Задания и методические указания по организации и проведению практических занятий




Тема 1. Педагогика как наука

Контрольные вопросы:

1) Назовите основные категории педагогической науки и дайте их общую характеристику. Как соотносятся основные педагогические категории?

2) В чем отличие научного и педагогического знания от житейского?

3) Обоснуйте объект и предмет педагогики.

4) Каковы функции педагогики?

5) Почему педагогика рассматривается как наука и как искусство? Назовите основные задачи педагогики как науки.

6) Назовите формы связи педагогики с другими науками и проиллюстрируйте их примерами.

7) Какие подходы к изучению педагогических фактов и явлений Вы можете назвать?

Задания:

1) Выпишите определения основных педагогических категорий и понятий. Выберите наиболее удачное, на Ваш взгляд, определение и обоснуйте свой выбор.

2) Выстройте систему аргументов, доказывающих, что образование является социокультурным феноменом.

3) Выясните, какие проблемы развития образования обсуждаются сейчас в средствах массовой информации, на страницах научных периодических изданий, в органах управления образованием, родительской среде, профессиональных сообществах. Для этого обратитесь к периодике, официальным сайтам органов управления образования, родительским форумам и т.д. С использованием метода контент-анализа выявите эти проблемы.

4) Подготовьте доклад, раскрывающий историю развития воспитания, образования и педагогической мысли в России или за рубежом.

Тема 2. Целостный педагогический процесс

Контрольные вопросы:

1) В чем заключается целостность педагогического процесса?

2) Охарактеризуйте каждый компонент педагогического процесса.

3) Проиллюстрируйте примерами объективные и субъективные противоречия педагогического процесса.

4) Охарактеризуйте основные функции педагогического процесса: образовательную, воспитательную и развивающую.

5) Из каких этапов состоит педагогический процесс?

6) Означает ли принцип доступности, что обучение должно быть легким? Обоснуйте свое мнение.

Задания:

1) Проанализируйте слова В.В. Юдина: «Педагогический процесс вбирает в себя, согласно основной закономерности педагогики, три составляющие: воспитание (в узком смысле слова), обучение и развитие. Для нас принципиально важно разделение компонентов педагогического процесса, соответствующее элементам технологии: результат, деятельность ученика, деятельность педагога, и соответствующее закрепление понятий». Дайте развернутый ответ на вопрос: согласны ли Вы с систематизацией компонентов педагогического процесса, выделенных В.В. Юдиным? Опишите Ваше представление об образовательном процессе.

2) Приведите примеры, отражающие формулу педагогического процесса «обучая – воспитывать, воспитывая – обучать».

Тема 3. Содержание образования

Контрольные вопросы:

1) В чем заключаются требования Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования к личности и профессиональной компетентности педагога по физической культуре?

2) Согласны ли вы с мнением, что личностное содержание образование не совместимо с понятием качественного образования? Аргументируйте свое мнение.

3) Расскажите о разных подходах к формированию содержания образования (сциентистский, культурологический, компетентностный).

4) Каким образом стандарты влияют на отбор и моделирование элементов содержания профессионального образования? Приведите примеры.

5) Раскройте содержание понятий «формальное образование», «неформальное образование», «информальное образование», «инклюзивное образование».

6) Раскройте содержание документов, регламентирующих содержание образования: федеральный государственный образовательный стандарт, основная образовательная программа, учебный план, рабочая программа.

Задания:

1) В дореволюционной России существовали классические и реальные гимназии. Каким подходам формирования содержания образования они соответствовали? Можно ли найти аналогии в сегодняшней образовательной практике?

2) Определите на основе изучения стандарта образования, которое вы получаете, как учитываются в нем ваши интересы и возможности?

3) Предложите пример личностной составляющей в содержании образования.

4) Предложите решение проблемы формирования культуры здорового поведения на занятиях физической культуры.

5) Представьте, что Вы имеете возможность сформировать свою индивидуальную траекторию обучения. Предложите модуль дисциплин, который отвечает Вашим образовательным потребностям, выбрав 4 базовых дисциплины и 4 по профилю или профилизации. Обоснуйте Ваше предложение.

Тема 4. Целеполагание в педагогике

Контрольные вопросы:

1) Расскажите об основных группах (видах) целей в образовании. Раскройте содержание локальных целей (задач) образования.

2) Какие факторы влияют на определение целей урока?

3) Раскройте требования, предъявляемые к разработке целей обучения.

4) Охарактеризуйте роль различных источников (социальный заказ, природные особенности воспитанников, национальное своеобразие и др.) в определении целей воспитания.

5) Расшифруйте аббревиатуру SMART по отношению к целям обучения.

Задания:

1) Найдите конспект урока по физической культуре, проанализируйте, являются ли поставленные цели занятия SMART-целями.

2) Подумайте, изменятся ли цели одного и того же урока, если он проходит в образовательных организациях, провозгласивших различные миссии. В одной – «Мы формируем интеллектуальную элиту общества», в другой – «Сохраним здоровье нации».

3) Предложите цели дисциплины «Физическая культура», ответив на вопрос: «Что мне хотелось бы, чтобы учащиеся знали, могли спустя год или два после завершения обучения».

Тема 5. Теория и методика воспитания

Контрольные вопросы:

1) Охарактеризуйте основные направления воспитательной работы, задачи и содержание каждого направления.

2) Охарактеризуйте роль различных факторов (социальный заказ, особенности воспитанников, национальное своеобразие и др.) в определении целей воспитания.

3) Охарактеризуйте модели и стили воспитания.

4) Какие подходы к классификации методов воспитания существуют в педагогике? Что лежит в основе выбора того или иного метода воспитания? Приведите примеры.

5) Раскройте сущность различных видов деятельности (труд, игра, учение, общение) как средства воспитания.

6) В чем заключается проблема выработки критериев оценки воспитанности человека?

Задания:

1) Рассмотрите какую-либо модель воспитания, приведите примеры из истории и современности. Отметьте достоинства и недостатки выбранной вами модели воспитания.

2) Выявите достоинства и недостатки различных форм воспитания.

3) Составьте список источников по вопросу «национальное своеобразие воспитания».

4) Найдите в книге Я. Корчака «Как любить детей» составленную автором декларацию прав ребенка. Согласны ли Вы с ней? Какие правила Вы бы убрали, какие добавили? Аргументируйте свою точку зрения.

5) Раскройте условия применения и функции директивных (наказание, поощрение и др.) и гуманистических (игра, свободный выбор и др.) методов воспитания.

6) Покажите, как влияют цели и содержание воспитательной работы на выбор методов воспитания.

7) Сформулируйте и раскройте особенности технологии воспитания различных возрастных групп.

8) Разработайте план воспитательного мероприятия с использованием одной из форм воспитания.

9) Дайте характеристику одной из современных концепций воспитания. Покажите, как реализация концепции может повлиять на способы формирования физической культуры обучающихся.

Тема 6. Теория обучения

Контрольные вопросы:

1) Какие подходы к классификации методов обучения существуют в педагогике? Определите, в чем сильные и слабые стороны каждой классификации.

2) Объясните, что понимают под «приемами обучения». Раскройте связь между методом и приемом обучения.

3) Приведите примеры классификации средств обучения.

4) Как вы понимаете выражение «ориентировочная основа действий»?

5) В чем отличия индивидуального и дифференцированного подходов к обучению?

Задания:

1) Проанализируйте возможности методов обучения для формирования социальных качеств личности, для развития умственной, эмоционально-волевой сферы обучающихся.

2) Как отражается в методах обучения проблема активизации познавательной деятельности учащихся по овладению изучаемым материалом? Раскройте этот вопрос на конкретных примерах. Чем образовательный сайт должен отличаться от любого другого сайта?

3) Возможна ли замена «бумажных» учебников на электронные? Какие изменения в образовании могут произойти в связи с этим?

4) Составьте правила к какому-либо принципу воспитания и обучения. Помните, что правила должны раскрывать суть принципа, излагаться живым языком и относиться к деятельности учителя, проводящего занятие с позиции личностно-ориентированного обучения.

5) Найдите пословицы и поговорки, отражающие суть того или иного принципа обучения.

10) Дайте характеристику одной из современных дидактических концепций. Покажите, как реализация концепции может повлиять на способы формирования физической культуры обучающихся.

Тема 7. Педагогический контроль

Контрольные вопросы:

1) Как соотносятся между собой диагностика, мониторинг и контроль в образовании?

2) Разведите понятия педагогического контроля и контроля качества обучения.

3) Почему в ряде дидактических систем происходит отказ от отметки?

4) Раскройте содержание принципов педагогического контроля.

Задания:

1) Проанализируйте слова В.С. Аванесова: «Предмет педагогической диагностики – измерение (оценка) интересующих свойств личности, включенной в образовательный процесс. Отсюда следует, что эта диагностика является, или должна являться, (там, где она ещё не используется) частью педагогической практики и теории, т.е. педагогики. Отсюда, однако, не следует, что отношения педагогики и диагностики безоблачны. Напротив, история педагогики и теории педагогических измерений указывает не только на факты трудностей, возникавшие в отношениях между ними, но и на конфликты. Достаточно вспомнить об отношениях педагогики и педологии 30-х годов: основным методом последней были тесты, использовавшиеся для диагностики личности». Дайте развернутый ответ на вопрос: кто и как должен измерять (оценивать) качества личности ученика, воспитанника: руководители образования, родители, педагоги или кто-то другой? Обоснуйте Вашу точку зрения.

2) Напишите эссе на тему «Объективная оценка знаний – реальность или фантазия?»

3) Согласны ли Вы с мнением, что дифференцированную отметку по предмету «Физическая культура» нужно заменить на «зачтено – не зачтено». Предложите эффективную систему контроля качества обучения по предмету «Физическая культура». Обоснуйте свое мнение.

Тема 8. Дидактические технологии

Контрольные вопросы:

1) Раскройте сущность понятия «педагогические технологии».

2) Назовите основные подходы к классификации технологий обучения.

3) Проведите сравнительный анализ технологии и методики.

Задания:

1) Подготовьте обзор основных дидактических технологий в современных российских и зарубежных исследованиях.

2) Познакомьтесь с классификацией педагогических технологий Г.К. Селевко. Запишите примеры педагогических технологий для каждой классификационной группы.

11) Выберите одну из дидактических технологий и раскройте ее сущность. Покажите, как реализация технологии может повлиять на проведение учебных занятий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: