ЗАКОНЫ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ТАМОЖЕННЫМИ ОРГАНАМИ




Законы управления устанавливают общие, существенные и необхо­димые связи между изучаемыми явлениями. Они объективны и не за­висят от сознания и воли людей.

Управлению, как и любой другой науке, свойственны свои соб­ственные законы. К ним относятся: закон единства системы управле­ния, закон пропорциональности, закон оптимального соотношения централизации и децентрализации функций управления, закон соот­носительности управляющей и управляемой систем и др.

Действие закона единства системы управления проявляется: в не­разрывной цепи отношений управления от высших органов государ­ственного управления до низших его звеньев; непрерывности, рит­мичности, согласованности всех операций, стадий и этапов процесса управления; единстве управления всеми составными частями глобаль­ных целей и интересов людей; единстве функций и методов управле­ния; единстве требований к сотрудникам аппарата управления.

Закон пропорциональности определяет, что важнейшей задачей управ­ления является организация непрерывного сопряжения составных ча­стей системы. Пропорциональность измеряется тем, насколько полно и четко будет обслужена основная деятельность системы, чтобы она могла с минимально возможными затратами дать необходимый эффект.

Централизованное управление представляет собой такое построение системы управления и такую организацию ее функционирования, при которой существует непрерывная и достаточно устойчивая подчинен­ность каждого звена социально-экономической системы централь­ным органам управления.

Централизованное управление не означает предельно жесткой ре­гламентации деятельности каждого звена системы. Для каждого этапа развития системы существует свой оптимальный уровень централиза­ции, под которым понимается максимальное соответствие форм цен­трализации управления реальным потребностям системы, выражаю­щим уровень ее развития.

В управлении очень важно, на каком уровне иерархии принимается решение, для какого уровня оно предназначено, как далеки между со-Сюй эти уровни. Чем выше уровень, на котором принимается решение, и ниже звено, для которого оно предназначено, тем степень централи­зации управления выше.

Суть закона соотносительности управляющей и управляемой систем состоит в соответствии управляющей системы управляемой. Измене­ние этой соотносительности происходит под воздействием различных факторов, главным образом организационных и экономических. Пре­жде всего, уровень сферы управления должен соответствовать уровню оперативно-служебной деятельности.

Таким образом, основные положения теории управления группиру­ются вокруг ее законов и через них обнаруживают связь друг с другом, так как именно в них раскрываются содержание теории управления, основные функции, методы и структуры, а также особенности процес­са управления. Поэтому главным в использовании законов управле­ния является системный подход. Он позволяет системно выразить их требования и определить оптимальный вариант функционирования и развития всей системы.

Под принципами управления понимаются руководящие идеи, прави­ла, основные положения и нормы поведения, которыми руководству­ется управляющая система.

В практике управления государственными органами применяются общие, частные и организационно-технологические принципы.

Общие принципы — это стратегические нормы управления и они действуют во всех сферах и подсистемах таможенных органов. Одна­ко действуют они специфически в каждой управленческой системе. Даже перечисление основных общих принципов управления, таких как системность обратной связи, информационной достаточности, оптимальности, соподчиненности и ряда других, а также их диалек­тическое влияние на систему управления в таможенных органах под­тверждает это.

Системность — ведущий принцип управления. По характеру взаи­моотношений системы бывают открытые и закрытые.

Для таможенных органов характерен смешанный тип системы. С одной стороны, это система с жесткой детерминированностью и ор­ганизация с устойчивостью, равновесностью и линейностью развития, что и определяет соответствующий характер управления.

С другой стороны — это система с обменом информацией с внеш­ним миром, со случайным, вероятным характером процессов, выво­дящим случайность на определяющие позиции.

Смешанный тип системности управления в таможенных органах означает, что жесткий, директивный характер управления с призна­ками открытых систем, предполагающих невозможность редуциро­вания управленческой системы от высшего уровня до низшего, когда различные уровни управления образуют не просто вертикаль, а си­стему, в которой должны быть предусмотрены их особенности и пре­рогативы.

Системность в управлении таможенными органами обеспечивает и совершенствует структурное и функциональное единство системы.

Чем сложнее задачи, стоящие перед таможенными органами, тем большую значимость приобретает принцип обратной связи системы. Информация позволяет субъекту управления иметь представление о состоянии системы в данный момент времени, о достижении задан­ной цели, с тем чтобы воздействовать на систему и обеспечить выпол­нение управленческих решений. Богатство обратных связей внутри системы управления позволяет многократно дублировать информационные сигналы и команды, затрудняя возможность скрыть их или исказить эти связи.

Принцип информационной достаточности обозначает, что в условиях небывалого роста объемов информации, в том числе управленческой, огромное значение приобретает интенсификация информационных процессов. В этом вопросе руководство и коллегия ФТС, ГНИ ВЦ предпринимают активные меры по созданию информационных си­стем, отвечающих задачам таможенного дела.

Достижение в таможенных органах поставленной цели в возможно более короткие сроки и при меньших затратах материальных средств и энергии сотрудников составляет — принцип оптимальности управления.

Его реализация в таможенных органах осуществляется с помощью необходимых органов управления, функционально соответствующих управляемому объекту; принятием управленческих решений на осно­ве информации, объективно отражающей состояние объекта управле­ния; наличия отлаженного механизма обратной связи, посредством которой объект мог бы посылать информацию об эффекте принятых решений, а субъект управления был бы в состоянии корректировать или изменять их.

Оптимальность управления в таможенных органах обеспечивается различными методами и средствами.

Имеют важное значение в таможенной системе и находятся в раз­ной степени реализации такие принципы управления, как соподчи­ненности, и ряд других.

Частные принципы управления подразделяются на две большие груп­пы: принципы, применяемые в экономической, социально-полити­ческой и духовной сферах деятельности и принципы, имеющие место в таможенных органах, как государственной правоохранительной ор-ишизации.

К группе принципов необходимо отнести: законности; централиза­ции с предоставлением возможности проявлять инициативу в опре­делении способов выполнения задач; оперативного реагирования на изменение обстановки; непрерывности, оперативности, твердости, настойчивости и гибкости управления; принципа ответственности, преемственности, нацеленности на конечный результат и др.

С другой стороны, управление в государственных органах бази­руется и на таких частных принципах, как: принципы организации и действия государственной службы; осуществления оперативно-розыскной деятельности; морали; подбора кадров, их обучения и вос­питания и ряд других.

Организационно-технологические принципы управления лежат в осно­ве организационно-распорядительной и административно-исполни­тельской деятельности руководителей государственных органов.

К ним можно отнести принципы: единоначалия, сочетания централь­ного, регионального и местного управления, конкретности, разделе­ния труда, принципы иерархии, единства распорядительства и одного начальника, делегирования полномочий, диапазона управления и др.

Особо необходимо дать анализ реализации принципа единонача­лия. В тможенных органах принцип единоначалия действует на всех уровнях руководства, так как руководители таможенных органов за­конодательно наделены правами и функциями единоначальника. Это выражается в следующем:

• полноте и объеме властных полномочий для решения постав­ ленных задач;

• наличии законодательного обеспечения реализации этой функ­ции и ответственности государства за предоставленные права;

• кадровом и структурном обеспечении реализации прав руково­дителей-единоначальников;

• материальном и финансовом обеспечении правоохранительной деятельности со стороны государства;

• наличии государственных гарантий социальной защищенности персонала военизированной и правоохранительной структуры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: