В русле развития революционно-демократической журналистики шестидесятых годов следует рассматривать сатирический журнал – «Будильник» при Н.А. Степанове (1865–1870). По своим идеям, темам, по внутриредакционной организации журнал был близок к «Искре», использовали ее опыт.
«Будильник». В первые годы существования (1865–1871) «Будильник» находился в лагере демократической журналистики; потом он стал одним из многих легковесных юмористических изданий.
«Будильник» был основан Н.А. Степановым, ушедшим в конце 1864 г. из «Искры». Разрешение на издание нового журнала Степанов получил сравнительно легко. Комментируя этот факт, И.Г. Ямпольский в обстоятельной работе по истории «Будильника» в 60-е годы справедливо отмечает: «Это произошло потому, что таким образом решили подорвать авторитет «Искры».
В «Будильнике» при Степанове печатались обозрения «политической жизни иностранных государств» (в форме юмористических очерков, рассказов, стихотворений, карикатур), «иллюстрированные повести, рассказы, драматические сцены, очерки быта и нравов разных сословий», «юмористические статьи по поводу различных современных событий», «литературная летопись» (краткое обозрение юмористических явлений в области литературы и журналистики, статьи полемические и проч.)», «хроника провинциальной жизни» и т.д. Столь широкий охват стал возможен благодаря активному участию в журнале многих поэтов, публицистов, художников. В 1865–1866 гг. заметную роль в «Будильнике» играл молодой талантливый публицист, сотрудник «Искры» И. Дмитриев. Он заведовал литературным отделом, участвовал в редактировании издания. В марте 1866 г. Дмитриев разошелся со Степановым и покинул журнал. В «Будильнике» немало материала социально значимого и политически злободневного. Здесь мы найдем характеристику общественной жизни, сдавленной полицейским режимом; высказывания о том, как преследуется свободное слово; сатирическое изображение помещичье-дворянской государственной машины.
|
«Будильнику» свойственно противопоставление богатых бедным, эксплуататоров эксплуатируемым, причем его авторы всегда на стороне угнетенных. Разоблачение капиталистов – еще одна важная тема «Будильника». В журнале немало материалов о тяжелых условиях труда на фабриках и строительстве железных дорог, о системе штрафов, об избиении женщин и многом другом, что нес с собой капитализм.
Однако по сравнению с «Искрой» и даже с «Гудком» в «Будильнике» было очень много так называемого нейтрального, развлекательного материала. Это, вероятно, объяснялось и объективными, и субъективными причинами.
К первым относятся преследования цензуры: она высасывала из журнала все самое яркое, политически острое, общественно значимое. Во-вторых, редактор журнала Степанов, человек демократических убеждений, не сблизился с революционными демократами, не сумел преодолеть ту черту, за которой протест против произвола и деспотизма превращался в стремление к глубоким социальным преобразованиям, естественно дополнялся революционным призывом. Ограниченность мировоззрения Степанова привела в свое время к его разрыву с Курочкиным. Теперь же она мешала наиболее революционно настроенным «искровцам», сотрудничавшим в «Будильнике», повернуть журнал навстречу «Отечественным запискам» и «Делу».
|
Вместе с тем, оставаясь демократом, Степанов не мог не понимать, по какому пути идет журнал. С горечью он видел, как читатель отворачивается от «Будильника»: вместо четырех тысяч подписчиков их осталось всего две. В 1871 г. Степанов покинул журнал. «Будильник» же с 1873 г. был возобновлен в Москве А.П. Суховым в виде безыдейного юмористического издания, рассчитанного на мещанские вкусы.
«Стрекоза́» — еженедельный художественно-юмористический журнал с карикатурами либерально-буржуазного направления. Издавался в Петербурге с 1875 по 1918 год.
В свое время наиболее значительный из журналов этого типа. В 1870—80-х гг. в «Стрекозе» печатались бывшие сотрудники «Искры»: П. В. Быков, Г. Н. Жулёв, Н. А. Лейкин, А. Н. Плещеев, П. А. Сергеенко, Л.И.Пальмин и другие. Созданный через два года после закрытия «Искры», новый еженедельник отразил перемены политической обстановки: не поднимаясь до сатиры, он направил острие юмора на «мелочи быта» (брак, семья, служебная карьера, светские условности и т. п.). Развлекательный материал, подчас скользкого содержания (ресторанные и альковные остроты), преобладал над политической злобой дня, критика чиновничьего аппарата подменялась высмеиванием личных недостатков отдельных представителей его.
По идейно-художественному уровню «Стрекоза» уступала «Искре», придерживалась либерального курса. Печатались обзоры общественной и литературной жизни, рассказы, фельетоны, драматические сценки, юмористические стихи. Наиболее активным сотрудником «Стрекозы» был И. Ф. Василевский, автор статей и фельетонов, в которых высмеивал идеологов реакции высокопоставленных чиновников, биржевых дельцов и т. п.
|
В 1900 году редакция журнала выпустила по своей инициативе в качестве главной премии журнала - бесплатное приложение: сборник «В мире смеха и шуток», куда вошли лучшие рассказы и юморески, увидевшие свет на страницах «Стрекозы»
С 1900-х гг. «Стрекоза» стала уделять больше внимания к вопросам политики (внутренней и внешней), на её страницах появились остроты и карикатуры на лидеров Государственной думы, министров. «Стрекоза» защищала традиционное реалистическое искусство, вела борьбу с декадентскими и модернистскими течениями в литературе.
В 1905 г. из журнала уходит И.Ф.Василевский (Буква), отдавший двадцать пять лет редактированию журнала. Какое-то время в «дни свободы» журнал выходит под названием «Спрут». Но в конечном итоге «Спрут» ограничился сатирой на «орлов реакции» - С.Дубасова, К.П.Победоносцева, которых при обилии сатирической журналистики в 1905 году не высмеивал только ленивый. В эти годы в журнал влилась группа талантливых молодых сотрудников и настойчиво предлагали молодому издателю М.Г.Корнфельду реформировать её. Появление А.Т.Аверченко послужило последним толчком для того, чтобы осторожный издатель согласился на реформу «Стрекозы». 3 апреля 1908 года наряду со «Стрекозой» начинает выходить «Сатирикон». В течение двух месяцев журналы выходят параллельно, пока 1 июня 1908 г. они не сливаются окончательно.
Какое-то время «Стрекоза» не выходит совсем. Спустя несколько лет в 1915 году издатель И.Богельман и редактор (с 1917 года) М.Архангельская начинают новое юмористическое издание и дают ему знакомое читателям название. Еженедельный журнал сатиры и юмора «Стрекоза» продолжал свою родословную от прежнего издания. Но в целом уровень публикаций в новой «Стрекозе» мало отличался от той прежней «Стрекозы», которую по ядовитому замечанию Аверченко можно было читать только в парикмахерской. В таком виде журнал просуществовал до января 1918 года, закрытый новой властью за вышучивание революционеров-большевиков.
«Осколки» — юмористический литературно-художественный еженедельный журнал. Издавался в Петербуге с 1881 по 1916 год.
До 1906 года издатель и редактор журнала — популярный писатель Николай Александрович Лейкин. С 1906 по 1908 год редакцию возглавляет писатель-юморист Виктор Викторович Билибин.
В 80-х годах XIX века «Осколки» — самый либеральный из российских юмористических журналов. В нем активно сотрудничает в ранние годы своего творчества А. П. Чехов. В 1882-87 годах в «Осколках» было опубликовано более 270 произведений Чехова.