавской культуры эпохивикингов. Однако в отличие от хангерока, «высокие штаны» не имеютпрототипов, относящихся к периоду до эпохи викингов – во всяком случае, о таких предметах одежды ничего неизвестно. Такоткудажепоявиласьидеятакогопокроя?

Викинги активно путешествовали, и известно, что иногда они привозили с собой на родину ткани – а возможно, и целые одежды. И хотя сегодня мешковатые штаны часто ассоциируются с арабской или восточной модой, и Ибн Русте, и неизвестный автор «Худуд ал-Алам» описывают «высокие штаны» как нечто для них экзотическое – а значит, они не были похожи на то,что носили в те времена на Востоке. Принимая это во внимание, Тор Эвинг предполагает, что «высокие штаны» либо были изобретенырусами и скандинавами в эпоху викингов, либо так ими была доведена до крайности идея мешковатого покроя штанов, уже известного к тому времени.

Инга Хегг предлагает более сложнуюродословную «высоких штанов». Она считает, что их предками былиштаны в частую складку, какие носили скифы. Вместе с римскими легионами, чья ранняя «униформа» впитывала в себя немало элементов из других культур, такие штаны попали к кельтам и превратились в брака (лат. braca) – штаны до колен, которые галло-германское население Европы по некоторым сообщениям носило как домашнюю одежду. Отсюда, благодаря северогерманским солдатам, в позднеримский период эта мода распространилась на Скандинавию. Если всё было так – значит впоследствии «высокие штаны» прошли в Скандинавии свой собственный путь развития, поскольку другие германцы в эпоху викингов ничего подобногоне носили.

 

 

Картинный камень из деревни Сокбёрн (Sockburn), графство Дарем, Англия.ThorEwing: VikingClothing, стр. 101.

Иногда «высокие штаны»называют «русскими штанами», однако их носили не только викинги, жившие на Руси. Этот покрой был известен и в Швеции, о чём свидетельствуют серебряная фигурка и картинные камни (иллюстрации см. выше), в Хедебю в Дании и, возможно, в Норвегии – если верна трактовка изображений с гобелена из Осеберга. Судя по резьбе на каменном кресте из деревни Сокбёрн (Sockburn), этот же покрой был известенв эпоху викингов и в Англии. И всё же, учитывая количество ткани, уходящей на такие штаны, они должны были быть очень дорогим и престижным предметом одежды.

 

«Штаны до лодыжек» (ökulbrækr)

Штаны из посёлка Шоллехамн имеют узкий крой – по крайней мере, в сравнении с плиссированными «высокими штанами» – шнурок в поясной части и узкие штанины с отделкой, доходящие до лодыжек. На сегодняшний день это наиболее сохранившаяся (хотя и фрагментированная) находка штановэпохи викингов, которая, теоретически, должна давать хорошее представление об их покрое. К сожалению, на практике всё не так просто. В отчёте Гутторма Йессинга, опубликованном в 1938 г., нет совершенно никаких указанийна то, как конкретно располагались на теле найденные фрагменты. Поэтому судить о точности реконструкции, предложенной Йессингом, сложно – и ещё сложнее интерпретировать эту находку с учётом новых данных.Ниже представлена реконструкция Йессинга.

 

 

Вид спереди Вид сзади

 

Dan Halvard Løvlid: Nye tanker om Skjoldehamnfunnet, иллюстрация со стр. 105-106. Красная линия на рисунке – это кайма, которую Йессинг не упоминает.

Йессинг считает, что швы с отделкой были расположеныпо внешним сторонам штанин, чтобы их было лучше видно. Два фрагмента с остатками подрубленной кромки (фрагменты А и В на рисунке) он помещаетпо левую сторону отвертикальной оси штанов. Длинный шов на фрагменте В у него становится частью продольного шва навнешней стороны штанины, а полоска ткани, являющаяся частью фрагмента В, огибает бедро вдоль пояса и доходит почти что до центральной линиисзади.

Как ужеговорилось, на левом краю фрагмента Аимеется вертикальная складка. По мнению Йессинга она являлась частью вертикального шва в паховой области штанов, хотя никаких следов от стежков сейчас на этой складке не видно.

 

Спередислева штаны частично сохранились до середины. Ткань была здесь в двух местах собрана в складки шириной соответственно 5,5 и 5,0 см вдоль вертикальной линии, так что есть очень весомые основания полагать, что посредине штаны имели вертикальный шов. Тем не менее, никаких его явных следов не обнаружено, и нити, которыми бы он мог быть прошит, не сохранились. Зато можно сказать, что вторая штанина должна была быть скроена аналогичным способом – так, как это показано здесь, либо немного иначе.

Gjessing, Guttorm: Skjoldehamndrakten. En senmiddelaldersk nordnorsk mannsdrakt, стр. 48.

 

Наконец, фрагмент D Йессинг располагает так, что его край со остатками шва примыкает снизу к боковому шву на фрагменте В. А поскольку на фрагменте D есть следы красных декоративных стежков, которых на фрагменте В нет, Йессинг предполагает, что этистежки заканчивались где-то над коленями.

На основе собственноговарианта расположении фрагментов Йессинг предлагает реконструкцию покроя штанов, согласно которой они сшивались из двух одинаковых элементов – штанин (наиллюстрации показана выкройка одной штанины). Продольные швы располагалисьна штанинах с внешних сторон.Сзади на линии пояса надставлена полоска ткани (возможно, две). Друг с другом штанины соединены вертикальным швом, который спускается от пояса к паху и поднимается к поясу с другой стороны. Ширину штанов на уровне талии Йессинг рассчитывает по длинам верхних краёв фрагментов А и В и получает 130–140 см.

 

 

Dan Halvard Løvlid: Nye tanker om Skjoldehamnfunnet, схема раскроя, предложенная Йессингом, стр. 154.

 

Дан Хальвард Лёвлид относится к реконструкции Йессингаскептически. Он отмечает, что расположение некоторых деталей очень неопределённо, а некоторые детали Йессинг вовсе упустил, что ставит под сомнение всю его реконструкцию.Согласно Лёвлиду, фрагмент А точно так же мог являться частью правой половины штанов, и складка, которую Йессинг считает припуском на средний шов, в таком случаебыла бы боковым швом правой штанины. Это значит, что ни строение шагового шва, ни общая ширина штанов достоверно не известны.

То же касается и длины штанов. Согласно с Йессингу, фрагменты В, D и Е вместе составляют длину левой штанины, которая в целом равна 1 метру.

 

Совокупная длина от кромки до внутреннего канта штанины просматривается со всей определённостью. С левой стороны различные фрагменты ткани состыковываются друг с другом по всей длине.

Gjessing, Guttorm: Skjoldehamndrakten. En senmiddelaldersk nordnorsk mannsdrakt, стр. 48.

 

Лёвлид отмечает, что Йессинг в своей реконструкции получил длину в 1 метр, расположив три фрагмента на небольшом расстоянии друг от друга. Будь эти промежутки больше, штаны оказались бы длиннее. Таким образом, если относить все фрагменты к левой половине штанов (что не исключено, но и не подтверждено документально), 1 метр – это лишь минимальная их длина.

Наконец, Лёвлид отмечает, что сзади фрагмент В заканчивается обрезом, линия которого проходит параллельно боковому шву на расстоянии 19–21 см от него. Это ставит под вопрос всю реконструкцию Йессинга. Наличие обреза не просто означает, что некий элемент в этом месте заканчивался – его край должен был к чему-то пришиваться, и в трактовке Лёвлида здесь было два продольных шва, которые располагалисьв верхней части левой штанины.

Наличие в нижнейчасти штанины (фрагмент Е) только одного шва Лёвлид объясняет тем, что по крайней мере левая штанина была сшита издвух элементов, соединённых горизонтальным швом. На фрагментах В, D и Еследов этого шва нет, однако он мог находиться в одном из промежутков между этими тремя фрагментами. В то же время, длина фрагмента С (правой штанины) составляет 71 см, и на нём тоже нет каких-либо следов горизонтального шва. Это может означать, что такого горизонтального швана правой штанине штанины не было вовсе, либо он располагался значительно выше, чем на левой, либо штаны имели длину более 118 см.В последнем случае между верхним краем фрагмента С и нижним краем фрагмента Вобразуется значительный промежуток.

Из-за всех неопределённых моментов, о которых было сказано выше, Лёвлид полагает, что однозначно восстановить покрой штанов изШоллехамн невозможно. При этом он считает вариант реконструкции, предложенный Йессингом, неправдоподобным, поскольку в нём, во-первых, присутствуют не все детали (например, не учитывается наличие обрезанного края на одном из фрагментов), а во-вторых, как выяснил Лёвлид, такая выкройка непрактична. Реконструкторы, использовавшие её, утверждают, что средний шов на штанах, сшитых таким способом, расползается.

Скепсис Лёвлидапо данному вопросу понятен, однако на основе его жеисследования всё-таки можно предложить непротиворечивую реконструкцию покроя этих штанов, в которой бы учитывались все известные данные.

У штанов раннего железного века и у чулок разных периодов, описанных в разделе «Находки с периферии скандинавского мира», есть одна общая черта: их покрой предусматриваетлишь один продольный шов на штанине или голенище. Данные о находке изШоллехамнэтому не противоречат. Нижние частиштанин (фрагменты С и Е)здесь сохранились достаточно хорошо, чтобы было видно, что на каждой из них был только один шов – по крайней мере на сохранившихся участках. С учётом этого, для восстановления покроя штанов из Шоллехамн более предпочтительным кажетсяопираться на выкройку железного века, чем изобретать новую, не имеющую аналогов в смежных эпохах (как у Йессинга), или предлагать версию с одним продольным швом на штанине внизу и двумя наверху (как у Лёвлида). К тому же, фрагменты 72А–В из гавани в Хедебю свидетельствуют о продолжении использования такого покроя в эпоху викингов.

 

 

 

Отталкиваясь от покроя штанов железного века, фрагмент В можно рассматривать не как фрагмент штанины с продольным швом, а как фрагмент штанины и подпрямоугольной ластовицы с задней части штанов. Такое расположение фрагмента объясняет наличие на нём обрезанного края, и в то же время оставляет возможность для сшиванияштанины одним продольным швом. В отличие от варианта выкройки, предложенногоЙессингом, такой покрой более практичен –он достоверно использовался до эпохи викингов, и в таких штанах можно былоработать и сражаться без боязни за целостность швов. Ластовица могла продолжаться и спереди, но указывающих на это фрагментов не сохранилось, а ширина и длина штанов по причинам, озвученным Лёвлидом,остаются неясными.

К сожалению, ввиду отсутствия деталей в отчёте Йессинга, невозможно судить о том, насколько предложенный нами вариант покроя согласуется с изначальным расположением фрагментов на теле погребённого. И если только небудет обнаружен более подробный отчёт о раскопках, этот вопрос останется открытым.

 

Помимо находки из посёлка Шоллехамн, есть ещё одно указание на существование в эпоху викингов штанов узкого покроя – это фрагменты 22А–С и 39А–В из гавани в Хедебю.

Поскольку они были найдены не в погребении, нельзя сказать наверняка, являются ли они вообще остатками штанов – Инга Хегг, например, считает, что группу фрагментов 39А–В можно рассматривать как часть рукава некоего предмета верхней одежды. В итоге, причиной, по которой она относит их к штанам, является сходство переплетения их ткани с переплетением ткани штанов раннего железного века.

Она предлагает рассматриватьгруппу фрагментов 22А–С как часть верхнего края штанов (либо штанины, либо ластовицы), конец ластовицы и шлёвку. Группу фрагментов 39А–В Хегг трактует как остатки паховойобласти других штанов. Фрагментыобеих группбыливыкроеныпреимущественно из ромбовидной саржи, но в некоторых случаях использовались другие типы переплетений. Причины такого подбора ткани остаются неясными: возможно, на определённых участках она должна была больше растягиваться, или же здесь было нецелесообразно использовать дорогую ткань, или же дело было просто во вкусе портного.

Но даже если признать, что эти штаны были сшиты в эпохувикингов, от них сохранилисьлишь верхние части, поэтому неясно, доходили ли их штанины до колен, или до лодыжек, или же заканчивались следками, как, например, на одной из находок из Торсберга. И поскольку археологические данные здесь ограничены, будет нелишнимрассмотреть и другие источники.

 

 

Изображение на картинном камне из прихода Ардре (Ardre), Готланд, Швеция.

 

 

Изображение на картинном камне из населённого пункта Ченгвиде (Tjängvide) неподалёку от церкви Алскуг (Alskogs kyrka), Готланд, Швеция.

 

РисунокнакартинномкамнеизприходаАрдренаостровеГотландслужит схематической иллюстрацией того, как могли выглядеть штаны из Шоллехамн и другие штаны той эпохи длиной до лодыжек – именно в такие одеты все члены команды корабля, изображенные здесь. Тот же мотив появляется на другом картинном камне с Готланда – из населённого пункта Ченгвиде.

 

Возможно, именно штаны длиной до лодыжки, упоминаются в сагах как ökulbrækr, hökulbrækr или höklabrækr. Значениеэтих слов было предметом дискуссий, однако Эвинг утверждает, что они связаны с древненорвежским словом okkla или ökkla (лодыжка), которое могло входить в состав сложных слов – в том числе, (h)ökul-skúaðr (в башмаках до лодыжки) и ökulbrækr (штаны до лодыжки).[6]

 

В сагах это слово обозначало одеяние простолюдина – а возможно, и вовсе«плохо одетого деревенщину». На основе этого Эвинг предполагает, что такие штанышились из грубой ткани и имели простой крой. Однако верностьтакого предположениясомнительна. Хоть в сагах штаны такого покроя, по-видимому, действительно были маркером низкого положения в обществе, это не обязательно отражало их реальноезначение в эпоху викингов.

Похоже, что Эвинг не знал о находке из Шоллехамн или о её новой датировке, относящей её к эпохе викингов. Эти штаны – длиной до лодыжек – были сшиты из белой шерстяной материи, которую было непросто соткать, и украшены тканой тесьмой и декоративными стежками. Их покрой остается неясным, но, как предполагает Лёвлид, он как минимум должен был быть сложнее той простой выкройки, которую предлагал Йессинг.

Всё это наводит на мысль, что хотя штаны из Шоллехамн, возможно, и не принадлежали богатому человеку, относить их к непрестижной и низкостатусной одежде было бы также неверно. С другой стороны, их принадлежность к саамскому костюму по-прежнему не исключена, что не позволяет напрямую судить по ним о моде викингов.

Штаны, найденные в Хедебю, определенно принадлежали человеку высокого положения, о чём говорят тонкая саржевая материя, и сложный крой, и тот факт, что они были окрашены. В то же время, невозможно сказать, доходили ли их штанины до лодыжек, а значит, и эту находку нельзя использовать как аргумент в пользу существования такого покроя. А вот поминальные камни с острова Готландпредставляют в этом отношении определённый интерес. Моряки здесь изображены с мечами, что говорит об их богатстве и высоком положении – поэтому маловероятно, что при этом они могли носить штаны, которые годились лишь простолюдинам.

Итак, есть определённые основания полагать, что викинги носили штаны длиной до лодыжек. Находка из Шоллехамн,при всей своей неоднозначности, ближе всего к этому покрою из всех известных на данный момент. Соотнесённостьтаких штанов с социальным положением их владельцевнеясна, однако она могла быть не столь жесткой, как об этом говорится в сагах.

 

 

«Штаны со следками» (leistabrækr)

На некоторых находках штанов, датируемых ранним железным веком, штанины заканчивались пришитыми следками или полосками ткани, которые закрывали стопу частично или полностью. Как уже говорилось, есть основания полагать, что такой покрой (каждая штанина сшита продольным швом из одного отреза ткани, сзади вшитчетырехугольник, иногда с дополнительными вставками-ластовицами спереди и/или сзади) просуществовал до эпохи викингов. Если это так, то фрагменты 22А–С и 39А–В из Хедебю можно интерпретировать как остатки штанов именно такого типа. К сожалению, нижних концов штанин в обоих случаях не сохранилось, так что на данный момент эти фрагменты можно относить к типу штанов со следками – в отличие, например, от находок из Шоллехамн или фрагментов«высоких штанов» из Хедебю, которые следков однозначно не имели – лишь предположительно.

Итак, археологические находки не дают нам надёжных сведений, однако Тор Эвинг отмечает, что согласно сагам,в эпоху викингов «штаны со следками» всё еще существовали. В главе CXXXIV«Саги о Ньяле» (Brennu-Njáls saga)Флоси решает надеть «штаны со следками». Такой жепредмет одежды появляется в главеXLV«Саги о Людях с Песчаного Берега» (Eyrbyggja saga). В главеXVI«Саги о людях из Фльотсдаля» (Fljótsdæla saga), упоминаются штаны с полосками ткани под ступнями (ср. находку из Дамендорфа).[7]

В сагах«штаны со следками» (leistabrækr) оказываются более престижным предметом одежды, чем«штаны до лодыжек» (ökulbrækr). Если так было в действительности, то найденные в гавани Хедебю группы фрагментов 22А–С и 39А–В из крашеной, тонко сотканной шерстяной ткани могли относиться именно к «штанам со следками». Однако, как уже говорилось, нет уверенности в том, что саги точно описывают реалии эпохи викингов.

Существование штанов со следками в сагах отмечено, однако неясно, насколько распространённым был подобный покрой. Так же есть неразрешенные сомнения насчет удобства их использования. Инга Хегг предполагает, что прототипомштанов со следками из Торсбергапослужил покрой штанов парфянских всадников, заимствованный в форму римских легионеров и таким образом распространившийся. Она считает, что такие штаны мог носить именно наездник – или даже предводитель наездников.

 

У пеших солдат следки, пришитые к штанинам, не только очень быстро истирались: иметь шов под ступнёй было неприятно, а в длительных переходах – и просто небезопасно. Другое дело – штаны для верховой езды. Следки на таких штанах довольно практичны, поскольку не дают сбиваться штанинам наверх, когда всадник в седле.

IngaHägg: Sacrificedgarments, стр. 29 сопроводительного буклета к выставке в Шлезвиге(Hägg, 2001).

 

Мёллер-Виринг, пересказывая опыт людей, носивших штаны со следками и чулки, сшитые в точности по образцам описанных выше находок, говорит, что шов, расположенный под стопой, при ходьбе сползает вбок и не доставляет неудобств. Однако она признаёт, что в обществе, где только богатый мог позволить себе иметь лошадь, могли существовать и специальные штаны для верховой езды, которые вместе с тем указывали бы на статус их владельца.

Из археологического контекста неясно, предназначались ли штаны из Торсбергадляверховой езды или нет. Эвинг же, в вопросе о том, как могли использовать штаны со следками викинги, вновь обращается к сагам, как к источнику информации, хоть и спорному. как викинги могли использовать броки со ступнями (leistabrækr). В Главе CXXXIV«Сагио Ньяле» есть эпизод, когда Флоси выбирает «штаны со следками», потому что решил идти пешком и хочет быть наравне со своими людьми. Отсюда, Эвинг приходит к выводу, что у викингов «штаны со следками» считались более пригодными для ходьбы, чем для верховой езды.

Флоси был в штанах, закрывавших всю ногу и ступню, потому что собирался идти пешком. Он знал, что тогда и другим покажется легче идти пешком.

Перевод В. П. Беркова. «Исландские саги» в 2-х томах, т. II. [8]

 

Несколько строчек из саг сложно назвать аргументомв пользу того, «штанов со следками» подходили только для пешейходьбы. Нотакжетрудносогласитьсяи сИнгой Хегг, которая считает, чтошовподстопойговорит об их предназначении исключительно для верховой езды. На нескольких дошедших до нас находок чулок времёндо и после эпохи викингов продольные швы находятся под стопой – и эти чулки не считаются каким-то элементами одежды всадников. Покрой седалищной части штанов раннего железного векаудобен для верховой езды, но не меньшую свободу движенийон давал и в пешем бою, и морском плавании, и в работе.

Если присмотретьсяккартинным камням и фигуркам, то может показаться, что некоторые изображённые на них люди– причём, как пешие, так и конные – одеты в «штаны со следками». Однако использовать это ощущение в качестве аргумента нельзя: ни по фигурке, ни по рисунку на камне на самом деле невозможно судить, одет ли изображённый в «штаны со следками», чулки, или его ноги вовсе босы.

Привсей фрагментарности имеющихся данных, можно заключить, что есть ряд указаний на существование в эпоху викингов «штанов со следками». Вероятно, они напоминалиболее ранние образцы: каждая штанина сшивалась продольным швом из одного отреза ткани, в седалищной части находилась широкая вставка. Кроме того, были возможны дополнительные вставки-ластовицына месте центрального шва спереди и между ног. Снизу к штанинам пришивались следки. Следок – как и на более поздних находках – мог сшиваться как из одной детали, так и из нескольких. Вероятно, такие штаны были более облегающими, и указывали на более высокий статус владельца, чем «штаны до лодыжек», однако вряд ли они предназначались только для верховой езды или только для ходьбы.

 

  Картинный камень из местечка Санда (Sanda), Готланд.   Изображение на картинном камне из посёлка Тёнгельгорда (Tängelgårda), приход Лэрбру (Lärbro), Готланд.  
  Серебряная статуэтка из Бирки (Bj 825). Фотография: Христер Олин, Шведский Государственный исторический музей

 

 

Чулки и штаны до колена

Как можно судить по находкам спериферии скандинавского мира, длинные чулки люди носили и до, и после эпохи викингов, афрагмент 2a–b из гавани Хедебю чётко указывает, что такие чулкиносилии в течение интересующего нас периода. И хотя найденные в Хедебю фрагменты текстиля слишком малы, чтобы полностью восстановить по ним покрой, некоторые деталипозволяют понять, как эти чулки могли выглядеть в целом. Ширина большего из этих фрагментов в обхвате (45–48 см) означает, что в длину чулок был выше колена. Вполне возможно, что он подвязывался к поясу кожаной тесьмой, (как более поздние чулки из Бокстена), и в этом случае продольный шов мог проходить по задней сторонечулка.

К сожалению, посколькуснизу деталь 2bоборван, нельзя ни определить общую длину изделия, ни понять, был ли это чулок или гетра. Однако Инга Хегг считает, что сильно потёртый участок фрагмента располагался на месте колена. В этом случаеизначально изделие было гораздо длиннее нынешних 27 см и доходило как минимум до лодыжки – а может быть и заканчивалось следком.

На территории поселения Хедебю было найдено ещё несколько фрагментов,относящихся к эпохе викингов (S25 и S37), которые, по мнению Хегг, также могут являются остатками чулка. Однако доказать это весьма сложно, так как фрагменты слишком малы, чтобы судить по ним об общей форме ипокрое данного предмета одежды.

Носки из Шоллехамнбыли намного короче чулок из Хедебю. По длинехорошо сохранившегосяфрагментаL1 можно установить, что первоначальная длина носка составляла 20–21 см. Очевидно, что эти носки к поясу не привязывались – они могли частично перекрываться обмотками, которые повязывались поверх штанин.

Вотчёте Йессинга положение фрагментов носков (как и фрагментов штанов) insitu подробно не описано, что затрудняет реконструкцию их покроя. Однако на фрагменте L1 сохранился шов, которым края голенища сшивались под пяткой. Благодаря этому можнопонять, что вертикальный шов на голенище находился спереди – в отличие, например, от чулок из Хедебю или периферийных находок, у которых эти швы располагались сзади.

 

 

 

DanHalvardLøvlid: NyetankeromSkjoldehamnfunnet, иллюстрация со стр. 128 (изменена)

Кроме того, Лёвлидпредполагает, что мысок носка из Шоллехамн (фрагмент L3) был пришит к нижней части голенища (фрагмент L2), а шов на самом мыске располагался сверху. Однако большая часть средневековых чулок, как более ранних, так и более поздних, сшивалась наоборот: учулок из Мартр-де-Вейр, Бремена и Бокстена швы на следках находятся снизу – как и у штанов из Торсберга. Лёвлид же утверждает, что посколькуна фрагментемыска, пришитом к правой сторонефрагмента L1,нет никаких следов продольного шва в том месте, где мысок соприкасался с концом голенища, этот шов мог находиться только сверху.

Аргументация Лёвлида, впрочем, не вполне убедительна, поскольку, сохранившийсяфрагмент мыска слишком мал, чтобы однозначно судить о расположении на нём продольного шва. Кроме того, в отчёте Йессинга во



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: