Пример. Ребенок (О) должен найти свою Достойную Цель (Ц1). Для этого нужна энергия творческого воспитания (П1, представление рамок затрачиваемой энергии и информации), без обязательной школы (С2).
Теперь для выбора инструмента (С1) мы используем вышеописанное представление действия (Д1). Что нужно сделать? Дать книги, развивающие творчество или помогающие встретить Чудо (например, книга “Троя”, подаренная отцом Г.Шлимана), или показать пример. Инструментом будут родители или умный творческий учитель. Сочетание Цели и Представления будет направлением к нюансу на более глубоком уровне.
Источник задачи “КАК СТАТЬ ГЕНИЕМ: Жизненная стратегия творческой личности”, Альтшуллер Г.С., Верткин И.М., - Минск, Беларусь, 1994. - 479 с.
Пример из мира стратегий бизнеса.
«Сейко», «Касио» (Seiko, Casio) и другие азиатские компании расширили свои производственные мощности по производству дешевых часов и агрессивно переместились на товары более дорогого уровня, в то время как Швейцария продолжала изготавливать до 97% дорогих часов. К 1970 году они потеряли рынок дешевых часов, потеряли рынок часов средней цены. Эрнст Томке становится президентом швейцарского часового предприятия.
Японцы захватили рыночную нишу дорогих часов посредством широко разрекламированных сверхплоских часов, в сравнении с которыми швейцарские выглядели громоздкими и неуклюжими.
Президент компании “ETA” не стал играть на “поле”, где противник сильней. Он выбрал стратегию изменения технологии производства механических часов. Ведь Швейцария славилась механическими часами. Эрнст Томке ориентировался на представления тех, кто наиболее восприимчив к нестандартным часам. Молодые люди стали активными покупателями часов “Swatch”.
|
“Главный администратор SMN Николас Хэйек в интервью журналу «Гарвард Бизнес Ревю» (Harvard Business Review) поведал, что история с часами «Свотч» преподала фирме два урока:
— Во-первых, оказалось возможным создать высококачественную, ценную продукцию массового спроса в стране с высокой заработной платой при низкой себестоимости этой продукции. Обратите внимание, я сказал «создать», а не просто спроектировать и продать. Все наши «Свотчи» мы делаем в Швейцарии, где самый молодой секретарь зарабатывает больше старшего инженера в Таиланде или Малайзии. Мы все — глобальные компании, и ведем конкурентную борьбу на международном рынке. Но это не означает, что мы нарушаем верность по отношению к своей стране. Мы должны строить и создавать там, где живем. Когда страна теряет технологию и высококлассных специалистов, нужных для производства, она теряет способность создавать благосостояние, она теряет финансовую независимость. Нам надо изменить рефлекторную, инстинктивную реакцию на компании, выпускающие продукцию массового спроса, — ведь у нас принято считать, что таким фирмам место только в Азии или Мексике. Глава фирмы должен сказать своим служащим: «Мы изготовим это изделие в нашей стране, причем с низкой себестоимостью и более высокого качества, чем кто-либо и где-либо в мире, а уж люди сообразят, как это выполнить”.
Источник «Как спасли швейцарскую часовую промышленность». Секреты успеха великих компаний (52 истории из мира бизнеса и торговли).-СПБ: Питер Пресс, 1995. — 256 с. – (Серия “Бизнес без секретов”).
|
***
Удобно использовать квадрат для проектирования образа решения. Быстро нарисовав в тетради квадрат, можно приступить к анализу ситуации. Квадрат запоминается легко, также как и схема. В течение нескольких дней работы со схемой или квадратом образ расположения элементов остается в памяти как экран. Это существенно помогает визуализировать решение задачи без помощи других инструментов. Решение производится на мысленном экране.
Формулы метода
C2 может быть =C1 или =О или их параметрами. Например, у человека есть две роли в жизни – муж и директор. В этом случае С1 и С2 будут его субличностями, архетипами или сферами жизни.
Если П=? (Х), то П= внутренний Ресурс С1,С2,О. Ресурс – это то, что описано в ТРИЗ, как вещественно-полевые ресурсы. Для коллективов или отдельных людей – любые ресурсы, вплоть до Духовных.
Если в Д1 =“Не Действие”, то на этой ленте или ленте другого уровня Д1=АнтиД2 или “неД” (в отражении наоборот Д2=АнтиД1 или “неД”).
ИКР: Объект сам Ц2+П2-С1. ИКР: Объект сам Ц1+П1-С2.
ИКР – это направление представления идеального конечного результата события. ИКР – это выделенная в памяти область, где все само собой происходит сказочным образом. А по формуле – примерное описание.
Уровни лент
Что такое ленты?
Это ленты Мёбиуса. Задача одна, а уровней переходов: три в простых, и множество – в сложных задачах. Сложные задачи – это глубокий поиск среди нюансов представления (П), которое выведет на даровой ресурс. Сложность от слова “Ложь”.
Если ответ не найден сразу на первом уровне, то на втором уровне работа с представлениями ведется с использованием АнтиП и С-это Х-элемент. На первом уровне видно, что система работает не так, как нам нужно. По линии Ц1-П1 появился нежелательный эффект, Ц2-П2. Значит на следующем уровне идеальной системой (событием) будет НЕ Ц2-П2.
|
На первом уровне ленты – расстановка. Пристрелка.
На втором уровне выход на Х-элемент и АнтиПредставление.
На третьем уровне – АнтипредставлениеАнтипредставления. Как правило, на третьем уровне практически нет слов. Именно это и дает сильные ходы. Найдя хоть одну зацепку в образе, вся картина воссоздастся сама собой, раскрывается.
По схеме проводится работа по формулам и тщательный анализ данных о событии.
Три уровня лент
Расставляя части системы, получается игра. Играет одна система против другой за обладание ресурсом – объектом.
Схемы в методе “Прообраз” построены на элементах, которые расположены так, что противоречия не выявляются, а располагаются на схеме. Не нужно вытягивать противоречия из текста задачи, а нужно собрать «пазл» на схеме или в квадратах табличной формы.
Суть такого способа составления противоречия – наглядность.
Эффект от метода – создание компьютерных программ (баз данных ситуаций). Анализируемые объекты в задаче расположены в блоках, которые имеют отношение друг к другу, как противоречия. При сборе картотек или компьютерных баз данных по этому методу будет легче создавать нужные стандарты разрешения социальных противоречий.
Вепольный анализ социальных систем упрощается тем, что картину проблемной ситуации будет видно сразу.
По схеме, которую я назвал Лентами (аналогия с лентами Мёбиуса), можно проводить причинно-следственный анализ и антиаварийный (диверсионный) анализ.
Бизнес-кейс (задача)
О Калустии Гульбенкяне, по прозвищу “Господин 5 %”.
Эту задачу я сделал давно. Она хороша для демонстрации разных инструментов ТРИЗ. В этой статье я покажу использование АРИЗ-85В для решения бизнес-задачи. АРИЗ устраняет широкий круг неопределенности в условии задачи и направляет к поиску частиц (для технических систем) и нюансов для социальных систем. АРИЗ не дает технического или юридического решения, как и схемы метода “Прообраз”, но даёт образ решения.
Проблемная ситуация. В 1912 году, при содействии президента “Роял Датч Шелл”, инженер Гульбенкян создаёт “Теркиш Петролиум Компани”. Учредителями стали несколько банков, “Роял Датч Шелл” и сам Гульбенкян, за которым осталось 40% акций. Позже наступил момент борьбы за влияние в компании.
Что делать? Гульбенкян видел будущее. Нефть станет источником невероятных доходов, что хорошо, но обострится борьба за власть над этим рынком, что плохо. Терять такие доходы тоже не хотелось. Возникло противоречие.
Какое решение нашел будущий миллиардер?
Решение задачи по А Р ИЗ85-В.
1.1 ТС для обеспечения Калустия Гульбенкяна деньгами.
Включает: Гульбенкяна, компанию по добыче нефти, акционеров 60% акций, 40% акций в собственности Гульбенкяна.
ТП-1: Если Гульбенкян владеет 40% акций, то он получает прибыль компании, но ему угрожают другие акционеры.
ТП-2: Если Гульбенкян не владеет 40% акций, то ему не угрожают другие акционеры, но он не получает прибыль.
Необходимо при минимальных изменениях в системе обеспечить жизнь Гульбенкяна при постоянном получении прибыли компании.
1.2 Конфликтующая пара.
Изделие: Гульбенкян.
Инструмент: 40% акций
1.3 Графические схемы.
1.4 Выбор ТП: ТП-1: брать деньги.
1.5 Усиление ТП: Гульбенкян получает 100% прибыли компании и погибает.
1.6 Задача min: Необходимо найти такой Х-элемент, который сохраняет способность Гульбенкяна получать прибыль компании и устраняет угрозу его жизни.
2. Анализ модели задачи.
2.1 Оперативная зона изделия и инструмента: юридическое пространство (поле).
2.2 Оперативное время конфликта: время владения 40% акций через год или два, так как шёл бурный рост рынка нефти.
Оперативное время не конфликта: время, до бурного роста нефтяного рынка.
Гульбенкян единственный, кто понимал, что скоро будет нефтяной бум. То есть угроза была в будущем.
2.3 Вещественно-полевые ресурсы.
Личностные — другие акционеры еще не понимали, насколько вырастет доход компании.
Вне системы: юридическое поле Англии. Законодательство строго соблюдалось.
Надсистема: договорные отношения в компании. Составление договора – легко.
3. Идеальный конечный результат.
ИКР-1.
Х-элемент, абсолютно не усложняющий систему и не вызывающий вредных явлений, устраняет угрозу жизни Гульбенкяну в будущем, когда будет нефтяной бум, в течение оперативного времени до нефтяного бума, в пределах оперативной зоны юридического договорного пространства, сохраняя Гульбенкяну получение прибыли компании навсегда.
3.3 Физическое противоречие ФП на макроуровне: юридическое договорное пространство в течение всей жизни Гульбенкяна должно приносить Гульбенкяну доход от прибыли компании, чтобы обеспечить его деньгами, и не должно приносить Гульбенкяну деньги, так как начнется борьба за регулирование рынка и власть в компании.
3.4 Формулировка ФП на микроуровне: в юридическом договорном поле должны быть нюансы (аналог частиц в ТРИЗ) юридических статей, «отчисляющие» Гульбенкяну процент от прибыли компании, и не должны быть такие нюансы, которые поставят его жизнь под угрозу из-за борьбы за власть в компании.
3.5 ИКР-2: Специальный договор с компанией всегда должен сам обеспечивать Гульбенкяна деньгами, когда компания получает прибыль, и договор сам не дает участвовать Гульбенкяну в борьбе за власть в компании, что лишает смысла его убивать другими акционерами.
Решение было найдено – обмен 40% акций на 5% по договору от прибыли компании. Это выводило Гульбенкяна из борьбы за власть в компании, но давало сверхдоходы компании. Юридическое поле Англии было стабильным, что дало возможность жить на 5% от прибыли постоянно растущей компании ещё и его сыну до старости (внуков не было).
Контроль ответа.
Можно ли было не делать такой комбинации с обменом? Можно, но тогда нужно стать как Дж.Д.Рокфеллер – бизнес-акулой.
Умение видеть нюансы, тонкости, различия в социальных системах даёт большое преимущество людям. Например, не каждый сможет овладеть профессией юриста, экономиста, психолога, предпринимателя, но каждый сможет с помощью ТРИЗ овладеть профессией решатель, которая приучает обращать внимание на нюансы изучаемой сферы. Это даст преимущество в выбранной сфере деятельности человека.