Одна проблема имеет две головы




На самом деле это оптический обман наших представлений о проблеме.

Слово одно, а представления разные. Почему так происходит?

В диалектике есть такие понятия как "вообще" и "наличное". Стул "вообще" — потребность удерживать человека в положении сидя на определенном расстоянии от пола. Это идея о том, какими должны быть "примерно" технические системы, которые удовлетворяют эту потребность. "Наличный" стул, то есть тот самый на котором вы сейчас сидите, появляется как материализация стула из “вообще” (идея функции) в конкретный "наличный" стул.

Представьте. Есть некая идея, которая хранится в памяти человечества. Как программный модуль, где описаны функции удержания человека над полом в положении сидя. К этому модулю присоединяется модуль ресурсов (поле представления о материальном воплощении идеи, условия, анкета, описание). В модуле ресурсов говорится, что стул должен быть из дерева определенной конструкции. Следующий модуль – цель. Цель определяет конкретно, зачем нужен стул. Если цель показать себя царем, то идея стула "вообще" материализуется как трон "наличный" для этого царя.

Для материализации идеи нужно иметь цель, иметь ресурсы, иметь идею. К этому, нужно еще иметь "отсутствие конкретного стула". То есть нежелательный эффект.

Любая проблема имеет две головы тянитолкая из всем давно известной сказки «Доктор Айболит».

«…Люди никогда не видели тянитолкаев, потому что тянитолкаи боятся людей: заметят человека — и в кусты! Других зверей вы можете поймать, когда они заснут и закроют глаза. Вы подойдете к ним сзади и схватите их за хвост. Но к тянитолкаю вы не можете подойти сзади, потому что сзади тянитолкая такая же голова, как и спереди.

Да, у него две головы: одна спереди, другая сзади. Когда ему хочется спать, то сначала спит одна голова, а потом другая. Сразу же весь он не спит никогда.

Одна голова спит, другая глядит по сторонам, чтобы не подкрался охотник. Вот почему ни одному охотнику не удавалось поймать тянитолкая, вот почему ни в одном цирке, ни в одном зоологическом парке этого зверя нет».

Понимаете почему проблемы не существует? Противоречие — это то, что не сходится в голове решателя «проблемы».

Из-за того, что у проблемы две головы – одна "вообще" и одна "наличная", трудно поймать проблему за хвост. Теперь это сделать проще, если использовать схему метода “Прообраз”, которая соединила противоречивые требования к объекту в одной схеме. Достаточно правильно расставить объекты и субъекты в задаче, имея базовые знания ТРИЗ, как тянитолкая и нет. А есть две лошади (любое животное). Только одна лошадь "вообще", а другая лошадь конкретно эта.

Один человек просит принести стул. Другой человек приносит конкретный стул. Но, конкретный стул не понравился просившему. Почему? Потому что не было уточнения. Не было оговорено поле Представления условий. На схеме это П1.

Для уточнения поля Представления желательно иметь под рукой таблицу эвристических вопросов (см. главу “Вопросы, которые расположены на схеме”).

Через поле Представления идея стула материализуется. Это дверь для энергии, силы, которая сможет осуществить идею. В ТРИЗ, одним из шагов алгоритма АРИЗ является уточнение оперативного времени и оперативной зоны конфликта. Это также как внимательно посмотреть на тянитолкая. Вглядеться. Надеть очки, взять микроскоп. И увидеть, что тянитолкай – это не одно животное, а две разные лошади (системы). Проблема похожа на две разрезанные пополам картинки склеенные между собой.

Ситуация. Нужен стул, чтобы сидеть за столом. На схеме — (О, объект) – это человек. Объект нужно изменить - усадить за стол.

Для этого нужно выполнить функцию удержания человека в сидячем положении. Это действие (Д1). Конкретный стул на схеме – С1.

Смысловая цепочка САО (субъект, акция, объект): C1-Д1-О1 стул удерживает человека.

Стул – это инструмент, субъект действия на объект. Точнее будет так – опора удерживает нижнюю часть спины человека.

Цель (Ц1) – сидеть за столом.

Представление (П1) – за этим столом, конкретно. Стул деревянный, энергия механическая.

Одна половина проблемы определена. Цель есть, действие есть, инструмент есть, поле известно. Будущее описано.

Проблемы вроде бы нет. А на самом деле есть. Стула С2 нет, но стул С1 как идея описан конкретно.

Нужен стул С2 реальный. А его нет. Это вторая голова тянитолкая. Нужен стул, но стула нет.

Придется сходить за стулом.

Оказалось, что проблема не одна. Это две разные системы, которые “живут своими жизнями”. Система стул "вообще" в голове и система стул в реальности, которого нет.

Другая ситуация. В 9-ти экранной схеме (системном операторе) мы описываем стул вообще. Как идею.

Очень редко идет анализ конкретной системы этого стула. Как он тут оказался? Кто его сюда принес? Используя схему талантливого мышления (системный оператор) всегда спрашивайте себя, о чем идет размышление. Анализ системы нужен "вообще" (от пенька до летающего стула) или от заготовки дерева до конкретного стула под нижней частью спины?

Такое понимание анализа имеет большие перспективы для решателя. Он понимает, что мир разный, а проблемы в том, что мы видим тянитолкаев там, где две лошади слились в одном образе.

В схеме “Прообраз” отображены две системы. Только эти системы не являются одной системой. Одна Ц1-Д1-С1-П1 – это желаемое будущее, идея. А Ц2-Д2-С2-П2 – это система фактическая.

Как правило, фактическая система имеет план диверсии по отношению к желаемому будущему. Она нежелательна решателю. Потому что показывает факт и опускает на землю. Приходится согласовывать реальность с мечтой. Согласуете – все заработает как надо.

Отсутствие стула будет описано так по схеме так:

Ц2 – почему нет стула?

Д2 – не удерживать человека.

С2 – стул, которого нет в наличии.

П2 – где и когда нет стула?

Такие схемы проносятся в голове моментально. И схема не нужна. А вот когда появится реальный тянитолкай, тогда нужно представить эту схему, расставить на ней объекты проблемы. Разрезать мысленно пополам. И разнести во времени или в пространстве. Так вы выйдете на физическое противоречие. Когда человек должен быть удержан сидя, потому что нужно сидеть за столом, и не должен быть удержан сидя, потому что нет стула.

Противоречие решается во времени. Стул принесут через 5 минут. Чтобы не перезапускать схему нужно уточнить П (представление о стуле).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: