(1)Потовые поры человека выделяют за время его ночного сна до полулитра пота, но особенно сильно мы потеем в жару и в тех случаях, когда мускулам приходится выполнять тяжёлую работу. (2)Тогда пот испаряется с кожи, испарение забирает у тела тепло, благодаря чему всё тело охлаждается. (3) (...) пот защищает нас от перегрева.
1. В каких из приведённых ниже предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте?
1. За время ночного сна потовые поры человека выделяют до полулитра пота, но особенно сильно мы потеем в жару и при выполнении тяжёлой работы.
2. Потовые поры выделяют за время ночного сна человека до полулитра пота, который защищает нас от перегрева.
3. Выделяясь особенно интенсивно в жару или во время тяжёлой работы, пот защищает человека от перегрева, испаряясь с кожи.
4. Особенно интенсивно человек потеет в жару или во время тяжёлой работы, но через некоторое время после этого тело его охлаждается.
5. Пот защищает организм человека от перегрева, поэтому люди часто потеют в жару или при выполнении тяжёлой работы.
2. Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста? Выпишите это слово (сочетание слов).
1. Зато 2. Например, 3. Иными словами, 4. Лишь 5. Во-первых,
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ВРЕМЯ. Определите значение, в котором это слово употреблено в первом (1) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ВРЕМЯ, -мени, мн. -мена, -мён, -менам, ср.
1. В философии: одна из основных объективных форм (наряду с пространством) существования бесконечно развивающейся материи. Вне времени и пространства движение материи невозможно.
|
2. Продолжительность, длительность чего-нибудь, измеряемая секундами, минутами, часами. Среднее суточное время.
3. Промежуток той или иной длительности, в который совершается что-нибудь, последовательная смена часов, дней, лет. Отрезок времени. Хорошо провести время. Продолжительное время. Выиграть время.
4. Определённый момент, в который происходит что-нибудь. Назначить время заседания. Время обеда.
5. Период, эпоха. Время года (весна, лето, осень, зима). Во времена Петра I. Суровое время.
6. Пора дня, года. Вечернее время. Дождливое время.
7. Подходящая, удобная пора, благоприятный момент. Всему своё время. Время обедать.
8. То же, что досуг. Нет времени для прогулок.
9. В грамматике: форма глагола, относящая действие или состояние к прошедшему, настоящему или будущему времени.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
углубИть мозаИчный зАперта добелА сОгнутый
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
1. Ответ был составлен в ДИПЛОМАТИЧНЫХ выражениях.
2. ЛИЧНОЕ начало пишущего неярко выражено в сочинении.
3. У меня сложилось ДВОЙСТВЕННОЕ мнение по этому вопросу.
4. Он с ДЕЛОВИТЫМ видом принимал участие в обсуждении этой проблемы.
5. После шторма на море наступило СРАВНИТЕЛЬНОЕ затишье.
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
|
ошибку и запишите слово правильно.
ТРЕНЕРЫдетских спортивных школ ДВУХСТАМ посетителям ЛЯГТЕ на спину
ИЗОБРЕТШИЙ эту модель пара ЧУЛОК
7. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) На производственном собрании обсуждались не только вопросы трудовой дисциплины, а также и новой системы оплаты труда.
2) Мы долго спорили над книгами, написанных известным телеведущим.
3) В повести «Котловане» А. Платонов раскрывает перед нами трагические судьбы разных людей, у которых отняли и веру, и надежду, и цель жизни, и само желание жить.
4) Следуя за А.С. Пушкиным, Ф.М. Достоевский показывает, что насколько маленький человек может быть велик своей душой, своими чувствами, и развивает в повести «Бедные люди», в романе «Преступление и наказание» тему «униженных и оскорблённых».
5) По прибытию в Париж я сразу же посетил Лувр.
6) Читая исторические романы, события прошлых лет словно оживают в памяти.
7) В своём романе «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов раскрыл индивидуализм Печорина и рассматривает не только его психологию, но и мировоззренческие основы его жизни.
|
8) Все, кто изучали процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.
9) Осуждая своих современников, М.Ю. Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье».
А | Б | В | Г | Д |
8. Определите слово, в котором пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.
сокр...щение прив...дение обн...жить (пороки) упр...щать заг...рающий
9. Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти
слова, вставив пропущенную букву.
(не видно ни)...ги,...боку от...мённое (прилагательное), вз...мать пр...бежище, пр...успел
ад...ютант, с...естное вз...скал, супер...гра
10. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
сит...чко продл...вать вермишел...вый рыж...ватый праздн...чный
11. Выпишите слово, в котором на месте пропуска пишется буква И.
раста..вший застел..шь обкле..нный задерж..шь меч..шься
12. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и
выпишите это слово.
1. Коль нет цветов среди зимы, так и грустить о них (НЕ)НАДО.
2. Князя Андрея раздражал холодный, (НЕ)ПРОПУСКАЮЩИЙ в душу взгляд Сперанского.
3. (НЕ)КАЖДЫЙ может точно сформулировать свою мысль.
4. Иван стал размышлять о том, что в хирургическом отделении очень (НЕ)ПЛОХОЙ коллектив.
5. Липы в старом саду (НЕ)ВЫРУБЛЕНЫ, их удалось отстоять.
13. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте
скобки и выпишите эти два слова.
1. Значение многозначного слова конкретизируется в тексте, (ПРИ)ЧЁМ некоторые слова только в данном тексте могут обозначать одно и ТО(ЖЕ) понятие.
2. (В)СЛЕД за непогодой пришли холода, а (ЗА)ТЕМ и первые заморозки.
3. Было особенно трудно (ПО)ТОМУ, что я был единственным специалистом на заводе, работающим (ПО)ЭТОМУ профилю, и всю ответственность принимал на себя.
4. Надо было (ВО)ВРЕМЯ собрать малину и (В)НАЧАЛЕ августа вырезать сухие кусты.
5. На меня, как и на брата, смотрели снисходительно: ЧТО(БЫ) я ни делал, мне ТО(ЖЕ) всё прощалось.
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
На зва(1)ом вечере нежда(2)о-негада(3)о было сказа(4)о немало тёплых слов, адресова(5)ых юбиляру, который растрога(6)о благодарил всех приглашё(7)ых.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.
1. Вдруг он ни с того ни с сего вскакивает.
2. Целую жизнь он потом если не рассказывал то вспоминал эту историю.
3. Один прыжок и лев на спине буйвола
4. Жидковатый чай и хлеб и масло казались Петру в этот вечер особенно вкусными.
5. В этом году море холодное и почти все пляжи пустынны.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые.
Отражаясь живым серебром (1) вода простиралась до другого берега, а (2) настоянный на полевых травах (3) ветер (4) слабо дуя (5) едва приметно колеблет молодую поросль (6) стелющуюся по карнизам другого берега.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны
стоять запятые.
Кроме того (1) отсутствие в пьесах Чехова борьбы-интриги (2) действительно (3) приводило к необычной организации речи персонажей, лишённой (4) казалось бы (5) какой-либо целеустремлённости, что (6) бывало (7) вызывало недоумение зрителей.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые.
На ранней заре (1) яблоневый сад (2) сквозь деревья (3) которого (4) блестит кое-где утреннее солнце (5) наполнен лиловым туманом.
19. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны
стоять запятые.
Последние метры пути показались Константину особенно трудными (1) но (2) когда они были
пройдены (3) и показалась горная вершина (4) то стало очень хорошо на душе.