Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ




Содержание

1. Цели и задачи освоения дисциплины 4

2. Место дисциплины в структуре образовательной программы 4

3. Результаты освоения дисциплины 5

4. Структура и содержание дисциплины 6

4.1. Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы 6

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины 7

5. Образовательные технологии 11

6. Учебно-методические материалы 12

6.1. Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий 12

6.2. Задания и методические указания по выполнению письменных

работ 19

6.3. Задания и методические указания по организации самостоятельной работы студента 24

6.4. Иные материалы 25

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение 27

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины 28

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Целями освоения дисциплины «Педагогика» являются: содействие становлению профессиональной компетентности студентов по решению комплексных задач в области образования, по созданию условий для полноценного обучения, воспитания, развития обучающихся.

Задачи дисциплины в области педагогической деятельности определены Федеральным государственным образовательным стандартом ВО по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура:

· изучение теоретических и практических основ педагогики;

· формирование профессиональных компетенций в области педагогики.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫВ СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

Дисциплина «Педагогика» относится к модулю общепрофессиональных дисциплин базовой части учебного плана по направлению подготовки 49.03.01 Физическая культура профиля «Спортивный менеджмент».

Дисциплина реализуется в Институте психолого-педагогического образования кафедрой профессиональной педагогики.

Для изучения данной учебной дисциплины необходимы следующие знания, умения и навыки, формируемые предшествующими дисциплинами:

Из курса «Психология»:

Знания: современные подходы к проблеме личности и ее роли в современном мире; потребности, мотивы, интересы, ценностные ориентации как движущие силы и условия развития личности.

Умения: анализировать и интерпретировать различные теоретические подходы к развитию человека и его личности; диагностировать уровень сформированности различных сторон познавательной деятельности;

Владения: техниками и приемами эффективного общения в будущей профессиональной деятельности.

Перечень последующих учебных дисциплин, для которых необходимы знания, умения и владения, формируемые данной учебной дисциплиной:

· «Методика обучения и воспитания в физкультурном образовании»;

· «Педагогическая практика».

РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Дисциплина «Педагогика» направлена на формирование следующих компетенций:

общепрофессиональные компетенции:

· ОПК-4: способность воспитывать у учеников социально-личностные качества: целеустремленность, организованность, трудолюбие, ответственность, гражданственность, коммуникативность, толерантность;

профессиональные компетенции:

· ПК-1: способность использовать основные положения и принципы педагогики, методы педагогического контроля и контроля качества обучения, актуальные дидактические технологии.

В результате освоения дисциплины «Педагогика» обучающийся должен:

Знать:

· основные положения и принципы педагогики;

· сущность, содержание и структуру педагогического процесса;

· методы педагогического контроля и контроля качества обучения;

· основные направления воспитания;

· технологии обучения и воспитания.

Уметь:

· планировать и организовывать мероприятия для воспитния у учеников социально-личностных качеств;

· анализировать и обосновывать выбор дидактических технологий;

· осуществлять мониторинг и оценку деятельности педагогов и обучающихся;

· использовать целесообразные приемы и методы для решения проблем, возникающих в педагогической деятельности.

Владеть / быть в состоянии продемонстрировать:

· методикой выбора методов, форм, средств обучения и воспитания;

· умениями анализа, проектирования, реализации, оценивания и коррекции педагогического процесса;

· основами современных технологий педагогической деятельности.

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Объем дисциплины и виды контактной и самостоятельной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице 1.

Таблица 1

Распределение трудоемкости дисциплины по видам работ

Вид работы Форма обучения
очная заочная
Семестр изучения
 
Количество часов Количество часов
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану    
Контактная работа, в том числе:    
лекции    
практические занятия    
лабораторные работы - -
консультации - -
другие виды контактной работы - -
Самостоятельная работа, в том числе:    
Изучение теоретического курса    
Самоподготовка к текущему контролю знаний Подготовка и защита реферата Подготовка к защите работ Контрольная работа Др. виды   - - - -   - - -
Подготовка к зачету    

 

4.2. Содержание и тематическое планирование дисциплины

Тематический план дисциплины

Таблица 2

Наименование разделов и тем дисциплины Семестр Всего часов Виды контактной работы, час Самост. работа, час Формы текущего контроля успеваемости. Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
Лекции Практич. занятия Лаб. работы Др. формы контактной работы Из них в интерактивной форме
Педагогика как наука         - - -   Обсуждение вопросов и заданий
Целостный педагогический процесс         - -     Обсуждение вопросов и заданий
Содержание образования         - -     Обсуждение вопросов и заданий. Практическая работа
Целеполагание в педагогике         - -     Обсуждение вопросов и заданий. Практическая работа
Теория и методика воспитания         - -     Обсуждение вопросов и заданий. Практическая работа
Теория обучения         - -     Обсуждение вопросов и заданий. Практическая работа
Педагогический контроль         - -     Обсуждение вопросов и заданий. Практическая работа
Дидактические технологии         - -     Обсуждение вопросов и заданий. Практическая работа
Итого по дисциплине       - -   59/15 Дифференцированныйзачет (15 ч.)

 

Практические занятия

Таблица 3

№ темы Наименование практических работ Кол-во часов
  Понятийный аппарат педагогики  
  Структура педагогического процесса  
  Содержание образования  
  Педагогическое целеполагание  
  Современные концепции воспитания  
  Разработка воспитательного мероприятия  
  Современные дидактические концепции  
  Педагогический контроль  
  Современные дидактические технологии  

 

Содержание разделов (тем) дисциплин

Тема 1. Педагогика как наука

Педагогика как наука, ее объект. Категориальный аппарат педагогики. Понятийный аппарат педагогики. Образование как общественное явление и педагогический процесс. Образование как целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества и государства. Взаимосвязь педагогической науки и практики. Связь педагогики с другими науками. Научные исследования в педагогике. Методы и логика педагогического исследования.

Развитие воспитания, образования и педагогической мысли в истории мировой культуры. Ведущие тенденции современного развития мирового образовательного процесса.

Тема 2. Целостный педагогический процесс

Понятие педагогического процесса. Целостность и общность как важнейшие свойства педагогического процесса. Закономерности, функции и движущие силы целостного педагогического процесса.

Структура педагогического процесса. Основные характеристики компонентов педагогического процесса.

Тема 3. Содержание образования

Сущность содержания образования. Различные концепции формирования содержания образования. Современные теории содержания образования: социокультурная, аксиологическая, компетентностная.

Документы, регламентирующие содержание образования: федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа, учебный план, рабочая программа.

Система образования как пространство выбора образовательного маршрута. Вариативность индивидуально-личностных маршрутов.

Тема 4. Целеполагание в педагогике

Педагогические цели, их особенности и функции. Уровни постановки целей. Виды педагогических целей: нормативные, инициативные, стратегические, тактические.

Методика целеполагания в педагогической деятельности. Требования к формулированию педагогических целей. Понятие диагностично поставленной цели. SMART-подход к выбору цели. Соотношение целей преподавания и целей учения.

Цель воспитания как педагогическая проблема: многообразие целей воспитания, источники целей воспитания, проектирование целей воспитания.

Тема 5. Теория и методика воспитания

Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.

Движущие силы и логика воспитательного процесса. Факторы воспитания личности. Базовые теории воспитания и развития личности.

Основные направления воспитания.

Особенности процесса воспитания. Условия эффективности процесса воспитания.

Принципы, методы, формы, средства воспитания. Технологии воспитания.

Различные классификации методов воспитания. Характеристика методов воспитания.

Классификация организационных форм воспитания по различным основаниям: по числу участников, по видам и направлениям деятельности. Характеристика отдельных организационных форм воспитания.

Средства воспитания. Характеристика основных средств воспитания.

Функции и основные направления деятельности классного руководителя. Содержание, форма и структура плана воспитательной работы. Методика разработки, организации и проведения воспитательного мероприятия.

Проблема выработки критериев оценки воспитанности человека. Оценка результатов процесса воспитания.

Тема 6. Теория обучения

Понятие о дидактике. Предмет и задачи дидактики. Сущность и основные функции процесса обучения. Движущие силы процесса обучения.

Закономерности процесса обучения: дидактические; гносеологические; психологические; кибернетические; социологические; организационные.

Принципы обучения: наглядность, доступность, последовательность, сознательность и активность, систематичность, научность и др.

Понятие о методе обучения. Варианты классификации методов обучения: по способу получения информации; по степени самостоятельности учебной деятельности; по дидактической цели. Критерии и этапы выбора методов обучения.

Организационные формы обучения как способы организации педагогического взаимодействия в процессе обучения. Многообразие организационных форм обучения в современном образовательном процессе. Классификация организационных форм обучения. Формы организации обучения: внешние (индивидуальная, парная, групповая, фронтальная работа); внутренние (вводное, обобщающее, контрольное занятие); общие (урок, лекция, семинар, экскурсия и др.).

Урок как основная форма обучения. Типология урока.

Понятие средства обучения. Классификация средств обучения. Функции средств обучения: формирующая; познавательная; дидактическая. Современные средства обучения. Условия эффективного применения средств обучения.

Современные дидактические концепции: теория поэтапного формирования умственных действий; теория развивающего обучения; теория проблемного обучения; концепция компетентностного подхода в обучении.

Тема 7. Педагогический контроль

Понятие и принципы педагогического контроля. Виды и методы педагогического контроля.

Понятие качества обучения. Педагогический мониторинг и педагогическая диагностика. Методы контроля качества обучения.

Критерии результатов контроля: нормативный; сопоставительный; личностный.

Тема 8. Дидактические технологии

Технологический подход в образовании. Понятие педагогических технологий, их обусловленность характером педагогических задач. Общая характеристика педагогических технологий, их классификация.

Основные современные технологии обучения: информационно-коммуникативные технологии, модульное обучение, интерактивные технологии обучения, технология проектного обучения, кейс-технология, игровые технологии, технология коллективного обучения, технологии здоровьесбережения, технологии дифференцированного физкультурного образования, фитнес-технологии.

Технологии оценивания учебных достижений обучающихся.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: