Абсолютнаяреклама, нулеваяреклама




 

То, что мыпереживаем,это поглощениевсех виртуальныхмодусов выраженияв модусе рекламы.Все оригинальныекультурныеформы, вседетерминированныеязыки поглощаютсяв модусе рекламы,потому что онне обладаетглубиной, онмгновенныйи мгновеннопредаетсязабвению. Триумфискусственнойформы, меньшийобщий знаменательвсех значений,нулевая степеньсмысла, триумфэнтропии надвсеми возможнымитропами. Низшаяформа энергиизнака. Эта невнятнаямгновеннаяформа, лишенапрошлого, будущего,лишена возможнойметаморфозы,поскольку онапоследняя,обладает господствомнад всеми остальными.Все актуальныеформы деятельностистремятся к рекламе, и многиетам исчерпываются.Не обязательнореклама номинальная,та, котораяпроизводитсякак таковая– но рекламная форма,форма упрощенногооперациональногомодуса, неяснособлазняющего,туманно консенсуального(все модальноститам перемешаны,но приглушенным,раздраженнымобразом). Болееобобщенно,рекламная формаэто форма, вкоторой всеединичныесодержанияаннулируютсяв тот самыймомент, когдаони могут бытьзатранскрибированыодни в других,в то время какособенностью«тяжелых»высказываний,артикулированныхформ смысла(или стиля), являетсято, что они немогут бытьвыражены однив других, неболее чем правилаигры.

Это долгоеприближениек переводимости,а значит к тотальнойкомбинаторике,каковой являетсякомбинаторикавнешней прозрачностилюбых вещей,их абсолютнойрекламы (и чьяеще раз профессиональнаяреклама являетсялишь эпизодическойформой), можетрасшифровыватьсяв перипетияхпропаганды.

Реклама ипропагандаобретают весьсвой размахначиная с Октябрьской революции имирового кризиса1929. Два массовыхязыка, возникшиеиз массовогопроизводстваидей или товара,их реестры,изначальноразделенные,прогрессивностремятся ксближению.Пропагандастановитсямаркетингоми мерчендайзингомглавных идей,политическихлюдей и партийс их «фирменнымимиджем». Онаприближаетсяк рекламе какпосредническоймодели единственнойвеликой и настоящейстержневойидеи этогоконкурентногообщества: товари марка. Подобноесовпадениеопределяетобщество, нашеобщество, вкотором несуществуетбольше различиямежду экономическими политическим,потому что тамповсюду царитодин и тот жеязык, общество,в которомполитическаяэкономия, говорябуквально,наконец полностьюреализована.То есть, растворенакак специфическаяинстанция (какисторическиймодус социальногопротиворечия),разрешена,абсорбированав языке безпротиворечий,как сон, потомучто изборождена всего-навсегоповерхностнымиинтенсивностями.

 

Последующаястадия будетпреодоленатогда, когдаязык дажесоциального,после языкаполитического,смешается сэтим ослепляющимвлечениемраздраженногоязыка, когдасоциальноестанет рекламой,будет избраноподавляющимбольшинством,в его попыткенавязать собственныйфирменныйобраз. С рангаисторическойсудьбы, каковойоно являлось,само социальноескатилось доранга «коллективногопредприятия»,утверждая своюрекламу во всехнаправлениях.Взгляните,какую прибавочнуюстоимостьсоциальногостараетсяпроизвестикаждая реклама:werbenwerben75– воздействиесоциального,присутствующегоповсюду, настенах, в горячихи безразличныхголосах женщиндикторов, вважных и пронзительныхголосах звукозаписии в многочисленныхтональностяхвидеороликов,которые бегутповсюду передглазами. Вездесущаясоциальность,абсолютнаясоциальность,реализованная,наконец в абсолютнойрекламе – тоесть тотальнораствореннаяи она тоже,социальность,галлюцинирующаякак след навсех стенахв упрощеннойформе просьбысоциального,немедленноудовлетвореннойэхом рекламы.Социальноекак сценарий,чьей растерявшейсяпубликой являемсямы.

Так рекламнаяформа, заставилапризнать себяи развиласьза счет всехдругих языков,как все болееи более нейтральная,эквивалентнаяриторика, безэффектов, как«туманностьбез синтаксиса»,сказал бы ИвСтурдзе, котораяобволакиваетнас со всехсторон (и котораяодновременноисключаетнастолькоспорную проблему«веры» и эффективности:она не предлагаетинвестироватьозначаемые,она даруетупрощеннуюэквивалентностьвсех некогдаразличныхзнаков, и устрашаетих самой этойэквивалентностью).Это определяетграницы ееактуальноймощи и условияее исчезновения,посколькуреклама сегодняне являетсябольше ставкой,она есть одновременно«вхождениев нравы», а такжевыход из этойсоциальнойи моральнойдраматургии,которую онапредставляласобой еще двадцатьлет назад.

Это не толькопотому, чтолюди большене верят в нее или воспринялиее как рутину.Дело в том, чтоесли раньшеона поражалаэтой мощьюупрощения всехязыков, то сегодняона лишена этоймощи из-за другоготипа языка, ещеболее упрощенногои, стало быть,более операционального:информационныхязыков. Моделькадра, звуковойленты и сериикартинок, которыенам предлагаетреклама, наравнес другими крупнымисредствамимассовой информации,модель комбинаторноговыравниваниявсех предлагаемыхдискурсов, этотеще риторическийконтинуумзвуков, знаков,сигналов, слоганов,которые онавоздвигаеткак тотальноеокружение,далеко опережена,напрямую в еефункции симуляции,магнитнойлентой, электроннымконтинуумом,который намечаетсяв конце этоговека. Микро-процесс,дигитальность,кибернетическиеязыки заходятгораздо дальшев том же смыслеабсолютногоупрощенияпроцессов, чегоне делала ещереклама на еескромном уровне,еще воображаемоми зрелищном.И потому какэти системызаходят дальше,они поляризуютсегодня этоослепление,когда-то принадлежавшеерекламе. Именноинформация,в информатическомсмысле этогопонятия, положитконец, уже кладетконец царствурекламы. Вот,что внушаетстрах, и вот,что завораживает.Рекламная«страсть»переместиласьв компьютерыи в информатическуюминиатюризациюповседневнойжизни.

Предвосхищающейиллюстрациейподобнойтрансформацииявилась папулаК.Ф. Дика, этотрекламныйтрансисторичныйимплантант,разновидностьпередающейприсоски,электронногопаразита, которыйкрепится нателе, и от которогоочень трудноизбавиться.Но папула этоеще и посредническаяформа: это ужеразновидностьвнедряемогопротеза, которыйк тому же вдалбливаетрекламныесообщения.Итак, гибрид,но предвосхищениепсихотропныхи информатическихсетей автоматическогоуправленияиндивидами,рядом с которымрекламноевоздействиеподобно восхитительнойперипетии.

 

Самый интересныйна текущиймомент аспектрекламы этоее исчезновение,ее разжижениекак специфическойформы, или простокак медиума.Она больше не(или никогдаим и не являлась)средство коммуникацииили информации.Или она происходитиз этого специфическогобезумия сверхразвитыхсистем, чтобыизбиратьсякаждое мгновение,и таким образом,служить объектомсобственнойпародии. Еслив определенныймомент товарбыл собственнойрекламой (идругой не было),то сегодняреклама сталасобственнымтоваром. Онасмешиваетсясама с собой(а эротизм, которымона себя наделяет,не более чемавто-эротическийпоказательсистемы, которыйотныне обозначаетсебя сам – отсюдаабсурдностьвидеть в этом«отчуждение»женского тела).

Посколькумедиум сталсобственнымсообщением(что обуславливаеттот факт, чтоотныне существуетзапрос рекламына нее саму, ичто, таким образом,вопрос веритьв нее или нет,даже и не ставится),реклама находитсяв полном соответствиис социальным,чье историческоетребованиеоказалосьабсорбированочистым и простым спросом социального:спросом вфункционированиисоциальногокак предприятия,как ансамбляуслуг, как образажизни или выживания(необходимоспасти социальное,как необходимозащитить природу:социальное– это наша ниша)– а когда-тооно было чем-товроде революциив самом егопроекте. Чтодавно утеряно:социальноепотеряло какраз эту мощьиллюзии, оноупало на уровеньпредложенияи спроса, каки работа отошлаот антагонистическойсилы капиталак простомустатусу занятости,то есть блага(вероятно, редкого)и услуги каки все другие.Станет возможно,таким образом,делать рекламуработы, радостьнайти работу,точно так жекак станетвозможно делатьрекламу социального.А настоящаяреклама здесьуже сегодня:в дизайнесоциального,в возвеличиваниисоциальногов различныхформах, в неистовом,упрямом призывесоциального,потребностьв котором заставляетрезко себяпочувствовать.

Фольклорныетанцы в метро,бесчисленныекампании забезопасность,слоган «завтрая работаю»,сопровождаемыйулыбкой, когда-топредназначеннойдля досуга, ирекламныйролик, посвященныйвыборам забезукоризненночестных людей:«Я никому непозволяю голосоватьза меня» – абсурдныйслоган и которыйзвучал настолькоэффектно фальшиво,о смехотворнойсвободе, о свободесовершитьсоциальноедействие всамом его отрицании.Это не случайно,если реклама,после того, какдолгое времяпередавалаимплицитныйультиматумэкономическоготипа, говоряи неутомимоповторяя: «Япокупаю, я потребляю,я наслаждаюсь»,повторяетсегодня во всехформах: «Я голосую,я участвую, яприсутствую,меня это касается»– зеркалопарадоксальнойнасмешки, зеркалобезразличиялюбого публичного значения.

Обратнаяпаника: известно,что социальноеможет растворитьсяв паническойреакции, бесконтрольнойцепной реакции.Но оно можеттакже растворитьсяв обратнойреакции, инертной цепной реакции,каждом пресыщенноммикро-универсуме,саморегулируемом,информатизированном,изолированномв своем автоматическомуправлении.Реклама являетсяпрообразомэтого: первыйнабросок беспрерывнойнити знаков,как лента телетайпов– каждый изолированв своей инерции.Предвещающаяформа пресыщенногоуниверсума.Заброшенного,но пресыщенного.Анестезированного,но переполненногодо треска. Именнов подобномуниверсуме,набирает силуто, что Вирилионазывает эстетикойисчезновения.Начинают появлятьсяфрактальныеобъекты, фрактальныеформы, дефектныезоны, являющиесярезультатомпресыщения,и значит, процессамассивногонеприятия,абреакции илиоцепененияобществаисключительнопрозрачногодля самогосебя. Так жекак и знакирекламы, мыприумножаемся,становимсяпрозрачнымии бесчисленными,делаемсясветопроницаемымиили ризоматичнымидля того, чтобыускользнутьот предельнойинертной точки– мы выходимна орбиту,подключаемся,превращаемсяв сателлит,архивируемся– пути пересекаются:есть звуковаялента, видеолента,как в жизниесть лента-работа,лента-досуг,лента-транспорт,и т.д., все этозахваченолентой-рекламой.Повсюду имеетсятри или четыреленты, а вы напересечении.Поверхностноенасыщение иослепление.

Так как остаетсяослепление.Необходимотолько увидетьЛас Вегас, абсолютныйрекламный город(город пятидесятых,город безумныхлет рекламы,и который сохранилтот шарм, сегодняв каком-то родеретро, посколькуреклама тайноприговоренапрограмматичнойлогикой, котораяпородит довольноразличныегорода). Когдавидишь, как ЛасВегас целикомвозникает изпустыни рекламнымсиянием наисходе дня, ивозвращаетсяв пустыню навосходе, тогдавидишь, чтореклама этоне то, что оживляети украшаетстены, она то,что стираетстены, стираетулицы, фасадыи всю архитектуру,стирает всеоснование ивсю глубину,и что именноданное уничтожение,данное поглощениевсей поверхности(неважно какиезнаки тамциркулируют)погружает насв эту одурманенную,гиперреальнуюэйфорию, которуюмы не променяембольше ни чтодругое, и котораяявляется пустойформой и безобращения ксоблазну.

 

Язык позволяеттогда увлечьсебя своемудвойнику, исращиваетлучшее с худшимв призракрациональности,чьей формулойявляется: «Вседолжны в этоверить». Таковопослание того,что собираетнас в массу.

 

Ж.-Л. Бутт, Деструкторинтенсивностей.

 

Реклама, такимобразом, какинформация:деструкторинтенсивностей,акселераторинерции. Посмотрите,с какой скукойтам повторяютсявсе приемысмысла и бессмысленности,все процедуры,все приспособленияязыка коммуникации(функция контакта:вы меня слышите?Вы на меня смотрите?Оно будет говорить!– референциальнаяфункция, поэтическаядаже функция,аллюзия, ирония,игра слов,бессознательное),как все этопоставленов точности, каки секс в порно,то есть, безверы во всеэто, с той жеусталой непристойностью.Вот почемубесполезноанализироватьотныне рекламукак язык, посколькупроисходитнечто иное:дублированиеязыка (изображенийточно также),которому неотвечают нилингвистика,ни семиология,потому что ониработают снастоящейоперациейсмысла, непредчувствуяэтой карикатурнойчрезмерностивсех функцийязыка, этоговыхода на огромноеполе насмешкизнаков, «потребляемых»,как говоритсяв контекстеих насмешки,за их насмешкуи коллективныйспектакль ихигры, лишеннойставки – также как и порноэто гипертрофированнаяфикция секса,потребляемогов его насмешке,за его насмешку,коллективныйспектакльбессодержательностисекса в егобарочном успении(именно благодарябарокко появиласьэта триумфальнаянасмешка имитациимрамора, фиксирующаякрушение религиозногов оргазме статуй).

Где золотойвек рекламногопроекта? Превознесениеобъекта посредствомкартинки,возвеличиваниепокупки и потребленияпосредствомконтролируемыхрекламныхрасходов? Какимбы ни былозакабалениерекламы управлениемкапитала (ноэтот аспектвопроса, вопроссоциальногои экономическоговлияния рекламы,всегда остаетсянерешенными, в сущности,неразрешим),она всегда былане более чемпорабощеннойфункцией, онабыла зеркалом,направленнымв сторонупространстваполитическойэкономии итовара, онабыла в какой-томомент егославным воображаемым,воображаемымразорванного,но находящегосяв экспансиимира. Но универсумтовара большетаковым неявляется: этопресыщенныйи инволюционирующиймир. Внезапноон потерял своетриумфальноевоображаемое,и от стадиизеркала он вкаком-то родеперешел к траурнойработе.

Не существуетбольше сценытовара: остаетсялишь ее непристойнаяи пустая форма.А реклама служитиллюстрациейэтой пресыщеннойи пустой формы.

Вот почемуона не имеетбольше территории.Ее уловимыеформы большене значимы.Форум Центральногорынка76,например, являетсягигантскимрекламнымансамблем –операциейрекламы. Этоне рекламакого-то, никакойфирмы, он дажене обладаетстатусом настоящегокоммерческогоцентра илиархитектурногоансамбля, неболее чем Бобурв действительностиявляется культурнымцентром: этистранные объекты,эти супергаджетыпросто показывают,что наша социальнаяментальностьстала рекламной.И что-то, такоекак Форум,иллюстрируетнаилучшимобразом то, чтостало рекламой,то, что стало публичнойобластью.

Товар погребаетсякак информацияв архивах, какархивы в бункерах,как ракеты ватомных пусковыхшахтах.

Конец товарасчастливогои раскрытого,отныне он избегаетсолнца, и внезапностановитсяпохож на человека,потерявшегосвою тень. ТакФорум Центральногорынка достаточнопохож на человеческиепохороны –похоронныйлюкс погребенноготовара, прозрачногов свете черногосолнца. Саркофагтовара.

Все здесьмертвенно,мрамор белый,черный, светло-розовый.Бункер-футляр,этого богатогосумрака, снобистскогои матового,минеральноепространствоандерграунд. Тотальноеотсутствиефлюидов, нетбольше дажетакой жидкойинтереснойерунды, какводная пленкаПарли 2, которая,по крайнеймере, обманывалазрение – здесьнет больше дажезабавной уловки,лишь притязательныйтраур, введенныйв игру. (Единственнаясмешная идеяансамбля этокак раз человеки его тень, идущиев оптическойиллюзии повертикальнойбетонной плите:гигантскоеполотно красивогосерого цветана свежем воздухе,служащее кадромоптическойиллюзии, этастена живая,не желая того,в контрастес семейнымсклепом откутюр и претапорте,который собойпредставляетФорум. Эта тенькрасива, потомучто она являетсяконтрастнойаллюзией нанизший мир,потерявшийсвою тень).

Все, что можнобыло бы пожелать,открыв однаждыдля публикиэто священноепространство,и из страха,как бы загрязнение,как и в случаес гротами Ласко,его безвозвратноне испортило(подумаем обушующей массесистемы скоростноготранспорта),так это то, чтобыего немедленнозакрыли отдвижения ибесповоротнонакрыли саваном,дабы сохранитьнетронутымэто свидетельствоцивилизациипарвеню, перешагнувстадию апогея(apog é e),в стадию подземнойгробницы(hypog é e),товара. Здесьнаходится однафреска, котораяотображаетдлинный путь,пройденныйот человекаТаутавеля,через Марксаи Эйнштейна,чтобы прийтик Доротэ Бис…Почемубы не спастиэту фрескудекомпозиции?Позже спелеологиее откроют, вто же самоевремя, когданекая культурасделала выборв пользу самопогребения,чтобы окончательноускользнутьот собственнойтени, заживопохоронитьсвои соблазныи приемы, какбудто она ужепосвящала ихдругому миру.

 

Clone story

 

Из всех протезов,отмечающихисторию тела,двойник безсомнения самыйдревний. Нодвойник какраз и не протез:это воображаемыйобраз, который,таковы душа,тень, изображениев зеркале, неотступнопреследуетсубъект каксвоего Другого, который делаеттак, что тотстановитсяодновременносамим собойи больше никогдане похожим насебя, которыйпреследуетего как едвауловимая ивсегда предотвращеннаясмерть. Не всегда,тем не менее:когда двойникматериализуется,когда он становитсявидимым, онозначает неизбежнуюсмерть.

Иными словами,мощь и воображаемоебогатстводвойника, те,в которыхразыгрываютсястранностьи в то же времяинтимностьсубъекта поотношению ксамому себе(heimlich / unheimlich)77,основываютсяна его нематериальности.На том факте,что он есть иостается фантазмом.Каждый можетмечтать, и долженбыл мечтатьвсю свою жизньоб удвоенииили совершенномразмножениисобственногосущества, новсе это остаетсятолько мечтой,и разрушаетсебя в желаниипревратитьсон в реальное.Так же обстоитдело и с (примитивной)сценой соблазна:он выполняетсятолько, еслиявляется результатомфантазии, смутнымвоспоминанием,никогда небывая реальным.Нашей эпохепринадлежаложелание предаватьэтот фантазм,так же как идругие [фантазмы],экзорцизму,то есть желаниереализоватьего, материализоватьего во плоти,в костях, посредствомтотальнойбессмыслицы,заменить игрудвойника нанеуловимыйобмен смертис Другим в вечностиТого же самого.

Клоны. Клонирование.Человеческоечеренкованиедо бесконечности,каждая клеткаиндивидуальногоорганизма,способнаяповторно статьматрицей идентичногоиндивида. ВСоединенныхШтатах несколькомесяцев назадребенок родилсяякобы подобногерани. Черенкованием.Первый ребенок-клон(происхождениеиндивида посредствомрастительногоразмножения).Первый рожденныйиз единственнойклетки единственногоиндивида, его«отца», единственногопроизводителя,точным ответомкоторого он,вероятно, является,совершенныйблизнец, двойник78.

Мечта о вечномрождении близнецов,замещенномсексуальнымзачатием, котороесвязано сосмертью. Клеточныйсон о размноженииделением, самаячистая формародства, посколькуона позволяет,наконец, обойтисьбез другого,и идти от тогоже самого ктому же самому(правда необходимоеще пройтичерез маткуженщины, и через очищеннуюзародышевуюклетку, но этаопора эфемерна,и в любом случаеанонимна: женскийпротез мог быего заменить).Одноклеточнаяутопия, котораяпутем генетики,ведет сложныесущества ксудьбе простейших.

Не это линеосознанноестремлениек смерти толкает,возможно, существа,наделенныеполовыми признаками,регрессироватьв сторону формывоспроизводства,предшествующейобразованиюпола (не эта ли, впрочем,размножающаясяделением форма,эта репродукцияи пролиферацияпутем чистойсмежности,является длянас, в самойглубине нашеговоображения,смертью инеосознаннымстремлениемк смерти – тем,что отрицаетсексуальностьи желает уничтожитьее, сексуальность,являющуюсяносителемжизни, то естькритическойи смертельнойформы воспроизводства?)и толкает их,возможно,одновременнометафизическик отрицаниюлюбого различия,любого искаженияТого же самого,для того, чтобыстремитьсятолько к увековечениюидентичности,прозрачностигенетическойзаписи, непредназначеннойбольше дляперипетийпорождения?

Оставимнеосознанноестремлениек смерти. Можетбыть речь офантазме порождатьсебя? Нет, таккак он всегдаисходит изобразов материи отца, родительскихсексуальныхобразов, которыесубъект можетмечтать стереть,заменив ихсобой, но, совершенноне отрицаясимволическуюструктурузачатия: статьсвоим собственнымребенком, этозначит еще бытьчьим-то ребенком.В то время какклонированиерадикальноуничтожаетМать, точно также как и Отца,сплетение ихгенов, смешениеих различий,но особеннодуальный акт,каковым являетсяпорождение.Выделительклонов непорождается:он распускаетсяиз каждого изсвоих сегментов.Можно размышлятьо богатствеэтих растительныхответвлений,которые разрешаютв результатевсю эдиповусексуальностьв пользу «нечеловеческого»пола, сексапутем смежностии немедленногоразмножения– на самом делеречь не идетбольше о фантазмепорождатьсамого себя.Отец и Матьисчезли, не впользу случайнойсвободы субъекта;в пользу матрицы,называемойкодом. Большени матери, ниотца: матрица.И именно она,матрица генетическогокода, «рожает»отныне добесконечностив операциональномрежиме, избавленномот любой случайнойсексуальности.

Более и никакогосубъекта, посколькуидентифицирующаяредупликациякладет конецего делению.Стадия зеркалауничтожаетсяв клонировании,или скорее онатам присутствуетв виде чудовищнойпародии. Клонированиетем более неоставляетместо, и по тойже самой причине,нарциссическойи древней мечтеоб отображениисубъекта в егоидеальном alterego,так как этоотображениееще проходитчерез образ:тот, в зеркале,в котором субъектотчуждается,чтобы сноваобрести себя,или тот, соблазнительныйи смертельный,в котором субъектсебя видит,чтобы умеретьв нем. Ничегопохожего вклонировании.Больше никакогопосредника,никакого образа– лишь индустриальныйобъект, каковымявляется отражениетого, идентичного,который преследуетего в серийности.Один никогдане являетсямиражом, идеальнымили смертельным,другого, онимогут лишьприплюсовыватьсядруг к другу,и если они могуттолько приплюсовыватьсядруг к другу,значит, что ониникогда не былизачаты сексуальнои им неведомасмерть.

Речь не идетдаже о рожденииблизнецов, таккак в Близнецахимеет местоспецифическаячистота, и особенноеослепление,священное,числа Два, того,что в количестведвух изначально,и никогда небыло одним. Вто время какклонированиеувековечиваетповторениетого же самого:1 + 1 + 1 + 1, и т.д.

Ни ребенок,ни близнец, нинарциссическийотблеск, клонявляетсяматериализациейдвойника посредствомгенетики, тоесть, посредствомуничтожениялюбого отличияи любого воображения.Которая [материализация]смешиваетсяс экономиейсексуальности.Безумный апофеозпроизводительнойтехнологии.

Сегмент ненуждается ввоображаемоймедиации длявоспроизведения,не белее чемземляной червь:каждый сегментчервя воспроизводитсянапрямую какцелый червь,в точности, каки каждая клеткаамериканскогоГенеральногоПрезидента-директораспособна датьнового ГенеральногоПрезидента-директора.В точности каккаждый фрагментголограммыможет повторностать матрицейцелой голограммы:информацияостается полной,возможно, смельчайшимопределением,в каждом израссредоточенныхфрагментовголограммы.

Именно такнаступает конецтотальности.Если вся информацияобретаетсяв каждой из еечастей, ансамбльтеряет свойсмысл. Это также означаетконец тела,этой сингулярностиназываемойтелом, чей секретсостоит именнов том, что ононе может бытьсегментированона дополнительныеклетки, в том,что оно являетсянеделимойконфигурацией,о чем свидетельствуетего половаяпринадлежность(парадокс:клонированиедо бесконечностибудет фабриковатьсущества сполом, похожихна их модель,в то время каксам секс становитсяпри этом бесполезнойфункцией – нов действительностиполовые органыне являютсяфункцией, этото, что делаеттело телом, этото, что превосходитвсе части, всеостальныефункции этоготела). Половыеорганы (илисмерть: в этомсмысле это однои то же) это то,что превосходитвсю информацию,которая можетбыть собранана теле. Однакогде собранався эта информация?В генетическойформуле. Вотпочему онадолжна обязательножелать пробиватьсебе путь автономнойрепродукции,независимойот сексуальностии смерти.

Био-физио-анатомическаянаука уже,препарированиеморганов и функций,начинает процессаналитическойдекомпозициитела, а микромолекулярнаягенетика являетсялишь ее логическимследствием,но на высшемуровне абстракциии симуляции,ядерном уровне,уровне клетки,задающей команду,уровне непосредственногенетическогокода, вокругкоторой разыгрываетсявся эта фантасмагория.

В функциональном и механистическомвидении, каждыйорган являетсяеще толькочастичным идифференцированнымпротезом: ужесимуляция, но«традиционная».В кибернетическоми информатическомвидении этомельчайшийнедифференцированныйэлемент, этокаждая клеткатела, котораястановится«эмбриональным»протезом этоготела. Именногенетическаяформула, записаннаяв каждой клетке,становитсянастоящимсовременнымпротезом всехтел. Если протезвообще являетсяартефактом,который замещаетнеполноценныйорган, то молекулаДНК, обладающаяполной информациейотносительноэтого тела,является протезомв высшей степени,протезом, которыйпозволит бесконечнопродолжатьэто тело посредствомнего самого– само тело приэтом являетсялишь бесконечнойсерией этихпротезов.

Кибернетическийпротез бесконечноеще более тонкийи искусственный,чем механическийпротез. Посколькугенетическийкод не является«натуральным»:как и любаяавтономизированная и абстрактнаячасть целогостановитсяискусственнымпротезом, которыйфальсифицируетэто целое, заменяяего собой(pro-thesis:его этимологическийсмысл79),можно сказать,что генетическийкод, в которомстремитсясжаться целостностьсущества, посколькувся «информация»данного существамогла бы бытьв нем заключена(именно в этомсостоит невероятнаяжестокостьгенетическойсимуляции) этоартефакт,операциональныйпротез, абстрактнаяматрица, которойсмогут воспользоваться,и более непосредствомрепродукции,а при помощичистого и простого продлениясрока действия,идентичныесущества, подписанныена одни и те жекоманды.

 

«Моегенетическоенаследие былораз и навсегдаопределенов тот момент,когда некийсперматозоидвстретил некуюяйцеклетку.Данное наследиесодержит рецептвсех биохимическихпроцессов,которые реализовалименя и обеспечиваютмое функционирование.Копия этогорецепта вписанав каждую издесятков миллиардовклеток, которыесоставляютменя сегодня.Каждая из нихзнает, как меняфабриковать;прежде чемстать клеткоймоей печениили крови, онаявляется клеткойменя. Так, теоретическивозможно произвестииндивида, идентичногомне, из однойиз них ».(Профессор А.Жакар).

Клонирование,таким образом,представляетпоследнююстадию в историимоделированиятела, стадию,в которой индивид,сведенный ксвоей абстрактнойи генетическойформуле, обреченна серийноеразмножение.Необходимовспомнить здесьо том, что УолтерБенджаминговорил опроизведенииискусства вэпоху его техническойвоспроизводимости.То, что потерянов серийновоспроизводимомпроизведении,так это егоаура, единичноекачество здесьи сейчас, егоэстетическаяформа (оно ужераньше потерялосвою ритуальнуюформу в эстетическомкачестве), и всвоей неотвратимойсудьбе воспроизводстваоно приобретает,согласно Бенджамину, политическую форму. Что потеряно,так это оригинал,который способнавоссоздатьв качестве«аутентичного»лишь история,сама являясьностальгическойи ретроспективной.Самой продвинутой,самой современнойформой этогоразвития, описаннойтакже в кино,в фотографии,и современныхмасс-медиа,является таформа, в которойоригинал дажеуже больше ине имеет место,так как вещиизначальнозадуманы сфункцией ихбезграничнойрепродукции.

Это именното, что происходитс нами отнынене только науровне сообщений,но и на уровнеиндивидов вслучае с клонированием.В действительности,это то, чтопроисходитс телом, посколькуоно само задуманоотныне толькокак сообщение,как склад информациии сообщений,как информатическаясубстанция.Таким образом,ничто непротивопоставляетсяего серийнойрепродуциремостив тех же понятиях,которыми пользуетсяБенджамин дляиндустриальныхобъектов имасс-медийныхобразов. Имеетместо прецессиярепродукциисамой продукции,прецессиягенетическоймодели всемвозможнымтелам. Именновторжениетехнологиируководитподобнымопрокидыванием,технологии,которую Бенджаминуже описывалв своих крайнихпоследствияхкак тотальныймедиум, но ещев индустриальнуюэпоху – гигантскийпротез, которыйуправлял поколениемидентичныхобъектов иобразов, ничемнеотличимыхдруг от друга– не замышляяеще современногоуглубленияэтой технологии,делающей возможнымпоколениеидентичныхсуществ, безвозврата когда-либок существуоригинальному.Протезы индустриальноговека еще внешние,экзотехнические,те, которыезнакомы нам,разветвленыи интериоризированы: эзотехнические. Мы живем в векмягких технологий,генетическогои ментальногоsoftware80.

Пока протезыстарого золотогоиндустриальноговека былимеханическими,они еще обращалиськ телу, чтобымодифицироватьиз него образ– они сами, обратимо,были обращеныв воображаемое,и этот технологическийметаболизмтакже являлсячастью образатела. Но когдадостигаетсяточка невозможноговозврата (dead-line)в симуляции,то есть, когдапротез углубляется,интериоризируется,проникает ванонимное имикроиолекулярноесердце тела,как только онпротивопоставляетсятелу даже как«оригинальная»модель, сжигаявсе последующиесимволическиепути, любоевозможное телоявляется приэтом лишь егонезыблемымповторением,тогда наступаетконец тела, егоистории, и егоперипетий.Индивид теперьне более, чемраковый метастазсобственнойбазовой формулы.Все индивиды,появившиесяпосредствомклонированияиз индивидаХ, являются лиони чем-то ещекроме раковогометастаза –пролиферациейодной и той жеклетки, такой,какую можновидеть в раковойболезни? Существуеттесная связьмежду основнойидеей генетическогокода и патологиейрака: код обозначаетнаименьшийэлемент, минимальнуюформулу, к которойможно свестицелого индивида,и такого, которыйспособенвоспроизводитьсятолько идентичнымсамому себе.Рак означаетпролиферациюбазовой клеткидо бесконечности,не принимаяво вниманиеорганическиезаконы единства.Так же происходитв клонировании:ничто болеене противопоставляетсяпродлению Тогоже самого,беспрестаннойпролиферацииединственнойматрицы. Когда-тосексуальноепроизводствоеще противопоставлялосьэтому, сегодняможно наконецизолироватьгенетическуюматрицу идентичности,и возможноуничтожитьвсе дифференциальныеперипетии,которые составлялислучайный шарминдивидуумов.

Если всеклетки изначальнозадуманы каксредоточиеодной и той жегенетическойформулы, то чемеще они являются– не толькоидентичныеиндивиды, новсе клеткиодного и тогоже индивида– как не раковымразрастаниемэтой основнойформулы? Метастаз,начатый синдустриальныхобъектов,заканчиваетсяв клеточнойорганизации.Бесполезноспрашиватьсебя, являетсяли рак болезньюкапиталистическойэры. В действительностиэто болезнь,управляющаявсей современнойпатологией,потому что онасама есть формавирулентностикода: обостренноеизлишествоодних и тех жезнаков, обостренноеизлишествоодних и тех жеклеток.

Сцена телаизменяетсяна протяжениинеобратимойтехнологической«прогрессии»:от солнечногозагара, которыйуже соответствуетискусственномуиспользованиюнатуральнойсреды, то есть,созданию изнего протезатела (сам онстановитсясимулированнымтелом, но гдеона, истинатела?) – к домашнемузагару припомощи иоднойлампы (еще стараядобрая механическаятехника) – кзагару припомощи пилюльи гормонов(химическийи вводимый вжелудок протез)– и, наконец, кзагару вмешательствомв генетическуюформулу (несравнимоболее продвинутаястадия, но все-такипротез: простоон окончательноинтегрирован,он даже не проходитбольше, ни черезповерхность,ни через отверстияв теле), а происходитот различныхтел. Метаморфозыпроизошли сосхемой всегоансамбля.Традиционныйпротез, служащийвосстановлениюотказавшегооргана, не меняетничего в основноймодели тела.Трансплантацияорганов относитсявсе еще к этомупорядку. Но чтосказать о ментальноммоделированиипри помощипсихотропныхвеществ и наркотиков? Сцена тела здесь уже изменена.Психотропноетело это телосмоделированное«изнутри», непроходя большечерез перспективноепространстворепрезентации,зеркала и дискурса.Тело молчаливое,ментальное,уже молекулярное(и больше незеркальное),напрямуюметаболизированноетело, лишенноепосредническогоакта или взгляда,имманентноетело, без отличий,без мизансцены,без трансценденции,тело, обреченноена имплозивныеметаболизмыцеребральных,эндокринныхвыделений,сенсорное тело,но не чувствительное,посколькуподключенноелишь к собственнымвнутреннимтерминалам,а не к объектамперцепции (поэтой причинеего можно заключитьв «белую», нулевуюсенсорность,достаточноотключить егоот собственныхсенсорныхпределов, некасаясь окружающегомира), уже гомогенноетело, на этойстадии тактильнойприспособляемости,ментальнойгибкости,психотропностисо всех сторон,близкое ужек ядерной игенетическойманипуляции,то есть, к абсолютнойпотере образа,тела без возможнойрепрезентации,ни в отношениидругих, ни вотношении самихсебя, тела, лишенныесобственногосуществованияи смысла преображениемгенетическойформулы илибиохимическимвлиянием достепени не-возврата,апофеоз технологии,которая самастала интерстициальной и молекулярной.

 

ПРИМЕЧАНИЕ

 

Необходимоиметь в виду,что раковаяпролиферацияэто также молчаливоенеповиновениепредписаниямгенетическогокода. Рак, еслион подчиняетсялогике ядерногоинформационноговидения живыхсуществ, такжеявляется егочудовищнымразращениеми отрицанием,поскольку ведетк тотальнойдезинформациии распаду.«Революционная»патологияорганическогоразъединения,сказал бы РишарПинас, in: Fictions («Синоптическиезаметки поповоду таинственногозла») Энтропийныйпсихоз организмов,противостоящийнегэнтропииинформационныхсистем. (Все таже ситуация,что и с массамивизави с социальнымиструктурированнымиформациями:массы такжеявляются раковымиметастазамиза пределамивсякой социальнойорганизованности).

Та же двусмысленностьи в случае склонированием:оно одновременноявляется итриумфом главнойгипотезы, гипотезыкода и генетическойинформации,и эксцентричнойдисторсией,разрушающейих связь. Впрочем,вероятно (ноэто оставленобудущей истории),что даже «клонированныйблизнец» никогдане будет идентиченсвоему производителю,никогда небудет тем же,не потому лиэто, что до негобудет еще один. Он никогдане будет «таким,каким его всамом себеизменит генетическийкод». Тысячиинтерференцийсделают изнего, несмотряни на что, иноесущество, укоторого вточности будуттакие же голубыеглаза как и уего отца, то,что не являетсяновым. И экспериментированиес клонированием,вероятно, покрайней мере,будет обладатьпреимуществомпродемонстрироватьрадикальнуюневозможностьвзять под контрольпроцесс толькопри помощиконтроля надинформацией и кодом.

 

Голограммы

 

Фантазм отом, чтобы схватитьживую реальностьпродолжается– с тех пор какНарцисс склонилсянад источником.Застигнутьреальное, чтобыостановитьего, отложитьреальное насрок его двойника.Вы склоняетесьнад голограммой,словно Бог надсвоим творением:только Богобладает этойвластью проходитьсквозь стены,сквозь существа,и снова оказыватьсябестелеснопо ту сторону.Мы мечтаемпройти сквозьнас самих иоказаться поту сторону: втот день, когдаваш голографическийдвойник будеттам, в пространстве,предположительнодвигающийсяи говорящий,вы реализуетеэто чудо. Конечно,это больше небудет мечтой,и шарм потеряется.

Телестудиятрансформируетвас в голографическихперсонажей:создаетсявпечатление,будто васматериализовалив пространствепри помощисвета прожекторов,как прозрачныхперсонажей,пересекаемыхмассой (массоймиллионовтелезрителей),в точности также как вашарука без сопротивленияпересекаетнереальнуюголограмму– но не безпоследствия:то, что она прошлачерез голограмму,сделало ее самутакой же нереальной.

Галлюцинациятотальна идействительноослепительна,как толькоголограммапроецируетсяна переднейчасти щита так,что ничто васот нее не отделяет(в противномслучае э



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: